Урок-исследование волшебной сказки в 4 классе Программа ПНШ (Литературное чтение)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Лищенко Венера Таштимировна


Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по программе ПНШ.

Скачать:


Предварительный просмотр:


 
Урок-исследование волшебной сказки на примере русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка» 4 кл. ПНШ

 Раздаточный материал:
1) цветные карточки (красная, жёлтая, зелёная).
 
2) таблица для групповой работы:
                    

 

Признаки волшебной сказки

 

Фиксация присутствия или отсутствия признака.
 

 1.      Борьба добра со злом
 

 
 

 2.      Троекратные пвторы
 

 
 

 3.      Волшебные числа
 

 
 

 4.      Волшебные события
 

 
 

 5.      Волшебные существа
волшебные предметы
 

 
 

6.    Два мира: свой реальный и волшебный

7. Тотемизм

8. Главный герой ущербный

9. Путешествие, совершение подвигов или выполнение приказа


 
                                                                              Ход урока


1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке литературного чтения присутствуют гости, посмотрим, улыбнемся всем присутствующим и сядем.

- Посмотрите на первый слайд: подумайте, на что я хочу настроить вас, обратите внимание на детали! (слон с большими ушами и сова с большими глазами: все слушать и видеть)

- Вы также обратили внимание, что вы сидите в группах. Скажите, какие качества вам пригодятся на уроке? (терпение, умение слушать, не перебивать….)

- Совершенно верно: эталонами урока будут ТЕРПЕНИЕ В УЧ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                              СОТРУДНИЧЕСТВА, ВЗАИМОПОМОЩИ
− Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки? (Мы узнали, что такое сказка, признаки волшебной сказки, читали волш. Сказки…).

- Ребята, на сегодняшнем уроке у нас будут два шага: ПОВТОРЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ. Как вы считаете, что мы будем повторять и что исследовать.

- Вы правильно сформулировали тему урока: «Исследование волшебной сказки»


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.


− Итак, начинаем с первого шага: Вспомните определение сказки. (Сказка – это произведение, переходящее из уст в уста, события и герои которого вымышлены.) 

Стихотворение о сказке ( 1 ученик)

 −Спасибо! Вспомните, на какие группы условно делятся сказки? (Они условно делятся на сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.) 
 
- Назовите известные вам признаки волшебной сказки? (
Троекратное повторение, путешествие, волш. Помощники, волшебные герои, тотемы)

 Предполагается работа со сказкой «Крошечка-Хаврошечка», которые учащиеся читали заранее на предыдущем уроке. 

РАБОТА В ГРУППАХ:

3. Исследование сказки «Крошечка-Хаврошечка»

- А сейчас я предлагаю вам исследовать сказку «К-Х». У вас на столе таблицы с признаками волшебной сказки. Те строчки в сказке, которые подтверждают этот признак можете подчеркнуть карандашом. Запишите результаты своих исследований в правую колонку и постарайтесь дать обоснованный ответ.

Физкультминутка.

5. Выступление групп. 

− У кого возникли затруднения при фиксации признаков в тексте?
− У кого это задание не вызвало затруднений?

6. «Минутка эрудиции» (учитель рассказывает интересную информацию, обобщает ответы детей)

У древнего человека было свое языческое представление о мире, которые находили воплощение в сказках, а некоторые  из них до сих пор находят отголоски и в наше время!!!

 

  1. Например, древний человек верил, что часть сохраняет целое: был обычай вешать над входом в дом голову медведя или лося, считалось, что он охраняет дом.

  1. Все в мире др. человек делил на свой мир  и чужой мир: день/ночь, свет/тьма, право/лево

            Обычай- поплевать через левое плечо, то есть в тот мир и злые духи отойдут.

            Свои цвета и чужие цвета: золотой, белый, черный. Поэтому в сказках на деревьях растут

            золотые яблочки.

 

     3) Тотемизм: вера в то, что племя произошло от какого-то животного.

 - Перечислите сказки, в которых животное превращается в человека (финист Ясный сокол, царевна-Лягушка, девицы-голубицы, русалки). Обратили внимане, что девочку зовут Хаврошечка? Почему? Кого зовут хавроньей? (свинью)

  1. Считалось, что если человек пройдет через тотемное животное, он станет непобедим. Как в сказке «К-Х». Даже сегодняшним малышам в кроватку ложат плюшевого медвежонка. Зачем???? (он охраняет малыша, делает его сильнее)

     

    

7. Включение в систему знаний и повторение


− Скажите, ребята, где мы будем применять знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается сказка, по каким правилам, будем сочинять свои сказки.)


 
8. Рефлексия учебной деятельности.

– У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

  • Я знаю, что такое сказка.
  • Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
  • В групповой работе у меня всё получилось.
  • Я смог понять причину ошибки, которую допустил в своей работе (если была).
  • Я сегодня был в учебной деятельности.
  • Я сегодня был терпелив.
  • Я доволен своей работой на уроке.

 

9) Синквейн к уроку (СКАЗКА)

1 строка ________   1 слово (имя существительное)                      

2 строка  ________     ________   2 слова (признак прилагательное)

3 строка ________      ________     _______   3 слова (глаголы)

4 строка _______________________________________    фраза из 4-5 слов

5 строка __________   вывод, эмоция, резюме (любая часть речи)


 
10) Домашнее задание:

По желанию: сочините сказку, запишите ее и оформите своими рисунками. Лучшие работы будут участвовать в конкурсе «Моя волшебная сказка».

Познакомься с правилами написания синквейна.

Синквейн – это стихотворение, которое пишется по особым правилам.

В синквейне не нужна рифма, в нём главное – ритм. В синквейне всего пять строк.

1 строка ________   1 слово (имя существительное)                      

2 строка  ________     ________   2 слова (признак прилагательное или причастие)

3 строка ________      ________     _______   3 слова (действие - глаголы)

4 строка _______________________________________    фраза из 4-5 слов

5 строка __________   вывод, эмоция, резюме (любая часть речи

Например:

Школа

Радостная, шумная

Учимся, познаём, исследуем

Дети и учителя всегда вместе!

Ура!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- исследование: "Признаки волшебной сказки".

Организация исследовательской деятельности на уроке литературного чтения....

Проект по литературному чтению "Сочиняем волшебную сказку" 3 класс УМК "Школа России"

Проект "Сочиняем волшебную сказку". был проведен с обучающимися 3 класса на уроке литературного чтения.  Цель которого  -  создать условия на уроке для ор...

Защита проекта по литературному чтению "Сочиняем волшебную сказку" 3 класс

         Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заране...

Анализ урока литературного чтения на тему " Волшебные сказки" 3 класс

Работа посвящена анализу урока литературного чтения, проведенного в 3 классе на тему "Волшебные сказки". В ней отражены цели и задачи данного урока, отмечены преимущества и недостатки данног...