Работа над техникой чтения
материал по чтению (1 класс) на тему

Носова Надежда Анатольевна

В работе приведены упражнения, направленные на повышение читательских умений младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_statya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

В современном мире невозможно представить человека, который не умеет читать. Еще К. Д. Ушинский , основатель методики начального образования, писал о том,  что, усваивая родной язык легко и без труда, новое поколение усваивает мысли и чувства предшествовавших  ему поколений.

Поэтому обучение чтению становится очень важной задачей для любого учителя. Предметом данной науки является процесс овладения школьниками теорией и практикой.

Механизм чтения складывается из системы многих ориентаций, более всего зрительного порядка. Это сложный психофизический процесс. В процессе чтения надо сначала воспроизвести с буквами определенные операции: увидеть, зрительно опознать букву, установить, какой звук оа обозначает, затем воспроизвести звуковую форму слова и уловить заключенное в нем содержание.

Поэтому учителю важно подобрать такие демонстрационные и дидактические материалы  с буквами, слогами, словами, которые обладают наилучшими физическими свойствами для их восприятия детьми. Это программа для учащихся 1 класса.

У механизма чтения есть еще одна особенность, которую необходимо учитывать при обучении детей.

Установлено, что взгляд движется по строчкам текста неравномерно, не ритмично, а скачками. Время движения от одной точки текста  до другой крайне мало- от 0,01 до 0,03 секунд. Совершив очередное движение-скачок,  взгляд как бы приостанавливается. Эти остановки называются фиксациями. Их продолжительность у опытного чтеца в среднем 0,13 сек. Именно на фиксации падает почти вся нагрузка по восприятию  и опознанию букв, слов, других элементов текста. И чем больше за одну остановку будет зафиксировано этих элементов, тем больше окажется поле зрения (поле чтения, поле узнавания). Необходимо  методически обеспечить занятия так, чтобы поле чтения охватывало, по меньшей мере, две буквы.

  • Упражнение «Горочка»  .  Слоги можно ставить любые. Медленный темп чтения при подъеме, быстрое чтение при «съезде»

          Ги          ге            

   Го                                   гэ

Га                          аг

  • Надо найти в букварном тексте слова, в состав которых входят слоги из столбиков. Карандашом подчеркивается каждый из этих слогов в самом слове, и от этого слога проводится соединительная карандашная линия к такому же слогу, помещенному в столбике.
  • Для расширения поля зрения можно предложить такой вид упражнения:

Любые буквы или слоги

Любые буквы или слоги

Любые буквы или слоги

Любые буквы или слоги

м

Любые буквы или слоги

Любые буквы или слоги

Любые буквы или слоги

Любые буквы или слоги

Взгляд останавливается в центре. Это может быть буква или какой-либо цвет. Называются буквы или слоги по бокам по указке учителя.

У ребенка, только начинающего читать, поле чтения ограничивается буквой, точнее, тяготеет замкнуться на букве. Если это примет устойчивый характер, то возникнет так называемое побуквенное чтение- самый непродуктивный способ чтения.

В данном случае может помочь способ «полубуковка» , когда сначала закрывается верхняя половина строчки. Смысловой фактор играет в чтении ключевую роль. Собственно, весь процесс чтения осуществляется в конечном счете ради того, чтобы извлечь нужную информацию .

Примеры заданий :

  • Чтение «испорченных» предложений или коротких текстов, которые учитель печатает на доске.
  • Выявление смысла фразеологизмов.

Ребенок, испытывающий трудности в технике чтения, стремится облегчить себе этот труд: угадывает конец слова или предложения, чаще всего допуская ошибку.

Для преодоления таких проблем существует способ наблюдения за построением предложения, развитием мысли, за функцией служебных слов. Например:

ИРА ТРОНУЛА КАКТУС. ОНА УКО…    Р….

Дальнейшее становление у младших школьников умения читать достигается путем совершенствования технической стороны чтения, се большей ее автоматизации, углублением  умения понимать содержание читаемого произведения.  

На этом этапе для тех детей, у которых плохо сформирован навык чтения, можно предложит следующее упражнение:

МАМА МЫЛА РАМУ.

Хорошие результаты дает чтение перед сном, жужжащее чтение и упражнение на развитие оперативной памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над техникой чтения.

Одним из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим, который по своему значению превосходит все остальные вместе взятые, является темп чтения. ...

Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения

Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения...

Тренажёр "Работаем над техникой чтения"

Тренажёр  предназначен для фронтальной  и индивидуальной работы на уроках и внеурочное время....

Работа над техникой чтения (советы для родителей)

Учителям начальной школы определенно известно, что многие дети испытывают значительные трудности в овладении чтением.Психологами и педагогами выявлена закономерность - если ребенок к концу первого кла...

Работаем над техникой чтения

Всем известна методика улучшения техники чтения, разработанная Федоренко. Предлагаю Вашему вниманию наборы карточек ддля работы по этой методике....

Статья "Работа над техникой чтения в рамках урока". (Из опыта работы).

Очень важно, чтобы каждый ученик умел быстро читать, понимать прочитанное, высказывать своё отношение к произведению. Я давно задумалась, как этого достичь. Ведь только традиционных упражне...

Тренажёр. Работаем над техникой чтения.

Презентация разработанна для улучшения техники чтения....