Технологическая карта урока. Тема: Борис Заходер. Серая Звёздочка.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Миронова Юлия Леонидовна

Анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков, синтез положительных и отрицательных отношений и составление целого из частей – авторского мнения,  установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательства; выдвижение гипотез и их обоснование при поиске фантазийного и реального в сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zahoder_seraya_zvyozdochka.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Миронова Юлия Леонидовна

Тема: Борис Заходер. Серая Звёздочка.

Урок  литературного чтения в 3 классе (УМК «Гармония»)

                                         

 Технологическая карта урока

Тема

Борис Заходер « Серая Звёздочка»

Цель

Задачи

Познакомить с произведением Б. Заходера «Серая Звёздочка»

  • учить вдумчивому осознанному чтению;
  • учить находить в тексте ответы на вопросы;
  • развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала;
  • развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;
  • развивать связную речь, умение давать полные ответы;
  • расширять словарный запас;
  • способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД: формирование ценностносмысловой ориентации учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях, обеспечивающее личностный моральный выбор. Всё содержание урока направлено на осмыслении понятий внешней и внутренней красоты.

Регулятивные УУД:  обучение целеполаганию, как постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно,   прогнозированию и контролю, оценке — выделению и осознанию учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные УУД: общеучебные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Использованы знаково-символические действия — моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта).

Логические универсальные действия: анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков, синтез положительных и отрицательных отношений и составление целого из частей – авторского мнения,  установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательства; выдвижение гипотез и их обоснование при поиске фантазийного и реального в сказке.

В ходе урока выявляется проблема исчезновения серой жабы как биологического вида и её сохранения с формулированием проблемы и самостоятельным созданием способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:  формирование умений работать в группах, умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять ответы товарищей, сотрудничать со сверстниками.

Планируемый результат

Планируемые результаты:

Предметные:

сформировать понятия «мир доброта»,  «мир зла»; способствовать формированию умения  раскрывать и сравнивать образы героев, делать выводы, приводить примеры из жизни.

Метапредметные:

умение слышать, слушать и понимать участника диалога, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Личностные:

воспитать позитивное отношение к живой природе, формировать единое понятие добра и зла, умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую.

Организация пространства

Фронтальная,  индивидуальная работа

Методы и приемы

Словесно-наглядный,  проблемно-поисковый, фронтальная работа.

Оборудование

мультимедийное оборудование (презентация),  книжная выставка , портрет писателя

Ход урока

Этапы занятия

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

                  УУД

 Планируемые результаты

I. Самоопределение к учебной деятельности

Доброе утро!

Предлагаю наш урок начать с рукопожатий. Пожелайте своим друзьям интересной работы и успехов на уроке. Не забывайте: тот, кто с товарищем дружен, вдвойне умней и сильней! Надеюсь, что наша совместная работа будет продуктивной.

-Желаю вам плодотворной работы.

Дети получают положительный настрой.

Личностные:

проявлять интерес к занятию,

самоопределение;

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные : определять и формулировать цель деятельности на уроке, ставить задачи

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме

Создание  положительной  мотивации.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.

Постановка учебной задачи.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Закройте глаза  и представьте: смолкают звуки вокруг, смолкают голоса птиц, повеяло прохладой, в воздухе пахнет прекрасным цветочным ароматом. На земле наступает ночь.

Прекрасно ночное небо! Оно разукрашено тысячами звезд, и я хочу рассказать вам сказку о волшебной звездной стране, а вы мне поможете.

Сказка о звездочках.

В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась ……….(Звездная). Звездочки были разные:…..(голубые,  желтые, синие, розовые). Жили здесь и совсем крохотные звездочки, и звезды-великаны. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки была наполнена ……. (любовью)  ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге

 только…. (хорошее и доброе) , от этого светились удивительным светом… Вы когда-нибудь наблюдали, как падают звезды? Они спешат на землю, чтобы научить живущих на ней светитить другим. Вот и на ваши парты приземлилась звёздочка. Возьмите её, положите её на ладошку и пусть она подарит вам свой свет. Кто готов исследовать новую тему, поднимите звезду вверх. Кто сомневается  пусть оставит звезду на ладошке.

– Прочитайте словосочетание «серая звездочка»

- Что вы можете сказать о нем?

(выражение передаёт ласковое отношение; это имя собственное)

- Что можно сказать о человеке, который придумал такое словосочетание?

(обладает фантазией)

А) Биография Б. Заходера.

- В детстве этот человек любил читать и очень рано начал придумывать сказки, стихи, загадки. Но было у него ещё одно увлечение. Это были животные -  “братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы. Именно они становятся   героями его сказок. По мотивам сказок писателя “Русачок”, “Кит и Кот”  сняты мультипликационные фильмы.

Еще этот писатель и переводчик. С его помощью переведены на русский язык известные произведения, такие как: “Вини-Пух и Все-Все-Все”, “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, “Алиса в Стране Чудес”, “Мэри Поппинс”.

- Кто же этот человек?

(Борис Владимирович Заходер  (9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 гг.))

Б) Книжная выставка.

- Книжную выставку представит вам …..

(представляет ученица)

- О чем сегодня пойдёт речь на уроке?

- Какие задачи вы поставите?(Карточка. Задачи: познакомиться ….

              узнать ……….

             понять……….           )

Досказывают предложение по смыслу

Анализируют полученную информацию

Представление книжной выставки

Формулируют тему урока.

Осознанное выполнение  различных  действий  для выявления и   освоения способов  решения учебных задач.

1.Первичное чтение произведения.

А) Инсценировка

 - Приглашаю вас в сказку (дети рассказывают отрывок сказки)

- Как же называется сказка Б. Заходера, с которой познакомимся?

Б) Чтение сказки

- Открыли учебник на с. 74. (второй абзац). Начинаем читать. (до с. 79 «От неё просто нет житья!»)

ФИЗМИНУТКА.

Приближается вечер…

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

(Дети встают, ладони соединены  в форме тюльпана.  Пальцы медленно раскрываются, кисти плавно покачиваются. Затем пальцы снова закрываются, приобретая форму бутона).

В) Работа с текстом.

- О чем это произведение?

- Кто такая Серая  Звёздочка?

- Что вы узнали о ней?  Можно зачитать.

- Почему её прозвали именно так?

- Какое впечатление на вас произвела Серая Звёздочка?

- Кому была Серая Звёздочка неприятна? Почему?

 Г) Прогнозирование.

- Предположите, что может быть дальше?

 - Об этом вы узнаете, прочитав дома произведение до конца.?

Инсценировка сюжета сказки

Осознанное выразительное чтение произведения

Регулятивные: 

выполнять  задание в соответствии с целью.

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания. 

Личностные: 

проявлять интерес к занятию,

самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Умеют слушать, наблюдать и делать простые выводы, высказывать своё мнение.

Первичное  закрепление.

- Определите жанр данного произведения?

- Какой литературный прием использует автор?

1. Работа в ТПО.

- Откройте ТПО с.88 №1.

- Соедините ручкой то, в чем уверены, а карандашом – в чем сомневаетесь.

- Проверим.

– Кто рассказывает эту сказку и кому?

(Рассказывает сказку папа-ежик сыну своему ежонку)

– Как вы думаете, понравилась ли сказка ежонку?

– Кто догадался, почему же ежонок перебивал папу?

– Как вы считаете, как надо слушать рассказ?

– Когда надо задавать вопросы?

 

Работа в парах

Регулятивные умения:

выполнять  задание в соответствии с целью, планирование.

Познавательные: умение структурировать знания, постановка проблемы, моделирование наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Личностные:

проявлять интерес к выполнению работы;

Коммуникативные:

формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.

Делают выводы

Рефлексия.

  1. Домашнее задание.

с. 79-85, выразительное чтение; с.88 №1 (тпо)

2. Итог

- Решены ли задачи, поставленные в начале урока ?

3.Рефлексия.

На столах у вас лежат разноцветные лучики, запишите на них, какое ваше качество может «светить» другим людям, согревать их. Я верю, что в каждом из вас обязательно живет такое качество.

  (Дети записывают на лучах качества.)

- Пусть наша звездочка со временем становится все ярче! Пусть никогда не устает светить людям! Если урок был вам интересен, то «зажгите» звезду в своей руке.

Благодарю за работу.

       

Коммуникативные:

формулировать высказывание, умение выражать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Тема урока : I like snails.( Я люблю улиток) Класс: 2

Технологическая карта урока  Тема урока : I like snails.( Я люблю улиток)Класс: 2...

Технологическая карта урока. Тема урока: Метр. Соотношение между единицами длины.

Тип урока: открытия «нового» знания Цели по содержанию:обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длины (см, дм, м); форм...

Технологическая карта урока Тема урока: Жизнь птиц

Предметные умения:- научиться классифицировать птиц по признаку «перелётные-зимующие»;- называть отличительные особенности птиц;- называть причины сезонных перелётов птиц: отсутствие пищи, холод;- нау...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Волшебная серая", 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знания;  Цель урока: формирование умения работать с оттенками серого цвета в процессе выполнения образа бабочки; Задачи урокаДидактические:...