"Буквы П, п" (1 класс) - обучение грамоте (чтение)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Лариса Александровна Колыбина

Тема: Буквы П, п.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний и умений обозначать звуки [п],[п'] буквами « П, п».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_pp_1_klass.docx92.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте.

Предмет: чтение

Тема: Буквы П, п.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний и умений обозначать звуки [п],[п'] буквами « П, п».

Задачи формирования УУД.

Личностные: 

-формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности;

-развитие настойчивости и целеустремлённости в достижении целей.

Регулятивные:

-формировать  навыки правильного, сознательного, выразительного чтения слов и предложений;

- расширение активного и пассивного словаря детей.

Познавательные: 

-ориентироваться в звуковых схемах, схемах предложения;

-понимать и читать слова по звуковым обозначениям.

Коммуникативные: 

-обмениваться мнениями с одноклассниками;

-учить контролировать свои действия в классе.

Планируемые результаты:

Знать: буквы П, п; звуки [п], [п`]

Уметь: проводить звуковой анализ слов, выделять отдельные звуки.

Оборудование: презентация, букварь №1, наглядный материал.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.

1 мин

- Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я.

Начинается урок,

Путешествие нас ждёт.

Прошу, ребята, не зевать,

А дружно, правильно отвечать.

Эмоциональный настрой детей.

II.  Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Актуализация опорных знаний.

Повторение изученных букв.

Фонетические упражнения.

Тренировка в чтении слогов с изученными буквами.

4 мин

- Ребята, сегодня к нам на урок пришел  гость  - Ученый (вывешиваю картинку).

-Давайте расскажем Учёному, чему мы учимся на уроке чтения?

-Для чего это нужно?

–Ребята, на  каждом уроке чтения вы делаете важное открытие. Продолжите мои предложения:

Буквы мы …

Звуки ….

-Посмотрите на доску. Что вы видите?

(На доске карточки с буквами  

  А   М   Л    Т  К   О   И   У    Р   С   В )

Назовите  буквы, разделите их на 2 группы (1 ученик у доски)

М Л Р С Т К  В                         А О И У

- По какому признаку их разделили? (Буквы гласных и согласных звуков).

- Назовите звуки, которые обозначает буква  М ? Л? Р ? Н? С?

(спрашиваю выборочно)

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай звук». 

- Я делаю вид, что кидаю вам мяч и произношу звук. А вы должны этот мяч поймать вместе со звуком.

- Итак, начинаем. (Я кидаю мяч определенному ученику, а он его ловит).

-[с]

-[о]

-[м]

- Сколько звуков вы поймали? (3)

- Какие звуки? [с] [о] [м]

-Какое слово получили?

- Следующий мяч:

-[в]

-[а]

-[т]

-[а]

- Сколько звуком поймали? (4 звука)

-Какое слово получили?

- Следующий мяч:

-[в’]

-[и]

-[л]

-[ы]

- Сколько звуком поймали? (4 звука)

-Какое слово получили?

-Дайте характеристику звуку [в]?

- [в’]?

- А теперь прочитайте слоги, которые изображены на экране.

                    А                    Э                      О                   У

         О       С      У    Е     Л    А        А     В    Е      Э     Т     О              

                    Е                    О                       У                   А

(Дети читают по указке)

…видим и пишем.

…мы слышим и произносим.

Буквы.

Буква «ЭС»  [c],[с’]; буква «тэ» [т], [т’];  буква «ка» [к], [к’]; буква «эль» [л], [л’]; буква «вэ»  [в], [в’] и т. д.

Сом.

Вата.

Вилы.

[в] – согл., тв., зв.

[в’]- согл.,мягк., зв.

Фонетическое наблюдение.

Целеполагание.

5 мин

- Посмотрите на экран. Прочитайте запись.

Кто нарисован словами?

- Что это за запись?

- Сейчас я вас познакомлю со строками, а  вы догадайтесь,  как одним словом ответить на этот опрос.

Что за будильник:

Живой, с гребешком,

Крыльями машет,

А ходит пешком?

Кто это?

(Вывешиваю картинку петуха)

 - Посмотрите на доску. Охарактеризуйте первый звук в схеме слова  «петух».

      П

-Какой он? Согласный или гласный?

-Твёрдый или мягкий?

-Звонкий или глухой?

-Ребята, звук [п’] на письме обозначается буквой  «пэ» (подставляю карточку  строчной  буквы п под схему звука).

-Произнесём правильно вместе со мной название буквы – «пэ».

-  Откройте «Букварь»  на странице 98. Посмотрите на картинку в левом верхнем углу. Кого вы видите на картинке?

Назовите слово по картинке, в котором первый звук парный твердый звуку [п’].

- Какой звук [п] ?

 

      П

     

Ребята, звук [п] на письме обозначается буквой  «пэ» (подставляю карточку под схему звука).

-Произнесём правильно вместе со мной название буквы – «пэ».

-Какой вывод вы можете сделать?

- Найдите вверху страницы розовую рамку.

-Что показывают звуковые значки рядом с буквой "пэ"?

- Итак,  какая буква «именинница» сегодня на уроке?

- Какие задачи вы поставите сегодня перед собой на уроке.

- Будьте  внимательными, наблюдательными, дружными и дисциплинированными.

Это предложение - вопрос.

Петух.

[п’] – согласный, мягкий, глухой.

Палка.

[п]

[п] –согл., тв., глух.

Буква П может обозначать 2 звука, но на письме они обозначаются одной буквой.

Буква П обозначает твердый и мягкий звук

Буква П.

Узнать, какие звуки обозначаются этой буквой , научиться читать слова с новой буквой.

IV. Организация учебной деятельности по решению цели и задач урока.

  1. Знакомство  с буквой П.

  1. Фонетический анализ слова.

3.Чтение слов с новой буквой.

  1. Работа с текстом.

Физминутка.

10 мин

- Ребята, посмотрите на доску (выставляю демонстрационную карточку).  На что похожа буква П?

Влез на букву озорник:

Он решил, что П - турник.

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

Подходящие ворота.

Проходи, кому охота!

Дома букву П найдём,

Заглянув в дверной проём.

- Почему 2 буквы Пп?

- Как вы думаете, когда можно использовать заглавную букву П?

- Какая самая частая кличка домашнего петуха? Верно.

-Откройте тетради для печатания.

- Выполним звуковой анализ этого слова.

(Один ученик у доски)

План проведения фонетического анализа слов

  1. Скажи слово и послушай себя. Если надо, уточни значение слова.
  2. Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай

количество слогов; обозначь их дугами.

  1. С удивлением спроси: Это…? Узнай и отметь ударный и

безударные слоги.

  1. Произнеси слово, выделяя первый звук; охарактеризуй

его и обозначь. Потом так же выдели, охарактеризуй и

обозначь второй (третий…) звук. Каждый раз договаривай

слово до конца.

  1. «Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово;

покажи дугами слоги.

- Ребята, назовите опасное место в этом слове.

        

            П

(Подставляю заглавную букву «пэ»).

-Теперь посмотрите на экран. Давайте прочитаем слова с новой буквой. Сначала читаем первый столбик, второй, третий, четвертый (дети читают по указке).

топ        пар                 пуст        рост

стоп        парк        пусто        прост

- Назовите только слова.

- Молодцы!

- Найдите в «Букваре» столбики слов. Прочитаем их.

пло        повар        Павлик

плот        пилот        Павлов

плотник        капитан          Павлова

- Назовите только слова.

-Почему вы не назвали  словом запись пло?

 

- Посмотрите внимательно на слова в 1 столбике плот и плотник. Плот и плотник – это одно и то же слово?

- А кто такой плотник?

- А что за слова даны нам во 2 столбике. Что они обозначают?

- Посмотрите на 3 столбик слов. Что значит Павлик? Кого можно называть этим именем?

- Что обозначает слово Павлов?

- А что обозначает слово Павлова? Чья это может быть фамилия?

- Назовите слово, где [п’].

- Где стоит звук [п’] в этом слове?

- Назовите слово, где [п].

- Где стоит звук [п] в этом слове?

Работа в паре.

-Сейчас вы будете работать в паре. Как нужно работать вместе со своим товарищем?

- Задание: прочитайте правильно друг другу эти столбики.

Чтобы прочитать правильно, что нужно соблюдать?

(Нахождение букв  безударных гласных на с. 98 в словах второго столбика  (повар, пилот, капитан)

- Укажите  в этих словах буквы безударных гласных звуков.

(коллективно) 

- Рассмотрите  внимательно иллюстрации. Кого вы видите на 1 иллюстрации?

- Как догадались? Поясните.

- На 2?

-На 3?

Пилот, плотник, капитан, – каким словом их можно назвать?

-А кем мечтаете работать вы?

- Что для этого нужно сделать?

- Да, чтобы стать тем, кем вы хотите, нужно хорошо учиться в школе. Это ваша главная задача.

- Прочитайте текст вполголоса, который нам дан внизу страницы учебника.

- Кто прочитает этот текст вслух?

(Один ученик читает текст)

- У кого папа – капитан?  (дети зачитывают предложения полностью)

-А чей папа – плотник?

-У кого папа – пилот?

-У кого папа – повар?

-Найдите задание возле красного квадратика. Какое задание нужно выполнить?

Работа в паре.

Проверка. (Дети читают вопрос и правильный  ответ).

- Итак, …

-  Найдите слова с голубыми буквами.

- Прочитайте еще раз эти слова.

- Разделите их на слоги.

- Отметьте буквы безударных гласных (коллективно).

-Давайте отдохнем.

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)

Это - «эс», а это - «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)

«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)

Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди-сзади.)

Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)

Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)

Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте.)

- На странице 99 найдите вверху страницы  столбики слов. Поделите эти слова на слоги.

- Прочитаем правильно.

- Как вы понимаете  смысл  слова  «ускакали»?

- Что обозначает  слово   «опрокинул»?

 

- А теперь прочитаем текст. Как он называется, прочитайте?

- Как вы думаете Тимка – это кто?

- А кто же Полкан?

- Послушайте  внимательно текст (читает учитель).

- О ком этот текст?

- Верны наши предположения, кто – Тимка, а кто – Полкан?

- Почему вы улыбались, когда я читала этот текст?

- Давайте прочитаем текст по цепочке, не забывайте обращать внимание на ударение.

-Выделите в словах голубого цвета буквы  безударных гласных.

- Прочитаем этот текст ещё раз.

- Кто такая Полина?

- Что она сделала?

- Найдите ответ в тексте.

- Кого она угощала?

- Что случилось потом? Прочитайте.

- Как вы понимаете выражение тут как тут?

- Ускакал, как заяц?

Выразительное чтение по ролям.

- Сейчас мы с вами будем учиться читать этот текст по ролям.

- Кто участвует в этом рассказе?

- Как будем читать за автора? Полину?  Тимку?

Чтение по ролям.

Работа в паре.

- Ребята, рассмотрите иллюстрацию внизу страницы, придумайте, как  можно закончить этот рассказ? Поделитесь своими мыслями с соседом по парте.

Проверка.

Чтение 2 части рассказа.

-Давайте узнаем, что придумал автор.  Прочитайте текст после красной звездочки.

- Ребята, что вы можете сказать о Полине?

-Что бы вы сказали Полкану и Тимке?

Работа в паре.

-Ученый предлагает вам поработать в парах. Посчитайте, сколько раз встретилась буква П в  тексте.

- Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием.

На турник, ворота, дверной проем.

Заглавная и строчная буква П

В начале предложений, в именах, кличках, названиях населенных пунктов.

Петя.

-Петя – в этом слове 2 слога.

-1 слог – ударный, 2 – безударный.

В начале слова мы слышим звук [п’]. Он согласный, мягкий, глухой.

2 звук – [э] – гласный, ударный.

3 звук – [т’] – согласный, мягкий, глухой.

Последний звук в слове Петя -  [а] - гласный, безударный.

Большая буква в кличке животного.

Нет, плот – это скрепленные между собой бревна.

Профессия, связанная с обработкой дерева.

Профессии.

Имя.

Мальчиков, мужчин.

Фамилия мальчика или мужчины.

Фамилия девочек или женщин.

Пилот, в начале слова.

Плот, в начале слова.

Нужно внимательно слушать друг друга.

Соблюдать ударение.

Пилот.

Он в форме и смотрит на самолет.

Плотник, обрабатывает дерево

Капитан накорабле.

Профессии.

Нужно хорошо учиться в школе.

У Павлика Сомова.

Толи Иванова.

У Вити Панина

Ни у кого.

Ответить на вопросы. Найти нужные предложения.

Поставила, ускакали, пролил, опрокинул.

Ответы детей.

Кот.

Собака.

Да.

Девочка.

Налила молока Тимке.

Тимку.

Полкан опрокинул миску.

Быстро появился.

Да.

Автор, Полина, Тимка.

Дети придумывают свои предложения.

12 раз.

V.Итог урока. Рефлексия.

2 мин

- А теперь закройте букварь и уберите его на край стола.

- Какие задачи мы ставили перед собой в начале уроке? Выполнили мы их?

-Давайте вспомним, с какой буквой мы с вами сегодня познакомились?

-Что вы узнали об этой букве?

- С какими трудностями вы встретились на уроке?

- Что вам понравилось больше всего на уроке?

- На экране 3 солнышка, и у каждого свое настроение. Выберете то солнышко, настроение которого соответствует вашему, и объясните, почему вы выбрали именно его.

С буквой П.

Буква П может обозначать твердый и мягкий звуки.

[п], [п’].

Ответы детей.

VI.Анализ активности учащихся.

1 мин

- Ребята, Учёный очень доволен вашей работой, но особенно он хочет похвалить …,… Эти дети были самыми внимательными и активными на уроке.

Спасибо за урок, урок окончен.

           

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквами ц, щ. 1 класс, обучение грамоте. Февраль 2014 года.

Программа "Школа -  2100". Презентация предназначена для знакомства с буквами ц, щ и со звуками, которые они обозначают. Цель работы: повторение изученных букв, совершенствование навыка чтения....

Обучение грамоте (чтение) 1 класс Согласные звуки (ф`), (Ф). Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.

Создаётся мотивация к УД (чтение  стихов учителем). Чтение загадки и отгадывание её. Составление предложений из слов. Знакомство с новыми звуками и буквой. Звуко - буквенный анализ. Наблюдение на...

КТП 1 класс обучение грамоте(чтение)

Данное КТП разработано по УМК "Щкола России"...

Презентация к конспекту урока для 1 класса "Буквы Гг и Дд". Предмет: обучение грамоте(чтение)

Данная презентация содержит занимательный материал по теме урока (с картинками)....

Рабочая программа 1 класс ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ЧТЕНИЕ (по ФГОС)

Данный материал будет полезен учителям начальной школы, работающим по программе "Школа России"  (1 класс)...

Тема: Согласный звук [С], [С’], буквы C, c. 1 класс, обучение грамоте

Проект урока по обучению грамоте (чтение) в ЛОДС...