Выступление на педагогическом совете по теме" Технология "погружения".Вариативность моделей технологии погружения"
опыты и эксперименты на тему

Ефремова Елена Зауровна

Выступление на педагогическом совете "Педагогические приемы формирования УУД через использование технологии "погружения".В данной работе сожержится материал о педагогической техологии

" погружение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад83 КБ
Office presentation icon презентация к докладу2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Ефремова Елена Зауровна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пробуждение»

Энгельсского муниципального  района Саратовской области

Технология концентрированного обучения

В настоящее время идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводят духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека

 «Можно и нужно каждого учителя, - писал Я.А. Коменский, - научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем».

Использование технологий – это главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление, повысить эффективность управленческого воздействия. Анализ образовательных процессов показывает, что педагогические технологии являются составной частью социальных технологий.

Технология погружения  - это один из способов реализации компетентностного подхода. Система «погружений» создает условия для максимального включения школьников и педагогов в продуктивную деятельность, что способствует самоопределению и саморазвитию учащихся, становлению их ключевых компетенций и нравственной основы.

1.Модели, предшествующие концентрированному обучению

К технологиям, предшествующим концентрированному обучению относится параллельная система обучения, интегрированные уроки и интегрированные дни.

а)Параллельная система обучения

Об этой системе можно говорить как о переходной форме от традиционного урока к концентрированному обучению. Его суть заключается в том, что учителя различных (как правило, близких) предметов строят свою программу таким образом, чтобы близкие по содержанию темы, изучаемые на уроках разных предметов, изучались в одни и те же дни.

           б) Интегрированные уроки

 Другой промежуточной переходной формой являются интегрированные уроки, получившие массовое распространение в последние годы.

интегрированный урок даёт возможность не только сформировать у учащихся нужные  УУД, но раскрывает перед ними объёмную картину мира. Интеграция предметов в рамках школьной программы позволяет ребёнку увидеть, что всё в мире взаимосвязано, что нет ни одной области науки, взаимоисключающей другую. Ребёнку важно понять, что знания и умения, полученные на одном предмете, обязательно найдут практическое применение в области других наук.

При этом формируются  следующие виды УУД:

Познавательные УУД

  • Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, умеют заменять термины определениями.
  • Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.
  • Выдвигают  гипотезы и их обосновывают.

Регулятивные УУД

  • Планирование, контроль.

Коммуникативные

  • Умеют слушать и слышать друг друга.
  • Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.
  • Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
  • Учатся владеть монологической и диалогической речью.

Личностные УУД

  • Ценностный компонент.
  • Эмоциональный компонент.
  • Поведенческий компонент.

          в) Интегрированные дни

Более удачной формой концентрации являются интегрированные дни. “В школьной практике — это такие школьные дни, когда происходит интеграция естественнонаучных знаний, полученных на уроках различных предметов.

2. “Погружение” как наиболее распространенная модель концентрированного обучения

Анализ педагогической литературы показывает, что четко понятие “погружения” практически не сформулировано. Мало того, разные авторы под этим понятием имеют в виду разные методы. Это кроме того, что одни используют это слово только в кавычках, как бы подчеркивая его условность, другие — без, а третьи — в словосочетании “так называемое погружение”. Из всего объема литературы, описывающей всевозможные варианты “погружения” можно сделать вывод, что за самим понятием стоят два основных (но очень отличающихся) смысла.

 Первый: под “погружением” понимается один из методов интенсивного обучения (как правило, иностранным языкам) с использованием суггестивного воздействия. Основные публикации относятся к концу 60-х — средине 70-х годов (Г.К.Лозанов, И.А.Зимняя, А.С.Плесневич, Г.А.Китайгородская, Р.М.Грановская).

Второй (более широкий): под “погружением” подразумевается длительное (от нескольких часов до нескольких дней) специально организованное занятие одним (или несколькими близкими) предметами. Начало упоминания термина в этом смысле относится к началу 80-х годов в связи с экспериментальной работой М.П.Щетинина. Позднее это направление выражается в многочисленных моделях:

  • “погружение” в сравнение,
  • межпредметные погружения (А.Н.Тубельский),
  • метапредметные “погружения”,  
  • эвристические “погружения” (А.В.Хуторской),
  • выездные “погружения” (А.А.Остапенко, Л.Н.Снегурова),    “погружения” в образ (С.А.Терскова, Е.В.Шубина),
  • “погружение” как средство коллективного способа обучения (С.Д.Месяц),
  • “погружение” в культуру (Е.Б.Евладова) и т.д.

 Следует заметить, что большинство из указанных авторов второго направления указывают, что толчком к исследованию в данном направлении явилась работа М.П.Щетинина.

2.1 “Погружение” как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия

Подробное описание “погружения” мы находим у Р.М.Грановской. Под “погружением” она понимает “активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры”, причем под понятиями “погружение” и “суггестопедия” она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в основном опирающихся не убеждение, “метод погружения в значительной мере опирается на внушение.

“Метод погружения опирается на три принципа: удовольствие и релаксацию на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двустороннюю связь в процессе обучения”.

Принцип “радости и ненапряженности” следует понимать до степени псевдопассивности поведения в отношении процесса обучения. Важно не внешнее поведение учащегося, когда он держится напряженно и стимулирует концентрированное внимание, а его внутренняя настройка на обучение. Радость и ненапряженность не разгружающий этап, а постоянная сущность обучения.

Принцип “единства и несознавания” требует организованного целостного участия личности как в ее сознаваемых так и в несознаваемых функциях.

Принцип “суггестивной взаимосвязи” направляет учебный процесс к активации резервов личности. Этот принцип требует непрерывной информации о результатах обучения”. Как отмечает Г.К.Лозанов, все принципы должны находится в неделимом единстве и в любой момент учебного процесса осуществляться одновременно. Реализация данных принципов осуществляется тремя группами средств: а) психологическими; б) дидактическими и в) артистическими.

2.2 “Погружение” в предмет или однопредметное “погружение”

Данная идея, но безотносительно к учению о функциональной асимметрии головного мозга, была высказана еще в начале 20-х гг. П.П.Блонским. В работе “Трудовая школа” он предложил половину учебного времени отдавать на изучение наук, четверть — на искусство, четверть — на спорт. Поскольку такое чередование уроков позволяет ученикам сохранять высокую активность и работоспособность в течение всего учебного дня, то это дало возможность отказаться от обязательных домашних заданий, а высвободившуюся половину дня использовать для дополнительных занятий по интересам учащихся

Занятия по интересам, предполагающие опережение в изучении учебного материала, стали неотъемлемой частью модели однопредметного “погружения”. Наличие учеников-консультантов, которые становились помощниками учителя, позволило включить в систему “погружения” работу под их руководством малых групп, которая получила название “экипажей”. Сама же работа в таких группах получила название “экипажной работы” или “работы по взаимообучению”

 Благодаря “кафедре” и взаимообучению, ученики, выбравшие любимый предмет, имеют возможность выходить не просто на репродуктивный, но и на творческий уровень познания. Работа “кафедры” предполагает несколько уровней учебной и учебно-методической работы. Вот деление этих уровней с позиции ученика, члена “кафедры по интересу”:

Роль ученика

Уровень

“Я учусь”

Репродуктивный уровень

“Я учусь учить”

Уровень постижения методических знаний

“Я учу”

Уровень взаимообучения

“Я учу учить”

Уровень передачи методических знаний

Рассмотрим, к примеру, один день “погружения:

1-й урок. Повторение вчерашнего материала (при помощи опроса, самостоятельной работы, решения задач и т.п.) — 25 мин.

Постановка цели дня (обязательно совместно с учениками, чтобы их учебная деятельность была подчинена собственной цели, а не “навязанной” учителем) — 10 мин.

2-й урок. Изложение учителем нового материала крупным блоком с помощью компактных схем (концептов) — 35 мин.

Урок художественного цикла (музыка, хореография или изобразительное искусство) — 35 мин.

3-й урок. Самостоятельная работа учащихся с новым материалом с элементами взаимообучения — 35 мин.

4-й урок. Дидактическая игра (соревнование между группами, перекрестный опрос или другие формы учебных игр) — 35 мин.

Урок физкультуры — 35 мин.

5-й урок. Фронтальная лабораторная работа (без оформления документации) — 20 мин.

“Огонек” — совместный с учениками анализ дня

В классах, где проводится погружение, более здоровый психологический климат”. Таким образом, можно сделать вывод, что модель “погружения в предмет”, предложенная М.П.Щетининым, имеет следующие обязательные компоненты:

1. Чередование “контрастных” уроков, оговоренное принципиально новым учебным планом, позволяющим сделать равномерной нагрузку на оба полушария головного мозга.

2. Многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала.

3. Наличие “разности потенциалов” в знаниях учеников (либо благодаря опережению на кафедре, либо в разновозрастном коллективе), позволяющей “включить” работу по взаимообучению.

4. Систематизация знаний, структурирование их и подача нового материала при помощи компактных структурно-логических схем — концептов.

5. Совместная работа учителя и учеников по планированию учебного процесса и его анализу (“огонек”).

4. Двухпредметная система “погружения”

Данная модель концентрированного обучения заключается в том, что в течение нескольких дней “каждый класс в отдельности занимается только двумя предметами”. “Учебный день состоит из двух учебных блоков, с интервалом между ними в 40 минут. Продолжительность блока — 120 минут (4 урока по 30 минут), перемены между уроками внутри блока — по 10 минут”. Перерыв используется для прогулок, отдыха, обеда. Модель учебного дня имеет следующую структуру:

1-ый урок

30 минут

Перемена

10 минут

2-ой урок

30 минут

1-ый блок

Перемена

10 минут

3-ий урок

30 минут

Перемена

10 минут

4-ый урок

30 минут

Большой перерыв

40 минут

1-ый урок

30 минут

Перемена

10 минут

2-ой урок

30 минут

2-ой блок

Перемена

10 минут

3-ий урок

30 минут

Перемена

10 минут

4-ый урок

30 минут

1.  

Лекция

Троекратное вариативное концентричное объяснение крупного блока учебного материала, соответствующего по объему трем “обычным” урокам при помощи готового опорного конспекта.

30 минут

2.  

Самопогружение

Самостоятельная работа учащихся с учебником по заданному учителем плану. Учитель работает в режиме индивидуальных консультаций.

Фронтальная работа по контрольным вопросам.

20 минут


10 минут

3.  

Практическое занятие

Самостоятельное или совместное с педагогом выполнение заданий, указанных на доске.

30 минут

4.  

Зачет

Выполнение учениками теста из пяти вопросов с выбором ответа. Результаты заносятся учеником в специальную многоразовую карту.

Взаимоконтроль в виде взаимопроверки по предложенным педагогом эталонным ответам с последующим оцениванием работы

20 минут


Таким образом, мы видим, что образовательная модель В.Ф. Шаталова полностью отвечает таким критериям технологичности, как концептуальность, системность и управляемость

Тематическое “погружение” или “погружение” в образ

Первый был основан на календарно-бытовом принципе. Соответственно календарю (как земледельческому, так и Православному) “погружения” носили названия “родное”, “Рождественское”, “Пасхальное”, “весеннее”, “морское” (во время выездной школы), “космическое” (ко Дню Космонавтики), “Пушкинское” (к юбилею А.С.Пушкина), “мамино” (к 8 Марта) и т.д. Все уроки недели пронизываются единой духовно-нравственной идеей, на которую не в ущерб программному материалу работают и чтение, и языки, и математика, и музыка, и изо, и хореография. Это позволяет наполнить их духовно-нравственным смыслом. Опыт показывает, что при таком подходе интерес к учению становится выше. Второй вариант “погружения” в образ был разработан на базе курса отечественной истории и апробирован во 2-ых и 3-их классах. Его суть заключается в том, что часть недель учебного года базировалась на темах отечественной истории.

Эвристическое (метапредметное) “погружение”

Основания эвристического обучения изложены А.В.Хуторским в монографии “Эвристическое обучение: Теория, методология, практика” [155].Цель эвристического “погружения” — “не пройти программу, а организовать такую деятельность ребят, которая бы им была близка по духу и в которой они не только бы изучили что-то новое, но и реализовали свой опыт и знания, получили и осознали свой личный результат” [152, с.57]. В содержании эвристического образования можно вычленить пять составляющих” [152, с.58-59]:

Этап

Деятельность ученика

Конструирование индивидуального образа познаваемой области.

Каждый ученик выстраивает свой первичный образ всей образовательной деятельности: рисует картину природы, составляет символ математики, формулирует предмет изучения истории или физики.

Фиксирование фундаментальных образовательных обетов в познаваемой ими образовательной области с целью обозначения предмета дальнейшего познания.

Фундаментальные образовательные объекты разделяются на общие для всех — так называемые образовательные стандарты и индивидуальные для каждого ученика — те, которые определены ими как субъективно значимые.

Программирование учеником индивидуальной образовательной деятельности по отношению к своему фундаментальному образовательному объекту.

Ученик формирует цели, составляет план работы, разрабатывает  другие элементы организационной деятельности.

Осуществление намеченной программы на определенном отрезке времени.

Ученик проходит весь замкнутый цикл: цели — план — деятельность — рефлексия — сопоставление полученных продуктов с целями — самооценка.

Поиск единства образовательных областей и их инвариантов.

Ученик выстраивает план-образ своего образования, уточняет индивидуальную методологию реализации своей образовательной программы, опираясь на свой личный образовательный потенциал.

главной целью является “создание учениками личных образовательных продуктов: идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов и пр. Все остальное служит средством достижения этой цели

Общие выводы

Анализ различных моделей концентрированного обучения позволяет выделить общие черты самой технологии. Кроме описанных общих сущностных признаков общими компонентами всех описанных моделей являются:

— многообразие взаимодополняемых форм учебной деятельности;

— интеграция учебного материала и укрупнение дидактических единиц с последующей фиксацией в графическом виде;

— групповые и коллективные формы обучения;

— сотрудничество учителя и учеников;

— ансамблевая работа учителей.

Общими преимуществами всех названных моделей являются:

— целостность восприятия информации учащимися;

— целостность получаемых знаний;

— экономия учебного времени;

— возможность углубленного изучения;

— состояние комфортности при обучении.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель начальных классов МБОУ « СОШ п. Пробуждение» Ефремова Елена Зауровна

Слайд 2

«Можно и нужно каждого учителя, - писал Я.А. Коменский, - научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем».

Слайд 3

“ Погружение” как наиболее распространенная модель концентрированного обучения

Слайд 4

Технология « погружения» - это один из способов реализации компетентностного подхода Система «погружений» создает условия для максимального включения школьников и педагогов в продуктивную деятельность, что способствует самоопределению и саморазвитию учащихся, становлению их ключевых компетенций и нравственной основы

Слайд 5

Модели, предшествующие концентрированному обучению Параллельная система обучения Интегрированные уроки Интегрированные дни

Слайд 6

Параллельная система обучения Об этой системе можно говорить как о переходной форме от традиционного урока к концентрированному обучению

Слайд 7

Интегрированные уроки Познавательные УУД - Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, умеют заменять термины определениями. - Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. - Выдвигают гипотезы и их обосновывают. Регулятивные УУД - Планирование, контроль. Коммуникативные УУД - Умеют слушать и слышать друг друга. - Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. - Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. - Учатся владеть монологической и диалогической речью. Личностные УУД - Ценностный компонент. - Эмоциональный компонент. - Поведенческий компонент.

Слайд 8

Интегрированные дни В школьной практике — это такие школьные дни, когда происходит интеграция естественнонаучных знаний, полученных на уроках различных предметов.

Слайд 9

под “погружением” понимается один из методов интенсивного обучения (как правило, иностранным языкам) с использованием суггестивного воздействия. Основные публикации относятся к концу 60-х — средине 70-х годов (Г.К.Лозанов, И.А.Зимняя, А.С.Плесневич, Г.А.Китайгородская, Р.М.Грановская).

Слайд 10

под “погружением” подразумевается длительное (от нескольких часов до нескольких дней) специально организованное занятие одним (или несколькими близкими) предметами. Начало упоминания термина в этом смысле относится к началу 80-х годов в связи с экспериментальной работой М.П.Щетинина

Слайд 11

Модели «погружения» «погружение»в сравнение, межпредметные «погружения» (А.Н.Тубельский), метапредметные «погружения», эвристические «погружения» (А.В.Хуторской), выездные «погружения» (А.А.Остапенко, Л.Н.Снегурова), «погружения» в образ (С.А.Терскова, Е.В.Шубина), «погружение» как средство коллективного способа обучения (С.Д.Месяц), «погружение»в культуру (Е.Б.Евладова) и т.д

Слайд 12

“ Погружение” как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия Принцип “радости и ненапряженности ” Принцип “единства и несознавания” Принцип “суггестивной взаимосвязи ”

Слайд 13

“ Погружение” в предмет или однопредметное “погружение” половину учебного времени отдавать на изучение наук, четверть — на искусство, четверть — на спорт.

Слайд 14

Роль ученика Уровень “ Я учусь” Репродуктивный уровень “ Я учусь учить” Уровень постижения методических знаний “ Я учу” Уровень взаимообучения “ Я учу учить” Уровень передачи методических знаний

Слайд 15

1-й урок. Повторение вчерашнего материала (при помощи опроса, самостоятельной работы, решения задач и т.п.) — 25 мин. Постановка цели дня (обязательно совместно с учениками, чтобы их учебная деятельность была подчинена собственной цели, а не “навязанной” учителем) — 10 мин. 2-й урок. Изложение учителем нового материала крупным блоком с помощью компактных схем (концептов) — 35 мин. Урок художественного цикла (музыка, хореография или изобразительное искусство) — 35 мин. 3-й урок. Самостоятельная работа учащихся с новым материалом с элементами взаимообучения — 35 мин. 4-й урок. Дидактическая игра (соревнование между группами, перекрестный опрос или другие формы учебных игр) — 35 мин. Урок физкультуры — 35 мин. 5-й урок . Фронтальная лабораторная работа (без оформления документации) — 20 мин. “ Огонек” — совместный с учениками анализ дня .

Слайд 16

Обязательные компоненты: 1. Чередование “контрастных” уроков 2. Многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала. 3. Наличие “разности потенциалов” в знаниях учеников 4. Систематизация знаний 5. Совместная работа учителя и учеников по планированию учебного процесса и его анализу

Слайд 17

Двухпредметная система « погружения»

Слайд 18

1-ый урок 30 минут Перемена 10 минут 2-ой урок 30 минут 1-ый блок Перемена 10 минут 3-ий урок 30 минут Перемена 10 минут 4-ый урок 30 минут Большой перерыв 40 минут 1-ый урок 30 минут Перемена 10 минут 2-ой урок 30 минут 2-ой блок Перемена 10 минут 3-ий урок 30 минут Перемена 10 минут 4-ый урок 30 минут

Слайд 19

Тематическое “погружение” или “погружение” в образ Первый был основан на календарно-бытовом принципе . Второй вариант “погружения” в образ был разработан на базе курса отечественной истории

Слайд 20

Эвристическое (метапредметное) “погружение”

Слайд 21

Главной целью является создание учениками личных образовательных продуктов: идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов и пр.

Слайд 22

Общие выводы многообразие взаимодополняемых форм учебной деятельности; интеграция учебного материала и укрупнение дидактических единиц с последующей фиксацией в графическом виде; групповые и коллективные формы обучения; сотрудничество учителя и учеников; ансамблевая работа учителей.

Слайд 23

Общими преимуществами всех названных моделей являются: целостность восприятия информации учащимися; целостность получаемых знаний; экономия учебного времени; возможность углубленного изучения; состояние комфортности при обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы".

Данная публикация представляет собой выступление на педсовете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы". Приложен опыт работы....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Платформа Учи.ру как возможность построения персонализированной модели образования».

  Ученики моего 1-го класса на платформе портала Учи.Ру занимаются математикой, русским языком, изучают окружающий мир -  вся работа проводится в интерактивной форме. Её уникальность ...

Выступление на педагогическом совете на тему «Мотивационные педагогические технологии»

ull;Развитие  эффективной мотивации учебной деятельности как ведущей в формировании ключевых компетенций обучающихся....