технологическая карта урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Завьялова Светлана Викторовна

Тема урока: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_39.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2.

Тема урока: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: познакомить учащихся с названием раздела; совершенствовать умения прогнозировать содержание раздела; раскрыть понятие «летопись»; помочь проанализировать особенности летописи как исторического произведения; создать условия для выполнения проекта «Создание календаря исторических событий»

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с содержанием летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»;

научатся: толковать значения слов: летопись, монах-летописец, келья, Царьград, гривна, паволоки, узорочье; называть некоторые отличительные особенности летописи, понимать ее содержание, называть основные события, описываемые в ней

Метапредметные:

Познавательные: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать ее, передавать своими словами; извлекать из текста летописи информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя; определять отличительные особенности летописи.

Регулятивные: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей, отраженных на шмуцтитуле; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников о выборе темы проекта, распределении ролей и заданий между участниками группы

Личностные: проявлять интерес к истории своего Отечества; выражать желание больше узнать о времени княжения вещего Олега

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний

Проверяю  домашнее задание. Провожу  беседу о проделанной работе.

– Ребята, вы готовитесь стать настоящими читателями. Учебник «Литературное чтение» для 4 класса включает в себя произведения, которые будет все сложнее и сложнее читать и понимать, но в то же время этот процесс станет интереснее и увлекательнее.

– Рассмотрите свои учебники. Возникли ли у вас вопросы ко мне, к авторам учебника? Какие авторы вам знакомы? Какие произведения вам знакомы? Какие разделы вас заинтересовали?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку

Выделять информацию из текста учебника. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение
целей урока

Задаю вопросы. Комментирую ответы, предлагаю сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему первого раздела учебника. Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы?

– Прочитайте цели изучения раздела, обозначенные на шмуцтитуле. Расскажите о той цели, которая вас заинтересовала, и о том, как вы ее понимаете.

– Откройте страницу 6 учебника, прочитайте первое предложение из статьи «Как ты думаешь, зачем нужны летописи?».

– Сформулируйте учебную задачу урока на основе данного вопроса.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– В названии темы встречаются новые понятия: летописи, былины, жития.

– Сегодня на уроке узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чем их особенности

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Работа с научно-познавательной статьей

Организую  беседу по содержанию статьи. Провожу подготовку к восприятию текста.

– Объясните значения новых слов.

– Как появились летописи?

– Как летописи получили свое название?

– Кто записывал летописи?

– Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением?

Читают статью о летописях самостоятельно
(тихое чтение) или по цепочке вслух.

Объясняют значения слов:

Варяги, словене, чудь, кривичи, древляне, поляне, северяне, вятичи, хорваты – древние славянские племена.

Ибо – потому что.

Дань – плата. 

Гривна – денежная единица в Древней Руси.

Присяга – клятва.

Перун – языческое божество грома и молнии, покровитель дождя.

Велес – покровитель скота, богатства и торговли

Осуществлять анализ произведения. Осознанно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Слушать в соответствии
с целевой установкой

IV. Первичное восприятие фрагмента летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царь-града».

Работа с учебником

Организую  первичное восприятие фрагмента
летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

– Прочитайте название летописи. Как вы понимаете слова «щит», «врата», «Царьград»?

Показываю на карте, где находится Стамбул, бывший Царьград.

– Я начну читать текст, а вы продолжите.

Беседа по содержанию летописи и на ее эмоциональное восприятие.

– Кто главный герой летописи?

– Как вы понимаете слово «князь»?

– Кого называли на Руси князьями? 

– Какие события описываются в летописи?

– Что вас особенно удивило (поразило) в описываемых событиях? Что означал щит, повешенный на вратах Царьграда?

– Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала, есть».

– Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его называется ЛЕТОПИСЬ. Откуда же он брал сведения о событиях прошлых лет?

– Зачем он писал этот труд? С какими школьными науками вы видите связь летописей?

– Чем отличается летосчисление в Древней Руси от нынешнего? Прочитайте об этом в учебнике на странице 9. Названия городов иногда изменяются. Что за город описан в отрывке летописи?

Заранее подготовленные ученики читают произведение.

Объясняют значения слов:

Щит – старинное ручное вооружение, предмет воинских доспехов для защиты от ударов в виде округлой или прямоугольной деревянной или металлической плоскости.

Врата – ворота.

Царьград – древнерусское название г. Константинополь (ныне Стамбул).

Князь – глава племени, рода, вождь военной дружины, а с развитием феодализма высший представитель класса феодалов, правитель феодального государства.

– Главный герой летописи – князь Олег.

– Нестор брал сведения из произведений устного народного творчества – песен, былин, преданий.

– Изучение летописей связано с литературой, историей, географией

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

V. Анализ произведения

Перечитывание текста летописи с предварительным заданием. Выявление элементов художественности в тексте летописи.

– Сейчас перечитаем фрагмент летописи еще раз. Обратите внимание на глаголы, которые очень часто встречаются в летописи, отметьте их аккуратно карандашом по ходу чтения. Также постарайтесь запомнить все, что говорится о князе Олеге.

– Что интересного вы заметили при перечитывании фрагмента летописи?

– Вспомните характерные черты научно-познавательного текста. Найдите их в летописи.

– Можно ли назвать летопись художественным произведением?

– Назовите глаголы в том порядке, в котором они употребляются в тексте летописи. Выпишите их в столбик.

– Как вы думаете, зачем в тексте летописи так много глаголов? Что летописец стремится передать с их помощью?

– Можете ли вы сказать, каким полководцем был князь Олег? Что помогло вам составить о нем такое мнение?

– В тексте нет ни слова о характере князя Олега, но мы живо представляем полководца по его поступкам: «повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли» (проявление гибкости мышления, смекалки, военной хитрости), «приказал Олег... дать дани для русских городов» (забота о русских городах, князьях и людях). С одной стороны, летописец описывает реальные действия воина, а с другой стороны, наделяет его фантастической (вымышленной) мощью и силой, что также является чертой художественности летописного отрывка.

– Вот еще один элемент художественности в летописном отрывке. Без подробного описания характера князя Олега живо представляются его действия, а следовательно, и сильный характер замечательного полководца.

– Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям?

– Подведем итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете

Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

Один ученик записывает глаголы на доске, остальные – в тетради.

– Глаголы, характеризующие действия Олега по отношению к своему войску: «повелел», «приказал», «остановил». Такое большое количество называемых глаголов передает стремительное движение русского войска, готового потеснить противника и победить. Это первый элемент художественности, который обнаруживается в тексте летописи.

Учащиеся должны обратить внимание на простое перечисление исторических фактов, а учитель укажет на короткие, как бы рубленые фразы, которые лаконично сообщают о свершившихся исторических фактах.

– Этих фактов недостаточно, чтобы отнести летопись к художественному произведению. Это только элементы художественности, а летопись не художественное произведение.

Летопись – это историческое произведение, в нем только появляются элементы художественного произведения.

Составляют рассказ

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

VI. Запуск проекта. Работа по учебнику

Провожу  подготовительную работу над запуском проектов «Создание календаря исторических событий», «Подготовка сообщения о важном историческом событии».

– Откройте учебник (рубрика «Наши проекты»,
с. 32)
, прочитайте, какие темы проектов авторы
учебника предлагают на выбор. Подумайте, какой из проектов хотелось бы выполнить именно вам. Обоснуйте.

– Те, кто выбрал тему проекта «Создание календаря исторических событий», объединитесь в первую
группу.

– Те, кто выбрал тему проекта «Подготовка сообщения о важном историческом событии», объединитесь во вторую группу.

– Вспомните правила работы в группе и правила работы над проектом. Составьте в группах план работы над проектом из 3–5 пунктов.

– Распределите задания, обозначьте время на выполнение своего задания, зафиксируйте форму
отчета.

– Заполните в группах проектные листы

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Заполняют проектные листы.

Ф.И.О.

ученика

Задание

Дата
выполнения

Форма

выполнения

Примечания к выполнению

1.

Выписывает
из книги
А. О. Ишимо-вой «История России в рассказах для детей» сведения о жизни славян

Слайды к презентации

2.

Подбирает иллюстрации о подвигах князя Олега

3.

Составляет слайд-шоу

Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания

VII. Домашнее задание

Объясняю  домашнее задание. 

Перечитать фрагмент летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», научиться безошибочно читать незнакомые слова.

Разработать индивидуальный план работы над выбранным проектом («Создание календаря исторических событий», «Подготовка сообщения о важном историческом событии»).

Задание (по желанию и с учетом возможностей учащихся): найти в Интернете ссылку на просмотр мультфильма «Детство Ратибора», выписать ее в тетрадь или распечатать на отдельном листе, принести в класс*

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагаю  оценить работу на уроке,
заполнив таблицу самооценки. Провожу  беседу
по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какие важные события описаны в первом фрагменте летописи? Что из текста летописи мы можем узнать о жизни наших предков?

– Какие города уже существовали на Руси?

– Какой веры придерживались греки, а какой русичи? (Греки целовали крест – христианская вера, русичи еще были язычниками).

– Вспомните учебную задачу урока. Оцените свою работу на уроке

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. (В 4 классе оценивание результатов продолжают осуществлять с помощью знаковой системы оценивания.)

Знак

Значение знака

0

Задание выполнено очень качественно

+

Задание выполнено с 1–2 недостатками

?

Необходимо подумать, почему не все получилось

Требуется не только подумать над причинами неудач, но и очень хорошо потрудиться, чтобы исправить недочеты

Оценка достижений по шкале оценивания 
(«0», «+», «–», «?»):

Знаю, что такое летопись.

Знаю, кто создавал летописи.

Могу назвать три отличительных особенности летописи

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...