Погружение в текст
статья по чтению на тему
Погружение в текст – это установление причинно-следственных связей, видение разных точек зрения, проблемы взаимоотношений, раскрытие замысла автора, извлечение из текста того самого личного – «для себя». Это формирует у ребёнка интерес к чтению, осознание необходимости открывать литературные произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель5. Сборник докладов
ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ
Марданова Евгения Ураловна,
МАОУ «Лицей №2» г.Альметьевска
Аннотация
Погружение в текст – это установление причинно-следственных связей, видение разных точек зрения, проблемы взаимоотношений, раскрытие замысла автора, извлечение из текста того самого личного – «для себя». Это формирует у ребёнка интерес к чтению, осознание необходимости открывать литературные произведения.
В современных условиях развития общества в плане компьютеризации всех процессов дети всё реже обращаются к книге, к её живительному языку. Знание и понимание литературы перестало быть образцом речи, показателем культуры и интеллекта. Теряются нравственные ценности и моральные основы общественной жизни, передаваемые из поколения в поколение через книгу.
Нельзя отрицать и тот факт, что восприятие текста, установление причинно-следственных связей в нём влияет и на понимание учебных задач других школьных предметов, а, следовательно, на ход их решения и получаемый результат. Здесь ярко выражена связь не только между литературным чтением, русским языком, окружающим миром (естествознание и история), музыкой и изобразительным искусством, но и математикой, технологией – предметами, представляющими точные науки в начальном звене обучения. Стало быть, умение осознанно читать влияет на весь процесс становления и развития личности ребёнка.
Надо пробудить в ребёнке вкус к хорошему, яркому и выразительному слову, сформировать основы для полноценного восприятия и понимания художественной литературы, помочь ощутить радость от открытия и дать возможность самовыражения.
На практике стало понятно, что многие вопросы, которые сопровождают тексты в учебниках «Литературного чтения», носят поверхностный характер, не возбуждая интереса у детей. Не было «погружения» в текст. Погружение в текст – это установление причинно-следственных связей, видение разных точек зрения, проблемы взаимоотношений, раскрытие замысла автора, извлечение из текста того самого личного – «для себя». Это формирует у ребёнка интерес к чтению, осознание необходимости открывать литературные произведения.
Первое и главное средство – это качественные и богатые литературные тексты. Далее необходима художественная, образная, яркая, выразительная речь педагога. Очень важна организация детских монологов и диалогов, письменных работ. Работу надо начинать уже с 1 класса, погружаясь в тексты «Азбуки», далее усложняя тексты. Работа может проводиться фронтально, в группах, в паре, индивидуально, не ограничивая детей в выборе и проявлениях. Уместными будут руководство педагога и совместное обсуждение, но необходимо использовать и самостоятельные виды работ. Хорошо, если результаты будут фиксироваться письменно: сочинения, характеристики героев, аннотации и так далее. Одно из важных условий – это свобода мысли. У ребёнка своё мнение, своя точка мнения, которую никто не вправе считать ошибочной. Поэтому он должен иметь возможность высказаться, а это даст пищу для размышления, обсуждения в тактичной и корректной форме, после которых каждый сам для себя сделает вывод.
Погружение в текст не идёт по определённым канонам, скорее это похоже на путешествие по таинственному лесу – неизвестно куда приведет тебя выбранная тобой тропа. Ребёнок не должен бояться говорить, бояться своей ошибки.
Например, погружение в отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» («Унылая пора! Очей очарованье!»): сначала первичное чтение вслух, затем про себя, словарная работа. Далее обсуждение: куда пришёл Александр Сергеевич Пушкин? Как он двигается по этому лесу? Какой лес вы видите? А вы были в осеннем лесу? Что вы тогда чувствовали, ощущали? А что чувствует автор? Сравните глубину ощущений современного ребёнка и Пушкина. Есть ли здесь контрасты? Действуют ли здесь пушкинские поэтические весы?
Представим работу по сказке П. Ершова «Конёк-горбунок». Прочитать и обсудить первую часть сказки, составить сравнительные характеристики трёх братьев, выяснить, как к каждому из них относится старик-отец и почему. Сделать вывод, почему автор выбрал в герои образ дурачка. Почему Иванушка ведёт себя как дурачок, и всегда ли он это делает? Почему именно Ивану выпало счастье? А в чём герою повезло больше всего? Кто положительный герой сказки? Можно ли считать Данила и Гаврила отрицательными персонажами, а Ивана положительным? Каков здесь царь?
Затем дети втягиваются в сказку так, что их уже не отпугивает объём стихотворного текста двух оставшихся частей. Они дочитывают до конца. Появляется много новых действующих лиц, которые задают новую проблему: с какой целью Ершов включил в действие того или иного персонажа? Насколько они реалистичны? Как герои уравновешивают сказку? Кто из них явился образом справедливости? Почему справедливость восстановила именно женщина – Царь-девица?
А вот работа по сказке А. Пушкина «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях». Это самая меньшая из сказок Пушкина, но, пожалуй, самая глубокая по смыслу, по характерам героев, исторической основе и реальным человеческим отношениям. Обсудите с детьми характеры всех героев, причины их поступков. Следует помочь ученикам увидеть не только яркие образы царицы-мачехи, царевны и царевича Елисея, но и разглядеть отца-царя и мать-царицу, Чернавку, семи богатырей, Соколко и зеркало. Сравните сказку Пушкина с похожими сказками «Белоснежка и семь гномов», «Шиповничек», «Спящая красавица» и увидите очень большую разницу и в образах действующих лиц, и в причинах их поведения. Выясните, почему злой мачехе практически удалось убить царевну? И что спасло девушку от смерти?
Это действительно погружение. Закончив работу, словно выныриваешь с глубин авторского замысла. Лучшей наградой за такую работу можно считать детскую реплику: «Ух, ты! И это всё тут было!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/05/picture-83600-1404565314.jpg)
Развитие духовно-нравственной личности. Погружение в эпоху.
Проектная деятельность школьников предполагает их активность в образовательном процессе, а без активности ребенка образование невозможно. Существуют различные направления для реализа...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/24/picture-105860-1356365069.jpg)
День погружения «Недаром помнит вся Россия» ( к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года)
Основными задачами были : вспомнить основные события Отечественнной войны 1812 года, воспитывать уважительное отношение к защитникам родины, участвующих в боевых действиях, к памятникам войны 1812 год...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/26/picture-168208-1356506625.jpg)
Урок- погружение "Деревенские посиделки"
Конспект урока по теме посвиделки на деревенской лавочке. Может быть использован как сценарий внеклассного мероприятия....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/21/picture-92254-1363853514.jpg)
Занятие по окружающему миру "Плавание и погружение"
Данный материал поможет при проведении опыта по теме занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-129381-1353077981.jpg)
Рефлексия на погружение в классическую музыку.
В лицее проходил с 8 по 12 апреля 2013 года фестиваль "Время принадлежит нам". В рамках фестиваля дети слушали классическую музыку....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/15/picture-125110-1350304193.jpg)
Погружение по теме: «Путешествие лилипутов»
Данный вид исследовательской деятельности представлен по курсу "Загадки природы"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/27/picture-11692-1377551118.jpg)
Выступление на педагогическом совете по теме" Технология "погружения".Вариативность моделей технологии погружения"
Выступление на педагогическом совете "Педагогические приемы формирования УУД через использование технологии "погружения".В данной работе сожержится материал о педагогической техологии" погружение"....