Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
проект на тему

Классификация проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»

Выступление на педагогическом совете.

Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».

Учитель начальных классов

Извольская Людмила Юрьевна

Ноябрь, 2013-2014 учебный год

Федеральный государственный образовательный стандарт общеобразовательного образования предусматривает включение обучающихся в проектную деятельность, ожидаемый результат которой – повышение мотивации и эффективности учебной деятельности.

Слово « проект» происходит от лат.projectus, что обозначает «брошенный вперед» Под проектом понимают замысел решения проблемы, имеющей для человека определенное значение, ценность.

Проектирование – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.

Классификация проектов:

по характеру доминирующей в проекте деятельности:

  • Исследовательские – нацеливание учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез;
  • Информационные – предлагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – доклад, реферат;
  • Практико-ориентированные – направляют действие учащихся на решение реальных проблем.
  • Творческие – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создания газеты, видеофильма, плаката и т.д.
  • Игровые – создают условия для игрового моделирования.

По предметно-содержательной области:

  • Монопроект, в рамках одной области знаний.
  • Межпредметный проект, на стыке различных областей.

По количеству участников проекта:

  • Индивидуальный
  • Парный
  • Групповой(от 2 до 10 человек)
  • Коллективный.

По продолжительности выполнения проекта:

  • Мини-проект(1 урок)
  • Краткосрочный (2-6 уроков)
  • Длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п.).

Учебный проект с точки зрения учащегося:

  • Это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности
  • Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат
  • Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект с точки зрения учителя:

  • Это интегрированное средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности
  • Формулировка ведущей проблемы, постановка задач
  • Целеполагания и планировка деятельности
  • Самоанализ и рефлексия успешности и результативности
  • Презентации деятельности и ее результата
  • Поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации

Требования к организации проектной деятельности:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов: экологические проблемы города.
  • Самостоятельная деятельность учащихся
  • Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов)
  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Этапы проектной деятельности

1 этап – погружение в проблему (принятие решения о выполнении проекта, определение темы проекта, цели и задачи проектной деятельности)

2 этап – организация деятельности. Составление плана и программы действий. План воплощает проект в жизнь через систему определенных мероприятий, дел и поступков.

3 этап – осуществление деятельности (выполнение программы, предварительный контроль). Учитель вместе с учащимися подводит промежуточные итоги, проводит индивидуальные и групповые консультации, рекомендует дополнительные источники информации.

4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.

  • Представление (защита) продукта
  • Оценка проекта (самооценка, определение уровня знания предмета, выявление успехов и неудач, предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого).

Рефлексия предполагает анализ учащимися хода и результатов проектной деятельности. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  • Соответствуют ли результаты проектной деятельности поставленной цели?
  • Если цель не достигнута, то почему?
  • Какие задачи остались нерешенными и почему?
  • К каким последствиям  (Экологическим, социальным, психологическим, педагогическим) привела реализация проекта?

Критерии внешней оценки проекта

  • Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
  • Корректность используемых методов исследования и методов обработки полученных результатов.
  • Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
  • Коллективный характер принимаемых решений
  • Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
  • Глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

Критерии защиты проекта

  • Качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность, убежденность.
  • Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи
  • Педагогическая ориентация: культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, чувство времени, импровизация, удерживание внимания аудитории
  • Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
  • Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, толерантность, контактность.

Моделирование учебного занятия

При моделировании учебного занятия необходимо соотнести структурные компоненты его с этапами работы над проектом

Примерная модель урока в режиме проектного обучения.

Этап урока

Этап работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Запуск проекта (погружение в проект)

Определяет готовность учащихся к работе, сосредоточивает внимание на проектной деятельности, по необходимости помогает сформировать группы.

Подготавливают рабочее место для разработки проекта, формируют группы

Целеполагание и мотивация

Планирование работы

Вместе с учащимися формулирует тему, цели и задачи урока, определяют проблему.

Формулирует задания для самостоятельной работы, мотивирует познавательную деятельность учащегося.

Анализируют проблему.

Обсуждают главную идею будущего проекта. В ходе дискуссии определяют результат(продукт) деятельности, распределяют обязанности в группе

Актуализация знаний и умений

Определение уровня готовности к поисковой работе

Направляет учащихся к выполнению исследования

Выясняют пути достижения цели, вспоминают основные понятия темы, прием отбора содержания и решения проблемы

Первичное усвоение знаний

Сбор информации

Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует их, предлагает дополнительные источники информации

Знакомятся с источниками информации, в ходе групповой дискуссии отбирают главное

Осознание учебного материала

Структурирование информации

Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся, помогает выбрать оптимальный вариант решения проблемы, оформить предварительный ответ

Выполняют исследование: анализируют информацию, выявляют основные противоречия, формируют гипотезу, конструируют систему вопросов, предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант

Закрепление

Обмен информацией

Координирует результаты самостоятельной деятельности школьников

Находят партнера по проблеме, знакомят его со своим вариантом решения проблемы, уточняют результаты, обмениваются вопросами, разрабатывают форму творческого проекта

Применение знаний и умений в новой учебной ситуации

Оформление результатов работы

Наблюдательность за деятельностью учащихся, советует, как подготовиться к защите, активизирует их работу

В соответствии с конечной целью оформляют проект, упражняются в использовании приемов защиты работы

Проверка и оценка результатов

Защита

Помогает анализировать результат проектной деятельности, консультирует по вопросам рецензирования.

Организует выступление ученика, помогает оценить работу в ходе защиты

Рецензируют содержание и форму изложения работы друг друга, определяют уровень эффективности результатов в процессе выполнения проекта, отвечают на вопросы

Подведение итогов

Рефлексия

Высказывает собственное суждение о достижение цели урока

Оценивают результат своей деятельности, определяют пути достижения успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС НОО

Заседание методического объединения учителей начальных классов. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ  Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС НОО  . Деятельн...

Обобщение и распространение педагогического опыта через ярмарку педагогических идей на тему «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»

В данном материале изложены формы и методы «Использования современных образовательных технологий в учебном процессе»...

Система использования современных образовательных технологий, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении

Мною составлен план деятельности по внедрению в практику современных образовательных технологий, который включает изучение теории каждой технологии, разработку методических материалов....

Выступление на заседании педагогического совета . Тема: "Инновационная деятельность педагога как ключевая составляющая реализации ФГОС".

Инновационная деятельность учителя начальных классов как ключевая составляющая  реализации ФГОС....