Открытый урок с презентацией по литературному чтению 4 класс. Тема: П.П. Бажов " Серебряное копытце".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Прокопович Антонина Ивановна

Открытый урок с презентацией по литературному чтению 4 класс. Тема: П.П. Бажов " Серебряное копытце".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bazhov_serebryanoe_kopyttse.ppt1.78 МБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_serebryanoe_kopyttse.doc68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ. УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ.

Слайд 2

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА «ТОТ КОЗЁЛ ОСОБЕННЫЙ. У НЕГО НА ПРАВОЙ ПЕРЕДНЕЙ НОГЕ СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ».

Слайд 5

Знаю Хочу знать Узнал(а) Писатель, сказочник, жил на Урале, любимец народа, добрый

Слайд 7

Музей П. П. Бажова в Сысерти

Слайд 9

Малахитовая шкатулка Серебряное копытце Хозяйка медной горы

Слайд 11

Знаю Хочу знать Узнал(а) Писатель, сказочник, жил на Урале, любимец народа, добрый Жанр произведения «Серебряное копытце»

Слайд 12

ЗАДАЧИ УРОКА: -познакомиться с жизнью и творчеством П.П.Бажова; узнать жанр произведения «Серебряное копытце» -отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; -обогащать словарный запас;

Слайд 13

Словарная работа барская рукодельня- ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё) взъесться -невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, бранить; голбчик – приступка для всхода на печь; пожитки – мелкое имущество, домашние вещи; похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы; несподручно – неудобно, неловко; пособник – помощник в делах; покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой; статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.

Слайд 17

Сказ- это произведение, в котором присутствуют и реальные события, и вымысел. В сказе сочетаются жанры сказки и рассказа.

Слайд 18

Знаю Хочу знать Узнал(а) Писатель, сказочник, жил на Урале, любимец народа, добрый Жанр произведения «Серебряное копытце» Жанр этого произведения – сказ. Т.к. в нем присутствуют реальные события и вымысел.

Слайд 20

Работа в паре Тест по сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце» № 1 Как звали отца Дарёнки? А) Григорий № 2 Сколько веточек на рогах у волшебного козла? В) 5 № 3 Какого цвета была шерсть у кошки Мурёнки? Б) бурая № 4 Сколько раз показывался волшебный козёл Дарёнке? В)3 № 5 Что выбивал копытцем козлик? В)дорогие камни Б) Георгий В) Гаврила А) 3 Б) 4 А) белая В) серая А) 1 Б) 2 А) золото Б) серебро

Слайд 21

РЕФЛЕКСИЯ 1. На этом уроке я похвалил бы себя за … 2. Мне было сложно… 3. После урока мне захотелось… 4. С каким настроением вы заканчиваете урок… 5. Сегодня я сумел(а)…

Слайд 22

Домашнее задание Перечитать сказку, подготовиться к следующему уроку суметь дать характеристику главным героям. Спасибо за урок !



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению.                                            Тема урока: П.П.Бажов. «Серебряное копытце» 
Цели.
Обучающие: познакомить детей с жизнью и творчеством П.П. Бажова;
Развивающие:  развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст,
продолжать формировать навык анализа художественного произведения;
развитие грамотной устной речи;
совершенствовать технику чтения, формировать навык выразительного чтения; 
Воспитательные:  введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств;

Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование
учебник “Литературное чтение” 4 класс (авт. Л. Ф. Климанова),    портрет П. П. Бажова,  презентация к уроку, экран, проектор.


                                                         
Ход урока

1. Орг. момент (слайд)

Вои и прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

2. Речевая разминка.

Начинаем урок с речевой разминки.

«Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце».

-прочитайте про себя медленно

-прочитайте скороговоркой

-прочитайте с вопросительной интонацией и выделите букву о.

 С какого произведения эти строки?

3.Итог.

-Ребята, подумайте, зачем мы читали одно и то же задание разными способами?

Совершенно верно подобные упражнения развивают быстроту чтения и учат выразительности чтению.


1. Сообщение темы урока, актуализация знаний

 
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством интересного писателя.

 Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если мы с вами разгадаем его правильно, то сумеем прочитать фамилию того, кому посвящен этот урок. 

  1. Место в руднике, где добывают руду, каменный уголь.
  2. Ценный камень уральских гор.
  3. Уральские горы богаты рудой, из которой делают … Что?
  4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.
  5. Что мечтал сделать из камня Данила-мастер?

- Итак, наш урок посвящен  Павлу Петровичу Бажову.

Перед вами на столе лежат карточки. Возьмите карточку под №1 переверните её и  в первой колонке напишите, что вы знаете про этого писателя (слайд).

Прочитайте,  что вы знаете про этого писателя? Да немного.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Сказочник,  жил на Урале

А сейчас внимательно прослушайте биографию.

 2. Вводная беседа (слайд 2)
 
 В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза.
   
Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга.   На Урале. Я не напрасно попросила, вас, читая выделить букву о, в речевой разминке. Так на Урале разговаривают, то есть окают.  Родители, Августа Стефановна и Петр Васильевич (слайд 3). В Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича. В 1982 году на её базе был создан музей.
   
Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем.  Его первая книга называется “Малахитовая шкатулка”.  Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказками. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.
Какие сказки  Бажова вы знаете или читали (слайд)?

  • “Огневушка – Поскакушка”
  • “Малахитовая шкатулка”
  • “Хозяйка медной горы”
  • “Серебряное копытце”
  • “Каменный цветок”
  • “Горный мастер”
  • “Хрупкая веточка”
  • “Голубая змейка”
  • “Синюшкин колодец”


    Сегодня на уроке мы приоткроем знаменитую “Малахитовую шкатулку” и познакомимся с одним из его произведением   “Серебряное копытце”.

Сформулируйте тему урока…

   Тема урока: П.П.Бажов «Серебряное копытце»

  • А как вы думаете можно по названию определить жанр произведения. Какое это произведение? Кто думает иначе?
  •  (сказка или сказ) проблема…..
  • Вернёмся к нашей таблице  и запишите во 2 колонку, что вы хотите узнать на уроке.

         (жанр произведения)

Знаю

Хочу знать

Узнал

Сказочник,  жил на Урале

   жанр произведения «Серебряное копытце»

Итак, давайте  поставим задачу урока, сначала ставят дети (слайд).


3.Словарно-лексическая работа (слайд 4)
- Прежде чем познакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений (слайд)

  • барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё). 
  • взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
  • голбчик – приступка для выхода на печь.
  • пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.
  • похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
  • несподручно– неудобно, неловко.
  • пособник – помощник в делах.
  • покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.
  • статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.

 4. Первичное восприятие текста
Чтение сказки
«Серебряное копытце» учителем и хорошо читающими детьми.

-открыли учебники на стр.180

-взяли указки и внимательно следим за моим чтением, так как я буду останавливаться, задавать вопросы, а после продолжать читать будете  вы. Так же после прочитанного  я проверю, восприятия текста.

И не забывайте задачу, поставленную на уроке (какое это произведение по жанру). 

--Чтение сказки вслух учителем, все следят до слов: « Девчоночке любопытно стало….»

-Как вы думаете, пойдёт жить к старику Коковане,  Даренка?... Почему,  ваши предположения?

5.Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

---Продолжает читать Дерендяева Августа до слов « Стал осенью Кокованя в лес собираться…»

Продолжает Куликова Олеся читать до слов « Только Дарёнка никак не отстаёт…»

-Как вы, думаете, взял старик в лес Дарёнку? А зачем? (трудная дорога и в другой раз не захочет, побоится трудностей)

Дальше читает учитель и еще 2 ученика до конца.


6. Работа над содержанием
*- Ваши впечатления от прочитанного? Понравилось вам произведение? Чем?

И снова возвращаемся к таблице к 3 столбику.

 Ребята, какое это произведение по жанру? Но сначала давайте ещё раз вспомним, что такое сказка и сказ. Самостоятельно запишите, что вы узнали на уроке? А потом ваши ответы (слайд).

Знаю

Хочу знать

Узнал

Сказочник,  жил на Урале

 Познакомится  с писателем и узнать жанр произведения «Серебряное копытце»

Серебряное копытце» это сказ, так как в нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. В сказе сочетаются жанры сказки рассказа.

Сегодня на уроке мы вместе выяснили, что Бажов писал сказы. За это его прозвали уральским сказителем (слайд).

 7.Итог урока.                                                                                                                           - Подведём итог урока. Проверим, какими вы были внимательными слушателями и читателями.  Вам надо ответить на несколько вопросов теста.

ТЕСТ.

Прочитайте и выберите правильный ответ (лист №2)

                                                 Работа в паре

Тест по сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце»

№1Как звали отца Дарёнки?

А) Григорий  Б) Георгий  В) Гаврила

№2Сколько веточек на рогах у волшебного козла?

А) 3                   Б) 4              В) 5

№3Какого цвета была шерсть у кошки Мурёнки?

А) белая            Б) бурая     В) серая

№4Сколько раз показывался волшебный козёл Дарёнке?

А) 1                     Б) 2                В)3

№5 Что выбивал копытцем козлик?

А) золото           Б) серебро       В)дорогие камни

Молодцы справились с заданием.

- На следующем уроке мы продолжим работу над произведением.


1. Кому был посвящен наш урок?

8.Оценки

9.Рефлексия.    

А теперь оцените свою работу на уроке. У вас лежат смайлики. Если вы считаете, что поработали отлично возьмите смайлик зелёного цвета. Если считаете, что поработали на оценку хорошо возьмите жёлтый смайлик. А если вы считаете, могли б лучше работать, но сегодня не получилось, возьмите красный смайлик.                                                                                                    

 10. Домашнее задание (слайд7)
Перечитать сказ; подготовиться дать характеристику главным героям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме:"П.П.Бажов. Серебрянное копытце"

Урок литературного чтения по  теме: "П.П.Бажова. Серебрянное копытце"....

Урок литературного чтения по теме: «П.П. Бажов. Серебряное копытце». 4 класс

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах вст...

Урок литературного чтения по теме П.П. Бажов "Серебряное копытце"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. На нём используется парная и групповая работа. Урок дает возможность каждому ребенку проявить свои способности....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

План-конспект урока литературного чтения по теме: П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Цели урока:Обучающие:  повышать интерес к чтению литературных произведений на основе их исследования,  обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.Развивающие:...

Урок литературного чтения по теме: П.П.Бажов «Серебряное копытце» 4 класс

На данном уроке литературного чтения я познакомила детей с творчеством П.П.Бажова, с его сказами. Мне хотелось, чтобы дети, знакомясь с произведениями автора, смогли прикоснуться к прекрасному, сказоч...

Презентация к уроку по литературному чтению по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце"

Данный материал содержит презентацию к уроку по литературному чтению по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс....