«Баснописец И.А. Крылов». И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Грыценко Татьяна Николаевна

Урок литературного чтения, 4 класс, по программе "Начальная школа XXI века".

Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Произведения русских баснописцев», ознакомление с жанровыми особенностями и структурой басен.

Цель: создать условия для ознакомления с жанровыми особенностями и структурой басен; способствовать развитию умений выделять особенности языка И. А. Крылова, определять мораль и форму изложения, ориентироваться в тексте, сравнивать басни одного автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта урока94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Грыценко Татьяна Николаевна

Класс: 4

УМК: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Предмет: литературное чтение.

Тема: «Баснописец И.А. Крылов». И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Произведения русских баснописцев», ознакомление с жанровыми особенностями и структурой басен.

Цель: создать условия для ознакомления с жанровыми особенностями и структурой басен; способствовать развитию умений выделять особенности языка И. А. Крылова, определять мораль и форму изложения, ориентироваться в тексте, сравнивать басни одного автора (форма, содержание, сюжет, мораль); содействовать выразительному чтению басен наизусть 

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- знать жанровые особенности и структуру басен, выделять особенности языка И. А. Крылова; уметь определять мораль и форму изложения; сравнивать басни одного автора (форма, содержание, сюжет, мораль);

- читать тексты басен осознанно, правильно, выразительно.

- составлять план решения учебной задачи совместно с группой;

- адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

- пользоваться разными видами чтения;

- осуществлять анализ и синтез, делать выводы.

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

Ход урока

Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

1

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Фронтальная

Приветствует учащихся.

- Прозвенел звонок,

начинается урок.

На меня все посмотрели

и за парты тихо сели!

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова приветствия учителя.

2

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Фронтальная

– Произведения какого жанра мы изучаем на последних уроках? (басни)

– Что такое басня? (- Басня – короткие занимательные рассказы в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием).

- Почему басню мы не спутаем ни с каким другим произведением?  Назовите особенность басен.

(- В басне всегда есть мораль).

– Что такое мораль басни?

- Над какими человеческими пороками смеются авторы басен?  (- Высмеивают такие недостатки, как лень, хитрость, жадность, грубость, невежество).

Высказывают предположения, отвечают на вопросы.

- самопроверка, оценивание своего ответа.

- поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.

- анализ объектов с

целью выделения признаков.

Индивидуальная работа

- Дома вы готовили выразительное чтение  басни «Кукушка». Кто автор?

 - И сейчас мы прочитаем эту басню. Все внимательно слушают и оценивают чтение.

- Какова мораль басни?

Чтение басни учащимися. Оценивание.

- адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

- умеют ориентироваться в своей системе знаний.

3

Подготовка к основному этапу урока.

Прогнозирование содержания, постановка учебной задачи.

Называет тему урока.

- О чем вы хотели бы узнать на уроке? (познакомиться с новой басней;                                                              узнать новых героев басни;                                                              научиться выразительно читать новую басню)

Высказывают предположения, отвечают на вопросы.

Формулируют  учебную задачу.

                                                               

- прогнозируют содержание текста.

- умеют формулировать учебную задачу.

- формулируют собственное мнение и позицию

4

Усвоение новых знаний и способов действий.

Понимание текста на уровне содержания, морали; оценивание поступков героев. Развитие интереса к чтению. Осознанное, правильное, выразительное чтение

Фронтальная.

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством И.А.Крылова. Еще раз обратимся к его произведениям, почитаем, подумаем над их значением, и чему нас они учат.

Познакомимся с басней И.А.Крылова «Квартет».

- Что такое квартет?

Где можно уточнить значение слова?

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.

Где четыре музыканта

Замечательно играют,

Этот маленький оркестрик

Все квартетом называют.

- А сейчас, ребята, вы послушаете «Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы своего дела – музыканты.

- Сядьте удобнее, расслабьтесь.

- Какая прозвучала музыка? (нежная, спокойная)

-  Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

- Мы услышали, как звучит музыка в исполнении талантливых музыкантов, а каков был Квартет в басне  узнаем, послушав  басню в исполнении актера В. Гафта.

- Слушая басню, определите, сколько действующих лиц участвуют в ней?

Прослушивание басни в исполнении актера.

- Так, сколько же действующих лиц в басне «Квартет»?

- А можете их назвать?  

- О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет)

Отвечают на вопросы.

Слушают басню.

Отвечают на вопросы.

- высказывают свое отношение к поступкам героев.

- правильно и выразительно читают, отвечают на вопросы учителя.

- устанавливают причинно-следственные связи.

- высказывают свое мнение.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа с учебником:

- Откройте учебник, страница 50-52,   определите границы частей басни.

- Где заканчивается 1 часть? -  это основное повествование

- Прочитайте мораль басни.

Рассматривание иллюстрации к басне. - Кто изображён?

- Сколько животных? Назовите их.

Словарная работа

- Назовите незнакомые вам слова?

- Какой словарь нам нужен для того, чтобы выяснить значения слов (Толковый словарь)

Пленять – увлекать.
Чинно – строго по правилам. (
Уселись чинно в ряд) 
Лад – согласие, порядок.
Прима — втора (первый — второй голос)

Анализ басни

- Где происходит действие басни?                    

       (Сели на лужок под липки)

-  Верит он в то, что у них что-нибудь получится?

      (“...ударили в смычки, дерут, а толку нет»)

- Как относится И. Крылов к своим героям?  

- Почему эти звери собрались вместе?

             (- «затеяли сыграть Квартет…»;

              - «пленять своим искусством свет …»)

- Достигли ли они своей цели?

- Почему?

- Какие советы дают друг другу горе – музыканты?                                                                        

- В каких строках басни заключена мораль? Кто произносит эти слова?

- Как вы думаете,  почему ее произносит Соловей? (Соловей - самая музыкальная птичка)

-  Так чего же   не хватает героям для осуществления мечты? (Нужно учиться)

- Какие недостатки высмеиваются в этой басне?

Ориентируются в тексте басни.

Пользуются разными видами чтения; осуществляют анализ и синтез, делают выводы.

- поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

Парная работа.

- Возьмите карточки.

Задание: Дайте характеристику героям нашей басни.          

- На карточке нужно  соединить стрелками название героя басни с его характеристикой (с  его особенностями)

Проказница- Мартышка

упрямый, туповатый

Козел

неуклюжий увалень с хрупким музыкальным  инструментом.

Осел

существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

Косолапый Мишка

лишенный всяких

музыкальных способностей

Сверяют с эталоном.

Работают в парах.

Проверка: сверяют со слайдом.

 

- контроль, оценка,

коррекция.

- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Групповая работа.

- А сейчас поработаем в группах, почитаем басню по ролям.

- Речь каких животных звучит в басне?  (Cоловей, Мартышка, осел.)   + автор

- Почему именно к Соловью обратились герои басни? (Соловей - самая музыкальная птичка.)

- Имеет ли право этот герой поучать всех остальных?

- Ребята, в чём пытается убедить Соловей героев басни?

 (Учитель нацеливает учащихся на тон и цель чтения.)

мартышка: читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.

осел: читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.

 соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.

Чтение по ролям – 1 группа.

Читают  басню «Квартет»

по ролям в группах.

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношений,

работа в команде одноклассников.

- умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.

Формулирование главной мысли произведения. Понимание текста на уровне содержания, морали; оценивание поступков

героев.

- Еще одно произведение Крылова – басня «Мартышка и Очки». (Уч. с.49)

- Прочитайте название басни. Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы? (Это герои басни)

- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение? (О мартышке и о том, как она пыталась примерить очки)

Словарная работа

- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов:

 мартышка (маленькая обезьянка),

дюжина (12),

полдюжины (6),

темя (верхняя часть головы),

нанижет (оденет подряд на нитку, проволоку),

 к худу клонит (к плохому),

невежда (необразованный, несведущий человек), невежа (грубый, невоспитанный человек), познатней (знать - в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса).

- Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

- Понравилось ли вам исполнение басни? (Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк).

- Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

- Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?

- В чём комичность ситуации? Что вас в басне забавляет, смешит?

- Перечитай мораль басни и сделай вывод. Подтверди примерами, что твой вывод правилен, что он очень важен для сегодняшнего дня.

    - - С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? (С необразованностью).

    - - Что же автор хотел сказать нам,  читателям? (Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами).

   Работа над выразительным чтением басни.

    - Как читаем первые строчки? (Спокойно).

    - Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

     Чтение басни в парах, выразительное чтение басни  индивидуально.

Отвечают на вопросы.

Слушают басню.

Отвечают на вопросы.

Учатся находить мораль и понимать, что хотел сказать автор им, читателям.

- высказывают свое отношение к поступкам героев.

- правильно и выразительно читают, отвечают на вопросы учителя.

- устанавливают причинно-след-ственные связи.

-  высказывают свое мнение

5

Применение знаний
и способов действий

Создание условий для выполнения задания.

Индивидуальная работа

Работа с очерком С.В.Михалкова «Слово о Крылове».

Выполнить задание в Т.с.26 (таблица)

- Проверим работу.

Заполняют таблицу по очерку С. В. Михалкова «Слово о Крылове». 

Читают свои записи по очереди.

- осуществляют анализ, сравнение; заполняют таблицу.

- принимают участие в проверке,  

- корректируют свою деятельность.

6

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 

Осознание обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Фронтально-индивидуальная

- Давайте подведем итог нашего урока, используя фразы:

было интересно…

было трудно…

я научился…

у меня получилось …

меня удивило…

мне захотелось…

- Как вы оцените свою работу на уроке:

- Активно работали…

- Красиво и правильно выражали свою мысль…

- Внимательно слушали своих одноклассников…

- Показали, как умеют читать по ролям…

Подводят итог, самооценку работы на уроке.

- осуществляют оценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Комментирует домашнее задание.

Дома: выучить басню (по выбору) Уч.с.49-52 Т.с.23-24

Спасибо за урок

Записывают домашнее задание.

- принимают и сохраняют учебную задачу.