Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»
проект по орксэ (4 класс) по теме

Большакова Ольга Александровна

Изучить историю Свято-Троицкого храма с.Супонь, познакомиться с внешним и внутренним устройством храма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 23.12.15_tehnologicheskaya_karta_itog.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Проектно – исследовательская работа  «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»

Предмет

Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»

Цель урока

Задачи

 Изучить историю Свято-Троицкого храма с.Супонь, познакомиться с внешним и внутренним устройством храма.

Образовательные: развитие и совершенствование навыков коллективного творчества учащихся, сформировать представление о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Развивающие: развивать интерес к знаниям о храме, мотивацию к изучению православной культуры, обогатить, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитательные:  воспитывать навыки самоконтроля, культуру поведения при работе в группах (планировать работу, совместно оценивать результат работы), формировать способность слушать других людей, усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре, научиться правилам поведения в храме.

Словарь урока

Притвор, алтарь; канун, икона, иконостас, Царские врата, солея, амвон, аналой, клирос.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения

 - объяснительно- иллюстративный;

 - метод исследования;

 - метод проектов.

Виды деятельности

Самостоятельная работа с источниками информации, беседа, работа с текстовым и иллюстративным материалом, составление словаря понятий.

Оборудование

Ноутбук, телевизор, презентация, учебник.

Планируемый результат

-положительное отношение  к урокам Православной культуры,

-воспитание чувства уважения к традициям своего народа

1.Предметные умения

Знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

2.Метапредметные умения:

- познавательные:

1. Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме простых суждений.

2. Ориентироваться в системе знаний, находить ответы на вопросы, уметь преобразовывать информацию, представленную в виде текста, схем, иллюстраций, выделять основные понятия и понимать их значение , умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

- регулятивные:

-коммуникативные:

3. Личностные:

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

3. Планирование, контроль и выполнение действия в соответствии с поставленной задачей.

1. Инициативное сотрудничество в сборе и поиске информации.

2. Умение полно и точно выражать свои мысли; умение общаться, включающее умение слушать и собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

3. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

4. Умение объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.

1. Действие смыслообразования, т. е. установление связи между учебной деятельностью и её мотивом.

2. Умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

3. Формирование ценностных ориентаций (стимулирование, достижение).

4. Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Технологическая карта урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание эмоционально-положительного настроя на урок.

СЛАЙД

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

СЛАЙД

Будем с вами наблюдать,

Замечать и размышлять.

Выводы делать и обобщать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Настраиваются на работу и успешную деятельность.

                                                                                                     

Коммуникативные УУД: благоприятная, доброжелательная рабочая обстановка.        Личностные УУД:     наличие мотивации к учебному труду.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: повторение изученного материала.

Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока.                

1. Кто Христа в                             народах славил?  Знают все: апостол… СЛАЙД  

2. Имя Матери   Иисуса Христа… СЛАЙД

3. Созывает в храм народ…                                  СЛАЙД

4. Невидимый, но не воздух. С крыльями, а не птица…                            СЛАЙД

5. На горе стоит свеча,          В ней молитва горяча…                                 СЛАЙД

6. Кто добровольно шёл на казнь,                                       И сам свой Крест понёс?                                Кто был распят, затем Воскрес?                          Конечно же…                    

Отгадывают загадки. Разгадывают кроссворд.

Павел.                                                                                                                                                                                                                                                                      

Мария

Колокол.                                          

                                                                             

                                                                   

Ангел.

                                                                             

Церковь.

Христос.                                                                          

Личностные УУД: сосредотачивают внимание, включаются в работу, определяют цель познавательной деятельности.

III.Самоопределение к деятельности.          Цель: согласовать тему и цели.

СЛАЙД

-Прочитайте ключевое  слово.                                      

Уже полгода вы изучаете новый предмет «Основы православной культуры». В октябре мы с вами провели первый подготовительный этап по подготовке нашего проекта «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее». Весь класс был разделён на группы (ставлю цветные таблички).                                                      «Знатоки истории» - зелёный                  «Зодчие» - синий,                                   «Воспитанные люди» - жёлтый.

Каждой из  групп было дано своё  задание и намечен план его выполнения. Вы провели большую работу. У нас сегодня заключительный этап, подведение итогов.

Выслушав  выступление каждой группы, мы обобщим собранный вами материал и в конце урока изготовим буклет  «Свято-Троицкий храм села Супонь». Ребята других классов будут его использовать на своих уроках при изучении курса ОПК.

ПРОЕКТ

                                       

                                                     

Ребята каждой группы поочерёдно встают (у каждого ребёнка цветная эмблема с надписью названия группы).

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности с помощью педагога.

Личностные УУД:

наличие мотивации к работе на результат.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1. Выступление              I группы.

Защита проекта.        Давайте дадим слово представителю I группы.

                                                   

-Ребята, оцените выступление ваших одноклассников, выскажите своё мнение.

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились со своим заданием!

Представление результатов проектной деятельности 1-ой группы «Знатоки истории».(презентация)

- В ноябре 2015 года мы с классом побывали на экскурсии в Свято-Троицком храме с. Супонь. Нас заинтересовала история храма. Нам захотелось узнать о его прошлом. Мы поставили перед собой цель: изучить архивные данные о храме. В своей работе мы использовали статью, опубликованную в газете «Знамя», автор Пак Сергей Владимирович и интернет-ресурсы.

Посмотрите презентацию и послушайте, что нам удалось выяснить. (Историческая справка)

После каждого выступления ребята подходят к учителю и вместе с ним приклеивают собранный материал на свою цветную страничку.

С 2000 года настоятель храма  - протоирей Игорь (Бабухин). Его стараниями организована первая в городе детская Воскресная школа.

Лидер группы:

-Ребята, вы хотите узнать, чему там учат?

-Я передаю слово Ильинову Павлу.

(Павел рассказывает о школе и показывает презентацию)

Оценка I группы (выслушивают мнение ребят):

- мне понравилось выступление ребят,

-спасибо ребятам за интересный рассказ, теперь я знаю, что рядом с храмом была высокая колокольня, а во время войны её взорвали,

- мне захотелось вместе с Пашей ходить в Воскресную школу.

Метапредметные УУД:

построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, построение рассуждений,

аргументация своей точки зрения, готовность слушать собеседника, использование речевых средств для решения познавательных задач.

Коммуникативные УУД:

овладение навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.

2. Выступление               III группы.

Ф/М

Мир храма совсем не похож на мир за его стенами. В храме всё устроено так, чтобы помочь людям молиться, чтобы приблизить людей к Богу. Здесь всё таинственно, спокойно, возвышенно и величаво. А как устроен Свято-Троицкий Храм? На этот вопрос нам ответят представители группы «Зодчие». Они  покажут вам презентацию и расскажут о своей работе.

 

Учитель дополняет ответы детей.

Переживание неразрывной связи с умершими родными - важная черта православной культуры.

Учитель дополняет ответы детей.

В Иконостасе  иконы, располагаются рядами. Нижний ряд обычно   называется «местным», потому, что в нём находится местная икона, т. е. икона праздника или Святого, в честь которого устроен храм.

Найдите  глазками храмовую икону нашего храма. Как она называется?

Вот почему  храм с. Супонь называется Свято-Троицкий.

Учитель дополняет ответы детей.

Горящая свеча перед иконой –наша молитва, которая тянется к Богу. Огонёк свечи тянется вверх, но свет и тепло свеча отдаёт тем, кто рядом с ней.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ: Вот такой должна быть и жизнь человека: душой тянуться к небу, а своим делами  помогать ближним.

Ребятам было дано задание подготовить  Православный праздник в народных традициях «Никола Зимний». Давайте посмотрим фрагмент их выступления.

Оценим выступление ребят. Выскажите своё мнение.

Спасибо, ребята, молодцы!  У вас всё получилось.

Представление результатов проектной деятельности 2-ой группы «Православные святыни»

Наша группа ставила перед собой цель:                                                      - изучить  внешнее и внутреннее устройство Свято-Троицкого храма.

СЛАЙД

-Во время экскурсии приходской консультант Елена Васильевна показала нам части храма, рассказала об иконах. Мы внимательно слушали, фотографировали всё, что нас интересует. Затем в ученике «Основы православной культуры» мы нашли определение новых для нас слов: канун, иконостас, Царские врата, алтарь. На основе собранного материала мы составили словарь «Православных терминов» и проиллюстрировали его фотографиями, как дополнительным источником информации. Этот словарик мы хотим подарить ребятам (раздают всем, а 1лист –учителю для пособия). На обратной стороне листа - схема храма.

СЛАЙД

 

Чтобы вы лучше запомнили устройство нашего храма, давайте вместе  подпишем его части.

Прежде, чем войти в храм мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется    ПАПЕРТЬ

(подписали)

Входим в храм. Внутри он делится на три части (подписывают):

1. Притвор.

СЛАЙД

 (по ходу презентации представитель группы просит ребят выяснить значение новых слов в словаре)

СЛАЙД

Найдите значение  слова ПРИТВОР в словаре.                            

У- ПРИТВОР - место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон, православных книг. Здесь можно написать записки о здравии и об упокоении.

СЛАЙД

В левой части притвора находится КАНУН

Найдите значение этого слова в словаре.

У- Канун - панихидный столик с изображением Распятия и подставками для свечей.

Кому здесь ставят свечи? Прочитайте.

У - Там ставят свечи и молятся о людях уже ушедших из земной жизни.

СЛАЙД

2. Храм (подписать)

Средняя самая большая часть – это сам храм, здесь стоят люди, собравшиеся на богослужение.

СЛАЙД

В центре храма на особой подставке, которая называется Аналой лежит праздничная икона, почитаемая в день службы.

СЛАЙД

С левой и правой сторон храма расположены два клироса. Здесь стоят и поют певчие. (Паша дополняет, как определить левый и правый клирос)

СЛАЙД

В средней части храма мы увидели прообраз горы -Голгофы. 

Выясните его значение в словаре.

У - Большой деревянный крест с образом распятого Спасителя сделан в натуральную величину в рост человека. Крест укреплён в подставке, имеющий вид каменной горки. На ней изображены череп и кости-останки Адама, возрождённого крестным подвигом Спасителя.

СЛАЙД

Мы обратили внимание на железную ёмкость в средней части храма. Нам объяснили, что это водосвятный бак, из которого прихожане могут набрать Святой воды и принести её домой.

Клепиков Саша решил выяснить: «Как обычная вода из крана становится Святой?»                      На уроках окружающего мира вы познакомились с самым главным веществом на планете Земля - водой. Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни.

Но, вода имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила. (Рассказывает, как происходит освящение воды во время молебна и предлагает сравнить фотографии структуры воды)

Для православного человека сила Святой воды заключается в вере в Бога, и во всё Святое на Земле.  .

СЛАЙД

В средней части храма мы увидели стену из икон. Это иконостас.

(найдите и подпишите)

В центре иконостаса  двери.       Они называются Царские врата(ворота). Справа от Царских врат   икона Христа, слева –  икона  Божией  Матери.

У - Икона Святой Троицы.

СЛАЙД

За Иконостасом находится  Алтарь (подпишите)

Найдите значение этого слова в словаре, прочитайте.                                      

У – Алтарь - главная часть храма, Святое место.                                  

Ах, какая красота –                                                                                               Эти Царские  врата!                                                                                                            В них невидимо, как встарь,                                                                               Сам Христос идёт в алтарь!

Мы выяснили, что все православные храмы строятся алтарем на восток - в сторону света, где восходит солнце. В Алтарь входят только священники, когда они служат и их помощники. В Алтаре священники подготавливают всё необходимое к Таинству Причастия.  

В храме очень много икон.

Перед ними висят лампады и стоят подсвечники. Здесь можно поставить свечи «о здравии», молясь за себя, за своих родных и близких.

СЛАЙД

Ребята, назовите святых, изображённых на иконе.

СЛАЙД  (Святая Матрона)

СЛАЙД   (Николай Угодник)

Дети выступают в народных костюмах.

-Мы изучили православный календарь и выяснили, что издавна на Руси отмечают два праздника: 22 мая - Никола Вешний и 19 декабря - Никола Зимний. (Рассказывают о традициях праздника, читают стихи, в виде игры проводят физминутку, исполняют песню «Зимушка-зима!»)

У- Ребята-молодцы! Они хорошо потрудились.

У - Мы хотим  сказать спасибо за словарик, который они нам подарили, теперь мы запомним значение новых для нас слов.

-Мне понравилось вместе с ребятами находить и подписывать части храма, теперь я смогу рассказать родителям как устроен наш храм.

- Мне понравилось, как выступили ребята, они настоящие артисты!

Предметные УУД:

понимание значения религии в жизни  человека и принятие ценностей православной культуры.

3. Выступление           III группы.

Выставка творческих работ «Православные святыни»

Поведение в храме.    Ребята, надо помнить, что храм – дом Божий. Душа храма  - верующие люди. Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?                А как надо вести себя во время Богослужения? Давайте спросим об этом ребят III группы.

-Оценим выступление ребят.    Выскажите своё мнение.

Спасибо, ребята! Вы хорошо подготовились, молодцы!-

Посмотрите, ребята, какой замечательный буклет у нас получился.  Я надеюсь, что ученики других классов достойно оценят ваш труд. 

                                            Тема нашего проекта увлекла и заинтересовала ребят.     Они изучили иконы Свято-Троицкого храма и поделились с нами своими находками на прошлых уроках Православной культуры..

 Сафонова Лена обратила внимание, что в нашем храме много икон Божией Матери. Она самая светлая, самая близкая к Богу. Ради её материнской любви и Её молитв Бог много нам прощает и во многом помогает.

Лена выяснила, когда появились первые иконы Божией Матери и почему Она почитается в разных своих изображениях.

Лисюкова Лиза провела для нас вертуальную экскурсию в село Себено – на родину Святой Матроны. Теперь ребята знают, что Матронушка родилась на нашей Тульской земле.

Под впечатлением от экскурсии, от выступлений детей, ребята создали свои работы о других святых местах нашей Родины.

Дети нарисовали храмы .

Саша Горичок нашла материал о красивом храме в Кижах и сделала его макет.

Виноградов Андрей   выяснил какие храмы ещё есть в нашем Узловском районе.

«Пока будет жить храм, будет жить и народ, хранящий свои святыни».

Творческое задание представляют ребята 3 группы «Воспитанные люди.» ( инсценировка) СЛАЙД

Ребята, представьте себе, что Даша и Денис собрались в храм.  

Оцените их внешний вид. Что не так в их одежде?

Объясните, как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Д – Настя: без косынки – голова должна быть покрыта, в джинсах – нужно было надеть юбку, яркая кофта с рисунком  - одежда должна быть скромной,  нельзя красить губы .

У – Что скажите Даниилу? О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Д – Нужно снять головной убор, спортивная одежда и обувь  не для храма.

                                                       Мы обсудили внешний вид, а теперь давайте выясним, какое должно быть поведение в храме.

Чтение стихотворения по ролям. 

Мальчики, не забывайте:                                      Прежде чем зайти в собор,   Головной сними убор,                 Злые мысли отгони:                         Не нужны тебе они...

Девочки,помните!            Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

И мальчикам, и девочкам мы хотим сказать:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

 

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

 

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

       

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.

 

Мы оформили памятку «Поведение в храме». Пусть она поможет нашим одноклассникам вырасти воспитанными людьми. (раздают детям, 1памятку передают учителю для буклета)

У - Мне понравилось, как выступили ребята, они нашли очень хорошее и поучительное стихотворение.

У - Я запомнил правила поведения в храме и постараюсь их соблюдать.

ПредметныеУУД:

уважительное отношение к традициям православия.

V. Рефлексивно-оценочный этап.  Цель: осмысление результатов работы.

СЛАЙД                        

Сегодня на уроке вы оценивали работу своих товарищей. Я предлагаю каждому оценить себя и подумать, какой вклад вы внесли в общее дело?

СЛАЙД

Заканчивая наш урок,  я хочу поздравить всех с наступающим Новым годом и Рождеством.

На доске вы видите Рождественскую ёлочку. Давайте украсим её.

Если урок вам понравился, то повесьте на нашу ёлочку красный «шарик».

 А если вам было не комфортно, неинтересно и вы не открыли для себя ничего нового, то повесьте синий «шарик».

СЛАЙД

Окончен урок и выполнен план, спасибо, ребята огромное вам, за то, что упорно и дружно трудились и знания точно уж вам пригодились.

А наших гостей я хочу поблагодарить за внимание  и подарить им на память буклеты «Свято-Троицкий храм». (вручаю)

Заполняют лист самооценки.

Украшают ёлочку цветными магнитами.

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

Личностные УУД: выражать положительное отношение  к процессу познания, оценивать коллективную деятельность.

Лист самооценки

Прочитай внимательно предложение, рядом поставь «+» или «-». Оцени свою работу на уроке.

     «+» или «-»

Меня заинтересовал материал урока, заставил задуматься.

Мои знания по теме выросли.

Я отвечал на вопрос учителя, вступал в беседу.

Я был активным в течение всего урока.

Я выступал перед классом с рассказом, представлял итоги работы группы.

Я своими ответами приносил пользу группе.

Я внимательно слушал всех участников урока.

Я достиг целей поставленных в начале урока.

Я буду применять знания, полученные на уроке, так как они пригодятся мне в жизни.

Всего «+»:

Результат работы:

9,8 «+» - ты поработал отлично, у тебя всё получилось.

6,7 «+» - всё хорошо, но надо стараться.

5,4,3,2,1 «+» - необходимо поработать ещё.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская работа "Золотые страницы истории села"

Доброе село, доброе селоСидельниково, СидельниковоТы моя любовьТы моя веснаРодина моя.По селу пройду, по селу пройду,Яблони цветут, яблони цветут,Дует ветерок,Волга вдаль течет.В поле трактора, ...

Приложение к проектно - исследовательской работе "Золотые страницы истории села"

В приложении к исследовательской работе  "Золотые страницы истории села" даны цветные материалы....

Преображенский храм-прошлое и настоящее (победитель городской научно-практической конференции младших школьников)

Сегодняшний город Орск – это современный город на берегах реки Урал. На фоне современных домов выделяются несколько уникальных памятников.На наш взгляд мы должны уделять больше внимания изучению архит...

научно-исследовательская работа "Прошлое и настоящее моей малой Родины"

Цель работы: воспитание патриотических чувств у учащихся начальной школы; любви к своей малой Родине; уважение к прошлому своего края....

научно-исследовательская работа "Прошлое и настоящее моей малой Родины"

Цель: воспитание патриотизма,  привитие любви к К своей малой Родина, уважение к истории своего народа....

Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»

Урок обобщения и систематизации знаний.Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»...