Урок- исследование: "Признаки волшебной сказки".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Макаенко Ирина Анатольевна

Организация исследовательской деятельности на уроке литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок- иследование16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Признаки волшебной сказки.

Цель: Создание ситуации для выделения основных признаков волшебной сказки на примере арабской сказки «Аладдин и волшебная лампа»

Задачи:

  1. Выделить отличительные черты волшебной сказки.
  2. Формировать умение отличать волшебные сказки от сказок другого содержания.
  3. Вызвать интерес к сказкам.
  4. Формировать умение работать в группе.

Оборудование: волшебные, авторские, структура сказки, волшебные признаки, структура сказки.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Мотивация.

Добро и зло в стране чудес-

Как и везде – встречаются,

Но только здесь они живут на разных берегах.

Здесь по дорогам разные истории скитаются

И бегают фантазии на тоненьких ногах.

Догадайтесь, о каком литературном жанре идет речь? Докажите?

Что же такое сказка? Найдем более точное определение в толковом словаре.

Сказка - один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе, реже в стихах о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

3.Актуализация.

Вы любите читать сказки? Сейчас я вас проверю.

В какой сказке были яблоки дарящие молодость?

 ( Иван царевич и Серый волк»

В какой сказке прекрасную девушку превратили в лягушку?

( Василиса Прекрасная)

Назовите сказку, где принц превратился в волшебный свисток.

(Волшебный свисток и золотые яблоки)

Читали ли вы сказку, где в одну из комнат дома гостям не разрешалось заходить?

(Марья Маревна)

Что общего у этих сказок?

Дети. Они волшебные, народные.

Почему народные? Нет автора. Передавались из уст в уста.

Что вы знаете о волшебных сказках.

  1. Есть своя структура.

2.Волшебные признаки : магия числа, магия металла, волшебный герой, вредитель.

С какой сказкой мы начали знакомится? Её можно отнести к нашей группе?

  1. Целеполагание.

Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке литературного чтения?

Что хотите узнать сегодня на уроке? Чему научится?

4. Постановка проекта выхода.

Д. Доказать, что наша сказка волшебная.

А как будите доказывать?

  1. Определить структуру сказки. (в паре)
  2. Выделить признаки волшебной сказки. ( в группе)
  3. Сделать вывод.

5.Самостоятельная работа  в паре.

Я вам облегчила задачу. Сама составила структуру сказки. Поэтому предлагаю работать дальше.( структура сказки перепутана)

Ученики: вы допустили ошибки в составлении структуры сказки. Помогите, исправьте меня.

Составьте структуру сказки « Аладдин».

  1. Начальное благополучие.-( инсценирование.)
  2. Беда, несчастье.
  3. Наличие двух миров и границы между ними. (чертеж)
  4. Переход главным героем  из одного мира в другой и обратно.
  5. Наличие волшебных предметов.( нарисовать)
  6. Наличие запретов и их нарушение.
  7.  Волшебные помощники.  (сенквейн)
  8.  Изменение облика главного героя. (переодевание)
  9. Андрей через рисунки другие признаки волшебной сказки ( Работа с компьютером). (Временная отлучка из дома, главный герой, герой испытывается, награждение героя, вредитель, магия металла, числа)
  10. Включение в систему знаний.

Как доказать что данная структура действительно имеется в нашей сказке.

1.Самостоятельная работа в группах.

2.Выступление.

11.Рефлексия.

Вернемся к началу нашего урока, что мы хотели доказать?

Кто хочет похвалить себя? А кого из нашего класса вы хотите похвалить?

  1. Задайте себе домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку...

Урок литературного чтения. Волшебные сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Работа со сказкой А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.Цели:обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;формиро...

Конспект урока литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»

Урок литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.» (ПНШ)...

Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа".

Урок литературного чтения в 3 классе. "Чудеса волшебной сказки. Аладдин и волшебная лампа"....

Конспект урока по теме "А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки."

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.Цель:а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, комп...