Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Шахматова Марина Николаевна

Эта программа по литературному чтению Школа России для 3 клааса поможет молодым специалистам в составлении планировании уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_3kl.docx70.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Верхние Белозерки

муниципального района Ставропольский Самарской области

СОГЛАСОВАНО                                                                                             УТВЕРЖДАЮ                                      

Руководитель                                                                                   Приказом и.о. директора

 методического объединения        Светлаковой И.В.

____________\_Соболева Т.И.                                                          от __________№___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

по литературному чтению

3 класс

программа разработана на основе Примерной программы по литературному чтению

Федерального государственного образовательного стандарта

 основного общего образования и авторской программы «Литературное чтение»

Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой

Составил программу учитель начальных классов: Шахматова М.Н.

 

2016-2017 учебный год


Составлен на основе

Программы «Школа России» - математика  начальной школы

(I-IVклассы )

М.: «Просвещение», 2012г. С. 283-327

Количество часов по программе                     - 102час.

Количество часов по учебному плану            -102час

Программа разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение».

          Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебник: 3 класс: В 2 ч. М.: Просвещение, 2012

- Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. М.: ВАКО, 2012

-М. В. Бойкина, Виноградская Л. А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь: 3 класс. М.: Просвещение, 2012

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Предметные результаты:

  • 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  • 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети научатся:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексе напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети получат возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

 

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся:

  • читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • способам написания изложения

 

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся:

  • сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

 

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

 

Содержание  учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

      Умение слушать (аудирование)

      Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

     Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

      Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

          Работа с разными видами текста

       Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

      Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

      Библиографическая культура

      Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

      Умение самостоятельно составить аннотацию.

      Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

     Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

     Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

      Работа с текстом художественного произведения

     Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

      Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

      Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

      Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

      Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

       Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

        Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

      Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

      Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

     Умение говорить (культура речевого общения)

     Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

      Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

     Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

      Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

      Письмо (культура письменной речи)

      Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

      Круг детского чтения

      Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

      Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

      Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

      Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

     Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

      Литературоведческая пропедевтика(практическое освоение)

      Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

      Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

     Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

     Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

     Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

     Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

      Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

     Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Содержание

Всего часов

1

Самое великое чудо на свете

Знакомство с учебником по литературному чтению.   Система условных обозначений Содержание учебника. Словарь. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений

2 ч

2.

Устное народное творчество

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Иван-Царевич и Серый Волк». «Сивка-Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Били- бина. Сравнение художественного и живописного текстов. Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений

3

Поэтическая тетрадь 1

    Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно- популярной статьи Я. Смоленского. Русские поэты поэты ХГХ—XX века. Ф. И. Тютчев -Весенняя гроза». «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение — средство художественной выразительности. Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...» Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения. И. С. Никитин «Полно, степь моя...» «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег». И. 3. Суриков «Детство». «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Оценка достижений.

4

Великие русские писатели

     Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И. А. Крылову. Басни И. А. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст- -рассуждение. Сравнение текста- рассуждения и текста-описания. Оценка достижений.

19ч.

5

Поэтическая тетрадь 2

      Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н. А. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах « Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. К. Д. Бальмонт, И.А. Будин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. Оценка достижений.  

5ч.

6

Литературные сказки

      Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин- Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. Оценка достижений

7

Были-небылицы

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. Оценка достижений

7ч.

8

Поэтическая тетрадь 3

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. А. А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну иту же тему. С. А. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Оценка достижений

9

Люби живое

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Пришвин «Моя родина». Заголовок — «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. И.С. Соколова- Микитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопалничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В. И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Оценка достижений.

12ч.

10

Поэтическая тетрадь 4

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. А. Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразительное чтение. С. В. Михалков «Если». Выразительное чтение. Е. А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». Выразительное чтение. Проект: «Праздник поэзии». Оценка достижений.

6ч.

11

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. А. П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова. Оценка достижений.  

11ч.

12

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки»

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений

7ч.

13

Зарубежная литература

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. Оценка достижений

6ч.

      

Поурочное планирование

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

1.

Самое великое чудо на свете

2часа

1.Рукописные книги Древней Руси

2. Первопечатник Иван Федоров.

1ч.

1ч.

2.

Устное народное творчество

9часов

1.Особенности русского фольклора. Русские народные песни, небылицы. Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства.

2. Докучные сказки.

3-4. Русские народные сказки. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

5-6. Русская народная сказка. «Сивка-Бурка»

7-8. Русская народная сказка «Иван царевич и Серый волк»

9. Проверь себя!

1ч.

1ч.

2ч.

2ч.

2ч.

1ч.

3.

Поэтическая тетрадь №1

7 часов

1.Как научиться читать стихи. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»

2. А.А.Фет «Мама, глянька из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой»

3-4. И.Никитин «Полно, степь, моя спать беспробудно…», «Встреча зимы»

5. И.Суриков «Детство», «Зима»

6-7. Обобщение. Урок-концерт

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

2ч.

4.

Великие русские писатели

19 часов

1.А.С.Пушкин-великий русский писатель. «Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода…», «за весной, красой природы»

2-3. А.С.Пушкин  «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер»

4-8. А.С.Пушкин « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучим богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

9. И.А.Крылов «Мартышка и очки».

10. И.А.Крылов « Зеркало и обезьяна».

11. И.А.Крылов «Ворона и лисица».

12. М.Ю, Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко».

13. М.Ю.Лермонтов «Утес», «Осень».

14. Л.Н.Толстой «Акула».

15. Л.Н.Толстой «Прыжок».

16. Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

17. Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве».

18. Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря».

19. Литературный праздник. Обобщающий  урок по разделу.

1ч.

2ч.

5ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

5.

Поэтическая тетрадь №2

5 часов

1.Н.А.Некрасов. «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…».

2. Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

3. К.В.Бальмонт «Золотое слово».

4. И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…».

5.Развивающий час. Обобщение по разделу.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

6.

Литературные сказки.

6 часов

1.Д.Н,Мамин-Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным сказкам»»».

2. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

3-4.В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

5. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

6. Контрольная работа. Обобщение по разделу.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

7.

Были-небылицы.

7 часов

1-2. М.Горький «Случай с Евсейкой».

3-4. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей».

5-6. А.Куприн «Слон»

7. Обобщение по разделу. Урок путешествие.

                

2ч.

2ч.

2ч.

1ч.

8.

Поэтическая тетрадь №3.

5 часов

1-2.С.Черный «Что ты тискаешь утенка…», «Воробей», «Слон».

3. А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».

4.С.А.Есенин « Черемуха».

5. Обобщение по разделу. Урок-викторина.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

9.

Люби живое.

12 часов

1.М.Пришвин «Моя родина».

2.И.Соколов-Микитов « Листопадничек».

3. В.И.Белов « Малька провинилась».

4. В.И.Белов «Еще раз про Мальку».

5-6. В.Бианка «Мышонок Пик»

7-8. Б.Житков « Про обезьянку»

9. В.Л.Дуров «Наша Жучка».

10. В.П.Астафьев «Капалуха».

11. В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».

12. Обобщение по разделу. Урок-конференция.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

10.

Поэтическа тетрадь №4.

6 часов

1.С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

2.А.Л.Барто «Разлука», « В театре».

3.С. Михалков «Если», «Рисунок».

4.Е.А.Благинина « Кукушка», «Котенок».

5.Обобщение по разделу. Игра «Крестики-нолики».

6. Оценка достижений.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

11.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

11 часов

1.Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

2-3.А.П.Платонов. «Цветок на земле»

4-5. А.П.Платонов «Еще мамам».

6-7.М.М.Зощенко «Золотые слова», « Великие путешественники».

8-9. Н.Н.Носов «Федина задача», «Телефон».

10. В.Ю.Драгунский  «Друг детства».

11. Обобщение по разделу. Урок-конкурс.

1ч.

2ч.

2ч.

2ч.

2ч.

1ч.

1ч.

12.

По страницам детских журналов.

7 часов

1-2. Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

3.Г.Остер «Вредные советы».

4.Г.Остер «как получаются легенды».

5. Р.Сеф «Веселые стихи».

6.Л.юКассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

7. Обобщение по разделу. Урок-конкурс.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

13.

Зарубежная литература.

6 часов

1-2. Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

3-4. Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок!.

5-6. Развивающий час по теме. Обобщающмй урок за курс 3 класса.

2ч.

2ч.

2ч.

Приложение 1

Текст для диагностики скорости чтения

3 класс – сентябрь

С утра до вечера

Опустился шмель на головку клевера.

Шмель большой, грузный.

Наклонился стебелек у клевера, розовая головка опрокинется, шмель вверх тормашками повиснет.

- Трудно тебе, шмель?

- Еще бы!

- А почему на другие цветы не садишься?

- На других цветах пчелы работают, мухи да букашки мелкие.

Все кому не лень.

- А на клевере?

- На клевере им сладкого соку не достать. Только я могу. У меня хоботок длинный.

- Это что же получается? Как в сказке! Не было бы тебя, шмеля, клевер бы впустую цвел. Семян не давал. Без семян клевера не посеешь. Без клевера корову не накормишь. Деду с бабкой без молока сидеть…

- Не знаю, как там в сказках. Я свое дело знаю. Хоть и тяжело, а кувыркаться на клевере с утра до вечера!

                                                (117 слов)     Э. Шим

Текст для диагностики скорости чтения

3 класс – 1 полугодие

Томка

              У охотника я увидел песика.

             Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

             Охотник рассказал, какой песик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля. От этого песика, говорит, есть щенки. Приходите – поглядите.

               И мы с ним пошли.

               Щенки небольшие – только что научились ходить.

               «Который – то из них, - думаю, - мне будет помощник на охоте? Как узнать – кто толковый, а кто не годится?»

               Вот один щенок – ест да спит. Из него лентяй получится.

               Вот злой щенок – сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму – не люблю злых.

               А вот еще хуже – он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется.

              Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?

             Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал – не у них ли деревяшка? Нет, не нашел.

            И вот он стал нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.

            Я обрадовался. «Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спрячется».

            Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

                             (171 слово)                   Е.Чарушин

Текст для диагностики скорости чтения

3 класс – конец учебного года

Весна

                Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.

               Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка напомнила ему про море. Волны шумят, катятся… а я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок…»

               Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.

              А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!

                                   (135 слов)                             А.Аксенова

Приложение 2

Тесты

Великие русские писатели.

1 вариант

1. Прочитай отрывок. Кто автор этого произведения?

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему  рожи.

 И. С. Тургенев,    Н.Н. Носов,     Л.Н. Толстой,     И. А. Крылов.  

2. Кто написал стихотворение «В тот год осенняя погода»?

 Ф.И.Тютчев     А.С.Пушкин     А.А. Фет     М.Ю. Лермонтов      Н.А. Некрасов

3. Отметь имя и отчество Крылова.

 Иван Иванович      Андрей Иванович      Лев Николаевич     Иван Андреевич.

4.  Кто автор научно- познавательного рассказа «Куда девается вода из моря»?

 А.С. Пушкин    М.Ю. Лермонтов     Л.Н. Толстой     И. А. Крылов     А.П. Чехов

5. Отметь заголовки стихотворения М.Ю. Лермонтова.

 «Утес»,   «На севере диком»,      «Зимнее утро»,         «Горные вершины»

6. Отметь лишнее слово.

 Потешка,      пословица,    басня,     докучные сказки.

7. Как называется нравоучение в басне?

 Присказка     аллегория,      правило,      закон,      мораль.

8. Отметь имя героя «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина

 Царь Дадон,      царь Матвей,    царь Берендей,     князь Гвидон.

2 вариант

1. Прочитай отрывок. Кто автор этого произведения?

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему  рожи.

 И. С. Тургенев,    Н.Н. Носов,     Л.Н. Толстой,     И. А. Крылов.  

2. Кто написал стихотворение «За весной, красной природы»?

 Ф.И.Тютчев     А.С.Пушкин     А.А. Фет     М.Ю. Лермонтов      Н.А. Некрасов

3. Отметь имя и отчество Крылова.

 Иван Иванович       Иван Андреевич      Лев Николаевич      Андрей Иванович    

4.  Кто автор научно- познавательного рассказа «Куда девается вода из моря»?

 А.С. Пушкин    М.Ю. Лермонтов     Л.Н. Толстой     И. А. Крылов     А.П. Чехов

5. Отметь заголовки рассказов Л.Н. Толстова.

 «Акула»,   «Лев и собачка»,      «Мартышка и Очки»,         «Прыжок»

6. Отметь лишнее слово.

 рассказ,      пословица,    басня,     стихотворение,      быль.  

7. Что такое мораль?

 правило,      нравоучение,     закон ,    установка,      присказка.

8. Отметь лишнее имя героя произведения.

 Царь Салтан,      царевна Лебедь,    Балда,     князь Гвидон,    Елена Прекрасная.

Л.Н. Толстой «Акула»

1. Где стоял корабль?

а) у берегов Австралии

б) у берегов Африки

в) у берегов Америки

г) у берегов Индии

2. Какая погода установилась к вечеру?

а) прохладная           б) приятная              в) жаркая, душная

3. Какой приказ отдал капитан?

а) «Отдать швартовы!»

б) «Полный вперед!»

в) «Полный назад!»

г) «Купаться!»

4. Какую купальню устроили матросы?

а) спустили парус в воду

б) окружили место купания канатами

в) купались между кораблем и берегом

5. Почему два мальчика стали плавать в открытом море?

а) им не хватило места в общей купальне

б) их не пустили в общую купальню

в) им запретили купаться

г) им было тесно в общей купальне

6. Куда они поплыли наперегонки?

а) к небольшому острову

б) к берегу

в) к тому месту, где был бочонок над якорем

7. Кто был отцом одного из мальчиков?

а) капитан            б) боцман           в) судовой врач      г) старый артиллерист

8. Что он вначале кричал сыну?

а) «Назад!»

б)  «Плыви быстрее!»

в) «Не выдавай! Понатужься!»

г) «Давай! Давай!»

9. Что он стал кричать потом мальчикам?

а) «Назад! Вернитесь!»

б) «Стойте! Остановитесь!»

в) «Быстрее! Вперёд!»

10. Почему?

а) начинался шторм

б) появилась акула

в) появился пиратский корабль

г) корабль стал тонуть

11. Что сделали матросы?

а) попрыгали за борт и поплыли к мальчикам

б) спустили лодку и поплыли к мальчикам

в) стали громко звать мальчиков

г) стали стрелять

12. Почему помощь матросов могла не успеть?

а) мальчики стали тонуть

б) пираты открыли огонь

в) поднялся сильный ветер

г) акула была слишком близко

13. Что сделал артиллерист, когда услышал визг мальчиков?

а) выстрелил из пушки в акулу

б) выстрелил из ружья в акулу

в) выстрелил из пушки два раза

14. Какая картина предстала перед глазами людей на корабле, когда дым рассеялся?

а) жёлтое брюхо мёртвой акулы

б) тонущий пиратский корабль

в) акула исчезла

г) мальчиков не было видно

д) всё было по-прежнему

15. Когда поднялся старый артиллерист?

а) когда чуть-чуть отдохнул

б) когда пришёл в себя после удара

в) когда услышал общий радостный крик

г) когда услышал крик мальчиков

В.П. Астафьев «Капалуха»

1. К чему приближались герои рассказа?

А) к густому лесу                                          Б) к болоту

В) к альпийским уральским лугам              Г) к деревне

2. Что они делали?

А) гнали скот с пастбища в деревню

Б) гнали скот на летнюю пастьбу

В) первый раз за вену выгоняли скот на пастбище

3. Как цветет черника?

А) скромно, чуть заметно

Б) красивыми крупными белыми цветами

В) мелкими ярко-красными цветами

4. Почему поднялся шум у черничного бугорка?

А) над ним кружилась стайка птиц

Б) над ним кружилась птица капалуха

В) по нему бегала птица капалуха

5. Кто такая капалуха?

А) утка                  б) глухарка

В) сова                   Г) куропатка

6. Почему сердце автора забилось от испуга?

А) он знал, что капалуха может быть очень опасна

Б) ему было жаль птицу – он чуть не наступил на гнездо

В) ему было жаль птицу – он испугался, что дети её поймают

7. Что предложил один из мальчишек?

А) взять яйца из гнезда                      Б) разбить яйца

В) поймать птицу                               Г) подстрелить птицу из рогатки

8. Что ответил ему автор?

А) А что будет с капалухой?                 Б) Зачем тебе это нужно?

В) Ты откуда такой жестокий взялся?

9. Где у птицы был выщипан пух?

А) на спине                          Б) на боках

В) на животе                        Г) на крыльях

10. Что сделала капалуха, как только люди отошли?

А) вновь стала высиживать яйца

Б) полетела добывать добычу

В) стала чинить гнездо

А.С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане …»

1. Что хотела сделать первая девица, если станет царицей?

А) на весь мир наткать полотна

Б) устроить пир на весь крещённый мир

В) во всём слушаться царя

Г) родить богатыря

2. Кем сделал царь Салтан младшую сестру?

А) царицей                                В) ткачихой

Б) поварихой                             Г) нянькой

3. Куда уехал царь Салтан?

А) на охоту              Б) в путешествие            В) на войну

4. О чём хотела царица сообщить мужу в своём письме?

А) что у неё всё по-прежнему        

Б) что она родила богатыря

В) что она родила неведому зверюшку

Г) что её обижают сёстры

5. Каким посланием было заменено её письмо?

А) что царица болеет

Б)  что у царицы всё хорошо

В) что царица родила неведому зверюшку

Г) что царица злая и неблагодарная

6. Какой ответ отправил царь Салтан?

А) бросить царицу и ребёнка в воду

Б) ждать его возвращения

В) наказать ткачиху и повариху

7. Что произошло с царским посланием?

А) оно было заменено на другое

Б) вообще не было доставлено никакого послания

В) оно было доставлено по назначению

8. Куда волна вынесла царицу и сына?

А) на берег соседней страны

Б) принесла обратно

В) на необитаемый остров

Г) на остров, где был большой город

9. Кого увидел юноша на острове?

А) чайку и ворона                           В) лебедь и коршуна

Б) лебедь и ястреба                        Г) утку и орла

10. Что сказала царевичу лебедь?

А) зря ты убил чародея

Б) ты убил чародея и спас девицу

В) ты убил очень злую птицу

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1. Что делал Евсейка?

а) гулял             б) купался               в) удил рыбу

2. Почему он задремал?

а) не выспался ночью    б) от скуки      в) его заколдовали

3. Кого увидел Евсейка в подводном царстве?

а) множество животных и растений

б) водяного и русалок

в) морского царя и его дочерей

4. Какой язык стал понимать мальчик?

а) немецкий      б) сказочный        в) рыбий

5. Чему удивились обитатели подводного царства, глядя на Евсейку?

а) что он такой маленький

б) что он такой большой

в) что у него нет чешуи  и два хвоста

г) что у него волосы на голове

6. Что мальчик предложил рыбе?

а) поплавать наперегонки

б) поиграть

В) поспорить

7. Как Евсейка уговорил рыбу плыть на поверхность?

а) сказал, что там хорошо дышится

б) сказал, что там много мух

в) сказал, что там много всякой вкусной еды

8. Чем на самом деле было его приключение?

а) выдумкой

б) действительным происшествием

в) сном

М.М. Пришвин «Моя Родина»

1. Чем мать угостила мальчика?

А) чаем с молоком           Б) парным молоком        

В) хлебом с мёдом           Г) хлебом с маслом

2. Как решило угощение судьбу мальчика?

А) он стал вставать до восхода солнца

Б) он научился работать по дому и в огороде

В) он стал ходить в лес за грибами и ягодами

3. Когда писатель работал днем?

А) рано утром                    Б) по ночам

В) днём                               Г) вечером

4. Почему ему это нравилось?

А) в это время весь животный и растительный мир заканчивает работать и засыпает

Б) в это время весь животный и растительный мир пробуждается и начинает работать

В) в это время очень тихо

Г) в это время у всех самый разгар работы

5. Что он хотел, чтобы делали люди?

А) любовались звёздами               Б) слушали пение птиц

В) поднимались с солнцем           Г) много работали на земле

6. В чём состояла работа писателя?

А) в поиске редких растений            Б) в поиске грибов и ягод

В) найти в природе такое, чего ещё не видел           Г) в наблюдении за жизнью животных

7. Чем, по словам писателя, для нас является природа?

А) кладовой солнца                 Б) необыкновенным сокровищем

В) великим чудом                    

8. Что нужно, по словам писателя, делать с сокровищами природы?  

А) беречь всеми силами          Б) скрывать от посторонних глаз

В) открывать и показывать

Тест по русской народной сказке

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1.Почему  сестрица и братец остались одни – одинёшеньки?

А) родители их прогнали

Б) родители умерли

В) дети потерялись

2.  Куда пошла Алёнушка?

А) на работу                                В) играть с подругами

Б) за грибами                              Г) за дровами

3. Откуда Иванушка хотел попить в третий раз?

А) из козьего копытца                              В) из речки

Б) из лошадиного копытца             Г) из волшебного колодца

4. Что случилось с Иванушкой?

А) попал в жилище ведьмы                  В) стал телёночком

Б)стал жеребёночком                   Г) стал козлёночком        

5. Что предложил Алёнушке купец?

А) спасти Иванушку

Б) убить ведьму

В) выйти за него замуж

6. Что сделала с Алёнушкой ведьма?

А) превратила в лягушку

Б) надела на шею камень и бросила в реку

В) заперла в подвале

7. Как ведьма попала в дом к купцу?

А) околдовала купца

Б) оборотилась мышкой

В) оборотилась Алёнушкой

8. Почему ведьма упросила купца зарезать козлёнка?

А) козлёнок ей не понравился

Б) козлёнок всё знал

В) козлёнок казался ей очень вкусным

9. Как купец узнал правду?

А) его слуга подслушал разговор козлёнка с Алёнушкой

Б) купец подслушал разговор ведьмы

В) козлёнок всё рассказал купцу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...