Конспект урока во 2 классе. Тема: Работа над деформированным текстом-повествованием по серии сюжетных картинок. Виды заголовков.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

В основу планирования урока положена структура учебной деятельности:

  • Формирование потребности изучения учебного материала;
  • мотивация деятельности.

Цель и задачи:

  • Поиск способов решения поставленной цели и задач, действий обучающихся;
  • контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя);
  • оценка (взаимооценка, самооценка, оценка учителя).

Цель урока:

Формирование умений составлять текст-повествование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нестерко

Надежда Владимировна

Конспект урока во 2 классе.

Тема: Работа над деформированным текстом-повествованием по серии сюжетных картинок. Виды заголовков.

      В основу планирования урока положена структура учебной деятельности:

  1. Формирование потребности изучения учебного материала;
  2. мотивация деятельности.

Цель и задачи:

  1. Поиск способов решения поставленной цели и задач, действий обучающихся;
  2. контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя);
  3. оценка (взаимооценка, самооценка, оценка учителя).

Цель урока: 

Формирование умений составлять текст-повествование.

Задачи урока:

  1. предметно-информационные:

формируем первоначальные знания о тексте-повествовании: главный вопрос к тексту «Как это было?», действия совершаются во временной последовательности; виды заголовков.

  1. деятельностно-коммуникативные:

учимся работать с разными источниками информации: виды заголовков, серия сюжетных картинок, текст;

развиваем умение преобразовывать деформированный текст, выстраивая события в логической последовательности; умение думать до чтения текста по заголовкам и иллюстрациям.

мотивируем деятельность учащихся на объяснение смысла заголовков до знакомства с текстом;

совершенствуем умение формулировать выводы, контролировать и оценивать свою деятельность и одноклассников;

  1. ценностно-ориентационные:

воспитываем качества личности: умение работать в паре, умение слушать и слышать собеседника; адекватно отвечать на вопросы, умение делать осознанный выбор.

Оборудование:

  1. у всех обучающихся деформированный текст-повествование «Как Алеша ежика искал»;
  2. серия сюжетных картинок по тексту;
  3. сигнальные карточки.

Основной принцип построения урока: создание ситуации успеха у каждого ребенка, стимулирующий  учебно-познавательную деятельность.

Деятельность учителя:

управление образовательным процессом с обоснованным использованием педагогических методов, направленных на формирование учебной деятельности обучающихся:

-наглядный,

-практический,

-проблемный,

-беседа,

-наблюдение,

-метод организации взаимодействия обучающихся в парах.

Деятельность обучающихся:

  1. учебная деятельность (в соответствии с её структурой), содержание которой определяется темой и задачами конкретного урока: анализ заголовков, составление текста по сюжетным картинкам и из деформированного текста.
  2. контроль: наблюдение, обратная связь через ответы учеников; совместная работа по правильности определения типа речи; необходимая индивидуальная помощь при выполнении задания.
  3. оценивание: с позиций ученика и учителя, исходя из темы и задач урока.

Ожидаемый результат: 

создание текста-повествования по серии сюжетных картинок и из деформированного текста; объяснение роли заголовков.

Учебный материал: 

деформированный текст-повествование «Как Алеша ежика искал».

                           Как Алеша ежика искал.

     У Алеши был ежик. Он жил в комнате.

     Встал однажды утром Алеша и не нашел ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Встряхнул он сапог, а из сапога ёж вывалился.

     Ну и домик облюбовал себе ёжик!

Ход урока

1. Сообщение темы урока. Мотивация.

Сегодня мы будем учиться (учить себя) составлять текст (далее приведены ответы детей).

(Узнаем, о чем нам может рассказать заглавие).

Как вы думаете, это важное умение составлять текст? Почему?

2. Работа над заголовком текста до чтения.

Что такое заглавие?

Прочитайте заголовки к одному тексту.

Что о тексте из них вы можете узнать?

О ёжике.

Алеша и ёжик.

Находчивый ёжик.

Ёжик пропал.

Куда пропал ёжик?

Ну и домик! Ёжику лучше в лесу.

Как Алеша ёжика искал.

(Мы можем узнать, что этот текст о ёжике)

Значит, что отражает этот заголовок? (тему)

Что ещё мы узнали?

(главных героев текста, в тексте будет рассказываться об Алеше и ёжике)

Что отражает этот заголовок? (название главных героев)

Следующий заголовок. Что из него можно узнать?

(ежик был находчивый, что-то нашел)

Мы узнаем, какой ежик был, его характеристику.

Ёжик пропал.

Произошло что? Какое-то событие.

Этот заголовок отражает событие.

И соответственно возникает вопрос. Куда пропал ёжик?

Этот заголовок отражает Вопрос, характеризующий проблему.

Ну и домик! ( ) Знаете вы, что за домик? Интересно узнать?

Этот заголовок вызывает у нас интерес.

А на картинке мы видим, что за домик?

Ёжику лучше в лесу.

Что можно узнать из этого заголовка?

(что ежику лучше жить в лесу, а не дома) Почему?

Вы высказали своё мнение, дали свою оценку. Что отражает этот заголовок? Основную мысль.

«Как Алеша ёжика искал». Что еще можно узнать? (о том, что Алеша искал ёжика)

А что ещё? А можем ли мы узнать тип текста? (да, потому что рассказывается, как Алеша ёжика искал, этот заголовок отвечает на вопрос «Как это было?». А это главный вопрос текста-повествования).

Вывод: Значит, заглавие может отражать тип речи.

4. В процессе  работы получилась таблица, и были выставлены сюжетные картинки.

О ёжике.                                               Тема    

Алеша и ёжик.                                 Главные герои                         картинка №1

Находчивый ёжик.                           Характеристика героя                                              

Ёжик пропал.                                  Событие                                    картинка №2

Куда пропал ёжик?                         Вопрос, характеризующий проблему                                            

Ну и домик!                                      Интерес.                                   картинка №3

Ёжику лучше в лесу.                        Основная мысль                                                            

Как Алеша ёжика искал.                   Тип речи.                                                      

Обратите внимание. Сколько картинок я подобрала?

(3, значит, действия совершаются в определенной временной последовательности)

Попробуем назвать эти действия:

Сначала жил или был,

Потом пропал,

Затем искал,

И, наконец, нашел.

Вывод: Вот как много нам может рассказать заголовок о тексте ещё до чтения, только нужно вдумываться, вчитываться в каждое слово.

Ребята, вы молодцы! Много рассказали о том, что будет в тексте. Захотелось вам его прочитать и узнать правильно ли вы предположили? (Да)

Но сначала мы попытаемся сами составить текст по серии сюжетных картинок.

4. Составление текста – повествования по серии сюжетных картинок в парах.

Можно ли составить по этим картинкам текст? (Да)

Вспомним признаки текста. (Ответы детей)

Текст состоит из предложений связанных по смыслу.

Текст имеет свои особенности построения: предложения располагаются в строгой последовательности.

Текст имеет части: начало, основная часть, концовка; может быть, заглавие.

Составляется с учетом адресата.

Попробуйте составить текст по сюжетным картинкам в парах, не забывая про признаки текста (слушаем одну - две пары).

Как вы думаете, получился у вас текст?

Как думают ребята?

Чего не хватает в вашем тексте? (заглавия) Одна из пар забыла про заголовок.

Какое заглавие вы выбрали?

Оценивание учителем.

5. Работа с деформированным текстом – повествования.

(На доске и у обучающихся 3 части текста про ёжика).

У вас на каждом листочке написана часть текста. Прочитайте их.

Что можно сказать об этих частях? (они подходят к нашим картинкам, это части одного текста)

Какое задание можно предложить? (часть текста соотнести с нужной картинкой, составить текст)

Посовещайтесь в парах и разложите части в нужной последовательности.

1 пара у доски.

Прочитайте. Что получили? (текст)

Докажите.

6. Рефлексия.

Вот мы и прочитали текст.

Скажите, верные предположения у нас были, когда мы прочитали только заголовки?

Как вы думаете, какой заголовок лучше? (пытаются выбрать лучший).

Каждый заголовок хорош! Главное уметь его обосновать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока по русскому языку (1 класс) "Составление короткого рассказа по серии сюжетных картинок"

Русский язык (1 класс). Тема: "Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок (кормушка)"...

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...

Конспект урока по математике на тему "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?" 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с текстом-повествованием и ролью глаголов в нём; создание условия для развития речи, умения работать с текстом.Планируемые результатыПредметныезнать: что...

План-конспект урока, 3 класс, тема урока: "Комнаты в моей квартире", УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”3 ч.2)

План-конспект урока по теме: " Комнаты в моей квартире", 3 класс, УМК "Английский в фокусе (Spotlight 3 ч.2)...