Методика формирования коммуникативно-речевых умений и навыков младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Методическая разработка для начальной школы к урокаи литературного чтения и русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Методика формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников»

                                                          Составитель: учитель начальных классов Гребнева О.Н.

Важнейший показатель развития детей – их речь. В связи с этим современные программы по любому предмету нацеливают учителя на развитие речи учащихся в процессе всех видов занятий. Речь учащихся начальных классов заслуживает особого внимания.

Практика школы показывает:  ученик может грамотно написать, но в жизни без страха не умеет высказаться. Не случайно, в последнее время реализуется  новый коммуникативно-деятельностный подход в решении проблемы развития речи младших школьников, опирающийся на теорию речевой деятельности и направленный на овладение учащимися лингвистическими знаниями, коммуникативными умениями и навыками для дальнейшей эффективной коммуникации, т.е. полноценного общения в целом.  Размеры монологической речи различны: некоторые дети могут без подготовки связно рассказывать в течение 2 минут. Но большинство детей ограничиваются небольшими рассказами, состоящими из 4-5 предложений. В процессе обучения, постигая основы наук, дети усваивают много специальных слов, некоторые книжные конструкции – овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. Это приводит к печальным результатам: многие выпускники школы так и не овладевают в должной мере родным языком. Поэтому цель учителя, создавая ситуации свободного и интересного общения, совершенствовать устную речь учащихся в условиях благоприятного климата для речевого развития. Неразрывно с развитем устной речи связано развитие письменной.

В процессе изучения русского языка ученики начальной школы получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников начальной школы будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

• самостоятельно озаглавливать текст;

• составлять план текста;

• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и со относить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, за дачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

В процессе изучения русского языка ученики начальной школы должны  получить  возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, обеспечить в дальнейшем успешность процесса коммуникации в социуме. Русский язык должен стать средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

2.Цели и задачи

ЦЕЛИ

ЗАДАЧИ

1. Совершенствовать устную речь учащихся.

2.Формировать и совершенствовать письменную речь учащихся.

1.Учить ориентироваться в условиях общения, речевой ситуации (кому говорю, при каких обстоятельствах).

2.Учить произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиться точной интонации.

3.Учить вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные формы общения.

4. Учить уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: просьба, приглашение, пожелание, разговор по

телефону (ситуация - абонента нет дома, просьба передать информацию).

5. Учить воспроизводить содержание текстов с опорой на план или ключевые слова.

1.Учить читать осмысленно, плавно, достаточно бегло, выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому;

контролировать своё чтение.

2. Учить писать разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии и пунктуации.

3. Учить выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значение с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных справочных источников.

4. Формировать умения и навыки для работы с текстом (умение видеть смысловые части, их взаимосвязь, определять главную мысль, заглавие и т.д.).

5. Стимулировать развитие потребности в создании собственных текстов различной стилистической направленности.

Чтобы научить младшего школьника излагать свои мысли необходима методическая система по развитию речи, выстроенная на теории речевой деятельности. А это  предполагает, что, излагая мысли, коммуникант  должен  осуществлять деятельность в соответствии со всеми  этапами речевой деятельности: этап ориентировки, этап планирования,  этап реализации и этап контроля.

В свою очередь каждый этап речевой деятельности  требует сформированности у младших школьников жизненно необходимых коммуникативно-речевых умений.

Методика  формирования продуктивного коммуникативно-речевого умения создавать текст опирается на:

- осознанное усвоение понятий о тексте, его признаках и законах построения  в соответствии с формируемыми коммуникативно-речевыми умениями;

- овладение младшими школьниками коммуникативно-речевыми умениями создавать текст  в процессе изучения текста, который является и средством обучения, и результатом обучения;

- последовательное овладение аналитическими и продуктивными умениями создавать текст в сопоставлении с видами деятельности на дидактическом материале, разработанном учителем.

Соотношение этапов речевой деятельности  и формируемых умений

Этап ориентировки. Формируется умение оценить речевую ситуацию (где и для кого создается текст), определить предметную ситуацию (тему текста), сформулировать цель написания текста, ряд задач.

Этап планирования. Это умение сформулировать основную мысль, отобрать ключевые слова и расположить их в определенной последовательности.

Этап реализации активизирует лингвистические и текстовые знания учащихся, а также коммуникативно-речевое умение подвергать запланированное лексико-грамматическому оформлению в соответствии с необходимым стилем и типом текста.

Этап контроля. Это совокупность аналитических умений, направленных на анализ и совершенствование полученного текста.

Формирование  коммуникативно-речевых умений младших школьников создавать текст происходит  в процессе изучения текста, так как текст по своей сути универсален. Текст является  в системе дидактическим материалом, т.е. выступает средством обучения. В процессе анализа  учебного текста учитель   формирует коммуникативно-речевые умения младших школьников. С другой стороны, текст является  и результатом обучения: по качеству созданного текста определяется уровень сформированности языковой личности.

Упражнения, формирующие аналитические коммуникативно-речевые умения создавать текст

6.1.  Упражнения на формирование аналитических умений (выделять, анализировать, определять)  в процессе изучения текста

1. Задание. Выделите из записанных ниже групп предложений те, которые образуют текст. Обоснуйте свой ответ.

2. Задание. Сравните предложенные тексты. Отметьте, что между ними общего и в чем различие. Обоснуйте свой ответ.

3. Задание. Прочитайте внимательно предложения. Подумайте, есть ли среди них те, которые образуют текст. Если есть, то укажите их. Обоснуйте свой ответ.

4. Задание. Определите темы предложенных текстов и укажите стрелкой тему каждого текста.

6.2.Упражнения, формирующие аналитико-речевые умения создавать элементы текста по готовому тексту

1.Задание. Прочитайте тексты, добавляя пропущенные слова.
Какую роль играют эти слова в тексте?

  1. Шубка — иголки,

Свернется он — колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? … (ёж).

  1. Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла … (зима).

2. Задание. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова. Обоснуйте свой ответ. Чем в тексте являются эти слова?

Удивительно красивы …! Вершины многих … возносятся выше облаков. Снег на … не тает даже летом. Вечные льды в … дают начало бурным горным рекам, со скал струятся водопады. Нередко … соединяются в длинные цепи — хребты, которые образуют целую горную страну. На географической карте … обозначают коричневым цветом.

Ответ. Пропущены слова: горы, гор, них, горах, горы, горы.

6.3. Упражнения, формирующие аналитические умения создавать части текста по готовому тексту

1. Задание. Прочитайте предложения.

Бабушка повела Надю на ферму. …  Из них вышло много-много белых кур. … Будто выпал снег и пришла зима.

Бабушка насыпала крупы. … Как будто стучит дождик и пришла осень.

Потом куры разошлись по своим домикам и все вдруг опять стало зеленое, как будто вернулось лето.

(Я. Тайц).

 Вставьте в указанные места предложения, пользуясь предложенными вариантами, чтобы получился текст.

Варианты: 1. У крыльца мальчик увидел ежика. 2. Это было весной.
3. Кругом все стало белым-бело. 4. Под яркими лучами осели глубокие сугробы, потемнели белые снега. 5. Куры стали клевать, стали стучать носами: «Тук-тук … Тук-тук». 6. На ферме было много низеньких домиков.

2.Задание.  Дана тема текста и примерный план. Расширьте заданный план, вставив в него тот или иной пункт.

3. Задание. Прочитайте текст и план к нему. Соответствует ли предложенный план содержанию текста? Запишите измененный план у себя в тетради.

Упражнения, формирующие продуктивные коммуникативно-речевые умения создавать текст

6.4. Упражнения, формирующие коммуникативно-речевые умения  создавать новый текст на основе данного

1. Задание.   Из предложенной группы предложений составьте тексты.

1. Снежные кристаллы имеют различную форму. 2. Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку. 3. Выпадает в виде снежных кристаллов, одного из видов льда в атмосфере. 4. Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! 5. Снег — вид зимних атмосферных осадков. 6. Наиболее часто встречаются шестисторонние пластинки с множеством разветвлений различных размеров. 7. В стороны расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была словно крошечная шестиконечная звездочка.

2. Задание. Составьте текст по предложенному плану.

Дидактическую игру «Читатели — писатели».

6.5. Упражнения, формирующие продуктивные умения создавать текст

1. Задание. Составьте текст-описание на тему «Мой любимый цветок».

2. Задание. Напишите сочинение-сказку, героями которой были бы ваши любимые игрушки.

3. Задание. Напишите сочинение-сказку на свободную тему. Составьте план.

Умение грамотно в языковом и структурном плане излагать свои мысли, эмоции в соответствии со сложившейся ситуацией является определяющим показателем уровня развития языковой личности, с одной стороны, и конечной целью обучения русскому языку, с другой. Лаконичность, точность, уместность, логичность, выразительность и, наконец,  орфографическая правильность речи обеспечивают адекватное  в соответствии со сложившейся речевой ситуацией понимание субъектами общения друг друга, что определяет  успешность процесса коммуникации в социуме.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что только в обучении, которое в своей целостности направленно на достижение оптимального общего развития учащихся, можно добиться успехов в развитии речи школьников: её содержательности, мотивации, обеспечить владение средствами языка.

Результатом моей работы явилось:

  • повышение качества знаний учащихся по всем предметам;
  • увеличение словарного запаса учащихся, развитие их речи,
  • высокая активность детей на уроках, интерес к изучению всех предметов в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников"

Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личн...

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе

Эта статья  - обобщение опыта по моей методической теме:"Формирование общеучебных умений и навыков как средство развития компетентности в образовательном процессе....

Создание на уроке личностно-ориентированной ситуации как средство формирования умений и навыков младших школьников

В работе представлена классификация личностно - ориентированных технологий, критерии эффективности личностно - ориентированного урока, требования к валеологичеки целесообразному уроку, рекомендации к ...

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности (описание опыта работы по методической теме)....

Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, фо...

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.

В современной школе всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую инфо...

ФОРМИРОВАНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей изучения геометрического материала в начальном курсе математики, проанализированы подходы к формированию измерительных умений и навыков обучающихся...