Проектно - исследовательская работа "Золотые страницы истории села"
занимательные факты (4 класс) по теме

Ильдюкова Татьяна Юрьевна

 

Доброе село, доброе село

Сидельниково, Сидельниково

Ты моя любовь

Ты моя весна

Родина моя.

По селу пройду, по селу пройду,

Яблони цветут, яблони цветут,

Дует ветерок,

Волга вдаль течет.

В поле трактора, в поле трактора,

Зашумят хлеба, зашумят хлеба,

Краше нет села, Сидельникова.

      Я родилась и выросла в селе Сидельниково. И как  каждого любознательного человека интересует вопрос, как глубоко в древность уходит история своего края, поселка, улицы, когда поселился здесь первый человек, какие следы оставил.

     Моя исследовательская работа посвящена истории села Сидельниоково. В своей работе я хочу выяснить, имеет ли село Сидельниково историческую ценность и  проанализировать, какие люди села  внесли  ценный  вклад  в историю села.

      Цель исследования: узнать историю села, выяснить, имеет ли село  историческую ценность и  проанализировать, какие люди села  внесли  ценный  вклад  в историю села.

     Задачи исследования:

  1. Проследить основные вехи развития Села Сидельниково: до революции, на протяжении XX  века.
  2. Изучить архивные и литературные данные по истории села Сидельниково.
  3. Собрать материал среди местных жителей об истории, происхождении села, с целью донесения информации до широкого круга людей;
  4. Систематизировать интервью жителей села;
  5. Создать брошюру  по данной теме.

      Актуальность выбранной темы – современный человек должен знать  свою историю, историю своей страны, своего села.

      Методы исследования:

  1. Научно – поисковые:

          - беседы со старожилами села;

          - работа с документами из личного архива;

     2. Аналитические:

         - теоретический анализ литературы и других источников 

            информации; 

     3. Систематизирующие:

        - систематизация полученных данных. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Кокшайск»

Золотые страницы истории села.

Исследовательская работа

                                        Работа  выполнена

                                                          учителем начальных классов

                                   Ильдюковой Татьяны Юрьевны

2013 г.

Оглавление:

I. Введение …………………………………………………………. .2

II. Основная часть:

1. Предание возникновения села…………………………………….3

2. Село Сидельниково(Юлъял)……………………………………....3

3. Памятник национальному герою Пашкану……………………....4

4. Мещанин Михаил Павлов Давыдов……………………………....6

5. Дегтярноскипидарный завод………………………………………7

6. Село  Сидельниково в 20-х  годах XX века………………………8

7. Село  Сидельниково в 40-х  годах XX века……………………….9

8. Село  Сидельниково в 50-е  годы XX века……………………......9

9. Размывание берега реки Волги……………………………………11

10. Село Сидельниково в настоящее время………………………....11

III. Заключение………………………………………………………14

IV. Список литературы……………………………………………...16

V. Приложения………………………………………………………...17

I. Введение

Доброе село, доброе село

Сидельниково, Сидельниково

Ты моя любовь

Ты моя весна

Родина моя.

По селу пройду, по селу пройду,

Яблони цветут, яблони цветут,

Дует ветерок,

Волга вдаль течет.

В поле трактора, в поле трактора,

Зашумят хлеба, зашумят хлеба,

Краше нет села, Сидельникова.

      Я родилась и выросла в селе Сидельниково. И как  каждого любознательного человека интересует вопрос, как глубоко в древность уходит история своего края, поселка, улицы, когда поселился здесь первый человек, какие следы оставил.

     Моя исследовательская работа посвящена истории села Сидельниоково. В своей работе я хочу выяснить, имеет ли село Сидельниково историческую ценность и  проанализировать, какие люди села  внесли  ценный  вклад  в историю села.

      Цель исследования: узнать историю села, выяснить, имеет ли село  историческую ценность и  проанализировать, какие люди села  внесли  ценный  вклад  в историю села.

     Задачи исследования:

  1. Проследить основные вехи развития Села Сидельниково: до революции, на протяжении XX  века.
  2. Изучить архивные и литературные данные по истории села Сидельниково.
  3. Собрать материал среди местных жителей об истории, происхождении села, с целью донесения информации до широкого круга людей;
  4. Систематизировать интервью жителей села;
  5. Создать брошюру  по данной теме.

      Гипотеза: Действительно ли название  села Сидельниково произошло от слова «седел».

      Актуальность выбранной темы – современный человек должен знать  свою историю, историю своей страны, своего села.

      Методы исследования:

  1. Научно – поисковые:

          - беседы со старожилами села;

          - работа с документами из личного архива;

     2. Аналитические:

         - теоретический анализ литературы и других источников  

            информации;  

     3. Систематизирующие:

        - систематизация полученных данных.  

II. Основная часть:

1. Предание возникновения села.

      Три брата Матюк, Макай, Йомблак с горномарийской стороны плыли на лодке по реке Волга. Увидели красивое место, причалили. Они были ошеломлены красотой этих мест. Сидели они на берегу очень долго и думали. От слова "сидел" произошло название села - Сидельниково.

      И надумали они больше никуда не плыть, остаться. Брат Матюк, пошел в сторону Кокшаги. Ему там понравилась читсая река Кокшага. Теперь род Матюковых живет в д. Кокшамары в 7 км от села Сидельниково.

       Другой брат Йомблак сошел совсем в другом направлении, вглубь леса. Там ему понравилась самая высокая возвышенность и журчащий родник. Там и обосновался.

      Макай остался и построил дом около ручейка с оврагом. Это место сейчас в селе Сидельниково знаменито как овраг Макая - Макай корем.

2. Село Сидельниково(Юлъял).

      Марийское село Сидельниково расположено в 7 км к западу от центра сельской администрации — деревни Кокшамары. Первое упоминание о селе в летописи относится к 1508 году. Предки села Сидельниково жили на острове, который находится напротив нынешнего расположения села, там и сейчас цветут яблоневые сады.

      В книге "Приволжские города и селения Казанской губернии" много интересного написано об этом марийском селе. Седельниково (с буквой "е") — село (по марийски Юл-Ял, где Юл — Волга, ял — село, то есть село на берегу Волги), расположено на луговом берегу реки, против устья впадающей в нее реки Цивиля, при реке Чемуршинке, от города Казани в 116 верстах, от уездного города Чебоксары — в 18, от волостного правления, почтово-телеграфной станции и пароходной пристани (город Мариинский Посад) в 6. Прежде в этой местности, как гласит предание, жили татары, которых вытеснили горные чуваши, а потом марийцы. Из сохранившихся у крестьян деревни Липши грамот видно, что селение это тогда носило название деревни Волжской и входило в состав Чемуршинской волости Кокшайского уезда, а жили здесь марийцы-язычники, на что указывали их имена: Тосанейка Акнузанов, Янадайка, Атичка Андимов, Саракейка Мамодолин, Ахматка Бахтеев.

3. Памятник национальному герою Пашкану.

       На левом берегу реки Чемуршинки, четвертью версты ниже теперешнего Сидельникова, в казенном дубовом лесу есть остатки черемисской керемети — Пашкан кереметь. О ней есть легенда: "Во времена покорения Казани был в Седельникове некрещеный черемисин по имени Пашкан. Он был громадного роста, очень сильный и имел лошадь настолько быструю, что в два часа времени ездил из Седельникова в Казань и обратно.

       Пашкан участвовал в сражениях под Казанью против татар, помогал русским вместе с горными черемисами. Раз Пашкан вздумал взобраться со своей лошадью на стены города Казани, из крепости вышел целый отряд татар и кинулся на Пашкана. Пашкан поскакал домой, татары за ним в погоню. Пашкан так быстро скакал на своей лошади на северо-запад от Казани, то есть к Седельникову, что в пять минут оставил татарский отряд позади, на расстоянии 7 верст. Потом он остановился, думая, что татары вернулись назад, но не прошло получаса, татарский отряд был около него. Вскочил Пашкан на лошадь и поскакал быстрее прежнего. Не доезжая до Седельникова около четверти версты, лошадь Пашкана завязла в озере на берегу реки Чемуршинки в дубняке. Около озера находились в то время черемисы. Пашкан сказал им, что тут ему конец, и просил это место и его, Пашкана, помнить. Только он успел это сказать, как наехали татары и убили его.

      Черемисы-язычники считают это место местом керемети, а Пашкану поклоняются, как высшему существу". Между селом и рекой Чемуршинкой, на левом же берегу последней, находится довольно большая песчаная, видно с Волги, насыпь — курган. Длина его 1/4 версты, ширина сажень 20, а высота около 10 сажень. По преданию черемис, "курган этот стоит как памятник сражения их с татарами". Вот что рассказывают о кургане черемисы-старики: "Когда татары убили Пашкана и стали в дубняке отдыхать, черемисы всей деревни в отмщение за Пашкана напали на татар, произошла сильная схватка. Татары и черемисы сражались с остервенением, и весь татарский отряд числом 50 человек черемисами был перебит. После схватки черемисы всей тогдашней Чемуршинской волости, опасаясь за избиение целого отряда татар сильного нападения со стороны последних, вздумали сделать на берегу речки земляной вал или курган, из-за которого бы можно было удобнее сражаться с татарами. Убитых во время схватки черемис и часть татар они зарыли в этот вал, а остальную часть татарского отряда перекидали в речку Чемуршинку". Впоследствии курган был марийским кладбищем. На месте кургана и теперь находят нередко человеческие кости.

      В 1887 году местный учитель М.П. Давыдов, идя по кургану, заметил что-то шарообразное, подойдя ближе, увидел череп человека, когда он взял его в руки, череп развалился, остались целыми лишь верхняя и нижняя челюсти вместе с зубами. Тут же местные жители находили нередко и серебряные вещи: какие-то пластинки, старинные монеты, серьги и прочее.

      А 17 июня 2006 года на том месте, где народ  поклонялся Пашкану,  открыли памятник национальному герою Пашкану.

4. Мещанин Михаил Павлов Давыдов.

      В селе Сидельниково в июне 1883 года было открыто земское начальное народное училище Орловским, Вятской губернии, мещанином Михаилом Павловым Давыдовым. Первые два с половиной года оно содержалось на средства учителя, а с 1 января 1886 года содержалось на средства Чебоксарского уездного земства. Помещалось в деревянном доме (24 кв. саж.), построенном в 1889 году на средства казны, земства и строителя церкви и училища крестьянина Андрея Кириллова. Обучалось в среднем 25-45 мальчиков и 5-15 девочек в год. С открытия училища было в нем четыре выпуска, окончили курс 24 мальчика и 2 девочки. Содержание в год с 1890 года назначили от земства — 380 руб., от сельского общества — 40 руб., в том числе жалование законоучителю — 60 руб., учителю — 270 руб.

      В то время в селе Сидельниково дворов было — 133, жилых помещений — 169. Из выдающихся по красоте и величине построек в селе, кроме церкви, обращает на себя внимание училищный дом.

      Жители — государственные: 312 мужчин, 332 женщины. Кроме того, в селе проживали: духовенства — 5 мужчин, 6 женщин; мещан — 5 мужчин, 3 женщины; крестьян, приписанных к другим обществам, — 3 мужчин и 1 женщина. В наделе крестьян находилось 1889,5 дес. земли. Из этой площади крестьянского надела за одно из десятилетий подмыло водами Волги пахотной земли около 100 дес, а лугов весьма значительную часть заметало песком, так как луга сидельниковских крестьян исключительно низменные, поемные. Это обстоятельство, а также неимение леса, прирост населения (ревизских душ мужского пола в селе считается 248, наличных же 312) и периодические недороды хлебов — все эти условия заметно отразились на экономическом быте землевладельцев сидельниковского общества.

      Главное занятие жителей — земледелие, а затем промыслы: смолокурение — 8 мужчин, доходы 400 руб.; рыболовство — 6 мужчин, 150 руб.; пчеловодство — 3 мужчин, 30 руб.; плотничество — 6 мужчин, 90 руб.; пиление леса — 6 мужчин, 60 руб. Других промыслов в селе не было.

      С весны 1889 года местный учитель М.П. Давыдов занимался разведением заграничного хмеля и сада при училище. Он успешно распространил садоводство и хмелеводство среди крестьян села. Двое занимались лесной торговлей: покупали в казенных дачах 2-3 делянки, обрабатывали их и сплавляли лес и дрова по реке Волге в город Казань, где все это продавали. У общества имелись воды, именно плес реки Волги напротив села, который они сдавали мариинско-посадским мещанам-рыбакам в аренду, в год за 100-150 рублей. Вблизи села находились хлебная пристань и завод, принадлежащие потомственному дворянину, временному петербургскому 1-й гильдии купцу А.Я. Прозорову. На заводе обрабатывалась и сортировалась кудель, просеивались на машинах и решетах льняное семя, овес, а иногда и рожь.

5. Дегтярноскипидарный завод.

      В двух верстах выше Сидельникова находился дегтярноскипидарный завод, принадлежащий крестьянину города Царевосанчурск Яранского уезда Патракову. На заводе из смолы и бересты выгоняли деготь и скипидар, которые сплавляли в низовые губернии. Аренды сидельниковское общество за завод получало по 40 руб. в год. Дубовый лес и луга, находящиеся на берегу Волги через песок и на Чемуршинском острове, ниже описываемой местности, принадлежали: первый — казне, а вторые — Кокшамарскому сельскому обществу. Для пристани Прозоров в 1872 году избрал село Сидельниково как местность красивую и удобную. Сперва пристань была построена в версте от селения вверх по Волге, где она существовала до 1885 года двенадцать лет. Но в 1880-1884 годах место, занимаемое пристанью (двухэтажный деревянный дом-контора, флигель, 3 больших хлебных лабаза, 2 громаднейших амбара и прочее), подмыло весенними водами, так что Прозорову пришлось пристань перенести на другое, более безопасное место.      

      В 1885 году с согласия местного общества пристань перенесли на берег речки Чемуршинки, близ дубняка, почти рядом с Пашканкереметью. Место для пристани фирмой "Прозоров с сыном" в 1885 году было арендовано на второе двенадцатилетие, арендная плата первого срока была 80 руб., второго же — 65 руб. в год.

      С 1880 по 1887 годы в селе Сидельниково действовала и другая хлебная пристань, принадлежавшая казанскому купцу И.И. Алафузову, которая находилась в полуверсте от Прозоровской пристани, вверх по течению Волги, но в конце 1886 года ее подмыло водой, и она была уничтожена.

6. Село  Сидельниково в 20-х  годах XX века.

      В 1924 году в Сидельникове имелся временный лесной медпункт, где работал 1 медик. В апреле 1925 года зарегистрировали общество потребителей, куда вступили 62 человека. Постановлением Президиума ВЦИК от 21 апреля 1925 года село Сидельниково вместе с деревнями Кокшамары, Семеновка, Иванбеляк, Липша и селом Кокшайск передали из состава Чувашской АССР в состав Марийской автономной области. Передача состоялась 16 июля 1925 года.

      16 декабря 1925 года зарегистрировали устав Сидельниковского мелиоративного товарищества рыболовов "Свободный путь".

      В 1926 году в 71 хозяйстве проживали 1116 жителей (1100 мари, 16 русских), имелась изба-читальня, в которой также выдавались справки, проводились массовые собрания, беседы, громкие читки, вечеринки, читались доклады, лекции, ставились спектакли. Работала школа I ступени, где обучались 108 детей (67 мальчиков и 41 девочка, 101 мари и 7 русских), работали 3 учителя. Действовала библиотека с фондом 400 книг, работала женщина-библиотекарь.

      В декабре 1927 года крестьяне собрались на общий сход, на котором решили организовать колхоз. Записались 16 хозяйств, в основном бедняки. Назвали колхоз "Волгыдо корно" ("Светлый путь"). Весной землю вспахали на тракторе "Фордзон", принадлежавшем Кокшамарской школе, а осенью колхоз приобрел свой трактор. Первым трактористом был А.П. Петров. В селе были открыты фельдшерско-акушерский пункт, ясли, что позволило женщинам активно участвовать в производственной жизни. В результате коллективного труда, перехода на культурное землепользование и животноводство, механизации колхоз "Волгыдо корно" (позже колхоз "Пеледыш" — "Цветок") в районе признали образцовым. В 1933 году на базе колхоза "Пеледыш" организовали колхоз имени Тельмана. По новому уставу бывшим членам колхоза "Волгыдо корно" возвратили жилые дома, обобществленные при вступлении в колхоз.

      В феврале 1928 года начала действовать артель "Велле", они выделились в отдельный населенный пункт, а в 1930 году образовали на базе артели колхоз "Вэллэ-Улей". Членами колхоза были 82 человека. В 1933 году в Сидельникове проживали 985 человек.

7.  Село  Сидельниково в 40-х  годах XX века.

      В 1940 году в колхоз имени Тельмана входило 214 дворов, 784 человека, 367 из них трудоспособных. По Государственному акту на вечное пользование землей от 11 декабря 1935 года за колхозом закрепили 1597 га земли. Имелись 194 лошади, 248 голов крупного рогатого скота, 88 голов свиней, 104 головы овец, а также 13 пчелосемей. Колхоз располагал грузовой автомашиной, трактором, двигателем, 2 молотилками, 6 сеялками, 6 жатками, 89 плугами, 4 культиваторами, 6 боронами, триером, 3 веялками, лущильником, 2 картофелекопалками, льно-клеверотеркой, опрыскивателем, соломорезкой, силосорезкой, кормозапарником, 2 сепараторами, 68 повозками, 73 санями. Из построек на его территории имелись 3 конюшни, 2 коровника, 2 телятника, 2 свинарника, овчарня, 5 зернохранилищ, 3 картофелехранилища, зерносушилка, крытый ток, 7 силосных ям. На трудодень в 1940 году начислялось зерном — 2,1 кг, картофелем — 2,5 кг, овощами — 0,4 кг, сеном — 0,5 кг, соломой — 3 кг, деньгами — 1,26 руб. Председателем колхоза был Павел Николаевич Яковлев.

8.  Село  Сидельниково в 50-е  годы XX века.

      В 50-е годы в селе располагался сельский совет, в состав которого входили 6 населенных пунктов и 2 колхоза. В 1952 году в колхоз имени Тельмана входили 228 дворов, 877 человек, из них 396 трудоспособных. За колхозом закрепили 1650,5 га, в том числе пашни — 593,7 га, садов — 3 га, сенокосов — 466,8 га, пастбищ — 50,3 га, леса — 67,96 га. В колхозе имелось 153 лошади, 231 корова, 113 свиней, 245 овец, 2 кролика, 583 головы птицы. Колхоз также располагал 3 двигателями (локомобилем и 2 нефтяными), трактором, 82 плугами, лущильником, 24 боронами, 2 культиваторами, 3 окучниками, 9 сеялками, 6 сенокосилками, 5 жатками-самосбросками, 4 молотилками, конным приводом, 5 веялками, триером, 2 зерновыми сортировками, клеверосортировкой, льно-клеверотеркой, льномялкой, пилорамой, соломорезкой, силосорезкой, корнерезкой, кормозапарником, 2 сепараторами, маслобойкой, 57 повозками, 115 санями, сбруи в колхозе имелось 114 комплектов, весов — 5 штук. Из построек в колхозе были механическая мельница, лесопилка, 2 кузницы, смолокурня, 4 конюшни, 2 коровника, телятник, 2 свинарника, 2 овчарни, 2 птичника, 2 зернохранилища, 4 картофелехранилища, овощехранилище, зерносушилка, 2 овина, крытый ток, 6 силосных ям. На трудодень начислялось зерном — 1,05 кг, картофелем — 1,1 кг, овощами — 0,6 кг, соломой — 0,5 кг, деньгами — 1,05 руб. Председателем колхоза работал Павел Макарович Макаров.

      В колхозе имени Тельмана работало много хороших специалистов. Мария Ивановна Орлова, например, в 1953 году вырастила 25 телят, среднесуточный привес которых достигал 800 граммов. Но и этот результат молодая телятница считала не самым лучшим. В 1954 году она добилась более высоких показателей — 25 телят своей группы она сдала со среднесуточным привесом в 900 граммов. За время работы на ферме она вырастила 167 телят — целое колхозное стадо, в 1954 году М.И. Орлова побывала на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, где ознакомилась с опытом работы других передовых животноводов страны.

      В 50-е годы колхозы имени Тельмана и "За коммунизм" (д. Липша ид. Иванбеляк) и имени Революции 1905 года (д. Кокшамары) объединились в одно большое хозяйство — колхоз "Заря". В 70-е годы он располагал 1760 га пашни, 500 с лишним га сенокосных угодий. Землю обрабатывали более 20 тракторов. В животноводческих помещениях содержались 900 голов крупного рогатого скота, 300 свиней, 200 овец. Долгое время ветспециалистом на комплексе работал Иван Федорович Проборов — его прямой заслугой местные жители считают тот факт, что и в государственном, и в частном секторе у них держалась благополучная обстановка по ветзаболеваниям. В 1974 году на базе "Зари" был создан совхоз "Кокшамарский". В середине 80-х в Сидельникове на нижней ферме колхозники разводили нутрий, но через некоторое время из-за отсутствия кормов нутриевую ферму закрыли. В марте 1992 года процесс укрупнения хозяйств пошел в обратном направлении — совхоз "Кокшамарский" распался на две части: сидельниковскую "Зарю" и СХП "Кокшамарское".

9. Размывание берега реки Волги.

      Долгое время необычайно острой для сидельниковцев оставалась проблема размывания берега реки Волги. Бывший архитектор Звениговского района В.И. Алексеев так вспоминал о ситуации, которая сложилась в самом конце 70-х годов: "...Вода стала сильно размывать берег, два хозяйства уже переселились на верхнюю террасу Волги, последовать их примеру должны были еще три хозяйства. В райисполком с просьбой о помощи пришел Леонид Васильевич Мохаткин, выделили им по 3,2 тысячи рублей, чтобы перевезти строения на новое место. У колхоза гектар хмельника смыло в Волгу, пострадали лучшие пахотные земли. Два раза встречался со специалистами из города Йошкар-Олы, Совет Министров Марийской АССР пошел навстречу. Когда деньги были выделены, выезжал в город Куйбышев (Самара) в проектный институт "Средневолжскгипроводхоз" с заданием на проектирование сооружений по берегоукреплению села Сидельниково, а также города Звенигово и деревни Кокшамары. Проектировщики затем сами не раз приезжали в Звениговский район". В Сидельникове, в ложе реки Воложки, намыли трехкилометровую дамбу, сразу только не успели сделать со стороны Волги каменную наброску. Но берег все равно уже тогда перестало размывать, личные хозяйства и колхозная собственность были теперь в безопасности. Правда, село лишилось места для причала перевоза поблизости. К началу XXI века пристани в селе не стало.

10. Село Сидельниково в настоящее время.

     Жизнь на месте не стоит, с каждым годом она меняется. В настоящее время в селе  есть: Дом культуры, медицинский пункт, библиотека. Сидельниковской сельской  библиотекой заведует Яндова Таисия Петровна. При библиотеке вот уже пятый год работает клуб пожилых людей «Золотой возраст». Всем участникам клуба от 53 лет до 73 лет. Их девиз: «Нам года не беда, коль душа молода». Ведь сколько бы лет не исполнилось человеку, он продолжает жить теми же чувствами, которыми жил и двадцать, и тридцать лет назад. Ведь чувства не стареют. А, пожалуй, даже обостряются: нежнее аромат у цветов, трогательнее соловьиные трели, радостнее восход солнышка.

      Возраст членов клуба такой, что жизнь, увы, омрачена всякого рода недомоганиями. Ведь у каждого за плечами длинная и трудная жизнь, тем более деревенская. Жить полнокровной жизнью в пенсионном возрасте не так-то легко. Это целое искусство, которому они учатся друг у друга. В этом им помогают книги, журналы, газеты. Вместе они как одна целая семья. Вместе обсуждают проблемы семейной жизни, как быть обаятельной и привлекательной, танцуют, поют и готовят концертные номера. С готовыми концертными номерами ездят по всему Звениговскому району, даже выезжают в соседнюю республику Чувашию. На вырученные деньги шьют новые костюмы, обологараживают село.

      Заведующая библиотекой Яндова Т. П. в 2007 году написала заявку на участие в реализации мероприятий в Республиканской целевой программе «Развитие этнокультурных и межнациональных отношений в Республике Марий Эл». Проект назывался «И пусть поколения знают…». В Республике проект одобрили и выделили 10000 рублей. Над реализацией проекта работали полгода, но последние два месяца май, июнь работали с утра до вечера. Работали бесплатно каменщики братья Порханов В, Н., Порханов С. Н., Золотков В. М.,  Мушков С. Г., Речков С. В. Много времени и сил приложили депутаты Лебедев М. В., Чулков М. Е., староста Мочалов Н. П., Соколов Ю. Б., Яндов В. А., женщины клуба «Золотой возраст»: Малыгина Е. Т., Ельникова Н. М., Мочалова Н. Г., Соколова Л., Н., Гордеева Р. В., Светлакова С. Д. Они же с каждого хозяйства собирали деньги по 100 рублей. Помогли спонсоры: Ванюшин Н. М. – 30000 рублей, лесничий Майоров Г. С. – 10000 рублей, депутаты Чебоксарского государственного собрания- Ладыков  А. В. – 5000 рублей.  Продуктом этого проекта стала кирпичная стелла длинной 7,20 м, высотой – 2, 20 м., где увековечили 170 человек, погибших во время войны с 1941-1945 гг. и умерших после войны 109 человек. В самую середину включили еще одного погибшего в чеченской войне Кушакова А. М..  За это время было все: и огорчения, и слезы, но в конце – радость, что смогли преодолеть все трудности.

     В ходе реализации проекта два раза обращались за помощью к  главе администрации района П. В. Столярову. Он сказал, что поддерживает нас и все благородные цели.

     Этот проект был связан с юбилеем села. Селу Сидельниково исполнилось 500 лет 21 июня 2008. В этот день было открытие стеллы. В память о погибших после того, как прозвучали слова «И превратились в белых журавлей…» в небо полетели 280 белых шаров, накаченных специальной гелью. Все с замиранием сердца и со слезами на глазах следили, как  и  в какую сторону полетели шары. Это было незабываемое и важное событие для всех жителей нашего поселения. При входе с двух стороны возвели два стенда. На одной стороне «Наши орденоносцы», с другой – «Заслуженные люди нашего села».

     В ноябре 2088 года, по просьбе жителей села, и по указанию депутата государственного Собрания Республики Марий Эл С. Ф. Самоходкина установили светильники у стелы. Теперь у стеллы светло круглые сутки.

     Все родственники, жители села благодарны, что увековечили память участников ВОВ. Это будет служить для воспитания у подрастающего поколения чувство гордости за своих земляков, повышение трудового, патриотического воспитания детей, любовь к малой Родине, к своей земле, уважение к традициям, обычаям своих предков.

     К лучшей достопримечательности села относится Ильинская церковь, построенная в 885 году местным строителем А. К. Кирилловым. За свою историю она потерпела несколько изменений. В 1934 году  у  церкви снесли купола и кресты, два верхних этажа и превратили в сельский клуб. В конце 20 века началось ее восстановление в прежний вид. Жители села Сидельниково надеются, что в сором времени распахнутся врата церкви и снова, как в старые времена разнесется по селу звон колоколов.

III. Заключение.

     Мной изучен и обработан сборник документальных очерков «История сел и деревень Республики Марий Эл», статьи из районной газеты «Передовик», архивный материал.  Я выяснила, что название села Сидельниково произошло от слова «седел» и   имеет историческую ценность. Так как все родственники, жители села благодарны, что увековечили память участников ВОВ. Это будет служить для воспитания у подрастающего поколения чувство гордости за своих земляков, повышение трудового, патриотического воспитания детей, любовь к малой Родине, к своей земле, уважение к традициям, обычаям своих предков.

     Я обратилась к жителям села Сидельниково с вопросом, знают ли они  историю возникновения села, его названия? Из 30 человек  от 15 до 39 лет знают 9 человек  происхождения села, а из 30 жителей от 40 – 70 лет сказали, что  знают все происхождение села.

     Наша сторона от других деревень Звениговского района отличается еще и  своей самобытностью: диалектом, свадебными обрядами, нарядами, своими лирическими, нежными, переливчатыми мелодиями. Наш свадебный наряд схож с горномарийским национальным костюмом (шарпан, ушто, вачегоч). Только у нас готовят сельмагинде, туара, уяца, шергинде. Мы живем на границе с республикой Чувашия. У жителей села обычай такой: на Рождество (Шорыкъол) приезжают к нам из Чувашской деревни Типсирьма, а наши – к ним. Принципы толерантности присущи жителям села Сидельниково.

      Село Сидельниково расположено на живописной местности. Село с трех сторон окружено лесом, а внизу протекает река Волга. Я хочу продолжить изучение села Сидельниково, с целью проложения туристической тропы. Так как все условия для этого предшествуют.

     Изучение своей малой Родины – это не только интерес к прошлому, но и интерес к настоящему родного края. Мы живем на прекрасной земле, богатой историческими событиями и людьми. Давайте и дальше будем продолжать писать историю своих сел и деревень, приумножать ее нашими славными традициями, чтобы оставить добрый след на своей малой родине.

IV. Список литературы:

  1. История сел и деревень Республики Марий Эл. Звениговский район. 2006 г.
  2. История сел и деревень Республики Марий Эл. Вожский  район. 2004 г.

                                                                                                                 Приложение 1

Опрос жителей села:

Знаете ли вы историю возникновения села, его названия?

15 - 39 лет

40 - 70 лет

да

нет

да

нет

9

21

30

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к проектно - исследовательской работе "Золотые страницы истории села"

В приложении к исследовательской работе  "Золотые страницы истории села" даны цветные материалы....

Учебно-исследовательская работа по теме "Страницы истории детскогог археологического движения Челябинской области (начало ХХ в. - 1976г)" 2014 г.

В наше время невозможно представить археологические исследования на территории Урала без участия школьников. История школьной археологии Челябинска и Челябинской области с 80-х годов ХХ века и до наше...

Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»

Изучить историю Свято-Троицкого храма с.Супонь, познакомиться с внешним и внутренним устройством храма....

Проектно- исследовательская работа «История моей семьи в истории родного края»

Практическая значимость данной работы заключается в обогащении кругозора учащихся дополнительной информацией, повышении учебной мотивации посредствам осознания себя, как субъекта деятельности и формир...

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ "СЕЛО МАРАЙ"

Исторический, поисковый  материал для краеведческой комнаты....

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ "СЕЛО КАДНИХА"

Страницы истории - село Кадниха"...