Урок литературного чтения «Волшебная сила бессмертной музыки» (рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Акельева Елена Александровна

В разработке представлен конспект урока литературного чтения на тему «Волшебная сила бессмертной музыки» (рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками») , составленный в соответствии с ФГОС, а также компьютерная презентация к уроку. Данный материал будет интересен и полезен учителям начальных классов, работающим с обучающимися 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon moy_urok_lit_chten_korzina_s_elovymi_shishkami.zip2.66 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема раздела: «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…»

Тема: «Волшебная сила бессмертной музыки» (рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Цели:

- организовать на уроке вдумчивое восприятие рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»;

- развивать умения осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

-  развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев;

- помочь детям оценить такие человеческие качества, как доброта, скромность, чуткость, чувственность, жизнелюбие, открытость, трудолюбие;

- учить высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

-  составить словарь настроений к произведению К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»;

- воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В.,  медиапроектор,  презентация к уроку,  портреты К.Г. Паустовского, Э. Грига,  толковый словарь  С.И. Ожегова,  словарь настроения, карточки трудных слов, музыка Э. Грига «Утро».

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД, технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебных задач.

1. 1. 2. 3. 1. 2

-Кого вы видите на портретах? Как они связаны с рассказом?

- Почему автор дал своему рассказу такое название?

(Корзина с еловыми шишками стала поводом для знакомства Дагни и Грига).

- Где встретились Дагни и Э. Григ? Случаен ли выбор места встречи?

  - Почему Григ в рассказе с такой любовью и вниманием относится к девочке?

 - Дома вы должны были подготовить чтение по ролям отрывка встречи Дагни с Григом.

Чтение диалога "Встреча Э. Грига и Дагни"

- Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?

- Какое настроение возникает при знакомстве с 1 –й частью произведения?

На доске составлен словарь настроения 1 и 2 части.

 1часть

завороженное  или лирическое (любуемся  красотой осеннего леса)

загадочное или интригующее  (описание встречи)

нетерпеливое (хочется, как и Дагни, узнать о подарке)

- Что представлял Григ, когда писал музыку?

- Найдите самые важные на ваш взгляд слова во 2-й части.

- Какая ещё очень важная мысль заключена в прочитанном?

- Какое настроение возникло у вас?

2 часть

заинтересованное (хочется представить, как выглядит дом Грига).

спокойное или тихое (описание зимы)

мечтательное или трогательное (представления Грига о встрече)

сказочное (описание слушателей)

3. 1. 2. 3. 3. 

- Сегодня мы продолжим  разговор о произведении  К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

 (На слайде «Волшебная сила бессмертной музыки »)

- Тема нашего сегодняшнего урока «Волшебная сила бессмертной музыки».

- Сформулируйте задачи урока.

(Понять,  как музыка  воздействует на  человека,  учиться анализировать произведение,  продолжить составлять словарь настроения по произведению, дополнить «Мастерскую слова»)

-Когда мы решим все поставленные задачи, то дадим ответ на проблемный вопрос «Чем же должен жить человек?»

-Возможно кто-то из вас уже знает ответ на данный вопрос?

     

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки текста.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте.

Личностные результаты

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Уметь  работать в группах.

II. Совместное открытие знаний.

 

3. 4. 1. 2. 3. 4. 3. 4.

Анализ с 3 –й части.

- В третьей части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.

- Что изменилось в жизни Дагни?

- Какой она стала?

-  Кем были родственники девушки?

- Какие слова при прочтении вызвали у вас затруднение.

Класс разделен на 4 группы, каждая работает  по словарю с одним словом.

На доске:

Шпора

Кавалер

Кринолин

Викинг

- Обратитесь к словарю и найдите значения данных слов. Сколько значений у данного слова? Сколько словарных статей? Как называются эти слова?

- Прочитайте словосочетание с данным словом из текста и выберите нужное толкование.

- Дополним «Мастерскую слова».

- Какое настроение возникает при прочтении  данной части. В самом начале во втором абзаце много вопросительных предложений, о чем это говорит?

Составим словарь настроения данной части.  (Каждая группа составляет и продолжает записывать в свой словарь).

- Проверим. Добавим самые точные выражения на доску.

3 часть

тревожное / обеспокоенное (волнение за судьбу Дагни)

созерцательное / наблюдательное / сосредоточенное/ заинтересованное  ( наблюдаем за комнатой т. Магды)

Физминутка

Анализ   4- й  части

-  Почему Дагни плакала после театральных спектаклей?

-В какой необычной обстановке проходил концерт?

- Какой стала Дагни через 10 лет? Зачитайте.

- Изменилась ли Дагни по характеру?

- Какое действие оказала симфоническая музыка на Дагни? Зачитайте.

- Какая реакция была у Дагни, когда назвали ее имя?

- Вы тоже сейчас прослушаете отрывок из музыкальной записи произведений Э.Грига “Утро”. После прослушивания расскажите, что вы представляли, слушая эту музыку.

- А теперь прочитайте о том, что слышит Дагни в посвященном ей музыкальном произведении.

-Во многих музыкальных произведениях композиторы изображают какие-то звуки природы, шумы, которые они слышат в реальной жизни.

-Какие звуки упомянуты в тексте? (Пастуший рожок, перезвон лесных колокольчиков, свист птиц, ауканье детей, песня девушки).

- Во 2 части  текста найдите и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку,  .

 - А теперь найдите и прочитайте мысли Дагни, услышавшей музыку.

 - Что заметили? (Сходство. Они подумали об одном и том же.)

 - Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни и  напомнила картины природы родной Норвегии.

- Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это слезы благодарности. Григ умер, и она не скажет ему «спасибо» за чудесный подарок).

-За что была благодарна Дагни музыканту? Что значит духовный подарок?

- Что помогла понять музыка Дагни? ( Жизнь прекрасна, нужно любить жизнь. Быть щедрым и отдавать людям всего себя без остатка)

- Почему Нильс теперь знал, что жизнь Дагни не пройдет зря?

- Составьте словарь настроения 4 –й части. (Каждая группа составляет и записывает в свой словарик).

- Проверим. Добавим самые точные выражения на доску.

Волнующее

Восхищенное ( восхищаемся красотой Дагни)

Торжественное (начало концерта)

Возбужденное (чувства Дагни близки)

Бурное (представляем вместе с Дагни картины ее малой  родины)

Радостной грусти (слезы благодарности Дагни, их близкие чувства)

Спокойной уверенности / умиротворения (жизнь Дагни не пройдет зря)

ΙΙΙ. Итог урока.

ΙV. Рефлексия

2. 1. 2. 3. 1. 3

-Как называет Дагни Грига?

- Только ли к композитору Эдварду Григу мы можем отнести эти слова? Почему?

- За что девушка благодарила Грига?

(За щедрость, за то, что он открыл перед ней то, прекрасное, чем должен жить человек).

- Так чем же должен жить человек?

(Делать добро и дарить его людям без возврата)

- Именно это делает людей бессмертными. Их добрые дела, красивые поступки, талант, щедрость. За всё это благодарила Дагни Грига, говорила ему «спасибо».

- А кому бы вы сегодня сказали «спасибо»? (Дети отвечают)

- А я хочу сказать «спасибо» вам. Сегодня вы учились жить. У вас ещё всё впереди. И я очень верю: вы сумеете сделать мир счастливым, ведь в жизни столько замечательных людей, которые и после смерти дарят нам свою щедрость. Пусть они будут для вас примером.

3. 2. 2.

- Закончите предложения:

Я понял…

Я запомнил…

Мне понравилось…

Мне осталось непонятным…

ΙV. Домашнее задание.

 Подготовить близкий к тексту пересказ любого из отрывков-описаний.

Попробовать письменно ответить на вопрос «Чем должен жить человек?»

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 4 классе. (по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Цели: *провести исследовательскую работу над произведением; * учить выделять главное в содержании и делать выводы; *расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продо...

Тема: Как рождается музыка. Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Цели: обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работ...

Тема: Как рождается музыка. Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Цели: обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работ...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»"

Цель: продолжать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского; показать многообразие творчества писателя; расширять кругозор учеников; прививать интерес к литературе, любовь к чтению....

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по произведению К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» УМК «Гармония»,

Изучение творчества К.Г.Паустовского; совершенствование умения работать с текстом; развитие навыка чтения; развитие художественного вкуса, любви и интереса к чтению и к классической музыке....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе ( по рассказу К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»)

Предмет: литературное чтениеКласс: 4 В Тема урока: К. Г. ПаустовскийТип урока: урок – исследование.Цель урока:1. Провести исследовательскую работу над произведением;2. Учить выделять главное в с...