Интегрированный урок (история, литературное чтение, музыка)
план-конспект урока (2 класс) на тему

Калачева Любовь Александровна

Урок проводился во втором классе тремя учителями: начальных классов, музыки, истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel_uroka.docx26.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока «Поэзия и музыка осени»

(УМК «Школа 21 века»)

Подготовили: Калачева Л.А., Козориз Н.В., Дуденкова М.А.

Цель урока: формирование у детей навыков чтения художественного произведения на примерах стихотворений великих поэтов: А.С.Пушкина, К.Д.Бальмонта; совершенствование всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения;

 развитие творческих способностей, воображения, образной речи, памяти;

помочь детям понять и прочувствовать значимость русской музыки, живописи, поэзии, пробудить желание больше читать о музыке, об искусстве.

Оборудование: доска, интерактивная доска, листочки из цветной бумаги со словами, демонстрационные карточки с музыкальными инструментами, карточки для рефлексии, раздаточный материал (стихи, таблицы).

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Подтянулись, улыбнулись, встрепенулись! Садитесь, пожалуйста!

2. Тема урока.

- Скажите, пожалуйста, какое у нас сегодня число на календаре?

-1 декабря.

-То есть это означает, что сегодня началась….

- ЗИМА

-Ребята, а знаете, что мы с вами забыли? Мы забыли попрощаться с осенью. Поэтому сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами будем прощаться с осенью, которая целых три месяца то радовала нас своим богатством красок, то огорчала ветрами, дождями и мрачными тучами. И все-таки хорошего, я думаю, было больше! Давайте и мы на прощание порадуем осень своими знаниями, замечательными стихотворениями, усердной и внимательной работой на уроке. Сегодня мы обобщим изученный материал, но и узнаем много нового и интересного. У нас сегодня на уроке гости. Я верю, что у вас все получится, и мы всех приятно удивим! Тема нашего сегодняшнего урока «Поэзия и музыка осени»

Литературная часть (Калачева Л,А,)

Как осень хороша! Как чисты небеса!

Как блещут и горят янтарные леса

В оттенках золотых, в багряных  переливах!

Как солнце светится в волнах, на свежих нивах!

Как сердцу радостно раскрыться и дышать,

Любуяся кругом на божью благодать…

Вот так восхвалял осень поэт Вяземский Петр Андреевич.

Ребята, а вы помните, как назвал осень Скребицкий в рассказе «Осень»?

-Художником.

-Правильно, художником. Даша, напомни нам, пожалуйста, как осень разукрасила лес в рассказе Скребицкого.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

- Вот сколько красок у осени. Назовите, ребята, какие цвета использовала осень (желтый, ярко-красный). С чем сравнивает эти цвета писатель (с лимоном, спелыми яблоками, с огнем). Действительно, осень удивительное и очень красивое время года. Не случайно, что своим богатством красок, своей загадочностью осенью вдохновляла писателей, поэтов, художников, музыкантов…

Мы с вами изучили уже много произведений об осени. Давайте посмотрим, как вы усвоили материал.

Задание. К нам на урок прилетели осенние листья. Нужно выложить из листочков название раздела, изучение которого мы закончили. «Уж небо осенью дышало». Из какого произведения этот отрывок? Назовите фамилию автора и заголовок произведения. («Уж небо осенью дышало?» А.С.Пушкин). Слайд 2 (портрет А.С.Пушкина)  Маша, прочти нам, пожалуйста, это стихотворение, а вы ребята посмотрите на интерактивную доску и полюбуйтесь на прекрасные осенние картины. Слайд 3-9.

А.С.Пушкин

Уж небо осенью дышало, 
Уж реже солнышко блистало, 
Короче становился день, 
Лесов таинственная сень 
С печальным шумом обнажалась, 
Ложился на поля туман, 
Гусей крикливых караван 
Тянулся к югу: приближалась 
Довольно скучная пора; 
Стоял ноябрь уж у двора.

- Какая модель обложки подходит к этому произведению. (Слайд 10).

- Вторая.

- Правильно! Почему? (на второй модели изображен зеленый треугольник – стихотворение о природе). Как вы узнали, что это стихотворение? Что такое рифма? Что такое ритм?

- Ребята, скажите, пожалуйста, а вы знаете, как А.С.Пушкин относился к осени?

-Ответы учащихся (А.С.Пушкин восхищался осенью, любил ее).

-Ребята, а в стихотворении «Уж небо осенью дышало» какое настроение вызывает осень у поэта? (грусть, тоску, печаль, скуку). Ребята, скажите, как можно описать эту грусть? Она светлая или темная мрачная?  (светлая) Да, я согласна, это светлая грусть. Конечно, осенью природа увядает, засыпает. Но ведь это не навсегда…Весной она оживет вновь.

То есть только по этому стихотворению мы не можем понять, насколько трепетно и тепло поэт относился к осени.

Новый материал. Сегодня мы познакомимся с отрывками из стихотворения А.С.Пушкина «Осень». А помогут нам в этом Щербаков Артем и Гусейниева Мадина.

А.С.Пушкин. Осень.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго;

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса!

В их сенях ветра  шум и свежее дыханье

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца  луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Пушкин также в этом стихотворении писал, что с каждой осенью «Он расцветает вновь!». Как интересно получается: осенью природа увядает, а душа Пушкина, напротив, расцветала, и его талант начинал играть еще более яркими красками (здесь необходимо упомянуть о таком явлении, как Болдинская осень). Ребята, какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

-Ответы учащихся (радостное, восторженное, торжественное, восхищенное).

- Но не все поэт радовались приходу осени. Настя нам прочтет сейчас стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень». А вы, пожалуйста, внимательно послушайте, чтобы понять, какое настроение вызывала осень у Бальмонта.

Бальмонт К.Д.

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется —

И заплачет спросонья.

Давайте сравним стихотворение А.С.Пушкина «Осень», с которым мы познакомились сегодня, и стихотворение К.Д. Бальмонта «Осень»

Сравнительная таблица

Фамилия автора

Заголовок

Жанр, тема

Настроение

Время года

Далее ученики должны самостоятельно сделать вывод: чем стихотворения похожи и чем отличаются. Затем учитель добавляет: ребята, а еще эти стихи объединяет то, что они написано о родной природе. А Родина прекрасна в любое время года!

Вывод по разделу «Уж небо осенью дышало». Ребята, давайте подведем итог. Скажите, пожалуйста, какие чувства вызывает осень у разных писателей и поэтов.

- Ответы учащихся (радость, грусть, восхищение, уныние…)

-Да, вы правы, чувства самые разные. Но и есть то, что объединяет писателей и поэтов: осень их всех вдохновляет. Именно поэтому создано так много красивых стихотворений, рассказов, сказок об осени! А теперь пришло время немного передохнуть и подвигаться. Встаньте, пожалуйста, ребята.

Музыкальная физкультминутка. Песня с движениями:

Осень, осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет и потемнело,
Дождик начинается.

Припев
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.

Паучки, жучки и мошки
Прячутся, скрываются,
И в далекую дорогу
Птички собираются.

Припев.
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.

Культурологическая часть (Дуденкова М.А.)

Музыкальная часть (Козориз Н.В.)

- Сейчас я расскажу вам историю, которая произошла в удивительной стране, где жили и сказочные герои, и писатели, и поэты, и музыканты. А правили этой страной две сестры Поэзия и Музыка. Они очень любили и хорошо понимали друг друга. Жители этой страны говорили о том, что, хотя речь человека – универсальный язык нашего общения между собой, не всё можно передать словами, и тогда на помощь приходит музыка. Ведь музыкальные звуки помогают понять то, что «написано» между строк поэзии, дорисовывают в воображениии полную картину. Всем было понятно, что музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придаёт музыке большую определённость.

Но есть музыка, в которой нет слов, а мы, слушая ее, все равно понимаем образ, который был задуман композитором.

Образы природы – это излюбленная тема для творцов искусства.

Природу рисуют художники, о ней пишут поэты. У художников – краски, у поэтов – слово, у композиторов – только звуки. Но ими тоже  можно прекрасно рисовать природу.

У русского композитора Птра Ильича Чайковского есть замечательное сочинение, которое отличаются невероятной живописностью и красочностью.

Пьеса из цикла «Времена года».

Ребята, попробуйте сами  догадаться, о каком времени года идёт речь. Прослушав произведение, скажите, какое чувство оно вызывает.

 («Осенняя песнь» П. И Чайковского – слушание.)

-Какое чувство вызывает эта музыка? (притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой)

-Какое передаёт настроение? (светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание)

-Какие звуки природы вы представили, слушая музыку? (облетают листья, природа засыпает)

-Какими музыкальными красками пользуется композитор? (мажор-минор, тембр инструмента фортепиано-мягкий, бархатный)

-Так какое же время года изобразил композитор? (осень)

-Как бы вы назвали эту пьесу? (ответы учащихся)

В этой пьесе нет слов, но в ней есть эпиграф,который композитор выбрыл для этой пьесы:

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,

 Листья пожелтевшие по ветру летят…»

Итальянский композитор Антонио Вивальди тоже сочинил музыку и посвятил ее временам года. Это цикл концертов «Времена года».

Слушание фрагмента из концерта «Осень».

В чем  главное отличие музыки осени Чайковского от музыки осени Вивальди?

(у Чайковского-пьеса фортепианная, а у Вивальди-оркестровая, кроме того отличаются настроением)

Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

Заключение. Ребята, я думаю, что мы с вами устроили замечательные проводы осени. И теперь можем сказать зиме «Добро пожаловать»! Впереди у нас новогодние праздники, много зимних забав. Сегодня на уроке мы с вами увидели, как свою любовь к природе, которая по-своему прекрасна в любое время года, поэты передают словами, композиторы мелодией, а художники краскам. Ребята, огромное вам спасибо за внимание и вашу активную работу!

Рефлексия. Ребята оцените, пожалуйста, свое настроение и работу на сегодняшнем уроке (поднимают карточку с грустным или веселым смайлом, если сомневаются, или остались вопросы, то карточку с «?»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению, окружающему миру, информатике "Природа и мы"

Cmd+vИнтегрированный блок включает урок литературного чтения по теме: “Природа и мы» (на примере стих. Н. Заболоцкого)” –  третий  урок главы “Поэт, природа и время”, урок по окружающему мир...

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"

Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....

интегрированный урок по литературному чтению и музыке в 4 классе

Паустовский К.Г. "Корзина с еловыми шишками"  .На уроке углубляются и обобщаются знания о норвежском композиторе, развиваются умение анализировать эмоциональное состояние героев,  прочитанно...

Интегрированный урок по литературному чтению по программе «Школа 2100». Тема урока: «Введение в раздел «Мы с мамой и папой». Э.Н.Успенский «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».

Цели урока:·         познакомить учащихся с новым разделом по литературному чтению и со стихотворениями;·         расшир...

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», интегрированный урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»,  интегрированный  урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс...

Конспект интегрированного урока по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке во 2-м классе "Какое настроение у зимы в стихотворении Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою..."

  В данном конспекте подробно описан интегрированный урок по трем учебным предметам:чтению, изобразительному искусству и музыке.Буду очень рада, если он станет полезным в работе других пед...