Главные вкладки

    Генералиссимус и адмирал. Интегрированный урок истории и внеклассного чтения 4 класс
    методическая разработка по истории (4 класс) по теме

    Красулина Надежда Ивановна

     

    Интегрированный урок истории и внеклассного чтения. На уроке учащиеся знакомятся с талантливыми  людьми: полководцем А.В.Суворовым и флотоводцем Ф.Ф.Ушаковым. Произведения С.Алексеева «Рассказы о Суворове» помогают ярче представить образ великого полководца А.В.Суворова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ns_iu_krasulinani_konkurs5_konspekt.docx49.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мой университет - www.moi-mummi.ru


    Подробный конспект урока

    Организационная информация

    Тема урока

    Генералиссимус и адмирал

    Предмет

    история

    Класс

    4

    Автор/ы урока (ФИО, должность)

    Красулина Надежда Ивановна         учитель

    Образовательное учреждение

    Муниципальное образовательное учреждение  «Средняя школа №4»

    Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

    Центральный

    Республика/край

    Тверская область

    Город/поселение

    г.Кимры

    Методическая информация

    Тип урока (мероприятия, занятия)

    Изучение нового материала

    Цели  урока (мероприятия, занятия)

    (образовательные, развивающие, воспитательные)

    1) продолжать знакомство с людьми, прославившими Россию;

    2) развивать устойчивый интерес к истории;

    3) воспитывать гордость за великую Родину, любовь к ней.

    Задачи урока (мероприятия, занятия)

    1) повторение изученного материала по теме: «Россия в годы

    правления  Екатерины II»;                                                                                                            

    2) знакомство с воинскими званиями генералиссимус и адмирал  

    и теми, кто их был удостоен;

    3) выяснение причин побед  А.В.Суворова  и  Ф.Ф. Ушакова;

    4) развитие интереса к изучаемому предмету;

    5) обогащение словарного запаса  учащихся;

    6) воспитание любви к Родине, патриотизма, гордости за свою страну;

    Используемые педагогические

    технологии, методы и приемы

    Информационно-коммуникативная технология,  проблемно-поисковая технология, репродуктивные методы, объяснительно-иллюстративные и частично-поисковые методы, прием изложения различных точек зрения.

    Время реализации урока (мероприятия, занятия)

    45 мин.

    Знания, умения, навыки и качества,

    которые

    актуализируют/приобретут/закрепят/др.

    ученики в ходе урока (мероприятия,

    занятия)

    1. 1) актуализация знаний по теме «Россия в годы правления Екатерины II»;
    2. 2) приобретение знаний о воинских званиях генералиссимус и адмирал;

    3) расширение представлений о людях, прославивших Россию;

    4) развитие умения анализировать текст, находить нужную информацию для ответа;

    5) развитие умения систематизировать материал, сравнивать и обобщать;

    1. совершенствование навыка работы с книгой;
    2. воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за свою страну

    Необходимое оборудование и

    материалы

    Интерактивная доска; компьютер;                учебник «Введение в историю»          4 класс   Е.В.Саплина,  А.И.Саплин;    выставка книг С.Алексеева по теме «Рассказы о Суворове»;

    карточки с индивидуальными заданиями; смайлики;

    Дидактическое обеспечение урока

    (мероприятия/занятия)

    Иллюстрации, кроссворд, портреты, репродукция картины, сообщения, рассказы, поговорки

    Список учебной и дополнительной

    литературы

    учебник «Введение в историю»          4 класс   Е.В.Саплина,  А.И.Саплин;    

    поурочные планы по учебнику Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Введение в историю» 3 – 4 классы; книги С.Алексеева по теме «Рассказы о Суворове».

    Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

    Деятельность учителя и учеников.

    Мотивация учащихся

    Учитель: Прозвенел звонок  веселый,

                Начинается урок.

    Сегодня мы продолжаем разговор о тех, кто прославил нашу Родину.

    Проверка домашнего задания

    Работу начнем с повторения изученного материала.

    1. выполнение индивидуальных заданий.  ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    2. разгадываем кроссворд. 

    Учитель: Название России при Петре I.

    Ученики: Империя. Слайд 2.

    Учитель: Императрица, которая по праву заслужила за свою деятельность прозвище «Великая»?

    Ученики: Екатерина II.Слайд 3.

    Учитель: Крупнейший музей мира в Петербурге, открытие которого состоялось в 1764 году при Екатерине II в здании Зимнего дворца.

    Ученики: Эрмитаж. Слайд 4.

    Учитель: Кому при Екатерине II подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян?

    Ученики: Дворянам. Слайд 5.

     Учитель: Как назывался век правления Екатерины II?

    Ученики: Золотой. Слайд 6.

    Учитель: Как называли крестьян, окончательно прикрепленных к земле и помещикам, владевшим этой землей?

    Ученики: Крепостные. Слайд 7.

    Учитель: Кто возглавил самую крупную крестьянскую войну, вспыхнувшую в России при Екатерине II?

    Ученики: Емельян Пугачев. Слайд 8.

    1. фронтальный опрос.

    Учитель: Как изменился внешний облик Петербурга при Екатерине II?

    Ученики: Строительство велось в центральной части города, деревянные постройки заменялись каменными, возводится Эрмитаж, строятся прекрасные дворцы знати, набережные реки Невы одеваются в гранитные берега, чугунные решетки украшают сады и парки.

    Учитель: Какие учебные заведения были открыты во время правления Екатерины II?

    Ученики: Кадетский корпус и институт благородных девиц.

    Учитель: Почему время правления Екатерины II называют «золотым веком дворянства»?

    Ученики: Дворянам были дарованы многие привилегии: они были освобождены  от уплаты налогов, от обязательной службы, телесных наказаний, подтверждалось право собственности дворян на землю и крепостных крестьян.

    Учитель: Какова была жизнь крепостных крестьян?

    Ученики: Жизнь крепостных крестьян зависела от малейшей прихоти помещика: крепостного можно было продать, подарить, проиграть в карты,

    за малейшую провинность наказать, подвергнуть пыткам, без суда сослать на каторжные работы.

    Учитель: Как проявилось недовольство крестьян своей тяжелой жизнью?

    Ученики: В годы правления Екатерины II в России вспыхнула самая крупная крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

          4)проверка учителем индивидуальных заданий учащихся

    Работа над новым материалом

    1. сообщение темы и цели урока.

    Учитель: Вернемся к нашему кроссворду. Какое новое слово появилось в нем благодаря вашим правильным ответам?

    Ученики: Адмирал.

    Учитель: Что обозначает слово адмирал?

    Ученики: Это воинское звание.

    Учитель: Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

    Ученики: О воинских званиях.

    Учитель: Прочитайте тему урока. Слайд 9.

    Ученики: Генералиссимус и адмирал.

    Учитель: Мы узнаем, какие это звания. Кто и за  какие заслуги был их удостоен.

    1. объяснение нового материала.

    Учитель: На прошлом уроке мы говорили, что в период царствования Екатерины II  Россия вела продолжительные войны, в том числе и на юге. За что боролась Россия в этой войне?

    Ученики: За выход к Черному морю.

    Учитель: С какой страной  в конце 18 века воевала  Россия за выход к Черному  морю, и  кто  руководил  русскими войсками в этой войне, мы узнаем, прочитав текст в учебнике на стр. 67.

    Чтение текста стр. 67.

    Учитель: С какой страной в конце 18 века воевала Россия за выход к Черному морю?

    Ученики: С Турцией.

    Учитель: Что необходимо было России создать в кратчайшие сроки, чтобы победить в этой войне.

    Ученики: Создать на Черном море свой флот.

    Учитель: Кто руководил русскими войсками в этой войне?

    Ученики: Александр Васильевич Суворов и Федор Федорович Ушаков. Слайд 10.

    Учитель: В биографиях  этих выдающихся людей было много общего. Прочитаем об этом на стр. 68.

    Чтение текста на стр. 68.

    Учитель: Что же общего было в биографиях Суворова и Ушакова?

    Ученики: Оба они начали службу с низшего в России воинского офицерского чина – капрал. Слайд 11.

    Учитель: Кем командовал капрал?

    Ученики: Капрал командовал отделением в 10 человек.

    Учитель: Чем еще сходны биографии Суворова и Ушакова?

    Ученики: В 1799 году Суворов получил самый высший чин – генералиссимус, а Ушаков получил высший чин флотоводца – адмирал. Слайд 12. 

    Учитель: Кому обычно дается  самый высший чин – генералиссимус?

    Ученики: Обычно дается только главам государства.

    Учитель: Какой чин выше чина адмирала?

    Ученики: Чин генерала – адмирала.

    Учитель: Кому давался этот чин?

    Ученики: Членам царской семьи.

    Учитель: За что Суворов и Ушаков получили высшие офицерские чины?

    Ученики: За одержанные ими победы.

    Учитель: За 50 лет воинской службы А.В.Суворов получил 6 ранений и не проиграл ни одного сражения. Легких побед у него не было. Как вы думаете, в чем же секрет  побед А.В.Суворова  и  Ф.Ф.Ушакова ? (Учащиеся высказывают свои предположения.)  Найдем ответ на этот вопрос, прочитав текст  на стр.69.                      

    Чтение учащимися  текста  на стр. 69

    Учитель: В чем же секрет побед Суворова  и Ушакова?

    Ответы учащихся. Слайд 13.

    Учитель: О чем мечтали Суворов и Ушаков, выполняя свой долг перед Родиной?

    Ученики: Принести ей славу и процветание.

    Физкультминутка

    Бабочка.

    Спал цветок

    (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них, по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся,

    (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел,

    (Руки поднять вверх (вдох).Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся,

    (Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.

    (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

    Учитель: Давайте подробнее остановимся на этих секретах побед.

    Чтение учащимися  1 секрета побед.

    Учитель: «Секрет побед, - говорил Суворов, - в русском солдате.  Без солдата – никуда. В народе – русская сила».  Суворов никогда не отделял себя от простого  солдата. Он говорил: «Я генерал и простой солдат».

    В каких рассказах  С.Алексеева, которые вы читали дома, мы находим этому подтверждение?

    Ученики: В рассказе  С. Алексеева «Суп и каша» Суворов говорит: «Солдат – человек», «Солдат мне себя дороже». Суворов  не брезгует ничем солдатским.

    Учитель: Расскажите, как Суворов поддерживал войска в трудную минуту.

    Пересказ учащимися рассказа  С.Алексеева «Переход».

    Чтение учащимися  2 секрета побед.

    Учитель: В 18 веке во время морского боя было  принято выстраивать корабли в одну линию и вести огонь одновременно из всех орудий по кораблям  противника. Ф.Ф.Ушаков изменил тактику боя. Он сосредотачивал все силы в направлении главного удара. Основной огонь обрушивал на  флагман противника. Слайд  14.

    Корабли противника лишались главного руководства. Возникала паника, растерянность. Русские моряки получали возможность разгромить корабли противника с наименьшими потерями.

    Прусский король Фридрих II, провозглашенный современниками военным гением, говорил: «Солдат должен бояться палки капрала больше, чем пули неприятеля».  Поэтому в прусской  армии были муштра, механические движения, бездумное подчинение начальству.

    Суворов же утверждал: «Каждый солдат должен понимать свой маневр». Он ненавидел и презирал людей равнодушных, боявшихся ответственности. Он  презрительно называл их «немогузнайками». И говорил, что от «немогузнайки» много-много беды происходит. Поэтому Суворов учил солдат воевать, воспитывал в них уверенность в своих силах, храбрость, находчивость. Об этом он написал книгу «Наука побеждать», которая долгие годы учила воевать, бить врага  по- суворовски, совершать дерзкие маневры и применять военную хитрость.

    Какие фразы Суворова были любимыми?

    Ответы учеников. Слайд 15.                         

    Учитель: Как вы их понимаете?

    Ответы учащихся.

          Учитель: Какая из любимых фраз Суворова  подходит к рассказам  С.Алексеева: «Измаил», «Монастырские стены», «Мосты», «Дерзость».

    Ученики: «Тяжело в ученье – легко в бою».

     Слайд 16.

    Чтение учащимися  3 секрета побед.

    Учитель: А.В.Суворов гордился тем, что он русский, был верен русским  традициям, обычаям.  После смерти Екатерины II к власти пришел ее сын, Павел I, почитатель прусских порядков в армии. Суворов не боялся открыто критиковать их. Вместо удобной военной формы, введенной еще Петром I, Павел I заставил солдат носить длинный и широкий мундир из толстого сукна, узкие панталоны, шинели были заменены одеялами. На ногах вместо сапог полагалось  носить чулки со штиблетами. На голове приплюснутая низкая треугольная шляпа, из-под которой над ушами болталась пара насаленных буклей, а сзади свисала коса из пакли. Все это надо было посыпать мукой вместо пудры.

    Суворов был очень недоволен тем, что русские солдаты носят прусскую форму. Он гневно говорил: «Пудра – не порох, букли – не пушки, коса – не тесак, а я не немец, а природный русак. Русские прусских всегда бивали,

    что же тут перенять».

    Суворов и Ушаков своих солдат и матросов тоже воспитывали в духе патриотизма.  Это ярко проявилось, например, во время беспримерного перехода суворовской армии через высокие заснеженные Альпийские горы. Слайд 17.

    Перед вами  репродукция  картины Василия Ивановича Сурикова «Переход  Суворова через Альпы». На ней художник запечатлел один из моментов этого труднейшего  героического перехода, когда русские солдаты  во главе с Суворовым  спускались по крутым альпийским склонам.

    По черным скалам стлался дым.

    Уж третий час, как батальоны

    Вслед за фельдмаршалом своим

    Карабкались по горным склонам.

    Скользили ноги лошадей,

    Вьюки и люди вниз летели.

    Француз на выбор бил. Потери –

    Давно за тысячу людей.

    Какое настроение овладело  русскими солдатами во время этого перехода,  и как повел себя Суворов в этой ситуации?

    Ученики: (пересказ рассказа  С.Алексеева «Альпийский переход».) Суворов говорил: «Русский все одолеет. Русскому все нипочем».

    Учитель: Победы Суворова на суше перекликались с блестящими победами Ушакова на море. Когда однажды Суворов при встрече благодарил и хвалил Ушакова за одержанные победы, то флотоводец сказал: «Не мне слава, а народу нашему, который исстари сражался именно так на самой ближайшей дистанции …   Все это исконно русское, бесстрашное повелось с древности».

    Имена Суворова и Ушакова были известны каждому русскому человеку.

    Поэтому когда в мае 1800 года оборвалась жизнь А.В.Суворова, вся Россия оплакивала его. Он был похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре.

    Слайд 18.

    На его надгробии надпись: «Здесь лежит Суворов».

     Память о Суворове и Ушакове хранят военные традиции армии и флота. Она воплощена в названиях улиц и площадей, памятниках и музеях нашей страны. Так в городе Санкт-Петербурге есть памятник А.В.Суворову и музей Суворова. Слайд 19.

    Есть памятник Суворову и в Швейцарских Альпах. Слайд 20.

    Учитель: Также были учреждены ордена и медали Суворова и Ушакова. Слайд 21.

    Перед вами ордена Суворова и Ушакова. Их имеют многие российские полководцы и флотоводцы.

    Слайд 22. А это медаль Ушакова. Ею были награждены сотни тысяч солдат и матросов, проявивших личное мужество, героизм и отвагу в боях Великой  Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

    Закрепление изученного материала

    Учитель: С какими воинскими званиями познакомились?

    Что вы узнали  об этих званиях?

    Кто был их удостоен?

    За какие заслуги они получили эти звания?

    Звание генералиссимуса были  также удостоены князь Александр Данилович Меншиков и Иосиф Виссарионович Сталин. Слайд 23.

    Назовите секреты побед Суворова и Ушакова. Слайд 24.

    Рефлексия деятельности на уроке

    (мероприятии, занятии)

    Выразите смайликом свое отношение к тому, о чем узнали на уроке (показ смайлика  , ).

    Какими чувствами наполнилось ваше сердце? (Гордость за Родину, восхищение талантом А.В.Суворова и Ф.Ф.Ушакова)

    Домашнее задание        (если это

    необходимо на уроке)

    Составить по выбору рассказ об А.В.Суворове или

    Ф.Ф. Ушакове по предложенному плану.      

     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Дополнительная необходимая

    информация

    Проверка выполнения учащимися индивидуальных заданий на карточках проводится учителем после фронтального опроса.

    Ссылки на использованные интернет-

    ресурсы

    Ресурс ЦОР: А. В. Суворов (N 111063) - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a134eb3-21ea-47d6-a611-ecbe63c77217/%5BIS7IR_4-32%5D_%5BTD_14%5D.html

    Ресурс         ЦОР: Музей А.В. Суворова, Санкт-Петербург (N 157339)  -  

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9d27ca69-c6cf-480b-a8e7-2e90cb03eba2/Muzey_Suvorova.jpg 

    Ресурс         ЦОР: Памятник А.В. Суворову, Санкт-Петербург (N 157439) –

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/955f4f8b-1f72-4b38-9ecf-5b83b9791f9b/pamyatnik_Suvorovu.jpg

    Ресурс ЦОР: Адмирал Ушаков - русский флотоводец. XVIII век. (N 176420) –

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cdf6dea6-3ead-49a3-9c5a-c2fe9d6c51ef/Uschakov.htm

    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c5/Suvorov_Alex_V.jpg/300px-Suvorov_Alex_V.jpg    - иллюстрация Портрет А.В.Суворова

    http://commons.wikimedia.org/wiki/File:AdmFFUshakoffByBazhanoff-e.jpg?uselang=ru   -  иллюстрация Портрет Ф.Ф.Ушакова

    https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/89/Order_of_Suvorov_1st_class.jpg   -  иллюстрация Орден Суворова

    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e0/OrderOfUshakov1st.jpg?uselang=ru  -  иллюстрация  Орден Ушакова

    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9b/CroppedStalin1943.jpg  иллюстрация  Иосиф Виссарионович Сталин

    http://artsurikov.ru/img/kartina/perehod-suvorova.jpg  -  иллюстрация  Картина В.И.Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/60/Suworow-denkmal.jpg/547px-Suworow-denkmal.jpg   - иллюстрация Памятник русским воинам в Швейцарских Альпах

    В помощь учителю

    Обоснование, почему данную тему

    оптимально изучать с использованием

    медиа-, мультимедиа, каким образом

    осуществить

    У младших школьников лучше развито наглядно- образное мышление, непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ученику интересно, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции, поэтому данный урок оптимально проводить с использованием мультимедиа. В силу своей наглядности, красочности и простоты он принесет наибольший эффект, который  будет  достигнут повышением психоэмоционального фона учащихся. Осуществить это возможно с помощью дидактического материала: кроссворда, иллюстраций, поговорок, репродукции картины, портретов великих людей.

    Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

    Тема следующего урока «Механик-самоучка». Учитель сообщает, что на уроке будет продолжено знакомство с теми, кто прославил Россию. После проверки домашнего задания (рассказов о Суворове и Ушакове) можно предложить загадки, отгадками которых будут слова: часы, телескоп, микроскоп. Сказать, что эти предметы создает инженер. Затем предложить учащимся самостоятельно определить тему урока. (Кто изобрел эти предметы?).

    Другое


    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Событие

    Дата

    Первая русская печатная книга

    «Апостол»

    Принятие христианства на Руси

    Битва на Куликовом поле

    Принятие Петром I титула

    императора

    Конец зависимости Руси от

    Золотой Орды

    Начало правления в России

    дома Романовых

    Основание г. Москва


    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Рассказ об  А.В.Суворове.

    План.

    1. Был ли  Суворов образцовым солдатом и офицером?
    2. Что помогло Суворову стать талантливым полководцем?
    3. Чем Суворов отличался от многих офицеров?
    4. Каким было отношение Суворова к солдатам?
    5. Почему он считал, что каждый солдат должен понимать смысл своих

    действий?

    Рассказ об  Ф.Ф.Ушакове.

    План.

    1. В чем причина побед Ф.Ф.Ушакова?
    2. Что помогло ему стать выдающимся флотоводцем?
    3. В чем проявилось его флотоводческое искусство?
    4. Почему Ф.Ф.Ушакова можно назвать патриотом своей страны?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок истории и русского языка в 3 классе "Великая Победа, давшая право на жизнь"

    7 мая 2010 год65-летие Великой ПобедыРусский язык. 2-3 классы. ТЕМА УРОКА: «Великая Победа, давшая право на жизнь»ЦЕЛЬ УРОКА: показать значимость Победы для каждого россиянина, познакоми...

    Интегрированный урок истории и русского языка в 3 классе "Семь чудес света" "Способы разбора имени существительного".

    Урок проводился в форме путешествия во времени. 7 путешественников приготовили сообщения о чудесах света, их нужно подготовить заранее. К уроку есть компьютерная презентация, она очень объёмная. На ка...

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПИСЬМА И ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ

    Интегрированный урок письма и внеклассного чтения "А.П.Чехов "Ванька". Адрес на конверте. Письмо своей семье", проведенный  в 4 классе коррекционной школы VIII вида в рамках Краевой тематической ...

    Разработка нестандартного интегрированного урока истории и литературного чтения «Единством Россия сильна».

    Проблемно-поисковый интегрированный урок истории и литературного чтения.  Цель урока: сформировать у учащихся понятие о том, что сила и могущество России в единстве и дружбе народ...

    Интегрированный урок математики и внеклассного чтения

    Интегрированный урок математики и внеклассного чтения по теме "Решение задач. Любимые герои литературных сказок"  для 3 или 4 класса...

    Интегрированный урок (история, литературное чтение, музыка)

    Урок проводился во втором классе тремя учителями: начальных классов, музыки, истории....