Урок -исследование по внеклассному чтению в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок-исследование по внеклассному чтению в 1 классе "Теремок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_teremok.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урывская О.В. МБОУ «СОШ №2» г. Долинск

Урок – исследование по внеклассному чтению в 1 классе.

Тема: Тайна сказки «Теремок». Внеклассное чтение с элементами этнографии.

Цели и задачи:

1. Создать условия для формирования  культуроведческой, этнографической коммуникативной компетенции.

2. Развивать  мышление, воображение, речь, наблюдательность.

3. Помочь ученикам выявить и принять те нравственные установки, которые заложены в сказке «Теремок» и их значимость для разных культур и разных народов.

4.Учить детей самоанализу, пользуясь готовыми критериями.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор.  Презентация к уроку «Теремок».

2. Иллюстрации к уроку.

3. Выставка книг.

1.Организационный момент.

2.Музыкальное вступление. Звучит таинственная музыка.

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

- Что вы представляли, когда её слушали?

- Какая это музыка? (Таинственная, загадочная, сказочная)

- А вы любите исследовать всё таинственное?

- Кому это интересно?

- Кто хочет сегодня совершить такое путешествие?

Итак, мы отправляемся исследовать тайну сказки…

- А какие предметы берут с собой исследователи? Для чего? (Лупа – нужна, чтобы рассматривать мелкие детали. Фонарик – нужен, когда требуется дополнительное освещение, чтобы внимательно что-то рассмотреть.)

3.Работа в группах с предметами.

- Прежде, чем начать исследование, посмотрите, у вас на столах лежат две инструкции. По ним вы сможете в конце урока оценить свою работу и работу всей группы.

1 инструкция «Оцени себя сам»:

        1. Я активно работал и выполнял все задания.

        2 .Я активно участвовал в обсуждении.

        3. Я слушал и уважал мнения других.

  1. Я внимательно слушал учителя.
  2. Я работал с удовольствием.

2 инструкция. Работа группы:

  1. Мы выполнили все задания.
  2. Мы работали дружно.
  3. Мы старались.
  4. Мы внимательно слушали учителя.
  5. Мы работали с удовольствием.

(Учитель выдаёт каждой группе лупу и фонарик).

- А вот и предметы, которые вам надо исследовать. Эти предметы говорящие, они будут с вами разговаривать, только вы должны их внимательно слушать и понимать. А чтобы было легче работать, у вас есть план:

1. - Рассмотрите предметы.

2. - Как они использовались? Их назначение.

3. - Что их объединяет?

- Вы будете работать в группах – соблюдайте порядок, дайте каждому потрогать предметы и старайтесь выслушать мнение всех.

(Учитель выдаёт каждой группе подносы с различными предметами.)

- Как используется каждый из этих предметов? Все группы отвечают на вопрос:

 - Каким должен быть дом?

1 группа.        Лучина (для  освещения),

мелок (белили печь),

уголёк (для тепла).

- Значит, дом тёплый и светлый!  

2 группа.        Подкова (на счастье – оберег),

веник (для чистоты - мусор под печь).

- Значит, дом чистый и счастливый!

3 группа.        Скалка (раскатывать тесто).

деревянная ложка (для еды). Объяснить выражение «Бить баклуши».

- Значит, дом богатый, «полная чаша».

- Что объединяет все эти предметы? (Все предметы относятся к дому).

- Итак, каким должен  быть дом? (Чистым, тёплым, светлым, уютным….).

4. Работа в группах с одинаковыми предметами.

( Учитель выдаёт каждой группе одинаковые предметы: варежку и глиняный горшок).

- Исследуйте предметы по плану.

- Загляните внутрь предмета, используя фонарик и лупу.

- Для чего служили?

- Из чего сделаны?

- В каких сказках о них говорится?

Горшок (постучать по нему, посвятить фонариком внутрь горшка).

- Какой он? (Из глины, стенки твёрдые, поверхность гладкая, ровная).

-А что вы увидели в предмете такого, что позволяет ответить на вопрос, почему предмет может служить для кого-то домиком?

Варежка (вывернуть, понюхать).

- Что доказывает, что она может  служить домиком?

- Из  чего она сделана? (Из шерсти. Она мягкая, пушистая, тёплая.)

- Какая сказка их объединяет? В какой сказке эти предметы служат домиком для зверей? ( «Теремок», «Варежка», «Горшок» - русская народная и украинская сказки.)

Выставка книг.

- Кто читал сказку «Теремок» в  другом исполнении?

- Из чего были сделаны теремки? ( Корзина, валенок, решето, варежка, горшок и даже череп лошади, а в латышской сказке перевёрнутая квашня из-под теста).

- Кто считает, что сказка - это ложь, выдумка?

- Кто считает, что сказка – это реальность?

- Конечно, то, что в сказках горшок и варежка являются домиками - это вымысел, а настоящий дом - реальность.

- А могут ли уживаться вместе вымысел и реальность?

Слайд №2 с пословицей:

Всем известно сказка – ложь, но урок ты извлечёшь!

Давайте и мы попробуем извлечь из этих сказок урок!

5.Работа со слайдами «Дома из разного материала».

- Бывают ли глиняные дома?  (Слайд №3) 

- Хата на Украине. Мало леса. Глину разводили водой, насыпали рубленую солому и мяли всей семьёй ногами. Деревянными формами делали глиняные кирпичи, сушили и складывали из них хату, замазывали её глиной, белили мелом, расписывали цветами.

- А шерстяной домик бывает? Посовещайтесь. (Слайд№4) 

- Юрта у казаков. Казаки разводили и пасли овец. Пастух семьей переезжал на новые пастбища. Юрту ставили женщины. Сначала деревянная решётка, а потом сверху шкуры овечьей шерсти.

- А домики из кожи бывают? (Слайд №5) 

- Чум у северных народов. Ловили рыбу, разводили оленей, кочевали - переходили на новые пастбища, где рос мох. Сначала для чума ставили длинные жерди, затем их покрывали оленьими шкурами, с которых снимали мех.

- Виг – вам у индейцев.

- А вот и ледяной домик. (Слайд №6)

- Из чего он построен?

- Как он называется? Вспоминайте! Мы изучали разные домики в Букваре.

- Юрта на Севере.

- А в каких сказках вам встречались ледяные домики? ( У Мороза Ивановича, у лисички ледяная избушка).

- А почему нет ледяного теремка?

- Вот видите то, что существует в жизни - встречается и в сказках. Реальность перекликается с вымыслом. В каждой сказке есть доля вымысла и доля правды. В этом и есть тайный смысл сказки.

6. Работа со слайдами «Разные виды домов на Руси».

- А в России какие дома были? (Деревянные).

- Почему? (Много деревьев вокруг. Деревня от слова дерево).

- Какие строили дома?

Изба – одноэтажный рубленный дом. (Слайд №7) Рубили жилища с помощью топора из толстых брёвен. Такие дома назывались срубами или избами. Слово изба происходит от старинного слова истьба, что значит истопить.

Терем – дом побогаче, он имеет 2 – 3 этажа. (Слайд №8)

- Окна – глаза дома, крыльцо – распахнутые руки на улицу, на крыше конёк – оберег. «Конь на крыше – в избе  тише».

7. Работа со сказкой «Теремок».

- А теремок  есть деревянный? (Да, русская народная сказка «Теремок»).

- Давайте вспомним саму сказку «Теремок». Я начну, а вы продолжите.

«Стоял в поле теремок. Прилетела муха - горюха и стучится.

-Кто в теремочке живёт?

- Никто не отзывается.

- Влетела и стала в нём жить…(Показ начала мультфильма. Слайд №9).

- А кто ещё поселился в теремок? Восстановите последовательность героев сказки. Не забывайте про их прозвищ - они подчёркивают характер.

Комар - пискун,

Блоха - попрыгуха,

Мышка - норушка,

Лягушка - квакушка,

Зайка - поплутайка,

Петушок - золотой гребешок,

Лисичка - сестричка,

Волк - зубами щёлк,

Медведь косолапый (всех давишь).

- Начало у сказок разное, а продолжение одинаковое, да и конец похож. Везде медведь всё портит. Он нежеланный гость. (Показ конца мультфильма).

- Медведь вызывает чувство гнева?

- Почему так говорят: «Неуклюжий как медведь»?

- Вспомните сказку «Репка». В какой последовательности описываются герои? (От большого к маленькому)

- Какую мудрость мы положили в наш сундучок? (Даже маленькая помощь очень важна!)

 - А в «Теремке» в какой последовательности приходят герои? (От маленького к большому). Каждому хотелось обрести дом, зажить семьёй).

- А теремок мог вместить  всех желающих? (Он же не тянется, он не безразмерный, да и согласия у его жителей не было).

- А для сказочных героев нужен дом?

- А для них он важен? Почему?

- Эта сказка о животных (Да).

- А для животных? (Нет).

- А для кого? (Для людей, чтобы мы поняли, что так делать нельзя!).

- А только ли красота важна в доме? Что ещё нужно? (Мир, согласие, уважение, любовь, нужно уметь ладить др. с другом, быть добрым. Это и будут мудрые  советы для всех! 

- По сказкам можно изучать историю быта и даже обряды наших предков. Не простое это было дело дом построить. Очень серьёзно к этому относились. Требовалось соблюдение многих обрядов и ритуалов.

- Кто знает какие-нибудь народные приметы, связанные со строительством?

-А вы хотите попробовать разгадать тайны наших предков-подсказки для строительства дома? Это трудно! Попробуем?

8. Работа в группах со словами - подсказками.

(Каждая группа получает конверт с карточкой, на которой написаны слова).

- Исследователями вы были, а сейчас проблема.

- Как ответить на вопрос, если не знаешь ответа?

- С чего начать? (Подумать, догадаться методом исключений).

- Что делать, если нет ответа? (Спросить у друзей, у родителей, у учителя…).

- Если одни дома, как быть? (Прочитать в справочной литературе, посмотреть в компьютере).

Если есть проблема и дети спрашивают -  пути решения: я предлагаю…, вы можете…

1 группа.         Дни недели для начала строительства дома: понедельник – день тяжёлый, воскресенье – ходили в церковь, суббота – банный день, среда и пятница – постные дни, остаются вторник и четверг. Именно во вторник и в четверг было принято начинать строительство дома.

2 группа.         Выбор дерева для строительства: молодое – нельзя, только жить начинает, зрелое – можно, старое – нельзя, т.к. жизнь прожило, дать дожить, садовое – не использовали, одиноко-растущее – нельзя, не сможет  с другими в срубе быть вместе, дом может развалиться. А ещё не использовали для строительства сухие деревья и буйные, в которые попала молния, притянут неудачу. Если придя в лес, первые три дерева не подходили, уходили домой до следующего дня. Когда дерево было выбрано, то прежде, чем рубить, ставили перед деревом молоко и хлеб, кланялись, просили прощение. Считалось, что душа дерева выскочит и можно срубить дерево без боли.

3 группа.         Выбор места для строительства могли подсказать: клали на 3 дня горшочек, потом приходили и смотрели, что под ним: если паук – нельзя, т.к. он злодей, значит место не доброе, красный муравей – нельзя, злой воин, чёрный муравей – добрый труженик, значит можно, капли воды – очень хорошо. Где корова ложилась пережёвывать пищу – хорошее место, заяц – нет, т. к. у самого нет дома.

Опыт предков нам подскажет,

Где корова Зорька ляжет,

Начинай свой теремок

И не низок, не высок.

Чтоб жилось бы в нём без бед

Строй во вторник, иль в четверг,

А деревья для избы

Садовых, старых не руби,

Если всё это учтёшь,

В доме ладно заживёшь!

Ладно – хорошо, дружно, мирно, богато…  Богиня Лада – хранительница домашнего очага. Когда дом был готов, пекли оладьи, ели их только со своей семьёй, верили, что это принесёт удачу Стол – регулятор лада. Ладушки – семейная игра, играли для мира и лада в доме.

9.Обсуждение конца сказки.

- Итак, почему же развалился теремок?

- Как бы на этот вопрос ответили этнографы – учёные, изучающие прошлое и наши предки? (Звери заняли чужой дом, а этого делать нельзя! По обычаям наших предков, если дом брошен, значит, он не подходит для жилья! И даже, если бы медведь его не разрушил, скорее  всего счастья и удачи бы там всё равно не было.)

-А как бы на этот же вопрос  ответили филологи – учёные, изучающие язык, да и мы с вами? Теремок не безразмерный, он не мог вместить всех желающих, да и согласия между его жителями не было!

- Сказка одна, а Объяснения разные. В этом, наверное, и есть тайна сказки.

10. Работа с пословицами и поговорками. (Каждой группе выдаются конверты с карточками).

- Прочитайте и объясните смысл  пословиц и поговорок. Как их понимаете?

1 группа:         В тесноте, да не в обиде. ( русск .нар.)

Набралось гостей, со всех волостей. ( русск .нар.)

2 группа:         Согласие крепче каменных стен. (русск. нар.)

Что быстро находишь, то быстро теряешь. (африканская)

3 группа:         Что легко достаётся, то в прок не даётся. (украинская)

Чужое добро в прок не идёт. (белорусская)

 -  Прочитайте и объясните, как понимаете смысл?

 - Какая из них является мудростью этой сказки?

Согласие крепче каменных стен. (На слайде)

 - Прочитаем её хором.

- Давайте положим эту мудрость в наш сундучок. Каждый раз мы читаем новые сказки, и наша копилочка пополняется новыми мудростями.

11. Запуск проекта. (Планируем  работу вместе.)

. - Что общего есть у всех сказок?

 - А как обычно заканчиваются все сказки? (Добро побеждает зло.)

- А у этой сказки есть счастливый конец? (Нет.)

- А кто хочет, чтобы эта сказка хорошо заканчивалась?

- А что можно для этого сделать?

- Что поможет нам в этом? (Выдумка, фантазия.)

- А что ещё? (Прочитать другие сказки и ознакомиться, как они заканчиваются. Пофантазировать самим или с родителями. Обратиться за помощью к родителям, к друзьям, к учителю.)

- Как и с кем лучше работать?   (Можно самому, можно с другом, можно группами или парами.)

- Распределить работу, если работаете  в группе.

- Что я хочу и могу взять на себя?

- За что я берусь отвечать?

- Кто может мне помочь?

- Как можно сделать (оформить) продолжение сказки? (Рассказать, написать, нарисовать, сочинить стихотворение…)

- Подумайте, посовещайтесь, постарайтесь выбрать одно из понравившихся заданий и выполнить  к следующему уроку внеклассного чтения (через неделю).

- Подумайте, кого и как можно порадовать сказкой? (Рассказать в классе, проинсценировать…)

12. Итог урока.

        Возьмите инструкцию с критериями  и проанализируйте каждый свою работу, сколько критериев вы выполнили на уроке. Если все пять – возьмите себе красное окошечко, если четыре – зелёное, если три – жёлтое, 2 - 1 – синее окошечко.

        Теперь проанализируйте все вместе работу вашей группы. Для этого возьмите вторую инструкцию с критериями. Если ваша группа выполнила все пять критериев, возьмите оранжевый теремок, если четыре критерия – жёлтый теремок, если три – коричневый теремок,  если только  один или два – возьмите белый теремок. Теперь наклейте на теремки свои окошечки. ( Все теремки вывешиваются на доску).

-А сегодня на уроке у нас было согласие?

-А взаимопонимание было?

-А это хорошо?

           Вот видите, и в сказке это хорошо и в жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Генералиссимус и адмирал. Интегрированный урок истории и внеклассного чтения 4 класс

Интегрированный урок истории и внеклассного чтения. На уроке учащиеся знакомятся с талантливыми  людьми: полководцем А.В.Суворовым и флотоводцем Ф.Ф.Ушаковым. Произведения С.Алексеева «Расс...

Урок-исследование по литературному чтению "Л.Н.Толстой - граф, военный, учитель, великий писатель"

Данный урок первый из 11 по теме "Кавказский пленник" Л.Н.Толстого. Урок-исследование содержит две презентации "Л.Н.Толстой - учитель", "Л.Н.Толстой - военный", а также материалы интерактивной доски....

Урок-исследование по литературному чтению "Л.Н.Толстой - граф, военный, учитель, великий писатель"

Данный урок первый из 11 по теме "Кавказский пленник" Л.Н.Толстого. Урок-исследование содержит  презентацию "Л.Н.Толстой - учитель",...

Урок-исследование волшебной сказки в 4 классе Программа ПНШ (Литературное чтение)

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по программе ПНШ....

Урок-исследование по литературному чтению ""«Л.Н.Толстой – граф, учитель, военный, великий писатель».

Применение исследовательской деятельности значимо и актуально на этом уроке ,так как  способствует формированию:Личностных УУДадекватная самооценка;испытывая  чувство радости узнавания ...

урок-исследование по литертаурному чтению

урок на тему"Устное народное творчество"...

Урок – исследование по внеклассному чтению в 1 классе. Тема: Тайна сказки «Теремок».

Внеклассное чтение с элементами этнографии. Цели и задачи:1. Создать условия для формирования культуроведческой, этнографической, коммуникативной компетенции.2. Развивать  мышление, воображе...