Методическая разработка "Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира»"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Бабенко Ольга Евгеньевна
Методика формирования умений работать с литературой на уроках «Окружающего мира»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_formirovaniya_umeniy_rabotat_s_literaturoy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика формирования умений работать с литературой

на уроках «Окружающего мира»

В формировании информационной компетентности младших школьников является овладение общими учебными умениями, которые лежат в основе познавательной деятельности. Учащихся необходимо учить извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.

При изучении предмета «окружающий мир» необходимо уделять особое внимание формированию у младших школьников следующих информационных умений:

  • целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;
  • понимать прочитанный текст;
  • составлять план к прочитанному тексту;
  • преобразовывать полученную информацию в схемы, таблицы;
  • логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос;
  • извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;
  • находить в тексте описание к иллюстрациям;
  • сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
  • самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;
  • готовить сообщения на основе используемой литературы (словарей, энциклопедий, справочников, хрестоматий, других книг).

В основном формирование информационных умений происходит при работе с учебником. Учебник, по определению С. Г. Шаповаленко, — «это средство для усвоения основ наук, предназначенное для ученика». Новое поколение учебников природоведения и естествознания, по мнению Г.Н. Аквилевой, З.А.Клепининой, помогает учителю организовать разнообразную познавательную деятельность школьников, стимулирует у учащихся желание самостоятельно «добывать» знания, способствует развитию творчества, интереса к предмету, нацеливает школьников на практическое применение полученных знаний и умений. Содержание современных учебников направлено на создание у учащихся яркой, запоминающейся научной картины мира. [Клепинина З.А методика преподавания естествознания в начальной школе6 учеб. пособие для студ. пед. вузов / З.А.Клепинина, Г.Н.Аквилева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.]

В основном на уроках «Окружающего мира» по учебнику проводится работа с текстами. Тексты, представленные в учебниках «Окружающего мира», являются для младшего школьника основным источником получения естественнонаучной информации. Особенность учебно-научных текстов, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. Основные функции учебно-научных текстов, реализуемых на уроках «Окружающего мира»:

  • информационная функция (фиксация определённой части социального опыта, в том числе научного, которая предназначена для усвоения учащимся с целью образования; реализуется в процессе передачи каждому школьнику при взаимодействии с учителем системы знаний, способов деятельности и ценностей)
  • коммуникативная функция (ученик вступает в процесс коммуникации с учебником, автором учебника, конкретным текстом)

В курсе «Окружающего мира» содержится наибольшее количество учебно-научных текстов, что лучше способствует формированию у младших школьников умений, связанных с информацией. В данных текстах представлено много информации, они могут быть довольно большими по объёму, что вызывает затруднение у младших школьников при обращении к ним. По мере прохождения учебника тексты усложняются, что ведёт к непониманию содержанию учебного материала, к падению интереса к изучаемому предмету, а в дальнейшем и ко всему процессу обучения.

 Приемы работы с учебно-научными и художественным текстом отличаются. Практика школы показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания младшие школьники затрудняются.

Изучением проблемы формирования умений при работе с учебно-научными и познавательными текстами занимались такие исследователи, как Е.Ю.Храмкова, М.П.Воюшина, Л.П.Доблаев и др.

Исследования позволяют сделать вывод о том, что умения при работе с учебно-научными текстами можно разделить  на три группы:

  1. Текстовые умения, связанные с восприятием и пониманием учебно-научного текста.
  1. Текстовые умения, связанные с созданием текста.
  2. Умения работать с информацией.

Для формирования каждой группы умений можно использовать следующую совокупность приёмов.

Приёмы, обеспечивающие формирование умений, связанных с восприятием и пониманием учебно-научного текста:

  • постановка вопроса от заголовка к тексту;
  • прогнозирование содержания текста (высказывание мнений о содержании ещё не прочитанного учебно-научного текста на основании осмысления заголовка);
  • озаглавливание текста;
  • выделение терминов и ключевых слов в тексте;
  • медленное чтение с пометами (подчеркивание ключевых слов, терминов ,определений и т.д.);
  • выделение известных и новых понятий, нахождение неясных слов и непонятных суждений, уточнение их значения;
  • анализ определения понятия (выделения терминов, признаков понятия, анализ примеров);
  • деление текста на смысловые части;
  • ответы на вопросы, предложенные учителем, автором текста, самими учениками;
  • постановка вопросов во время чтения к частям текста, ответы на вопросы;
  • выделение в тексте теоретической и иллюстративной информации, анализ графического оформления текста.

Приёмы, формирующие умения создавать текст:

  • дополнение текстов на основе собственного опыта ( при условии, что опущена часть ответа, которая содержит важную информацию);
  • сжатый и подробный пересказ (с предлагаемыми фрагментами предложений);
  • создание собственных учебно-научных текстов: сообщение, объяснение-толкование, объяснение-пояснение, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка.

Приёмы, направленные на формирование умений работать с информацией:

  • поиск дополнительной информации;
  • оценка информации в тексте с точки зрения её значимости;
  • различные способы изложения полученной информации (заполнение таблиц, составление схем).[Храмкова Е.Ю.Формирование у младших школьников умений работать с учебно-научными текстами на уроках предметной области «Окружающий мир»//Педагогическое образование в России, №2, 2011.с.182-188]

Таким образом, для более эффективного формирования умений работать с учебно-научным текстом на уроках «окружающего мира», необходимо, чтобы работа младших школьников с учебной книгой строилась как их взаимодействие в информационном обмене. Учитель должен выявить структуру и содержание деятельности учащихся по анализу учебно-научного текста, реализовать приёмы, направленные на формирование необходимых для этого умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Развитие исследовательский умений младших школьников на уроках окружающего мира.

Развитие у детей исследовательского поведения.Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников....

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Конспект урока с презентацией. Тема: Что такое Бенилюкс?  Предмет: окружающий мир 3 класс...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Методическое  объединение «Формирование универсальных    учебных действий   на   уроках окружающего   мира»Шкуратовой Жанны алексеевныучителя нач...

Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира на основе ФГОС

Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является позн...

Формирование информационно-поисковых и аналитических умений младших школьников на уроках окружающего мира

Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников                    ГБОУ СОШ №1392 им. Д.В. РябинкинаПирогов...