Оценочный материал "Понимание текста. Б. Заходер. Серая Звёздочка"
тест по чтению на тему

В разработке "Понимание текста. Б. Заходер. Серая Звёздочка" отобран и переработан материал, который позволит оценить уровень понимания текста на основе сказки Бориса Заходера "Серая Звёздочка" учащимися 1, 2, 3, 4 классов, отследить динамику результатов. Критерии оценки изложены в конце разработки. Данная разработка может быть использована не только на уровне начального образования, но и в 5 и 6 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mardanova_e.u._seraya_zvyozdochka_ponimanie_teksta.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Марданова Е.У.

Лицей №2 г. Альметьевска

Задания на понимание текста с критериями оценивания

Работаем по сказке Бориса Заходер «Серая Звёздочка».

1 класс

1) На кого из персонажей сказки ты хотел бы быть похожим? ______________________

_________________________________________________________________________

Почему? ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2) Выпиши (нарисуй)  в первый столбик хороших (положительных) персонажей, а во второй – плохих (отрицательных) персонажей.

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

3) Как ты считаешь, Серая Звёздочка красивая? __________________________________

Почему ты так думаешь? _____________________________________________________

___________________________________________________________________________

2 класс

1) Определите тему сказки. ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2) Какая основная мысль сказки? ________________________________________________

____________________________________________________________________________

3) Как по-другому можно было назвать (озаглавить) сказку? _________________________

_____________________________________________________________________________

4) Составь  три пары похожих по характеру из персонажей.__________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5) Составь  три пары противоположных  по характеру из персонажей._________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3 класс

1) Расскажи, что в сказке является фантазией. ___________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2) Расскажи, что из сказки есть в реальной жизни и известно науке. __________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3) Чему учит эта сказка? ____________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4 класс

1) В сказке много персонажей. Назови их. ____________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2) Рассмотри точку зрения на события сказки одного из персонажа. _________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3) А какова точка зрения самого автора? Как Борис Заходер относится к событиям? ___

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4а) Распределите персонажей сказки по их точкам зрения на Весах положительных и отрицательных чувств.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

4б) Какая чаша Весов перевешивает? __________________________________________

5) Для чего автор сделал этот перевес? _______________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Критерии оценивания

1 класс

Задание, ответ

Оценивание – max 15 баллов

1) На кого из персонажей сказки ты хотел бы быть похожим? Почему?

0 – персонаж не выбран

1 – персонаж выбран, не аргументов

2 – Выбран персонаж, есть выбор аргументов из текста

2) Выпиши (нарисуй)  в первый столбик хороших (положительных) персонажей, а во второй – плохих (отрицательных) персонажей.

Ответ

Положительные:                              Отрицательные:

Цветы                                                Насекомые-вредители

Учёный Скворец                              Крапивница

Ёжик                                                 Сорока

Ежонок                                             Очень Глупый

Умные Люди                                   Мальчишка

Серая Звёздочка

0 – ответа нет

1-10 – по 1 за правильное определение каждого персонажа

3) Как ты считаешь, Серая Звёздочка красивая? Почему ты так думаешь?

Ответ

Да, красивая. Она очень добрая, скромная, защищает цветы, никому не вредит.

0 – ответ не выбран

1 – ответ выбран, нет аргументов

2 – Выбран ответ, есть аргументы (описание внешности)

3 – Выбран ответ, есть аргументы (описание характера, поступков, а не внешности)

Высокий уровень понимания

14-15 баллов / 93%-100%

Средний уровень понимания

11-13 баллов / 73%-87%

Уровень понимания ниже среднего

8-10 баллов / 53%-67%

Низкий уровень понимания

6-7 баллов / 40%-47%

Низкий уровень понимания

5 баллов / 33%

Понимание текста отсутствует

менее 5 баллов / менее 33%

2 класс

Задание, ответ

Оценивание – max 15 баллов

1) Определите тему сказки.

Ответ

Жизнь серой жабы.

История про жабу.

Кто любит и не любит жабу.

Кто как относится к серой жабе.

и т.д.

0 – ответа нет

1 – ответ есть, он соответствует теме сказки

2) Какая основная мысль сказки?

Ответ

Главное не внешняя красота, а внутренняя.

Надо судить не по внешности, а по поступкам.

Красота  передаётся не внешним видом, а поступками и делами.

и т.д.

0 – ответа нет

1 – ответ есть, он соответствует основной мысли  сказки

3) Как по-другому можно было назвать (озаглавить) сказку?

Ответ

Может отражать тему или основную мысль сказки

0 – ответа нет

1 – ответ есть, он соответствует теме или основной мысли  сказки

4) Составь  три пары похожих по характеру из персонажей.

Ответ

Цветы и Серая Звёздочка

Ёжик и Учёный Скворец

Ёжик и Умные Люди

Учёный Скворец и Умные Люди

Цветы и Ежонок

Насекомые-вредители и Крапивница

Очень Глупый Мальчишка и Сорока

и т.д.

0 – ответа нет

1 –  пары составлены, но все неверные

2-6 –  по 2 за каждую верную пару

5) Составь  три пары противоположных  по характеру из персонажей.

Ответ

Цветы и насекомые-вредители

Цветы и Крапивница

Учёный Скворец и Очень Глупый Мальчишка

Учёный Скворец и Крапивница

Учёный Скворец и Сорока

Ёжик и Очень Глупый Мальчишка

Ёжик и Крапивница

Ежонок и Очень Глупый Мальчишка

Умные Люди и Очень Глупый Мальчишка

Умные Люди и Сорока

Серая Звёздочка и Крапивница

и т.д.

0 – ответа нет

1 –  пары составлены, но все неверные

2-6 –  по 2 за каждую верную пару

Высокий уровень понимания

14-15 баллов / 93%-100%

Средний уровень понимания

11-13 баллов / 73%-87%

Уровень понимания ниже среднего

8-10 баллов / 53%-67%

Низкий уровень понимания

6-7 баллов / 40%-47%

Низкий уровень понимания

5 баллов / 33%

Понимание текста отсутствует

менее 5 баллов / менее 33%

3 класс

Задание, ответ

Оценивание – max 15 баллов

1) Расскажи, что в сказке является фантазией.

Ответ

Цветы, насекомые, птицы и звери разговаривают и переживают, как люди, понимают друг друга и человека, рассуждают о красивом и некрасивом. Ёжик и Ежонок ведут себя как в человеческой семье.

и т.д.

0 – ответа нет

1 – ответ есть, но он неполный

2 – ответ есть, он полный

2) Расскажи, что из сказки есть в реальной жизни и известно науке

Ответ

Бабочки откладывают яички, из них вылупляются гусеницы, которые поедают растения, а потом превращаются в бабочек. Жабы, ежи и скворцы поедают вредных насекомых. Жабы не едят бабочек, ведут ночной образ жизни, как и ежи. Жабы хватают мошек своим языком так быстро, что никто не видит самого языка. Жабы могут выделят ядовитую слизь.

и т.д.

0 – ответа нет

1-11 – по 1 за каждое проявление реальности в сказке

3) Чему учит эта сказка?

Ответ

Сказка Бориса Заходера «Серая Звёздочка» учит тому, что главное не внешняя красота, а внутренняя, что красота передаётся не внешним видом, а поступками и делами.

0 – ответа нет

1 – ответ есть, но он неполный

2 – ответ есть, он полный

Высокий уровень понимания

14-15 баллов / 93%-100%

Уровень понимания выше среднего

11-13 баллов / 73%-87%

Средний уровень понимания

8-10 баллов / 53%-67%

Уровень понимания ниже среднего

6-7 баллов / 40%-47%

Низкий уровень понимания

5 баллов / 33%

Понимание текста отсутствует

менее 5 баллов / менее 33%

4 класс

Задание, ответ

Оценивание – max 20 баллов

1) В сказке много персонажей. Назови их.

Ответ

Цветы, насекомые-вредители, крапивница, Учёный Скворец, папа Ёжик, маленький Ежонок, Очень Глупый Мальчишка, Умные Люди, Сорока, Серая Звёздочка

0 – ответа нет

1 – названо от 1  до 3 персонажей

2 – названо от 4  до 6 персонажей

3 – названо 7-8 персонажей

4 – названо 9-10 персонажей

2) Рассмотри точку зрения на события сказки одного из персонажа.

Ответ

      Цветы любят Серую Звёздочку, потому что она не причиняет им вреда, а наоборот защищает от врагов – насекомых-вредителей. Их любовь выразилась в том, что они придумывали жабе  ласковые и красивые имена, жалели её и пытались защитить.

     Насекомые-вредители ненавидят и боятся Серую Звёздочку, потому что она их съедает, а они против неё бессильны и могут только ругать и обзывать её за  глаза.

     Крапивница тоже ненавидит жабу, хотя лично ей Серая Звёздочка не угрожает (ведь бабочек жабы не едят), но из-за своих родственников крапивница идёт на подлость, за что и была наказана.

     Учёный Скворец любит и уважает Серую Звёздочку, понимает её, потому что он и жаба делают полезное дело – защищают растения от насекомых-вредителей.

     Папа Ёжик понимает и уважает Серую Звёздочку, видит её через своё «ежиное» представление о мире – серый цвет самый прекрасный, колючки очень полезны, слизняки вкусные, упоминает песенку «Ёжик-пыжик». Так же, как и Учёный Скворец, Ёжик на стороне жабы, потому что ежи тоже поедают насекомых и ведут ночной образ жизни.

     Маленький Ежонок любит Серую Звёздочку, переживает за неё и, как все дети, переносит отношение к жабе на себя.

     Очень Глупый Мальчишка не понимает пользы Серой Звёздочки, готов убить её, обзывает и ненавидит жабу именно из-за своего непонимание. Такое отношение называется предрассудки.

     Умные Люди понимали пользу Серой Звёздочки, уважали её за это.

     Сорока проявляет любопытство по отношению к Серой Звёздочке из-за своей глупости, потому что кто-то ей сказал, что в голове жабы спрятан драгоценный камень.

     Серая Звёздочка любит цветы, Учёного Скворца. Его она уважает, беседует с ним, прислушивается к его советам. Сама Серая Звёздочка не нападает на Очень Глупого Мальчишку, хотя тот угрожает её жизни. Она скромная и умная.

0 – ответа нет

1 – ответ есть, но он неполный

2 – ответ есть, он полный

3) А какова точка зрения самого автора? Как Борис Заходер относится к событиям?

Ответ

Автор любит, уважает Серую Звёздочку, знает, какую пользу приносит жаба, понимает её чувства и сочувствует ей, сопереживает вместе с Серой Звёздочкой

0 – ответа нет

1 – ответ есть, но он неполный

2 – ответ есть, он полный

4а) Распределите персонажей сказки по их точкам зрения на Весах положительных и отрицательных чувств.

Ответ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

Цветы

Учёный Скворец

Ёжик

Ежонок

Умные Люди

Серая Звёздочка

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

Насекомые-вредители

Крапивница

Очень Глупый Мальчишка

Сорока

4б) Какая чаша Весов перевешивает?

Ответ

Чаша положительных чувств

0 – ответа нет

1-10 – по 1 за правильное распределение каждого персонажа на весах.

Ответ на 4б не учитывается при начислении баллов

5) Для чего автор сделал этот перевес?

Ответ

Перевес  чаши положительных чувств помогает автору выразить свою точку зрения на события, показав победу доброго отношения над злым.

0 – ответа нет

1 – ответ есть, но он неполный

2 – ответ есть, он полный

Высокий уровень понимания

18-20 баллов / 90%-100%

Уровень понимания выше среднего

15-17 баллов / 75%-85%

Средний уровень понимания

12-14 баллов / 60%-70%

Уровень понимания ниже среднего

9-11 баллов / 45%-55%

Низкий уровень понимания

6-8 баллов / 30%-40%

Понимание текста отсутствует

менее 6 баллов / менее 30%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи «Составление текста-повествования по серии картинок"

Тема: «Составление текста-повествования по серии картинок и                   опорным словам» - 2 класс.   ...

Конспект урока во 2 классе. Тема: Работа над деформированным текстом-повествованием по серии сюжетных картинок. Виды заголовков.

В основу планирования урока положена структура учебной деятельности:Формирование потребности изучения учебного материала;мотивация деятельности.Цель и задачи:Поиск способов решения поставленной цели и...

Конспект урока по литературному чтению "Серая Звёздочка" Б.Заходёр

На уроке учащиеся ознакомятся с приёмом разных точек зрения в литературном произведении для выражения авторского замысла на примере сказки Бориса Заходера «Серая Звёздочка»; выявят реальные основ...

Технологическая карта урока. Тема: Борис Заходер. Серая Звёздочка.

Анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков, синтез положительных и отрицательных отношений и составление целого из частей – авторского мнения,  установление причин...

Коммуникативные УУД (работа в "группах-вертушках" по методике Г.С.Шаталовой). Дидактический материал к уроку чтения в 3 классе по теме "Серая звёздочка" (2015-2016 уч.г.)

Дидактический материал состоит из кроссворда, карточек для работы в группах и парах по произведению "Серая звёздочка"....

Урок литературного чтения: Борис Заходер «Серая звездочка»

День междисциплинарного обучения       ЭКОКУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА Тема литературного чтения: Борис Заходер «Серая звездочка» 2 класс Учитель: Шкурнова Екатерина Гаврилов...

Презентация к уроку литературного чтения "Серая Звёздочка" сказка Бориса Владимировича Заходера

Презентация разработана для повышения интереса учащихся к изучаемому предмету. Может использоваться для детей, обучающихся по учебнику "Литературное чтение" 2 класс Л. Ефросининой в разделе ...