Конспект урока литературного чтения для 4 класса "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Пшенова Оксана Дмитриевна

Конспект для урока литературного чтения в 4 классе.

Тема: «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Тип урока: урок изучения былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Ресурсы: учебник «Литературное чтение»Э. Э. Кац, 4 класс 1 часть (стр. 72 - 81).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilya_muromets.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное учреждение                 Саратовской области                                                                             «Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект урока чтения

На тему: «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

                      Выполнила студентка 32 группы:

Пшенова Оксана Дмитриевна

Класс: 4 _

Дата: 13.10.2021

Заверили:

Методист: _____ Александрова Н.С.

Учитель: ____________

Отметка:_______

Методист: ____ Александрова Н.С.

Учитель: ____________

Саратов 2021 г.

Тема: «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Тип урока: урок изучения былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; отрабатывать навыки чтения; вызвать желание читать былины.

Воспитательные: показать связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма;

Развивающие: развивать внимание, речь, мышление, память.

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, групповая.

Оборудование: раздаточный материал, учебник.

Ресурсы: учебник «Литературное чтение»Э. Э. Кац, 4 класс 1 часть (стр. 72 - 81).

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь и пенал. (проверяет готовность к уроку)

  1. Вступительная беседа

- На прошлом уроке вы изучили, что такое былина и одну из них вы уже прочли. Давайте вспомним, что такое былина? (Былина – рассказ о жизни и подвигах русских героях-богатырях) Какую былину вы изучили? (Как Илья из Мурома богатырем стал)

  1. Словарная работа

- Я прочту вам эту былину, но, для начала, давайте проведем словарную работу

Молодец – молодой человек, парень

Удаленький – человек, обладающий смелостью и отвагой

Дородный – рослый, крупный

Заутреня – церковная утренняя служба

Обеденка – церковная служба

Воевода – начальник войска

Заколодела – завалена короткими толстыми брёвнами и сгнившими деревьями

Замуравела – заросла травой-муравой

Покляпыя – кривая, изогнутая

Уплетаться – сплетаться

Лазоревы цветочки – красные, пламенные цветы

Верста – русская мера длины, равная примерно 1 километру

Сыть – пища

Косица - висок

Первичное чтение текста

Учитель читает былину вслух обучающимся

Первичная проверка понимания текста:

  • Откуда выехал Илья Муромец? (из Мурома, села Карачарова)
  • Куда он хотел поехать? (в Киев)
  • А куда он приехал сначала? (в Чернигов)
  • Что жители Чернигова предложили богатырю? (стать воеводой)
  • Илья согласился? (нет)
  • Что черниговцы рассказали богатырю, когда тот спросил про дорогу в Киев? (рассказали о Соловье Разбойнике)
  • Испугался Илья Муромец Соловья Разбойника? (нет)
  • Как встретились Илья Муромец и Соловей-разбойник? (Илья Муромец ехал к речке, там, на дереве, сидел Соловей Разбойник и начал свистеть)
  • Что случилось с природой от соловьиного посвиста? (травы сплетаются, цветы осыпаются, леса к земле приклоняются)
  • Чем закончилась эта встреча? (Илья Муромец подстрелил Соловья Разбойника и пристегнул его к своему коню)

  1. Физкультминутка

- Ну а сейчас я предлагаю вам зарядиться энергией.

Раз, два - мы считаем

И шагаем, и шагаем.

Три – четыре, три – четыре

Руки в стороны пошире.

А теперь все потянулись,

Оглянулись, улыбнулись.

Вместе дружно все присели,

Потом встали, полетели.

Вторичное чтение текста

- Ребята, теперь вы будете читать эту былину вслух

(Дети читают сказку вслух по очереди)

Творческое задание

- Какими же качествами обладает Илья Муромец? Ответить на этот вопрос я попрошу вас в группах по 4 человека. На ваших столах карточки, отметьте  зеленым карандашом качества, которыми можно охарактеризовать Илью Муромца.

Храбрый

Вежливый

Чёрствый

Жадный

Сильный

Справедливый

Обидчивый

Грубый

Злой

Трусливый

Добрый

- Какие вы молодцы! Теперь давайте здесь же отметим карандашом красного цвета качества Соловья Разбойника.

- А сейчас предлагаю вам разгадать кроссворд в парах.

2п

л

ё

1с

в

и

с

т

е

5л

8в

к

у

о

3б

ы

л

и

н

а

7к

и

е

в

в

4к

а

р

а

ч

а

р

о

в

о

д

6с

м

о

р

о

9д

и

н

а

е

10м

у

р

о

м

е

в

о

По горизонтали:

По вертикали:

1. Что делал Соловей Разбойник, что цветы осыпались и деревья к земле опускались?

3. Жанр данного произведения

4. Село, из которого Илья Муромец уехал в начале истории

6. Название реки

7. Город, в который направился главный герой

10. Город, в котором родился богатырь

2. Она у Ильи Муромца шелковая

5. Оружие богатыря

8. Кем черниговцы предлагали стать Илье Муромцу?

9. На чём сидел Соловей Разбойник?

  1. Итог урока

-Ребята, вы сегодня большие молодцы! Чем мы сегодня занимались на уроке? (читали былину) Правильно.

  1. Домашнее задание

- Итак, сегодня мы с вами познакомились с ещё одной былиной про Илью Муромца «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Вашим домашним заданием будет еще раз прочитать данную былину и по желанию подготовить иллюстрацию понравившегося эпизода.

-Всем спасибо за работу, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

конспект урока литературного чтения: Тема: «Илья Муромец – богатырь земли Русской»

Тема: «Илья Муромец – богатырь земли Русской» Цели:– Формирование умения моделировать, дифференцировать и работать в группе для создания проектной работы  по теме «Илья Муромец – богатырь зе...

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»....

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....