план- конспект урока по теме "ТЕАТР. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА, РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ С ВЕДЕНИЕМ ДИАЛОГА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Галина Алексеевна Гордиенко

Уроки  обучения грамоте и письму  в 1 классе по ОС "Школа 2100".Авторы УМК: Р. Н. Бунеев,Е. В. Бунеева.О. В. Пронина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_10.doc660 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 10
Театр. Повторение основных понятий.
Составление текста, рассказа по сюжетным
картинкам с ведением диалога
действующих лиц. Упражнения в обведении
по контуру и штриховке
(«Букварь», с. 22–23, Прописи № 1, с. 16–17)

Цели: прививать навыки культурного поведения в общественных местах; обогащать словарный запас детей словами по теме «Театр»; учить составлять текст по сюжетным картинкам с введением диалога; развивать речь детей.

Оборудование: книга А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; иллюстрация и пальчиковая кукла «Петрушка»; бумажные куклы с комплектом одежды; текст рассказа
Н. Иванова «Сороконожка»; «Памятка юного зрителя»; иллюстрация: интерьер театра.

Ход урока

I. Организационный момент.

                Звени, звонок! Звени, звонок!

                Начнем скорее наш урок!

Проверка готовности детей к уроку.

II. Определение темы урока.

                С букварем шагает в школу

                Деревянный мальчуган.

                Попадает вместо школы

                В полотняный балаган.

                Как зовется эта книжка?

                Как зовется сам мальчишка?

                (Буратино.)

(Учитель показывает книгу А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

– Куда попал Буратино вместо школы? (В кукольный театр.)

Учитель или хорошо читающие дети зачитывают отрывок из книги.

1. «Школа никуда не уйдет, – сам себе громко начал говорить Буратино, – я только взгляну, послушаю – и бегом в школу!»

2. Что есть духу он пустился бежать к морю, он увидел полотняный балаган, украшенный разноцветными флагами, хлопающими от морского ветра.

3. Внизу полная улыбающаяся тетя продавала билеты.

4. Около входа стояла большая толпа – мальчики и девочки, солдаты, продавцы лимонада, пожарные, почтальоны, – все читали большую афишу:

                Кукольный театр!

                Только одно представление!

                Торопитесь! Торопитесь! Торопитесь!

– Ребята! Сегодня вы попадете в волшебную страну, имя которой – Театр. Любите театр. Он сделает вас добрее, честнее, справедливее.

III. Актуализация опорных знаний.

– Чтобы попасть в театр, Буратино пришлось продать свой Букварь. Выполните задания – и вы в театре.

Назовите слова по темам «Сказки», «День рождения». (Ответы детей.)

– Определите темы моих слов:

Ответьте на вопросы:

– Какие неречевые звуки можно услышать в театре? (Топот, хлопки, стук.)

– Ради чего люди ходят в театр?

– Кто из вас был в театре?

IV. Изучение нового материала.

– Когда открываешь дверь в здание театра, попадаешь в сказочную, праздничную атмосферу со сверкающими люстрами, удобными креслами, где сам воздух пахнет праздником. Но театр – это не просто здание. Это прежде всего те спектакли, которые видят зрители. Ребята, вспомните, какие спектакли вы видели? А в каких театрах? (Ответы детей.)

– С. И. Ожегов в своем толковом словаре дал такое определение театра: «Театр – искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление».

Отгадайте загадку:

                Он с бубенчиком в руке,

                В сине-красном колпаке.

                Он веселая игрушка,

                И зовут его …

                (Петрушка.)

(Учитель показывает иллюстрацию, на ней – Петрушка.)

– Петрушка – в истории театра личность очень известная. На ярмарках, на улицах древних городов показывали представления скоморохи – бродячие артисты. А Петрушка тогда был куклой и жил в деревянном ящике, который назывался «вертеп». Считалось, что там, где Петрушка, всегда весело, он никому не дает скучать.

(Учитель надевает пальчиковую куклу – «Петрушку».)

                Здравствуйте, ребята!

                Я – Петрушка,

                Из театра к вам пришел.

                Я редко скучаю,

                Грустить не желаю,

                Люблю я волшебные сказки,

                И шутки, и песни, и пляски.

                Но свято помню об одном,

                Что непременно нужно

                За доброту платить добром,

                За дружбу – верной дружбой!

– Вы готовы сейчас же отправиться в театр?

– Как надо подготовиться? (Купить билеты, причесаться, красиво одеться, вспомнить, как ведут себя в театре.)

– Как пройти на свое место, расскажите.

– Как поблагодарить артистов, покажите.

 Работа в группах.

– Обсудите, как лучше одеться в театр. (На столах у детей лежат бумажные куклы, набор одежды. Дети одевают кукол для похода в театр.)

Новый спортивный костюм предназначен для уроков физкультуры, а не для театра; супермодные вещи ярких цветов подходят для вечеринки, а вот деловой стиль в одежде – как раз для театра.

Физкультминутка

                Буратино потянулся,

                Раз – нагнулся,

                Два – нагнулся,

                Руки в стороны развел,

                Ключик, видно, не нашел.

                Чтобы ключик нам достать,

                Надо на носочки встать.

 Работа в Прописи.

(Учитель или хорошо читающие дети читают текст.)

Жила-была сороконожка. У нее было сорок ног. Собралась она в гости пойти.

Выглянула в окошко. На улице идет дождь. Стала она надевать калоши.

Когда она обулась, засветило солнышко. Стала сороконожка снимать калоши.

Когда все сняла, пошел снег. Начала сороконожка надевать валенки.

Когда все надела, зима кончилась. С тех пор сороконожка ходит босиком.

Н. Иванов

– Откройте Прописи на с. 16. Рассмотрите сороконожек. Почему их так назвали?

– Обведите по светлым линиям сороконожек.

– Допишите недостающие элементы.

– Что по форме напоминает голову сороконожки? (Ягода рябины.)

– Обведите ягоды.

– Что еще надо обвести? (Желуди, листья.)

– Выберите цвет для штриховки листьев и желудей. Следите за посадкой, наклоном Прописи, правильно держите ручку (карандаш). Работайте.

 Работа по учебнику.

– Отгадайте название спектакля:

                Возле леса на опушке,

                Трое их живет в избушке.

                Там три стула и три кружки,

                Три кроватки, три подушки.

                Угадайте без подсказки,

                Кто герои этой сказки?

                (Три медведя.)

Петрушка. Я посвящаю вас в зрители! Вручаю вам «Памятку юного зрителя».

(Памятка вручается каждому ученику, а хорошо читающий ученик зачитывает ее вслух.)

Памятка юного зрителя

1) Приходи в театр не позднее чем за 10–15 минут до начала спектакля.

2) Не сори, не ломай стулья, не рви с них обивку.

3) Внимательно смотри и слушай. Старайся не разговаривать с соседями.

4) Обязательно поблагодари артистов аплодисментами.

 Работа в Прописи.

– Ягоды рябины и желуди – это плоды. Они являются пищей для многих птиц и зверей. А съедобны ли они для человека?

 Работа по нижнему бордюру (с. 16–17).

– Обведите красным карандашом ягоды рябины, штриховка с наклоном вправо.

– Обведите коричневым карандашом шляпки желудей. Сложная штриховка – двойная, сначала с наклоном вправо, а затем с наклоном влево.

– Остальную часть желудя обведите желтым цветом. Штриховка вертикальная.

 Работа по учебнику.

Учитель. «Буратино вбежал в зрительный зал и сел в первом ряду. Занавес поднялся, и Буратино увидел на маленькой сцене справа и слева картонные деревья. Над ними висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми носами».

– Ребята, кто знает, о чем я вам прочитала?

– Петрушка, расскажи ребятам.

Петрушка. Это декорации. Они нужны для того, чтобы зрители могли увидеть обстановку, в которой происходит действие.

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 22.

– Какие декорации стоят на сцене?

– Как называют людей, исполняющих на сцене роли?

Главное лицо в театре – это актер. Человек, который на некоторое время превращается в кого-то или что-то. Он может быть кошкой, собакой, цветком, кем угодно. И чем талантливее актер, тем больше мы верим в это превращение.

– Давайте попробуем себя в актерском деле. Постарайтесь перевоплотиться в медведей и озвучьте сцену сказки, которую вы видите  на иллюстрации. (Выборочный пересказ в лицах.)

– Что было главным для изображения медведей? (Голос.)

– Назовите маски, которые нарисованы внизу на с. 22.

– Как, кроме голоса, можно изобразить лису, зайца, петуха? (Показать, как они двигаются.)

Физкультминутка

(Дети изображают движения лисы, зайца, петуха.)

 Чтение сказки по ролям.

– Сейчас ребята покажут вам сказку «Лиса и заяц». (Хорошо читающие дети читают слова автора.)

Автор. Жили-были два друга: зайчик – Серый Хвостик и лисица – Рыжий Хвостик. Построили они себе домики и стали друг к другу в гости ходить. Чуть только лисица к зайчику не идет, зайчик бежит к лисице и кричит…

Заяц. Рыжий Хвостик! Что с тобой?

Автор. А если зайчик к лисице не идет, лисица к зайчику бежит и кричит…

Лиса. Серый Хвостик! Что с тобой?

Автор. Как-то зайчик Серый Хвостик

   Прибежал к лисице в гости.

Зайчик. Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!

Автор. Вдруг он слышит…

Лиса. Что за стук?

   Видишь: поздно, скоро ночь.

   Уходи-ка лучше прочь!

Автор. Зайчик думает…

Заяц. Постой! Я ведь тоже не простой!

Автор. Вот лисица Рыжий Хвостик

   Прибегает к зайцу в гости.

Лиса. Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!

Автор. Отвечает зайчик вдруг…

Заяц.  Нет, голубушка, шалишь,

   Слишком рано ты стучишь!

Автор. И с тех пор два лучших друга

   Вечно злятся друг на друга.

– Понравилась вам сказка?

– Чему она вас учит?

 Работа в Прописи.

– Отгадайте загадку:

                Летом катится клубок,

                У него колючий бок,

                Он охотится ночами

                За жуками и мышами.

                (Еж.)

– Чем питается ежик? (Грибами, яблоками.)

– Посмотрите на с. 17. Что делает ежик?

– Зачем ему цветы, как вы думаете? (Высказывания детей.)

– Какие цветы собирает в букет ежик? (Ромашки.)

– Какие еще цветы на картинке изображены? (Колокольчики.)

– Ваше предположение верно, давайте обведем по контуру ежика и цветы, а то он спешит на день рождения.

– Какие получились линии, когда вы обвели цветы? (Изогнутые.)

– А иголки у ежа? (Прямые.)

– Что осталось сделать? (Заштриховать.)

– Работайте.

 Работа по учебнику.

– Прежде чем вы, зрители, увидите спектакль на сцене, должна быть написана пьеса.

– Откройте с. 23. Рассмотрите серию картинок.

– Будущий спектакль будет называться «День рождения зайчика Пуси».

 Работа по группам.

– Составьте по картинкам рассказ, придумайте картинки и текст продолжения и попробуйте инсценировать.

V. Закрепление изученного материала.

(Иллюстрации: помещения театра внутри здания.)

– Посмотрите на фотографии. Что находится в театре?

(Учитель показывает, дети называют: кулисы, сцена, декорации, зрительный зал, фойе, гардероб, афиша.)

– Какие еще слова по теме «Театр» можете назвать? (Антракт, репетиция, партер, балкон, ложа.)

 Игра на внимание.

– Ребята, догадайтесь, каким ключом открывается волшебная дверь?

VI. Итог урока.

– Золотым ключиком Буратино открыл двери нового театра «Молния», куклы сами пишут пьесы в стихах, сами играют.

Буратино над входом в театр выкрикивал: «Первое представление занимательной, увлекательной комедии из жизни деревянных человечков! Истинное происшествие о том, как мы победили всех своих врагов при помощи остроумия, смелости и присутствия духа…».

Вы тоже, ребята, можете узнать об этих приключениях, если прочитаете сказочную повесть А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ

Презентация к уроку обучения грамоте по "Букварю" и прописям "Мои волшебные пальчики" Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной (УМК "Школа 2100")...

Конспект урока по русскому языку (1 класс) "Составление короткого рассказа по серии сюжетных картинок"

Русский язык (1 класс). Тема: "Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок (кормушка)"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений текста.

Особенность ПЛАН-КОНСПЕКТА УРОКА по русскому языку на тему"Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений текста" заключается в том, что урок составлен с учетом использования ЭОР....

Конспект урока русского языка Тема: Развитие речи. Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

Цели деятельности учителя: обучение анализу образной системы данного живописного произведения; формирование умений составлять рассказ по плану; воспитание чувства гордости за свой край....

План-конспект урока русского языка «Повторение правописания безударных личных окончаний глаголов»

Задачи:Образовательные:-повторить алгоритм правописания личных окончаний глаголов-закрепить знания о правописании личных окончаний глаголовРазвивающие:-способствовать развитию умений правописания безу...

План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"

План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"...