Рабочая программа по литературному чтению,4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Юнусова Галина Владимировна

"Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma-chtenie-yunusova_4_kl.doc379.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:                              СОГЛАСОВАНО:                         РАССМОТРЕНО

Рук.СП ГБПОУ МОК ЗАПАД        Зам. директора по УВР                   на заседании м/о

                                                                                                                  Протокол № ___ от

«____» ___________ г.            « ____» ____________ г.                     «____» ___________ г.

     

Рабочая программа

уроков литературного чтения 2016_/_2017 учебного года

                     предмет

Классы: 4 Б

Учитель: Юнусова Г.В.

Количество часов в неделю - _3_;  на год - 102__;

Плановых  контрольных уроков ___4__,  тестирование -  2 , контрольных работ– 2,

административных к/р  - 2

Планирование составлено на основе _Федерального__государственного образовательного стандарта начального общего образования

                                                                               Указать документ

Учебник

  • Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 /  [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2013.
  • Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2013.

             Дополнительная литература

  • М.В.Бойкина, Л.А. Виноградская Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание.  – М.: Просвещение, 2014
  • Кутявина С.В. Литературное чтение. Контрольно-измерительные материалы.4 классИздание четвертое,переработанное.-М.Вако,2015

Рабочую программу составила     __Юнусова Г.В.___


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие положения

Рабочая программа по предмету « Литературное чтение» для 4 класса общеобразовательной школы  разработана  на основе Федерального  государственного стандарта второго поколения начального образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МОН РФ в соответствии  с требованиями ФГОС  начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 136 учебных часов в год. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.

Для реализации программного содержания используются:

- Литературное чтение. : учеб. Для 4 кл. нач. шк. в 2-х ч./[сост. Л.Ф.Климанова и др.]. – М.: Просвещение, 2009.

- Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Литературное чтение. . 4 класс»/ Л.Ф.Климанова. – М.: Просвещение, 2005.

Количество часов в году – 102

Количество часов в неделю - 3

1 четверть – 27 ч.

2 четверть – 21 ч.

3 четверть – 31 ч.

4 четверть – 22 ч.

Цели и задачи

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях  направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Отличительные особенности

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%; русская литература ХIХ века – 15-20%, отечественная литература ХХ века – 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%, зарубежная литература – 20% учебного времени.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

 Общая характеристика и содержание программы

В  программе представлено три основные содержательные линии:

  1. Раздел: «Круг чтения»дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.

Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есе-нин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

  1. Раздел: «Виды речевой и читательской деятельности»  включает все виды речевой и читательской деятельности . Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).

1 полугодие - сознательное, правильное, достаточно беглое чтение целыми словами с использованием интонации, понимание смысла прочитанного. Темп чтения вслух – 80-90 слов.  Осознанное чтение про себя.

2 полугодие – беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдений всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи.  Темп чтения вслух – 90 слов.    Темп чтения про себя -140 слов (ориентировочно)

Первоначальное литературное образование – раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.

Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности – характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Виды речевой деятельности – обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов, искажения окончаний, искажения ударений. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Говорение

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо 

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера)

     3. Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приемы и способы деятельности, которые помогут ученикам адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. Раздел также включает литературоведческую пропедевтику (практическое освоение) навыков в ходе

творческой деятельности обучающихся (на основе литературных произведений)

Курс литературного чтения в 4 классе   состоит    из разделов:

  • « Летописи, былины, сказания, жития » - 9 ч
  • « Чудесный мир классики » - 17 ч
  • « Поэтическая тетрадь 1»- 7  ч
  • «  Литературные сказки »- 12 ч
  • « Делу время- потехе час » - 7 ч
  •  « Страна детства » - 7 ч
  • « Поэтическая тетрадь 2» - 3 ч
  •  « Природа и мы » - 11 ч
  •  «  Поэтическая тетрадь 3» - 5 ч
  •  « Родина» - 5 ч
  •  « Страна Фантазия » - 6 ч
  •  « Зарубежная литература» - 12 ч

     Содержание программы и процесс обучения  ее достижения показано в двух таблицах. В первой таблице  представлены содержание,  планируемые результаты, специфические умения по литературному чтению. Учебные  результаты по предмету даны на двух уровнях:

- ученик научится;

-ученик получит возможность научиться;

Второй уровень в таблице  выделен курсивом. Во второй таблице представлено календарно -тематическое планирование с указанием основных видов деятельности учащихся. Виды деятельности учащихся оформлены на языке планируемых результатов: предметных, специфических УД  и метапредметных.

             Ценностные ориентиры содержания курса

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся   с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся  с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и  анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями) добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Тип урока: комбинированный

Характерные  группы уроков

1.  Уроки с игровой и состязательной основой (урок-конкурс, урок-турнир, урок- эстафета,  урок - деловая игра, урок - ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина).

2.  Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы (урок-исследование, урок-интервью, урок-репортаж, урок-отчёт, урок- рецензия, урок - мозговая атака).

3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия (урок - заочная экскурсия, урок - литературная прогулка, урок - литературная гостиная, урок- путешествие в прошлое).

4. Уроки, основанные на фантазии (урок-сказка, урок-сюрприз).

5. Уроки, напоминающие различные общественные явления (урок-пресс-конференция, урок-аукцион, урок-бенефис, урок-телемост, урок-диспут, урок-выставка).

8. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок мудрости, урок-откровение).

Формы и виды контроля знаний, умений и навыков:

  • Текущий контроль в форме устного выборочного опроса учащихся с целью проверки усвоения или учебного мастерства;
  • фронтальный опрос;
  • письменная проверка знаний и умение учеников всего класса;
  • тестирование

Планируемые результаты освоения программы по курсу «Литературное чтение»:

Результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя самого; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Информационная грамотность.

В результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:

- оценивать потребность в дополнительной информации;

-определять возможные источники информации и способы её поиска;

-осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;

-наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;

-создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения)

-при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

 Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

  Обучающиеся должны:

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.  

Результаты обучения литературе в начальной школе представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу.

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • уметь:
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Содержание и планируемые результаты освоения программы по литературному чтению в 4 классе

                                                                                                                                                                                                                   Таблица 1

Содержательные линии

Требования ФГОС к планируемым

результатам по предмету

Базовый уровень (обучающийся научится)

Повышенный уровень (обучающийся получит возможность научиться)

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы, определение последовательности событий. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи.

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному, правильному  чтению целыми словами вслух. Постепенное увеличение скорости чтения. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя

Отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста. Умение работать с разными видами информации

Пересказ текста, развитие умения предвосхищать ход развития сюжета, последовательность событий.

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания   о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
  • осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,  понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
  • формулировать  вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей  прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа,  продумывать связки для соединения частей.
  • домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
  • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность

Чтение по ролям,  инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом, развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроения людей, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

  • сочинять свои произведения  малых жанров устного народного творчества  в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать  небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
  • пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато.
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;  соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,  высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика 

Нахождение в тексте с помощью учителя синонимов, антонимов, эпитетов и осмысление их значения. Сравнение прозаической и стихотворной речи, жанровое разнообразие произведений: малые жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Сказки о животных, бытовые, волшебные, литературные (авторские). Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре.

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Знакомство с творчеством А,С, Пушкина, М,Ю, Лермонтова Л.Н.Толстого и других классиков детской литературы и зарубежной литературы, доступной для детского восприятия. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения

ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника;

- выделять основную тему произведения, для краткого описания литературного произведения и книги, грамотно использовать понятия: “сюжет”, “герои”, “персонажи”, “образ”, “эпизод”, “репродукция”, “эпиграф” и др.;

- находить разделы  “Проверь себя” и др., ориентироваться в заданиях учебника по значкам;

- пользоваться словарем учебника и справочной литературой, выполняя задания “Прочитай дополнительно”;

- дополнительно ознакомиться с произведениями в хрестоматии;

- представлять тематическое многообразие литературы разных времен и народов.  

- различать тематику книг, понимать назначение различных книг;

- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной литературы;

- определять особенности произведений зарубежной литературы;

- рассказывать ( в том числе по плану) о прочитанных самостоятельно произведениях, книгах;

- ориентироваться в публичной библиотеке;

- называть одно периодическое детское литературно – художественное издание

  • наизусть не менее 15 стихотворений;
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы  и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня, летопись, былина), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 90  слов в минуту

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Тематический план учебного курса

1

Летописи, былины, сказания, жития

9 час.

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Знать жанр «летопись», «былина»,  произведение «Житие Сергия Радонежского».

Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг, анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

2

Чудесный мир классики

22 час.

Различные виды чтения. Выразительное

чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль

в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать творчество П. Ершова, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Чехова,  Л.Толстого; название и основное содержание изученного произведения

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

3

Поэтическая тетрадь

26 час.

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с

музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И.Никитина, И. Бунина; названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках..

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст.

4

Литературные сказки

14 час.

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры:  народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение,  басня.  Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений.  Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Знать творчество В.Одоевского, П.Бажова, С.Аксакова, названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.

Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему;  выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план.

5

Делу время – потехе час

10 час.

Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.  Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном, изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст.

6

Страна детства

9 час.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.  Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; отвечать на вопросы по прочитанному; пересказывать доступный по объему текст.

7

Природа и мы

15 час.

Декламация стихотворных произведений.

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Уметь: анализировать стихотворения; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале.

8

Родина

7 час.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

Знать: основное содержание текста.

Уметь: подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения;  делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию

9

Страна «Фантазия»

7 час

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

Уметь:  читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям.

10

Литература зарубежных

стран.

14 час.

Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении.

Знать: творчество и произведения писателей зарубежных стран.

Уметь:  читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям;  различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Учащиеся должны проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценирование произведений зарубежной литературы.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2013, 1 часть.
  2. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтениеУчебник для 4 класса, часть 1. М.: Просвещение, 2013
  3. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Родная речь. Учебник для 4 класса, часть 2. М.: Просвещение, 2013
  4. О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. Тексты по проверке техники чтения. М.: АСТ - Астрель, 2013
  5. С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс. М. «Вако», 2013
  6. С.В.Савинова. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс. – Волгоград: Учитель, 2006.

      7. Литературное чтение.  Рабочая тетрадь 4 класс,  Бойкина М.В. Виноградская Л.А., Москва, « ВАКО», 2014 г

8. Контрольно-измерительные материалы , Литературное чтение 4 класс, Кутявина С.В. , Москва, «ВАКО», 2014 г

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к  уровню подготовки  обучающихся, характеристика деятельности.

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

Ι четверть 27 ч.

Летописи. Былины. Жития (9 ч.)

1

Введение. Знакомство с учебником. «Береги книгу».

Внеклассное чтение №1

Самые интересные книги прочитанные летом.

1

Комбинированный

Помочь детям вспомнить правила пользования книгой.

Познакомить с понятием «летопись»

  • ориентироваться в учебнике;
  • знать и применять систему условных обозначений;
  • предполагать на основе названия содержание главы;
  • пользоваться словарем в конце учебника;

составлять связное высказывание по иллюстрациям учебника.

Текущий

Стр.3-6

2.

Летописи. «И повесил Олег щит на вратах Царьграда»

Начало проекта «Создание календаря исторических событий»

Внеклассное чтение №2 Летописи.

1

Комбинированный

Знать жанр «летопись».

Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А.С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

  • познакомить с литературными произведениями древней Руси – летописями;
  • через наблюдение над текстом проследить путь, приведший к появлению светской авторской литературы;
  • учить понимать смысл, заключённый в летописях; сравнивать летописный текст;
  • формировать знания об особенностях таких жанров, как былина, сказание, житие;
  • развивать умение выделять существенные признаки каждого жанра;
  • учить чувствовать и понимать язык былинного сказа;
  • формировать творческую самостоятельность;
  • совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения;

прививать интерес к истории русского народа, к его героям и творчеству.

Текущий

Стр.7-9, вопросы

3.

Летопись «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина

1

Комбинированный

Знать жанр «летопись».

Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина;  высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Фронтальный опрос

Стр.10-11, выразит.читать, вопросы

5.09

4.

Былина- жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

1

Комбинированный

Знать жанр устного народного  творчества «былина».

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг

Текущий

Стр.12-19, вопрос №5

5.

Былина «Ильины три поездочки».

Внеклассное чтение №3 Былины.

1

Комбинированный

Знать жанр устного народного  творчества «былина».

Уметь определять тему и главную мысль произведения, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг

Текущий

Стр.19 -24, выразит.читать, вопрос  № 8

6.

Древнерусские жития. «Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы

1

Комбинированный

Знать произведение .Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его план.

Текущий

Стр.25-29, выразит.

читать

7.

 «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя

1

Комбинированный

Знать произведение «Житие Сергия Радонежского».

Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев

Текущий

Стр.30-32, пересказ отрывка по выбору

8.

Обобщение по теме: « Былины. Летописи. Жития». Урок-путешествие по земле русской, богатырской.

Проверочная работа

1

Обобщения и систематизации

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдать орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения

Проверочная работа № 1

Стр.34-36 (вопросы)

9.

Проект1 «Создание календаря исторических событий».

1

Защита творческих проектов

Чудесный мир классики (16 ч.)

10.

П. П. Ершов «Конёк – Горбунок» (отрывок)

1

Комбинированный

Знать название и основное содержание.

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Тематический.

Стр.48- 53, выразит.читать

11.

П. П. Ершов «Конёк – Горбунок»  .

Характеры  главных героев в  сказке. Поступки героев и их оценка.

                           

1

Комбинированный

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Вырази-

тельное

чтение

Стр.54 -62, выразит.читать,вопросы 3,4

12.

Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк – Горбунок».

Внеклассное чтение №4 

Творчество П.П. Ершова

1

Комбинированный

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Викторина

Стр. 63, вопросы

13.

. Стихи об осени.  А. С. Пушкин «Няне», «Туча» «Унылая пора! Очей очарованье!»

О пушкинском эпитете.

1

Комбинированный

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности

Чтение

наизусть

Стр.66 -69, наизусть

14.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Изобразительность и выразительность слова. Чтение по ролям.

Стихотворная форма записи сказки.

1

Комбинированный

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Уметь анализировать поведение героев

Вырази-

тельное

чтение

Стр.72 -82, выразит.чтение

15.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей

Отношение автора к главным героям.

1

Комбинированный

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений  целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка                

Вырази-

тельное

чтение

Стр. 83 -92, план

16.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Поступки и действия как основное средство изображения персонажей

1

Комбинированный

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,  оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы

Картинный

план

Стр.93, вопрос №5

17.

 «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А. С. Пушкина

Внеклассное чтение №6 

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

1

Комбинированный

Знать сказки А. С. Пушкина.

Уметь различать сказки народные и литературные

Тематический

Наизусть отрывок по выбору

18.

М. Ю. Лермонтов.

Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»

1

Комбинированный

Знать название и основное содержание изученного произведения М.Ю.Лермонтова.

Уметь различать жанры произведений

Вырази-

тельное

чтение

Стр.96- 98, выразит.читать, вопросы 1, 2

19.

М.Ю. Лермонтов «Ашик–Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей.

Средства художественной выразительности, язык сравнения в сказке.

Внеклассное чтение №7

 Стихи М.Ю. Лермонтова

1

Комбинированный

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

Вырази-

тельное

чтение.

Стр.99-113, читать

20.

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

1

Комбинированный

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух  тексты художественных произведений целыми словами, соблюдать орфоэпические нормы русского литературного языка

Тематический.

Вырази-

тельное чтение

Стр.116 -120, выразит.читать,  вопрос  3

21.

Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой

Внеклассное чтение №8  

Л. Н. Толстой. Книги для детей: рассказы, сказки, басни.

1

Комбинированный

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Вырази-

тельное

чтение

Стр.121, чтение по ролям

22.

Отличие рассказа от сказки. А.П. Чехов «Мальчики»

1

Комбинированный

Знать отличие рассказа от сказки.

Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

Вырази-

тельное

чтение

Стр.124-135, выразит.читать

23.

А.П. Чехов «Мальчики»

1

Комбинированный

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно тексты худ. произведений целыми словами, соблюдать орфоэпические нормы рус. лит. языка.

Тематический. Составление

плана

Стр.124-135, план

24.

А.П. Чехов «Мальчики»

Внеклассное чтение №9

 А. П. Чехов «Каштанка»

1

Комбинированный

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух  тексты художественных произведений целыми словами, соблюдать орфоэпические нормы русского литературного языка

Пересказ от

лица героев

Стр.124-135, пересказ по плану

25.

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

Тест

1

Обобщения и систематизации знаний

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание  изученных литературных произведений.

Уметь: читать осознанно вслух  тексты художественных произведений целыми словами, соблюдать орфоэпические нормы русского литературного языка;   читать выразительно тексты

Тест «Чудесный мир классики»

Стр.138, вопросы 6,7

Поэтическая тетрадь (10 ч.)

26.

Природа в лирике Ф. И. Тютчева «Ещё земли печален вид» «Как неожиданно и ярко…»

1

Комбинированный

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины

Вырази-

тельное

чтение

Стр.140, читать, вопросы 4, 5

27.

А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь»

Внеклассное чтение №10

 Стихи А.Блока

1

Комбинированный

Знать произведения А. А. Фета.

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста                    

Вырази-

тельное

чтение

Стр.143-144, выраз. читать

ΙΙ четверть – 21 час

28.

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…»

1

Комбинированный

Знать лирические произведения Е.А. Баратынского.

Уметь выделять образные языковые средства

Вырази-

тельное

чтение

Стр.145-146, выразит.читать

29

Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

Комбинированный

Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы

Тематический

Стр.147, выразит.читать

30.

Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями»

1

Комбинированный

Знать произведения о Родине.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном, отвечать на вопросы.

Чтение

наизусть

Стр.148, выразит.читать, вопросы 1, 2

31.

Тема детства в стихотворении  Н.А. Некрасова «Школьник»

1

Комбинированный

Знать произведения Н. А. Некрасова.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства

Тематический

Стр.149- 150;

32.

 Н.А. Некрасов  «В зимние сумерки нянины сказки»

Внеклассное чтение №11

 Творчество Н.А. Некрасова

1

Комбинированный

Знать произведения Н. А. Некрасова.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства

Чтение

наизусть

Стр.150-151, наизусть по выбору

33.

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении

И. А. Бунина «Листопад»

1

Комбинированный

Знать творчество И. А. Бунина.

Уметь  анализировать образные языковые средства , различать жанры художественных произведений

Чтение

наизусть

Стр.152-153, вопрос 6

34.

Ритмичность стихотворной речи в произведениях русских поэтов. Времена года в произведениях русских поэтов.

Внеклассное чтение №12

 Стихи русских поэтов о природе

1

Комбинированный

Уметь  анализировать образные языковые средства , различать жанры художественных произведений

Чтение

наизусть.

Вырази-

тельное

чтение

Наизусть по выбору

35.

Проверочная работа по теме  «Поэтическая тетрадь»

1

Контроль и обобщение знаний

Проверочная работа

Литературные сказки (9 ч.)

36.

Научно – познавательная сказка. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

Комбинированный

Знать названия, основное содержание изученных произведений.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту.

Вырази-

тельное

чтение

Стр.158-170, читать

37.

Особенности поведения героев сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

Внеклассное чтение№13

Успенский Э Н «Вниз по волшебной реке».

1

Комбинированный

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы

Творческий

пересказ

Стр.170, вопросы  

38.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

Комбинированный

Знать творчество В. М. Гаршина.

Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану

Вырази-

тельное

чтение

Стр.171-180, читать

39.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

Комбинированный

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы

Пересказ

Стр.171-180, пересказ отрыв. стр.181вопросы

40.

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце»

1

Комбинированный

Знать творчество П. П. Бажова.

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений

Вырази-

тельное

чтение

Стр.182-193, читать

41.

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Внеклассное чтение№14

 П.Бажов «Голубая змейка»

1

Комбинированный

Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя

Пересказ

Стр.182-193, пересказ

42.

С. Т. Аксаков  «Аленький цветочек»

1

Комбинированный

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные  

Вырази-

тельное

чтение

Стр.195-206, читать

43.

С. Т. Аксаков  «Аленький цветочек»

Внеклассное чтение №15

Н.Сладков «Ключик»

1

Комбинированный

Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы

Чтение по ролям

Стр.206-216, читать

44.

Обобщение по разделу: «Литературные сказки»

Проверочная работа

1

Контроль и обобщение знаний

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

Проверочная работа

Стр.217, вопросы

Делу время – потехе час (4 ч.)

45.

Е. Л. Шварц  «Сказка о потерянном времени»

1

Комбинированный

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном

Текущий

Стр.4-16, читать

46.

Е. Л. Шварц  «Сказка о потерянном времени»

1

Комбинированный

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения

Вырази-

тельное

чтение

Стр.4-16, читать

47.

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца

Внеклассное чтение №16 

 Рассказы о школе для детей В. Суслов

1

Инсценирование

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения

Чтение по ролям

Записать свою сказку о том, как человек избавился от какого -нибудь недостатка.

48.

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1

Комбинированный

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Вырази-

тельное

чтение

Стр.17-23, подготовка к чтению по ролям

ΙΙΙ четверть (31 час)

49.

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

Комбинированный

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства

Чтение по

ролям

Стр.24-28, читать, вопросы

50

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Внеклассное чтение №17

 Юмористические рассказы

 В. Ю.Драгунского

1

Комбинированный

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства

Пересказ

Стр.24-28, пересказ

51.

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

1

Комбинированный

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения

Чтение по

ролям

Стр.29-34, выразит.читать

52.

Обобщение по разделу «Делу время - потехе час»

Проверочная работа

1

Контроль и обобщение знаний

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание  изученных литературных произведений.

Уметь:  читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объёму текст

Проверочная работа

Стр.35-36, вопросы

Страна детства (7 ч.)

53.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

1

Комбинированный

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Вырази-

тельное

чтение

Стр.38-46, читать

54.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков» Герои произведения. Творческое продолжение истории.

Внеклассное чтение №18

Б. С. Житков «Рассказы о животных»

1

Комбинированный

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

Текущий

Стр.46,вопрос 7

55.

К. Г. Паустовский  «Корзина с еловыми шишками» Особенности развития событий.  

Сравнение и олицетворение. . Герои произведения. Музыка Э.Грига

1

Комбинированный

Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту                                  

Вырази-

тельное

чтение

Стр.47-58, читать

56.

К. Г. Паустовский  «Корзина с еловыми шишками»

Внеклассное чтение №19 Произведения К.Г. Паустовского "Спешите делать добро"

1

Комбинированный

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения

Пересказ

Стр.53-58, пересказ отрывка

57.

М.М. Зощенко «Ёлка» Словесное рисование портретов героев.

1

Комбинированный

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

Вырази-

тельное

чтение. Пересказ

Стр.59-64, пересказ

58

М.М. Зощенко «Ёлка»

Внеклассное чтение №20

М.М. Зощенко «Галоши и мороженое», «Глупая история»

1

Комбинированный

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

Чтение по ролям

Приготовить пересказ от лица мамы или папы, нарисовать рисунок.

59.

Обобщение по разделу «Страна детства»

Проверочная работа

1

Контроль и обобщение знаний

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание  изученных литературных произведений

Проверочная работа

Стр.65-66, вопросы

Поэтическая тетрадь (5 ч.)

60.

В. Я. Брюсов «Опять сон»

1

Комбинированный

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения                          

Вырази-

тельное

чтение

Стр.68-69, вопросы

61.

В. Я. Брюсов «Детская»

1

Комбинированный

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения                          

Вырази-

тельное

чтение

Стр.70, выразит.читать

62.

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

Внеклассное чтение №21 

Стихи С.А.Есенина о природе

1

Комбинированный

Уметь  определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

Наизусть

Стр.71, наизусть

63

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

2

Комбинированный

Уметь  определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию

Вырази-

тельное

чтение

Стр.72-73, выразит.читать

64.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Проверочная работа

1

Контроль и обобщение знаний

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

Проверочная работа

Стр.74, вопросы

Природа и мы (15 ч.)

65.

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»

Мир животных и птиц в произведении. Роль рассуждений и диалогов в  рассказе.

1

Комбинированный

Знать творчество Д. Н. Мамина – Сибиряка.

Уметь  определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений

Выразительное чтение

Стр.  76-83, читать

66.

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»

Внеклассное чтение №22

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Медведко»

1

Комбинированный

Уметь  определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

Составление плана

Стр.76-83, план и пересказ

67.

А. И. Куприн «Барбос и  Жулька»

1

Комбинированный

Знать творчество А. И. Куприна.

Уметь  определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Выразительное чтение

Стр.85-91, читать

68.

А. И. Куприн «Барбос и  Жулька»

Внеклассное чтение №23

Куприн А. И. «Белый пудель»

1

Комбинированный

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

Пересказ

Стр.85-91, пересказ

69.

М. М. Пришвин – певец русской природы.

1

Комбинированный

Познакомить детей с жизнью и творчеством М. М. Пришвина;

-расширить знания детей о природе нашей Родины;

-привить любовь и бережное отношение к природе

Текущий

Индивидуальное задание: приготовить рассказ о сороках.

70.

М. М. Пришвин «Выскочка»

Работа над содержанием.

Характеристика героя на основе поступка..

1

Комбинированный

Знать творчество М. М. Пришвина.            

Уметь  определять тему и главную мысль произведения

Выразительное чтение

Стр.92 -95, вопросы

71.

Е. И. Чарушин «Кабан»

1

Комбинированный

Знать творчество Е.И. Чарушина.  Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

Стр.96 -99, читать

72.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

Комбинированный

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему,  отвечать на вопросы, различать жанры произведений

Выразительное чтение

Стр.100-109, читать

73.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Внеклассное чтение №24

Рассказы В. Чаплиной

1

Комбинированный

Уметь  различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями , анализировать  образные  языковые средства

Пересказ, составление плана

Стр.100-109, план

74.

Обобщение по разделу «Природа и мы»

Проверочная работа

1

Контроль и обобщение знаний

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание  изученных литературных произведений  о природе

Проверочная работа

Стр.111-112, вопросы

75

Проект№2 «Природа и мы».

1

Презентация проекта

Поэтическая тетрадь (7 ч.)

76.

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

1

Комбинированный

Уметь  определять тему и главную мысль произведения, анализировать  образные  языковые средства                              

Чтение

наизусть

Стр.114-115, вопрос 3

77.

С. А. Клычков «Весна в лесу»

1

Комбинированный

Уметь  определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Выразительное чтение

Стр.116-117, вопрос 3

78

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

1

Комбинированный

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы

Выразительное чтение

Стр.118, наизусть

79

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

1

Комбинированный

Уметь  определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения

Выразительное чтение

Стр.119, выразит.читать

80

Резервный урок

ΙV четверть (22 часа)

81.

С. А. Есенин «Лебёдушка»

1

Комбинированный

Уметь  определять тему и главную мысль произведения,    анализировать  образные  языковые средства, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям

Выразительное чтение

Стр.120-125, вопросы

82.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Проверочная работа

Внеклассное чтение №25 

Мои любимые стихи

1

Контроль и обобщение знаний

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание  изученных литературных произведений

Проверочная работа

Стр.126, вопросы

Родина (7 ч.)

83.

И. С. Никитин «Русь»

1

Комбинированный

Уметь  определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного

Вырази-

тельное

чтение

Стр.128-132, выразит.читать

84.

С. Д. Дрожжин «Родине»

1

Комбинированный

Уметь  определять тему и главную мысль произведения,    анализировать  образные  языковые средства, различать жанры произведений

Наизусть

Стр.133- 135, вопрос 3

85.

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

1

Комбинированный

Уметь  определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

Вырази-

тельное

чтение

Стр. 138, выразит.читать

86.

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

1

Комбинированный

Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту

Вырази-

тельное

чтение

Стр.139-140, выразит.читать

87

Тема войны в произведениях Б. А. Слуцкого Внеклассное чтение №26

Митяев А В «Рассказы о русском флоте»,  «Подвиг солдата»

1

Комбинированный

Уметь выразительно читать стихотворения и понимать настроение героев

Вырази-

тельное

чтение

Стр.140, вопросы

88.

Обобщение по разделу «Родина»

Проверочная работа

1

Контроль и обобщение знаний

Знать произведения о Родине.

Уметь выразительно читать

Проверочная работа

Стр.142, вопрос 7

Страна «Фантазия» (7 ч.)

89.

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

1

Комбинированный

Уметь  определять тему и главную мысль произведения,  различать жанры литературных произведений, читать по ролям

Выразительное чтение

Стр.144-149, читать

90.

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

Внеклассное чтение №27

Кир Булычёв «Девочка с планеты Земля»

1

Комбинированный

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

Стр.150-157,читать

91.

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

1

Комбинированный

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему,  отвечать на вопросы, различать жанры произведений.

Пересказ

Стр.150-157, пересказ

92.

Обобщение по разделу «Страна Фантазия»

Проверочная работа

1

Контроль и обобщение знаний

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание  изученных литературных произведений

Проверочная работа

Стр. 158, вопросы

Зарубежная литература (14 ч.)

93.

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

Комбинированный

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

Стр.160-165, читать

94.

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Внеклассное чтение №28

  Гауф  В «Маленький Мук», «Карлик нос», «Калиф аист»

1

Комбинированный

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг

Творческая работа

Придумать и записать рассказ о том, что произошло, когда ты на время стал великаном.

95.

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

1

Комбинированный

Знать творчество Г. Х. Андерсена. Уметь  определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями , отвечать на вопросы                                                            

Выразительное чтение

Стр.167-181, читать

96.

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Внеклассное чтение №29

Сказки Г.Х. Андерсена

1

Комбинированный

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения

Выразительное чтение

Стр181-193,  вопросы 3,4

97

Итоговая проверочная работа за курс 4 класса (тест)

1

Контроль

Уметь конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Тест

98.

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Внеклассное чтение №30

 Сказки братьев Гримм

1

Комбинированный

Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы

Вырази-

тельное

чтение

Стр.194-200, читать, вопрос 6

99.

Библейские сказания.

С. Лагерлеф «Святая ночь»

Комбинированный

Уметь  определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Вырази-

тельное

чтение

Стр.201-208, читать

100.

Сказания о Христе.

С. Лагерлеф «В Назарете»

Внеклассное чтение №31

  Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции»

1

Комбинированный

Уметь  определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план

Текущий

Стр.209-216, читать, вопрос 4

101

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература»

Проверочная работа

1

Контроль и обобщение знаний

Уметь работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения;

Проверочная работа

102

Урок-КВН,

Рекомендации на лето

Внеклассное чтение №32

От благодарных читателей (Художественные произведения, героям которых установлены памятники).

1