Конспект урока на тему"Обобщение по разделам. Набираемся житейской мудрости" (УМК"ПНШ"3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Связева Анна Александровна

Цели деятельности учителя:

1) Обобщить полученные знания о баснях; показать взаимосвязь басен, сказок, пословиц;
2) Развивать навык чтения, познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты

предметные:

-Обобщать и систематизировать знания по разделу;

-Оценивать и характеризовать героев.

личностные:

-Прививать стремление к улучшению качества своей устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx32 КБ
Файл russkiy_yayazyk.pptx623.05 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 02.02.2016                                                                                                Учитель: Мотовилова Людмила Викторовна

Школа: № 95                                                                                                        Методист: Астахова Александра Анатольевна

Класс: 3-7                                                                                                        Студент: Связева Анна гр.32

Урок №1        

Кабинет №212                                                                                        

Конспект урока литературное чтение

Тема: «Обобщение по разделам. Набираемся житейской мудрости».

Цели деятельности учителя:

1) Обобщить полученные знания о баснях; показать взаимосвязь басен, сказок, пословиц;
2) Развивать навык чтения, познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты

предметные: 

-Обобщать и систематизировать знания по разделу;

-Оценивать и характеризовать героев.

личностные:

-Прививать стремление к улучшению качества своей устной речи.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть: система уроков по учебнику Н. А. Чураковой. -3. -е издание. М.: Академкнига. -2 часть: 184 с.: ил., презентация, жетоны.

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

1.

Мотивационный

Практич.: артикуляционные упражнения

Словес.:ответы на вопросы

≈5

≈2

Речевая разминка

-Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Александровна, сегодня урок литературного чтения у вас буду вести я. Садитесь, пожалуйста.

-Наш урок мы начнем с артикуляционной разминки.

-Улыбка-Трубочка.
-Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гл.звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

- «Хоботок».

-Поработаем над скороговоркой, этот опыт нам пригодится сегодня на урок.

-Покажите мне, как вы умеете работать со скороговоркой, на счёт три, четыре.

-Давайте прочитаем её медленно.

-Теперь почитаем быстрее.

-И очень быстро.

-А кто может ещё быстрее.

(Индивидуально 2-3 чел.)

У Марфы нет арфы.
У Митрофана – фортепьяно.
А у Федота – фагота.

-Прочитайте поговорку и скажите, чем мы сегодня будем с вами заниматься.  «Повторенье - мать ученья»

(на доске карточки со словами «обобщить», «систематизировать», «лента времени»).

-Правильно, мы читали басни, сегодня нам нужно обобщить наши знания и поработать с лентой времени.

-А чтобы в конце урока вы получили хорошие оценки, за каждый ответ вы будите брать  жетончики, а в конце урока наградим пятёрками тех ребят, которые больше всех наберут жетончиков. Итак, тема у нас звучит так: «Обобщение по разделам. Набираемся житейской мудрости».

Читать, правильно артикулируя.

Определять тему урока.

П: осмысленно читают текст

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

22.

 Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: заполнение таблицы

≈ 2

Повторение изученного

-Произведения, какого жанра мы читали?(басни)
-Что такое басни? (Небольшое, чаще всего стихотворное произведение; от древнего слова «баять» — говорить).Пословицы? (Остроумные народные выражения.)
-С баснями, каких авторов мы знакомились?(На доске карточки, на которых написаны авторы: Эзоп, И. Крылов, Жан де Лафонтен, Тургенев, Михалков, Пушкин).

-Правильно, молодцы!

Определять конкретный смысл понятий.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: строят речевое высказывание

33.

Решение частных задач на основе анализа текста

Словес.: ответы на вопросы

Практический: выразительное чтение и анализ Т

Словес.: ответы на вопросы

Словес.: обобщение

Практический: выразительное чтение и анализ Т

Словес.: ответы на вопросы

Практический: чтение наизусть  и анализ Т

Словес.: обобщение

Словес.: ответы на вопросы

Словес.: ответы на вопросы

≈25

\

Из каких частей состоит басня. Сходство басни со сказкой о животных.
-Кому принадлежат слова и, из какой они басни?

«Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой». (Эзоп «Рыбак и рыбёшка »).

-Выразительное чтение басни.

-Какова мораль этой басни? (лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем).
-В какой басне Эзопа такая же мысль?(соловей и ястреб)
-Какую пословицу, близкую по смыслу подберём к этим басням(лучше синица в руках, чем журавль в небе)
-Какие ещё басни Эзопа вы читали?

-С чем сходна басня своим повествованием? (со сказками о животных)
-А чем они различаются? (Басни своим повествованием похожи на сказки о животных, а отличаются моралью).

Лента времени.
-Когда появились басни Эзопа?(2500 лет назад)
-Где на ленте времени их расположим?
(карточка на доску)
-Когда появились первые басни?(4000 лет назад)
- Покажите на ленте времени.
(карточка на доску)

-Молодцы!

-Теперь отдохнём.

Физминутка

-Продолжаем говорить о сходствах и различиях басен Эзопа и Крылова, характеристики смеха басен Крылова.

-Из какой басни строки?

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя, прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!»

-Назовите басню с таким же названием, но другого автора.(И.Крылова)
-Чем они похожи и чем различаются?(различаются тем, что у Эзопа басни в прозаической форме, а у Крылова в стихотворной, а похожи они смыслом басен)
-Какая басня помогает лучше представить внешний вид, поведение героев?(басня Крылова) Какая более смешная, почему?(басня Крылова более смешная, потому что лиса хотела виноград, но из-за своей боязни высоты придумала себе оправдание).
-Какова мораль басни Эзопа, а Крылова?(без труда не выловишь рыбку из пруда)
-Что значит «винить обстоятельства»? (то есть, винить не себя, а других или саму ситуацию)
-Вспомните случай из жизни, когда мы винили обстоятельства? (когда получали двойку, а родителям говорили, что не мы плохо подготовились к самостоятельной работе, а учительница плохая)Инсценировка басни Крылова.

Изучение нового материала.

Слово о писателе. Иван Крылов.

-Ребята, что вы знаете о Иване Крылове.

-Молодцы, а сейчас вы услышите для себя что-то новое об Иване Крылове. Мама, Ивана Крылова, Марья Алексеевна, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Так же ему было позволено обучаться вместе с детьми местного помещика, которого он как то удивил своими стихами. Многие его читатели, называли его «дедушка Крылов». Он относился к народу из высшего света, но в своих рассказах высмеивал пороки чиновников и других, занимавших пост людей. Ивану Крылову были установлены в городах нашей страны памятники.

Продолжим нашу беседу о баснях.

Наизусть «Лебедь, щука и рак ».
-Назовите мораль этой басни.
-В какой басне животные пленили нас своим искусством?
Чтение по ролям басня «Квартет»
-Можно ли сказать, что герои попали в смешное положение?
-Попадали вы тоже в смешное положение?

Случай из жизни.
-Какой бывает смех? Какой смех в этой басне? (Басня чаще всего рассказывает о животных, но её цель -обратить внимание людей на непростые ситуации в их жизни, когда они выглядят не лучшим образом. Поэтому и смех она вызывает особый, горькая усмешка или грустная улыбка).

-Кто чаще всего становится героями басен?(животные) А мораль касается кого?(людей)
-И. А. Крылов жил 200 лет назад. Расположите карточку на ленте времени.

Карточка басни Крылова.
-Какие короткие произведения устного народного творчества нам помогали? Что такое пословицы?
-Когда они появились. Расположите их на ленте времени. В каких случаях мы их использовали?
Любишь кататься, люби и саночки возить. – Жизненная ситуация.

-Басни, какого автора мы читали ещё? Назовите их.

Он жил 350 лет назад. Расположите на ленте времени.

Обратите внимание на ленту времени. Мы читали басни Эзопа и Крылова с похожими сюжетами, Лафонтена и Крылова с похожими сюжетами. Истории, рассказанные в них, пришли из древности. Сохранилась басня римского поэта Федра, жившего 2000 лет назад, с таким же названием и смыслом. Наверняка эту басню рассказывал и Эзоп, но в его изложении она не сохранилась. Эзоп жил 2500 лет назад. Эти басни путешествуют во времени.

-Произведения, каких авторов читали?
-Как давно они существуют?
-Помогли ли нам басни в усвоении данной темы? Теперь, вы получите листочки на которых написаны вопросы по нашей теме, вы должны на них ответить, после проверки я  выставлю вам оценки.

Что такое пословица?                                                

Что такое басня?

Назовите известных вам баснописцев.

Назовите басни Эзопа и  И. Крылова, которые имеют один сюжет?

Какой басне принадлежат слова?

  • Из кожи лезут вон, а возу нету ходу.   ________________________________________________
  • Спохвал вскружилась голова. _______________________________________________________
  • А вы, друзья, как не садитесь… ______________________________________________________

Найди пару    

Ворона

Куры

Волк

Огонь

Орел

Ягненок

Роща

Лисица

Обезьяна

Моська

Слон

Очки

Запиши название и автора басни  _________________________________________________________

  Уж сколько раз твердили миру,

  Что лесть гнусна, вредна,

  Но только все не впрок

  И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Какой басне подходит эта пословица:    Сколько злому человеку добра не делай, благодарности не получишь.   ____________________________________________________________________________________

Отвечать на вопросы.

Читать выразительно.

Проводить анализ.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Сопоставлять тексты разных жанров.

Слушать рассказ учителя.

Учить басню.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Работать с лентой времени.

Отвечать на вопросы.

Работать с лентой времени.

Отвечать на вопросы.

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

П: осуществляют синтез

П: строят речевое высказывание

П: строят рассужд

П: осуществляют синтез

П: строят рассужд

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П: строят речевое высказывание

П: строят речевое высказывание

П: строят речевое высказывание

П: строят речевое высказывание

44.

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

≈6

Подведем итоги подсчитав наши жетончики( подсчитываем, шесть учеников ,которые получили больше всех жетончики получают пятёрки)

Поднимите веселый смайлик, которые лежат у вас на столах, если вам понравился наш урок и вам всё было понятно, грустный, если вы что-то не поняли и вам было не комфортно работать на уроке.

Всем спасибо за урок, урок окончен.

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

Р: осуществляют итоговый контроль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

У Марфы нет арфы. У Митрофана – фортепьяно. А у Федота – фагота.

Слайд 3

У Марфы нет арфы. У Митрофана – фортепьяно. А у Федота – фагота.

Слайд 4

У Марфы нет арфы. У Митрофана – фортепьяно. А у Федота – фагота.

Слайд 5

Повторенье – мать ученья.

Слайд 6

Обобщить знания о прочитанных баснях; Р аботать с лентой времени.

Слайд 7

Обобщение по разделам. Набираемся житейской мудрости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий тест по разделу "Набираемся житейской мудрости"

тест по литературному чтению по "Перспективной начальной школе"...

План-конспект урока по теме: "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Глагол""

Это урок обобщения и систематизации знаний. Закрепление постоянных и не постоянных признаков глагола, развитие орфографической зоркости и формирование навыка грамотного письма, а так же работа над кул...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс...

Конспект урока литературного чтения «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»» (2 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые  результатыПредметные:знать произведения и их авторов, данных в разде...

Конспект урока литературного чтения Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Цели деятельности учителя: закрепление знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Планиру...

Конспект урока по теме «Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по разделу; развитие памяти, внимания, мышления, речи; поддержание интереса к чтению. Планируемые результаты: Предметные: знать: авторов прочитанны...

Конспект по литературному чтению. УМК "Школа России".Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна», 2 класс

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна», совершенствование навыков выразительного чтения, развитие речи, внимания.Планируемые...