Главные вкладки

    План-конспект урока (2 класс) на тему:
    Интегрированный урок (история, литературное чтение, музыка)

    Калачева Любовь Александровна

    Урок проводился во втором классе тремя учителями: начальных классов, музыки, истории.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tsel_uroka.docx26.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного урока «Поэзия и музыка осени»

    (УМК «Школа 21 века»)

    Подготовили: Калачева Л.А., Козориз Н.В., Дуденкова М.А.

    Цель урока: формирование у детей навыков чтения художественного произведения на примерах стихотворений великих поэтов: А.С.Пушкина, К.Д.Бальмонта; совершенствование всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения;

     развитие творческих способностей, воображения, образной речи, памяти;

    помочь детям понять и прочувствовать значимость русской музыки, живописи, поэзии, пробудить желание больше читать о музыке, об искусстве.

    Оборудование: доска, интерактивная доска, листочки из цветной бумаги со словами, демонстрационные карточки с музыкальными инструментами, карточки для рефлексии, раздаточный материал (стихи, таблицы).

    Ход урока:

    1.Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята! Подтянулись, улыбнулись, встрепенулись! Садитесь, пожалуйста!

    2. Тема урока.

    - Скажите, пожалуйста, какое у нас сегодня число на календаре?

    -1 декабря.

    -То есть это означает, что сегодня началась….

    - ЗИМА

    -Ребята, а знаете, что мы с вами забыли? Мы забыли попрощаться с осенью. Поэтому сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами будем прощаться с осенью, которая целых три месяца то радовала нас своим богатством красок, то огорчала ветрами, дождями и мрачными тучами. И все-таки хорошего, я думаю, было больше! Давайте и мы на прощание порадуем осень своими знаниями, замечательными стихотворениями, усердной и внимательной работой на уроке. Сегодня мы обобщим изученный материал, но и узнаем много нового и интересного. У нас сегодня на уроке гости. Я верю, что у вас все получится, и мы всех приятно удивим! Тема нашего сегодняшнего урока «Поэзия и музыка осени»

    Литературная часть (Калачева Л,А,)

    Как осень хороша! Как чисты небеса!

    Как блещут и горят янтарные леса

    В оттенках золотых, в багряных  переливах!

    Как солнце светится в волнах, на свежих нивах!

    Как сердцу радостно раскрыться и дышать,

    Любуяся кругом на божью благодать…

    Вот так восхвалял осень поэт Вяземский Петр Андреевич.

    Ребята, а вы помните, как назвал осень Скребицкий в рассказе «Осень»?

    -Художником.

    -Правильно, художником. Даша, напомни нам, пожалуйста, как осень разукрасила лес в рассказе Скребицкого.

    Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

    - Вот сколько красок у осени. Назовите, ребята, какие цвета использовала осень (желтый, ярко-красный). С чем сравнивает эти цвета писатель (с лимоном, спелыми яблоками, с огнем). Действительно, осень удивительное и очень красивое время года. Не случайно, что своим богатством красок, своей загадочностью осенью вдохновляла писателей, поэтов, художников, музыкантов…

    Мы с вами изучили уже много произведений об осени. Давайте посмотрим, как вы усвоили материал.

    Задание. К нам на урок прилетели осенние листья. Нужно выложить из листочков название раздела, изучение которого мы закончили. «Уж небо осенью дышало». Из какого произведения этот отрывок? Назовите фамилию автора и заголовок произведения. («Уж небо осенью дышало?» А.С.Пушкин). Слайд 2 (портрет А.С.Пушкина)  Маша, прочти нам, пожалуйста, это стихотворение, а вы ребята посмотрите на интерактивную доску и полюбуйтесь на прекрасные осенние картины. Слайд 3-9.

    А.С.Пушкин

    Уж небо осенью дышало, 
    Уж реже солнышко блистало, 
    Короче становился день, 
    Лесов таинственная сень 
    С печальным шумом обнажалась, 
    Ложился на поля туман, 
    Гусей крикливых караван 
    Тянулся к югу: приближалась 
    Довольно скучная пора; 
    Стоял ноябрь уж у двора.

    - Какая модель обложки подходит к этому произведению. (Слайд 10).

    - Вторая.

    - Правильно! Почему? (на второй модели изображен зеленый треугольник – стихотворение о природе). Как вы узнали, что это стихотворение? Что такое рифма? Что такое ритм?

    - Ребята, скажите, пожалуйста, а вы знаете, как А.С.Пушкин относился к осени?

    -Ответы учащихся (А.С.Пушкин восхищался осенью, любил ее).

    -Ребята, а в стихотворении «Уж небо осенью дышало» какое настроение вызывает осень у поэта? (грусть, тоску, печаль, скуку). Ребята, скажите, как можно описать эту грусть? Она светлая или темная мрачная?  (светлая) Да, я согласна, это светлая грусть. Конечно, осенью природа увядает, засыпает. Но ведь это не навсегда…Весной она оживет вновь.

    То есть только по этому стихотворению мы не можем понять, насколько трепетно и тепло поэт относился к осени.

    Новый материал. Сегодня мы познакомимся с отрывками из стихотворения А.С.Пушкина «Осень». А помогут нам в этом Щербаков Артем и Гусейниева Мадина.

    А.С.Пушкин. Осень.

    Дни поздней осени бранят обыкновенно,

    Но мне она мила, читатель дорогой,

    Красою тихою, блистающей смиренно.

    Так нелюбимое дитя в семье родной

    К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

    Из годовых времен я рад лишь ей одной,

    В ней много доброго;

    Унылая пора! Очей очарованье,

    Приятна мне твоя прощальная краса.

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и золото одетые леса!

    В их сенях ветра  шум и свежее дыханье

    И мглой волнистою покрыты небеса,

    И редкий солнца  луч, и первые морозы,

    И отдаленные седой зимы угрозы.

    Пушкин также в этом стихотворении писал, что с каждой осенью «Он расцветает вновь!». Как интересно получается: осенью природа увядает, а душа Пушкина, напротив, расцветала, и его талант начинал играть еще более яркими красками (здесь необходимо упомянуть о таком явлении, как Болдинская осень). Ребята, какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

    -Ответы учащихся (радостное, восторженное, торжественное, восхищенное).

    - Но не все поэт радовались приходу осени. Настя нам прочтет сейчас стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень». А вы, пожалуйста, внимательно послушайте, чтобы понять, какое настроение вызывала осень у Бальмонта.

    Бальмонт К.Д.

    ОСЕНЬ

    Поспевает брусника,

    Стали дни холоднее.

    И от птичьего крика

    В сердце только грустнее.

    Стаи птиц улетают

    Прочь за синее море.

    Все деревья блистают

    В разноцветном уборе.

    Солнце реже смеется,

    Нет в цветах благовонья.

    Скоро осень проснется —

    И заплачет спросонья.

    Давайте сравним стихотворение А.С.Пушкина «Осень», с которым мы познакомились сегодня, и стихотворение К.Д. Бальмонта «Осень»

    Сравнительная таблица

    Фамилия автора

    Заголовок

    Жанр, тема

    Настроение

    Время года

    Далее ученики должны самостоятельно сделать вывод: чем стихотворения похожи и чем отличаются. Затем учитель добавляет: ребята, а еще эти стихи объединяет то, что они написано о родной природе. А Родина прекрасна в любое время года!

    Вывод по разделу «Уж небо осенью дышало». Ребята, давайте подведем итог. Скажите, пожалуйста, какие чувства вызывает осень у разных писателей и поэтов.

    - Ответы учащихся (радость, грусть, восхищение, уныние…)

    -Да, вы правы, чувства самые разные. Но и есть то, что объединяет писателей и поэтов: осень их всех вдохновляет. Именно поэтому создано так много красивых стихотворений, рассказов, сказок об осени! А теперь пришло время немного передохнуть и подвигаться. Встаньте, пожалуйста, ребята.

    Музыкальная физкультминутка. Песня с движениями:

    Осень, осень наступила,
    Листья осыпаются.
    Солнца нет и потемнело,
    Дождик начинается.

    Припев
    Кап-кап на дорожки,
    Кап-кап на ладошки.
    Дождик землю поливай,
    С нами поиграй.

    Паучки, жучки и мошки
    Прячутся, скрываются,
    И в далекую дорогу
    Птички собираются.

    Припев.
    Кап-кап на дорожки,
    Кап-кап на ладошки.
    Дождик землю поливай,
    С нами поиграй.

    Культурологическая часть (Дуденкова М.А.)

    Музыкальная часть (Козориз Н.В.)

    - Сейчас я расскажу вам историю, которая произошла в удивительной стране, где жили и сказочные герои, и писатели, и поэты, и музыканты. А правили этой страной две сестры Поэзия и Музыка. Они очень любили и хорошо понимали друг друга. Жители этой страны говорили о том, что, хотя речь человека – универсальный язык нашего общения между собой, не всё можно передать словами, и тогда на помощь приходит музыка. Ведь музыкальные звуки помогают понять то, что «написано» между строк поэзии, дорисовывают в воображениии полную картину. Всем было понятно, что музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придаёт музыке большую определённость.

    Но есть музыка, в которой нет слов, а мы, слушая ее, все равно понимаем образ, который был задуман композитором.

    Образы природы – это излюбленная тема для творцов искусства.

    Природу рисуют художники, о ней пишут поэты. У художников – краски, у поэтов – слово, у композиторов – только звуки. Но ими тоже  можно прекрасно рисовать природу.

    У русского композитора Птра Ильича Чайковского есть замечательное сочинение, которое отличаются невероятной живописностью и красочностью.

    Пьеса из цикла «Времена года».

    Ребята, попробуйте сами  догадаться, о каком времени года идёт речь. Прослушав произведение, скажите, какое чувство оно вызывает.

     («Осенняя песнь» П. И Чайковского – слушание.)

    -Какое чувство вызывает эта музыка? (притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой)

    -Какое передаёт настроение? (светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание)

    -Какие звуки природы вы представили, слушая музыку? (облетают листья, природа засыпает)

    -Какими музыкальными красками пользуется композитор? (мажор-минор, тембр инструмента фортепиано-мягкий, бархатный)

    -Так какое же время года изобразил композитор? (осень)

    -Как бы вы назвали эту пьесу? (ответы учащихся)

    В этой пьесе нет слов, но в ней есть эпиграф,который композитор выбрыл для этой пьесы:

    «Осень, осыпается весь наш бедный сад,

     Листья пожелтевшие по ветру летят…»

    Итальянский композитор Антонио Вивальди тоже сочинил музыку и посвятил ее временам года. Это цикл концертов «Времена года».

    Слушание фрагмента из концерта «Осень».

    В чем  главное отличие музыки осени Чайковского от музыки осени Вивальди?

    (у Чайковского-пьеса фортепианная, а у Вивальди-оркестровая, кроме того отличаются настроением)

    Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

    Заключение. Ребята, я думаю, что мы с вами устроили замечательные проводы осени. И теперь можем сказать зиме «Добро пожаловать»! Впереди у нас новогодние праздники, много зимних забав. Сегодня на уроке мы с вами увидели, как свою любовь к природе, которая по-своему прекрасна в любое время года, поэты передают словами, композиторы мелодией, а художники краскам. Ребята, огромное вам спасибо за внимание и вашу активную работу!

    Рефлексия. Ребята оцените, пожалуйста, свое настроение и работу на сегодняшнем уроке (поднимают карточку с грустным или веселым смайлом, если сомневаются, или остались вопросы, то карточку с «?»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок по литературному чтению, окружающему миру, информатике "Природа и мы"

    Cmd+vИнтегрированный блок включает урок литературного чтения по теме: “Природа и мы» (на примере стих. Н. Заболоцкого)” –  третий  урок главы “Поэт, природа и время”, урок по окружающему мир...

    Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"

    Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....

    Интегрированный урок по литературному чтению и по окружающему миру.

    Развивать художественно - образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры....

    интегрированный урок по литературному чтению и музыке в 4 классе

    Паустовский К.Г. "Корзина с еловыми шишками"  .На уроке углубляются и обобщаются знания о норвежском композиторе, развиваются умение анализировать эмоциональное состояние героев,  прочитанно...

    Интегрированный урок по литературному чтению по программе «Школа 2100». Тема урока: «Введение в раздел «Мы с мамой и папой». Э.Н.Успенский «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».

    Цели урока:·         познакомить учащихся с новым разделом по литературному чтению и со стихотворениями;·         расшир...

    К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», интегрированный урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс

    К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»,  интегрированный  урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс...