Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: Б. Заходер "Мохнатая азбука"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Петрокина Александра Владимировна

Урок проведен в технологии сотруничества. Каждая группа получает свое задание, распределяет обязанности, подготавливает устный ответ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г. Амурска

 Амурского муниципального района Хабаровского  края

Современный урок в начальной школе

Урок литературного чтения

Образовательная система «Школа 2100»

1 класс

«Ребятам о зверятах»

Б. Заходер «Мохнатая азбука»

 Петрокина Александра Владимировна,

учитель начальных классов

1 квалификационной  категории

Тема урока: Борис Заходер «Мохнатая Азбука»

Цель урока: читать и анализировать произведение Б. Заходера «Мохнатая азбука»

Задачи:

  1. Формирование навыка правильного чтения, умения ориентироваться в тексте;
  2. Расширение кругозора обучающихся о мире животных;
  3. Развитие познавательной активности учащихся, умения понимать прочитанное, сравнивать, рассуждать, делать выводы;
  4. Развитие связной речи, мышления, воображения обучающихся;
  5. Формирование желания читать, стремления к познанию через организацию работы в сотрудничестве;
  6. Воспитывать  стремление беречь окружающий мир.

Универсальные учебные действия

Познавательные:

Формирование умения ориентироваться в учебнике на страницах 116-124, делать выводы в результате совместной работы с одноклассниками и учителем.

Коммуникативные:

  1. Учиться работать в группе, выполнять различные роли (лидера и исполнителя);
  2. Формировать умение строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других;
  3. Выразительно читать текст.

Регулятивные:

  1. Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные:

Формирование умения озвучивать  свое отношение к героям произведения, выражать свои эмоции.

Оборудование:

Для учителя:

- слайдовая презентация;

- алфавит;

- ребус;

- разрезная азбука;

- выставка книг Б. В. Заходера;

- слова для тренировки грамотного чтения.

Для обучающихся:

- учебник  для 1 класса литературное чтение Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунееева «Капельки солнца»;

- буквы алфавита (1 группа –«а», «г», «д», «е», «ё»; 2 группа – «ж», «з», «и», «к»;

3 группа – «м», «п», «р», «с», «т», «у», «ф»;

4 группа – «х», «ц», «ч», «э», «я»);

- разрезные картинки с изображением животных на буквы «б»,  «в», «л», «н», «о», «ш», «щ» (баран, волк, лиса, носорог, ослик, шмель, щука) у каждой группы.

Ход урока

Этапы урока

Формы работы

Наглядность

I

1 мин.

Организационный момент

Динь-динь-дон,  звенит звонок,  начинается урок.

На уроке будь внимательным, будь прилежным и старательным

хоровое проговаривание

II

1 мин.

Мотивация учебной деятельности школьников (постановка целей)

- Урок литературного чтения.

 Чем будем заниматься на уроке литературного чтения?  

Для чего это нужно?

фронтальная

III

5 мин.

Сообщение темы, цели, задач урока

- Послушайте и скажите, о ком или о чем узнаем сегодня на уроке. (Учитель читает  вступление к произведению Б. Заходера «Мохнатая азбука»).

- Отгадайте ребус и назовите произведение.

- Мы будем читать стихотворение Бориса Владимировича Заходера  «Мохнатая азбука».

- Что бы вы хотели узнать на уроке из произведения для себя?

- Мы познакомимся,  какими автор увидел животных,  на какие особенности обратил внимание. Знакомиться  будем в определенном порядке.

- Посмотрите на доску. Как вы думаете, зачем нам на уроке  алфавит? (Будем знакомиться с  животными  в алфавитном порядке).

- Вы работаете в группах. У нас единая цель: познакомиться с произведением  Б. Заходера и понять

 его.

его.его.

фронтальная работа

Ответы детей

Ребус на доске¸ буквы

Слайд № 2

Алфавит

IV

2 мин.

Актуализация опорных знаний учащихся.

- Чтобы знакомство с текстом  прошло успешно потренируемся в грамотном чтении.

Чтение с доски слов:  

начинается, воскликнул,

безобидная, незавидная,

одумайтесь, наружность,

 зверюшка, приручаются,

бессилен.

-Объясните значения слов: «безобидная», «наружность».

-Какие слова  вам не понятны по смыслу?

фронтальная

На доске слова для тренировки грамотного чтения

V

3 мин.

Динамическая пауза

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

VI

14 мин.

Восприятие и первичное осознание нового материала.

  1. Начинаем работать в группах. Назовите правила работы в группах (работать дружно, выслушивать мнение каждого в группе; не мешать товарищам.)
  2. Знакомство с планом выполнения работы:

- Распределить  части текста между участниками группы.

- Научиться правильно читать  свою часть.

- Прочитать выразительно вслух.

- Ответить на вопрос: «Каким увидели  животное в данном произведении?»

      3.  Обратите внимание, текст один, но у каждой группы свой набор букв, который указывает, какие части  надо прочитать вашей группе.

     4. Самостоятельная работа

     5. Проверка осознания нового материала.

Группа выходит к доске.  Дети по очереди читают каждый свою часть и отвечают на вопрос:  «Каким увидели  животное в данном произведении?». (Задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к определению характера животного.)

Учитель подводит итог работы групп.

Групповая

Слайд № 3

На столах у каждой группы набор букв

Учебник

Слайды № 4, 5, 6, 7.

VII

 2

мин.

Динамическая пауза. 

Мы сейчас все дружно встанем

Отдыхать, как зайки станем…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и потянись.

Лапки вверх, лапки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

И встречаем дружно мишку.

Топай, мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Лапы вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

фронтальная

VIII

5 мин.

Осмысление прочитанного текста

- Как бы вы озаглавили этот текст? Почему?

- Сравните стихи и нашу азбуку на доске. Разместите свои буквы на алфавите.

- Все ли буквы нашли свою пару? Почему?

- Неужели нет животных на такие буквы?

- Они  есть. Вы узнаете о них, прочитав книги Б. Заходера

- Кто из вас желает, может прочитать эти книги.  Они есть в школьной и районной библиотеке.

- Каких животных на пропущенные буквы сможете назвать вы?

фронтальная  

 

Работа в группах  

фронтальная

Алфавит на доке и набор букв каждой группы

Выставка книг Б. Заходера

IX

5 мин.

Обобщение и систематизация знаний

-Вы должны  выбирать картинку с животным, которое  на ваш взгляд, больше всего подходит к тому животному, про которое вы нам читали вслух. Объяснить, почему вы так думаете.

Образование новых групп по выбранному животному.

Животных много. Одних вы считаете добрыми, ласковыми, трудолюбивыми. Других – злыми, вредными. Но, какими бы они не были, это часть окружающего мира,  в котором мы с вами живем.  Это – наша природа. Поэтому мы должны ее беречь и бережно относиться ко всем животным.

Групповая

У каждой группы разрезные картинки с изображением животных на пропущенные буквы

X

2 мин.

Подведение итогов урока

- О чём хотели узнать на уроке? (о животных, их повадках, их жизни)

- Все ли ваши предположение подтвердились?

- Кто достиг своей цели на уроке? Поднимите руки.

-На следующем уроке мы продолжим знакомство с животным миром нашей страны. Кто не достиг своих целей сегодня, получат возможность реализовать их на последующих уроках.

- Я тоже достигла своих целей. Вы выразительно и грамотно читали, сумели выполнить все задания.

-Как думаете, почему нам это удалось?

-Мы будем продолжать работать в сотрудничестве.

- Всем спасибо за урок.

фронтальная



Предварительный просмотр:

Петрокина Александра Владимировна,

учитель первой квалификационной категории

 МБОУ СОШ № 3 г. Амурска

Методическая характеристика урока литературного чтения  в 1 классе

по теме «Б.Заходер» «Мохнатая азбука»

Образовательная система «Школа 2100»

Место урока в учебном предмете

         Урок литературного чтения по теме Б. Заходер «Мохнатая азбука»  является вторым часом  в разделе «Ребятам о зверятах».  На первом уроке раздела обучающиеся знакомились с произведением С.Я. Маршака «Автобус номер двадцать шесть» (азбука в стихах),  в котором перечисляются животные в алфавитном порядке.  

        Данный урок является логическим продолжением предыдущего,  так как  продолжатся  знакомство с животными в алфавитном порядке. Работа на уроке  усложняется, обучающимся предлагается определить, где нарушен алфавит,    и восстановить его, назвав животное на пропущенную букву.

Тип урока

Данный урок – урок усвоения  нового знания. Весь урок посвящен работе по произведению Б. Заходера «Мохнатая азбука»

Методы работы

 Наглядно – иллюстративный:

Для мотивации  учащихся использую  ребус и разрезную азбуку.

Обучающиеся первого класса испытывают затруднения в знании алфавита.  Для воспроизведения установленного  порядка букв и выявлений недостающих букв я использую  опору – плакат «Алфавит».

Работа в группах является для первоклассников новой формой деятельности. Я организую эту деятельность с опорой на «Памятку работы в группах» в слайдовом исполнении.

Для осознанной  ориентации детей  в многообразии животного мира использую  «переносной зоопарк» в слайдах,   разрезные картинки с животными на пропущенные буквы.

Знакомлю обучающихся  с портретом автора произведения.

Основную  работу на уроке веду по учебнику «Капельки солнца».

Репродуктивный:

Воспроизведение  алфавита. Знание алфавита поможет детям найти пропущенные буквы и определить, каких животных не назвал автор.

Чтение трудных слов с доски – подготовительная работа к самостоятельному чтению.

Исследовательский:

Выделение части произведения каждой группой для самостоятельной работы: просматривание текста,  определение части, которую должны прочитать.

Определение характера животного по описанию автора, образование  групп животных по общим признакам.

Приемы работы

Прием прогнозирования использую при формулировании цели урока, тем самым определяю вместе с детьми диапазон деятельности.

Прием выдвижения предположения использую в начале урока для определения  содержания текста Б. Заходера. Это прием помогает мне научить детей  формулировать предположения, развивать у них воображение, представление, словесную логику, связную устную речь.

Проверку правильности предположения осуществляю  во время чтения текста детьми самостоятельно, суждение о верности предположения каждый ребенок делает сам,  выводы озвучиваются  при подведении итогов урока.  Длительность данного приема во времени активизирует у детей память, внимание, усидчивость.  

Аналитически – синтетический прием применяю при подборе нового заголовка текста. С помощью этого приема развиваю у детей умение анализировать текст, разбить его на смысловые части  и собрать воедино.

Прием обобщения использую на этапе урока «Обобщение  и  систематизация знаний», когда дети создают новые группы животных, объединяя их по самостоятельно выделенному признаку. Благодаря этому приему я развиваю у учащихся умение выделять существенные и несущественные признаки объекта, делать несложные выводы.

Проверку понимания смысла осуществляю через организацию публичного выступления каждой группы (каждый ребенок должен выразительно прочитать  свой отрывок и определить  характер животного) и формирование новых групп животных.  Проверку знания алфавита провожу через сопоставление  алфавита на доске, текста учебника и   разрезных букв у каждой группы. Данный прием позволяет мне сделать вывод о том, насколько полно на  уроке реализованы познавательные задачи.

Две динамические паузы применяю с целью здоровьесбережения обучающихся на 10-й и 27-й минуте урока.

Формы работы

            Основной формой деятельности обучающихся на моем уроке является организация сотрудничества.

           Из многочисленных подходов технологии обучения в сотрудничестве я выбрала подход «Учимся вместе». Этот подход наиболее приемлем для моих первоклассников.

           Класс заранее делю на однородные группы, в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики.

           Весь класс работает над большой темой, в моем уроке это стихотворение Б. Заходера «Мохнатая азбука».

          Эта тема делится на подтемы. Подтему каждая группа определяет сама, с помощью предложенного мною набора букв. Каждая  группа работает  над  частью общего текста.

          Внутри группы дети определяют задание для каждого участника, тем самым подтема разбивается на части для самостоятельной работы. Приучаю детей к тому, чтобы каждый участник группы получил такое задание, с которым справится наверняка. В данном случае учитывается объем работы, сложность, доступность, привлекательность, полезность для развития каждого ребенка.    

         Каждый ученик группы  работает над своей частью текста, с которой впоследствии  знакомит весь класс в составе группы.  Таким образом, группа решает познавательную задачу урока:  знакомство с произведением.  

         Работая в группе, дети учатся общаться, помогать друг другу, соблюдать  правила работы в группе, которые  мы обязательно вспоминаем до начала работы.  Тем самым я  решаю социально – психологическую задачу урока,  реализую коммуникативные УУД.

          Технология сотрудничества помогает мне научить детей учиться, развивает у них  чувство ответственности, ведь от работы каждого зависит общий результат. Технология позволяет каждому ребенку испытать успех, так как оценивается не отдельный ученик, а работа группы в целом.

          В моем уроке есть место и для фронтальной работы.  Все вместе мы настраиваемся на общую работу, определяем тему урока, ставим цели, подбираем свое название к тексту, определяем область своего знания и незнания. Вместе отдыхаем во время динамических пауз.

         Имеет место в моем уроке небольшая по времени и объему работа в группах (не технология сотрудничества). Дети организуют новые группы для обобщения и приведения в систему полученных знаний.

Методика оценки эффективности урока

Критерии  эффективности урока

Средства достижения

  1. 1. Мотивация познавательной деятельности каждого ученика в течение всего урока

Урок начинается с эмоционального настроя, дети вместе со мной проговаривают  четверостишье – девиз работы на уроке.

Работа в технологии сотрудничества мотивирует  детей на качественное выполнение задания, так как нужно достойно выступить перед классом и не подвести свою группу.

На уроке демонстрирую учащимся выставку книг Б. Заходера,  с целью пробудить желание  прочитать эти книги.

2.Активная мыслительная деятельность каждого ученика.

Отгадывание загадки, прочитанной мною в начале урока. Разгадывание ребуса, составление слова из разрезной азбуки. Во время самостоятельной работы ребенок должен прочитать текст, понять его, чтобы в последствии озаглавить. Ребенок должен   донести до слушателей прочитанный отрывок  так, чтобы его внимательно слушали. Кроме того, он  должен выделить главный признак животного, о котором он читал. Дети соотносят  алфавит  и буквы на столе, выделяют  недостающие буквы, подбирают  названия животных к этим буквам.

Каждый ученик должен сам определить общий  признак  у разных животных, и образовать  новые  группы.

Активной мыслительной деятельности способствует доступность содержания урока, наглядность, технология сотрудничества.

3.Наличие самостоятельной работы (работа в группах по технологии сотрудничества)

Наличие  творческого задания (работа в самостоятельно организованных  группах).

Самостоятельную работу провожу в технологии сотрудничества.

Задание творческого характера заключается в образовании детьми  групп по самостоятельно определенному общему признаку разных животных в опоре на раздаточный материал.

4.Обеспечение эмоциональной сопричастности к собственной деятельности и деятельности других.

Работа в технологии сотрудничества позволяет ученикам  самостоятельно определить круг обязанностей каждого, тем самым вызывает эмоциональный отклик  у каждого участника группы.  

Дети зачитывают  подготовленные отрывки перед классом, стараются прочитать выразительно и передать свое отношение к прочитанному.  Большую роль в развитии эмоциональной сопричастности я отвожу наглядности. Я демонстрирую слайды с изображением животных. Класс  сопоставляет увиденное и услышанное, что способствует проявлению эмоций к герою текста и к читающему. Позитивным эмоциональным моментом я считаю подведение итогов урока, когда каждый ребенок получает возможность высказаться, чему он научился, достиг ли он своей цели.

5.Достижение целей урока.

В начале урока мы вместе с детьми определяем цель предмета «литературное чтение».  Дети говорят, что этот предмет учит их правильно  читать, понимать прочитанное, узнавать что – то новое.

После того, как разгадали тему урока, я уточняю, что хотели  бы узнать по этой теме.  Дети выдвигают новые, более узкие цели. Эти цели значимы для каждого ребенка,  дети ставят для себя.  Я обобщаю все сказанное детьми, формулирую  единую цель и для обучающихся и для себя, как учителя.

Работа на уроке направлена на реализацию целей. При подведение итогов урока, каждый ученик может высказаться, достиг ли он своей цели.

Я подвожу общий итог. Мы реализовали поставленные цели (если они относятся к теме урока, если нет, то советую  ребенку, обратиться к источникам информации в виде книг, интернета или дождаться урока, когда его материал позволит реализовать эту цель). Мы прочитали новое  большое произведение, оно занимает в учебнике 8 страниц.  Мы  хорошо, дружно и продуктивно работали в группах  (поясняю на конкретных примерах).

6.Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся за результатом своей деятельности в течение всего урока

Важным моментом для развития рефлексии и самоконтроля я считаю научность содержания урока. Полученные сведения правдивы, дети ими могут всегда воспользоваться.

В течение урока  я организую самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, которая оценивается  как самим учеником, так и одноклассниками.  Внимательное слушанье выступающего – одна из форм оценки его деятельности.

Самоконтроль  проявляется на этапе самостоятельной работы, когда ребенок решает, готов он к публичному выступлению или нет. Ребенок имеет полное право отказаться от публичного выступления,  но он должен обосновать свое решение перед участниками группы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец

Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг» Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг» Задачи: 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать раз...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн

Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  уч...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев "Бабушка с малиной"

Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по...

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....