Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
статья (1 класс) на тему

Тимошенко Вера Викторовна

Доклад на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologii.docx37.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа «Загорские дали».

141367, Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район,

городское поселение Сергиев Посад, поселок Загорские дали, дом 9-а.

тел. факс -  548-35-48

Доклад

на педагогическом совете от 07.11.2013

 по теме: «Ведущие педагогические технологии современности»

Содокладчик

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Тимошенко Вера Викторовна

« Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем».
                                                     Лоренс Питер(американский писатель).

Одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

  • личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала;
  • применения современных обучающих технологий.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Слово технология происходит от двух греческих слов: techne - искусство, мастерство и logos - наука, - закон. Следовательно технология – это наука о мастерстве.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка").Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:

1. Технология проблемного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь". (
Конфуций)

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и заучат, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарей.

1) Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».

На доске записано слово вестник.
Учитель:
– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].)
– Что вас удивило? (Буква
т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)
– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?
Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…

2) Урок русского языка.

На доске написано слово «рыболов». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

3) Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.

Например, ученик получил задания: «К 2 прибавь 5 и умножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, умноженное на 3». Можно записать оба выражения  и вычислить следующим образом:

2 + 5 * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, выражение принимает вид:

(2 + 5) * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

2. Здоровьесберегающие технологии.

В моём классе она включает в себя: кружок «Все цвета. Кроме чёрного», проведение тематических физминуток (в том числе пальчиковых гимнастик и зарядок для глаз) на каждом уроке, участие в спортивных соревнованиях школы, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка». Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Математика

Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  • Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
  • Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
  • Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

3. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе. Например, на уроке ИЗО, тема “Насекомые”. Сначала каждый делает своё насекомое, а потом делают берёзку всей группой и коллективно её оформляют, сажая на неё насекомых. Также на уроке ИЗО: «Добрый и злой флот». Или на уроке Технологии, работая в парах, дети составляли «Коллаж» из картинок с животными. Конечно не у всех сразу получается, но большинству такая работа нравится. Потом мы все вместе устраиваем выставку работ. Выбираем лучшие, обсуждаем недостатки. Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка. И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Секретарь– тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Сотрудник – участник группы, участвующий в обсуждении. Докладчик – рассказывает, что решила группа. Секундомер – следит за временем. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли. На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя не упомянуть о сотрудничестве с родителями. В моём классе родители неравнодушные. Многие учителя об этом знают. Это естественно, ведь они беспокоятся за своих детей. Хотят чтобы дети получили полноценное образование. Чтобы вовремя выполняли домашнее задание, не пропускали материал даже во время болезни. Поэтому я веду электронный дневник и родители всегда в курсе школьной жизни. Зайдя в него, они могут посмотреть:

  • Успехи ребёнка в школе
  • Домашнее задание с приложенными презентациями, ссылками для болеющих ребят,  при помощи которых можно разобрать или просто послушать новую тему
  • Новости в школе или классе
  • Написать сообщение учителю, котором изложить свою проблему, или предупредить учителя, если ребёнок заболел

4. Игровые технологии 

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д. Игровая деятельность используется мной для освоения понятия, темы в качестве урока «Обобщения изученного материала». Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Например: «Соедини половинки слов».

1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки слов:

ОПТ                     
ПАР
ЛОН
АГА
АТА
КОР
ТАН
АРА
АДА
СКА

ПАЛ
КУР
ИЦА
КЕТ
ИКА
БАЛ
ХИС
АРМ
ПЛЯ
КЕР

(Ответ: оптика, паркет, баллон, курага, палата, корица, танкер, арахис, армада, пляска).

2) На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания. Например:

Устный счет в начальной школе можно проводить по сказке «Колобок»:

Учитель проговаривает сказку «Иван царевич и серый волк» и обыгрывает на магнитной доске. При встрече Ивана-царевича с героями сказки ставится цель перед ним: решить примеры или задачу.
4)
На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:

Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.

1. На честном человеке ботинки мокнут.
(На воре шапка горит)
2. Радость ушла – заколоти дверь.
(Пришла беда – отворяй ворота)
3. Трусость деревни избегает.
(Смелость города берёт)
4. Чужие штаны дальше от ног.
(Своя рубашка ближе к телу)
5. На свой хлеб закрой глаз.
(На чужой каравай, рта не разевай)

6. Товарищ спасается. А тебя бросает.
(Сам погибай, а товарища выручай)
7. Держи много денег, и ни с кем не дружи.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха.
(Сделал дело, гуляй смело)
9. Утка корове подружка.
(Гусь свинье не товарищ)
10. Не надо думать, надо двадцать раз пробовать, что-то сделать.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь)

При обобщении по разделу, когда нужно повторить прочитанные произведения, провожу интерактивную игру «Крестики-нолики». В волшебном мешочке лежат крестики и нолики. Ребята вытаскивают по одной карточке и таким образом получается деление на команды. Поочерёдно даю задание каждой команде. В расчерченном поле ставятся крестики и нолики до победы одной из команд. Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.

5. Технология оценивания учебных достижений: рейтинговая оценка и портфолио.

В 1 классе начальной школы безотметочное обучение. Но однако же дети должны видеть свои результаты, сравнивать их с результатами других ребят, а учителю необходимо проводить мониторинг успеваемости. В 1 и последующих классах необходимо формировать у ребёнка навыки самооценки результатов его деятельности. На уроках окружающего мира при проверке знаний мы использовали трёхцветный индикатор. Дети выбирали правильный ответ и закрашивали соответствующим цветом. Затем учитель называет правильные ответы и дети заполняют второй столбик таблицы.. В третьем столбце при совпадении ответов ставят +, а при несовпадении -. Затем подсчитывается количество заработанных баллов. При оценивании результатов  «Муниципальной комплексной работы» использовалась рейтинговая оценка. Каждому заданию присваивалось определённое количество баллов. Лучшие результаты учебных достижений мы помещаем в «Портфолио».

6. Технология проектирования.

Вся наша жизнь складывается из различных проектов. Одной из  задач учителя начальной школы - научить ребенка успешно реализовывать свои жизненные проекты. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности.

Проект – это пять П

  1. Проблема
  2. Планирование
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация

С первого класса, по каждому предмету, примерно 1 раз в четверть мы создаём проекты: Моя семья. В словари за частями речи.. Слово. Детская площадка. Оригами. Орнамент.

  1. Интерактивная технология

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача наряду с обучением навыкам чтения, письма и счёта учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учёбе и повседневной жизни, начиная с первого класса. Применение компьютерных технологий в начальной школе помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным . Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ на педагогическом совете по теме: «Образовательные технологии, содействующие сохранению здоровья учащихся».

Процессы модернизации и информатизации современного социального пространства приводят к необратимым изменениям системы образования.Традиционная система образования была направлена на усвоение оп...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Здоровьесберегающие технологии в школе "

Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач ...

презентация для выступления на педагогическом совете школы по теме:" Технология развития критического мышления младших школьников"

Презентация была создана для выступления на педсовете. Изучали инновационные педтехнологии, каждое мо готовило свою технологию и варианты применения....

Выступление на педагогическом совете.Понятие психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Основным моментом модернизации современной системы образования по ФГОС, является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредство...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагог в современной школе»

Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагог в современной школе»...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

              Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Жизнь учащихся всецело связана со школой, поэтому именно учитель может сделать для здоровья шк...