Конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс Илья Муромец и Соловей-разбойник
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Белякова Олеся Николаевна

Конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс Илья Муромец и Соловей-разбойник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ilya_muromets.doc67 КБ
Office presentation icon ilya_muromets.ppt2.03 МБ
Файл titul_poyan._zapiska.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I.Самоопределение к учебной деятельности.

Мотивация к уроку.

Настрой на работу.

Работают с карточками. Записывают известные жанры (сказки, потешки,  небылицы, загадки,  пословицы,  скороговорки).

 - Былина.

Читают определение по В.И. Далю со слайда №3.

Читают и отвечают на вопросы.

Былина – произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Герои былин  – богатыри. Они  наделены необыкновенной силой, добротой, умом, бесстрашием, волшебным оружием. Но у каждого богатыря особый характер, поступки, поведение.

  Давайте подарим друг другу  свои улыбки!

І. Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве.

1. У ребят на партах лежат карточки со схемой, в центре которой помещено слово “Фольклор”, а от него стрелочками обозначаются различные жанры фольклора.

Какой жанр надо дописать?

Проверка по слайду №2

 

А что означает слово - былина?

Слайд №3

Обратите внимание на сказителей, их одежду, на музыкальные инструменты.

Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.

Другое определение из учебника.

-Кого воспевают в былинах? С кем они боролись?

Итак, былины – это, прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.

 

II.Актуализация знаний.

2 1 1 4 4

Ребята рассматривают картину и отвечают на вопросы учителя.

  - В центре картины - на вороном коне любимый народом Илья Муромец. Он смотрит вдаль. Справа - Добрыня Никитич, с мечом в руке, готовый по первому приказу ринуться в бой на защиту Родины. Слева молодой и задорный Алёша Попович, у него в руках лук со стрелами.

Стоят на страже Родины.

Смотрят на слайд №5 и отвечают на вопрос.

Это Илья Муромец. Кудри его побелели и в бороде седина, но лицо молодое, сильное с острым соколиным взглядом. Всё в нём просто и исполнено мощи: и фигура, и конь, и оружие, которое он готов пустить в ход.

Смотрят слайд №6

II Работа с картиной В.М. Васнецова .

 

Посмотрите на картину В.М. Васнецова «Богатыри». (Слайд №4)

-Что же за герои поднялись на холм, с которого видны широкие просторы?

-Кто знает их имена?  

  - А что же они здесь делают?

- Вы правы. Это могучие богатыри, охраняющие русскую землю от врагов.

- Как зовут этого богатыря?

 Слайд №5

- Опишите его.

Вместе с учениками формулируем тему урока.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

III. Развитие умений.

Физминутка

  1. 1  1  2  1  1 2 2 

1. Работа с текстом «Илья Муромец и Соловей-разбойник» до чтения.

- Мы будем читать былину об Илье Муромце и  Соловье-разбойнике.

- Он из-под  Мурома.

Слушают своего одноклассника и отвечают на вопросы учителя.

Рассказ подготовленного ученика об Илье Муромце:

В селе Карачарово, что под Муромом,  родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин. «…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» – с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов.

За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печёрской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома».

К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю.

2. Слушают былину. Отвечают на вопросы учителя.

3. Читают толкование слов.

4.  Чтение цепочкой по абзацам. Анализ былины.

Проверка: 1-я группа  

Вписывают слова из текста в предложенный абзац.

2-я группа -  Записывают имена героев.

3-я группа - показывает составленный план всему классу.

 

4-я групп -  называют, выбранные слова и с классом проверяют по слайду №12

Рассказ ученика о главных героях былины.

Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям, работали в тетрадях.

 

1. Прочитайте заглавие.

-Что мы будем читать?

                             

     Вспомним второй класс.

–   Откуда родом Илья Муромец.

Слайды № 7-10

- Что узнали об Илье Муромце? Ваше отношение к нему.

- Вот о каком богатыре и его подвиге мы будем читать.

2. Чтение былины учителем.

Анализ текста былины, ответы на вопросы:

- Каким вы представили Илью Муромца и Соловья-разбойника?

- Опишите  внешний вид богатыря и Соловья-разбойника.

- Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? Какие?

 3. Словарная работа.  Слайд №11

4.Групповая и индивидуальная форма работы (задания на листочках и тетрадях).

1-2 группа работают в тетрадях

1-я группа – перечитайте первый абзац. Найдите слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца.

2-я группа – найдите в тексте имена героев былины.

3-я группа - составьте план былины.

4-я группа – выберите слова, характеризующие Илью Муромца. Слайд №12

Индивидуальное задание ученику:

- Расскажи о главных героях былины и передай свое отношение к каждому. Кто из них положительный герой, а кто - отрицательный?

     

– Что мы делали на уроке? – Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

ΙV. Итог.

Рефлексия

– В основе былин лежат реальные события, что богатыри не плод народной фантазии. Илья Муромец  защищал свою Родину. Сила была у него не мерянная и конь волшебный.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу и настроение смайликами

-Что мы узнали? Что в прочитанной истории правдиво?

– А какие события можно назвать выдуманными, волшебными?

Существуют ли в наше время богатыри – защитники Отечества?

-С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу

V. Домашнее задание.

По выбору учащихся: слайд 13

1  -  пересказ былины

2  - кроссворд в тетради страница 30-31

3  – нарисовать портрет Ильи Муромца


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Слайд 2

Устное народное творчество Фольклор потешки пословицы загадки скороговорки небылицы сказки былины

Слайд 3

«Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый.» В.И. Даль

Слайд 4

«Богатыри» В.Васнецов (1881-1898)

Слайд 6

Тема урока: «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Слайд 7

В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов— отсюда и фамилия. Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.

Слайд 8

… Как одно-то на небе красно солнышко. А один — то на Руси Илья Муромец… Неспроста древний Муром на высоком берегу Оки в парке установил в прошлом году памятник своему легендарному богатырю. Как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы «…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей…»

Слайд 9

… Из богатырей Илья Муромец ушел в монахи. А погиб защищая Киев от набега половцев.

Слайд 10

За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре. У изголовья перед его гробницей гласит надпись – «Илья из города Мурома». К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие..

Слайд 11

Словарная работа Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото. Ремни сыромятные – прочные ремни из невыделанной кожи животных. Тын – забор. Палаты княжеские – большое богатое помещение. Кафтан – верхняя одежда мужчин. Полно тебе слезить отцов-матерей – хватит заставлять лить слёзы, печалить. Дружина – княжеское войско в Древней Руси.

Слайд 12

трусливый чёрствый жадный обидчивый грубый храбрый справедливый сильный добрый вежливый

Слайд 13

Домашнее задание: 1 - пересказ былины 2 - кроссворд в тетради страница 30-31 3 – нарисовать портрет Ильи Муромца



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волосовская средняя общеобразовательная школа №2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по теме: « Илья Муромец и Соловей-разбойник»

( 3 класс, литературное чтение)

Автор:

Белякова Олеся Николаевна,

учитель начальных классов

Волосово

2016 г


Пояснительная записка

Методическая разработка по теме: « Илья Муромец и Соловей-разбойник» имеет следующую цель: формирование навыка полноценного восприятия, умения самостоятельного составления плана и анализа произведения.

В ходе реализации этапов урока решаются задачи:

образовательные:

- познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями, с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;

- формировать умения отвечать на поставленные вопросы учителя к тексту; находить в тексте предложения, подтверждающие высказанные мысли.

развивающие:

- развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать; развивать умение находить в тексте предложения, слова характеризующие героя, выражать своё отношение к героям, событиям, способствовать развитию интереса к чтению, обогащению словарного запаса ребёнка, развитие умения аргументировать свою точку зрения.

воспитательные:

- воспитывать любовь к устному народному творчеству, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности, чувство любви к своей Родине, своему народу.

В ходе урока рекомендовано использовать следующее оборудование:

1.Учебник: Литературное чтение 3 класс в 2ч. Ч.1., Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова; М.: Вентана-Граф, 2008.

2.Рабочая тетрадь №1: Литературное чтение 3 класс, Л.А. Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2012.

3. Карточки для индивидуальной работы.

4.Компьютер, презентация составлена в программе Power Point.

Актуальностью данного урока является углубление понятий об устном народном творчестве, исконно- русской истории, художественном и изобразительном искусстве.

Данный урок отличается от ранее опубликованных тем, что в основу положен  деятельностный подход к обучению – технология продуктивного чтения.


Используемые ресурсы:

 1.Учебник: Литературное чтение 3 класс в 2ч. Ч.1., Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова; М.: Вентана-Граф, 2008.

2.Рабочая тетрадь №1: Литературное чтение 3 класс, Л.А. Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2012.

3. Методическое пособие: литературное чтение: 3 класс, Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2009.

4. Презентация к уроку: «Илья Муромец».

Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok-literaturnogo-chteniya-po-teme-kak-borolsya-russkii-bogatyr

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/bylina-ilya-muromets-i-solovei-razboinik

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/urok-literatury-3-klass-bylinnyy-skaz-ilya-muromec-i-solovey-razboynik


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по литературному чтению во 2 классе на тему: Даниил Хармс. «Веселые чижи».

Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему:  Даниил Хармс. «Веселые чижи»....

Конспекты уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России.

Два конспекта уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России....

Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России.

Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России....

Конспект урока с презентацией по литературному чтению для 3 класса Тема: «А. Куприн. Слон.» Урок 2.

Цели: продолжить знакомство с рассказом А. Куприна «Слон», учить понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажа. Задачи: Образовательные: 1. Учить пр...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 классе: "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Целью урока является обобщение знаний детей о былинном творчестве, русском богатыре Илье Муромце и его подвигах перед землёй русской....

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»....

Конспект урока литературного чтения для 4 класса "Илья Муромец и Соловей Разбойник"

Конспект для урока литературного чтения в 4 классе.Тема: «Илья Муромец и Соловей Разбойник»Тип урока: урок изучения былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»Ресурсы: учебник &l...