Урок литературного чтения "Два Мороза"
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Чернышова Юлия Андреевна

По типу данный урок – комбинированный. Соответственно были продуманы этапы урока: повторение изученного материала, работа по новой теме, обобщение полученных результатов. Каждый этап плавно переходил в другой, между ними прослеживалась логическая «связка». Построение урока соответствовало содержанию и поставленным целям. Правильно была подобрана дозировка времени на выполнение каждого этапа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку2.24 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_dva_moroza.doc25.18 КБ
Файл samoonaliz_uroka.docx14.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения .11.2011

Слайд 2

Летела стрела и попала в болото. А в том болоте поймал её кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожею Сделался милой, красивой, пригожей.

Слайд 3

Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом, Белка там живет ручная, Да затейница какая!

Слайд 4

Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца.

Слайд 5

Прибежала мышка-мать, Поглядела на кровать, Ищет глупого мышонка, А мышонка не видать...

Слайд 6

Д В А М О Р О З А

Слайд 7

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании ; Дровосек – человек, рубящий дрова; Купец – богатый человек, живущий в городе , владелец торговой лавки;

Слайд 8

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли. Ёжиться - сутулиться, сжиматься всем телом при ощущении холода.

Слайд 9

Топор лучше шубы греет.

Слайд 10

МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ. ГДЕ ТЕПЛО, ТУТ И ДОБРО. ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ, ТАК НЕ СИДИ НА ПЕЧИ. У РАБОТАЮЩЕГО В РУКАХ ДЕЛО ОГНЁМ ГОРИТ. БЕРЕГИ НОС В БОЛЬШОЙ МОРОЗ. Зимы без мороза не бывает.



Предварительный просмотр:

 Цели: познакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»; развивать  умения работать с текстом; формировать умение анализировать поступки героев.

Совершенствовать умения и навыки правильного, беглого чтения; развивать логическое мышление.

Воспитывать трудолюбие.

Оборудование:  учебник, текст сказки ,запись «Вальс» Д. Шостаковича, аудиозапись сказки «Два Мороза», , карточки с цифрами и буквами, пословицы на карточках. презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  • Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь  Вам, а вы улыбнетесь мне и нашим гостям.

  1.  Повторение.  (Звучит «Вальс» Д Шостаковича)  На фоне музыки:

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев  на кроватки, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько  скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

  • Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки.  Сказки бывают разные. Те, которые сочинили  писатели, называются…(Авторскими).

  • А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются … (Народными). Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от  русской народной?

  1. Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. («Царевна-лягушка») 

  1.  Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом,

Белка там живет ручная, да затейница какая!

                               («Сказка о царе Салтане… » А.С. Пушкин)

  1. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

 

  1. Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать... («Сказка о глупом мышонке» С. Маршак)

  • Молодцы! Как вы, ребята, думаете, много ли сказок на свете?
  • Правильно. Можно ли сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море… Вот сколько сказок на свете.

  1. Изучение нового материала.

  • Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой, а как она называется вы узнаете, выполнив следующее задание. (работа в парах)
  • На столах у вас лежат карточки с цифрами. Расположите их в порядке возрастания. Несколько вариантов проверили. 
  • А теперь возьмите и переверните их обратной стороной. Что у вас получилось? Несколько вариантов проверили. (Приложение1)
  • Откройте учебники на странице 198.
  • Сказка эта ребята русская народная. При чтении могут встретиться трудные или не понятные слова. Прежде чем приступить  к прослушиванию сказки, давайте выясним значение некоторых слов.

  • Бубенчик металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;
  • Дровосек – человек, рубящий дрова;
  • Купец богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
  • Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
  • Ёжиться - сутулиться, сжиматься всем телом при ощущении холода.

  • Сейчас, ребята, мы послушаем эту сказку. А вы в это время будете следить по учебнику. Прислушивайтесь и запоминайте, как  правильно и выразительно читать это произведение.

  1. Слушание записи сказки «Два Мороза».

  1. Первичная проверка понимания.  

  • Какова основная мысль сказки?
  • Назовите действующих лиц сказки.
  • Можно ли эту сказку назвать волшебной?
  • Что в ней волшебного?
  • Как решили подшутить Морозы?
  • Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос?
  • Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос?  
  • А вот как они это делали, вы ответите нам после самостоятельного чтения.
  1. Физминутка.
  2. «Жужжащее» чтение детьми.

  1. Выборочное чтение.

1.  Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца (стр. 200)

  • Удалось ли ему это сделать?
  • Посмотрите на иллюстрацию. Как одет купец?
  • Так почему же Мороз его заморозил?

  1.  Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина (стр. 200).

  • Удалось ли ему это сделать?
  • Посмотрите на иллюстрацию. Как одет крестьянин?
  • Так почему же Мороз его не смог заморозить?

  1. Прочитаем хором последнюю строку сказки (стр. 201)

- Как  вы понимаете слова «Топор лучше шубы греет»?

  1. Работа с пословицами.  ( работа в группах).

  • А сейчас мы с вами проделаем следующую работу. Я раздам вам карточки с зашифрованными пословицами. Оставьте  только русские буквы и прочитайте пословицу. Дайте ей объяснение.  (Приложение2)

МОРVОЗ НЕ ВЕYЛИК, ДА СТОRЯТЬ НЕ ВЕIЛИТ.  

ГДQЕ ТЕПDЛО, ТУJТ И ДОБZРО.  

ХОЧЕSШЬ ЕСJТЬ КАЛАYЧИ, ТАК НЕ СИZДИ НА ПЕNЧИ.  

У РАБОТАWЮЩЕГО В РУVКАХ ДЕGЛО ОГНUЁМ ГОRРИТ.  

БЕРSЕГИ НОGС В БОЛЬJШОЙ МОWРОЗ.                                                    

  1. Итог урока.

          -     С какой русской народной сказкой познакомились?

  •  О ком рассказывается в сказке? Какая главная мысль сказки? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна.)

  1.  Домашнее задание.

 

     Стр.198-202 – выразительно прочитать, подготовить ответы на вопросы стр.202.

   


МОРVОЗ НЕ ВЕWЛИК, ДА СТОRЯТЬ НЕ ВЕLЛИТ.

ГДGЕ ТЕПFЛО, ТУLТ И ДОБWРО.

ХОЧDЕШЬ ЕСJТЬ КАЛYАЧИ, ТАWК НЕ СИSДИ НА ПЕUЧИ.

У РАБОТWАЮЩЕГО В РУDКАХ ДЕGЛО ОГНZЁМ ГОРRИТ.

БЕРFЕГИ НОGС В БОЛЬRШОЙ МОWРОЗ.    


Д

в

а

М

о

р

о

з

а

Д

в

а

М

о

р

о

з

а

Д

в

а

М

о

р

о

з

а

Д

в

а

М

о

р

о

з

а

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                                                                                   



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Урок литературного чтения по теме: «Два Мороза».

Основными целями урока являлись:

  • познакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»;
  • развивать  умения работать с текстом; формировать умение анализировать поступки героев;
  • совершенствовать умения и навыки правильного, беглого чтения;  
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать трудолюбие.

Организация урока.

По типу данный урок – комбинированный. Соответственно были продуманы этапы урока: повторение изученного материала, работа по новой теме, обобщение полученных результатов. Каждый этап плавно переходил в другой, между ними прослеживалась логическая «связка». Построение урока соответствовало содержанию и поставленным целям. Правильно была подобрана дозировка времени на выполнение каждого этапа.

Содержание урока.

  Удачно был подобран материал для различных этапов урока. Урок начался с обобщения изученного материала: определения раздела и темы прошлого урока в этом разделе. Повторение изученного материала прошло в форме фронтального опроса и индивидуаль-ной работы.

  Второй этап посвящен был совместному «открытию» знаний. При постановке темы урока была созданная проблемная ситуация, когда надо было определить, к какому типу сказок относится данная.

  Дети вместе с учителем систематизировали сказки по жанрам, при этом работали с учебником и дополнительной литературой.

  Третий этап- закрепление полученных знаний - прошло в форме групповой работы, где каждой группе была предложена своя пословица, которую они должны были расшифровать и объяснить ее смысл.

  Воспитательная направленность урока прослеживалась на всех этапах, где говорили о культуре общения и трудолюбии.

  На уроке применялись различные методы: частично поисковый, объяснительно-иллюстрированный, создание проблемных ситуаций.

  Использовались дополнительные средства для эффективности добывания знаний: ИКТ, наглядность.

Оценку работе своих товарищей давали сами учащиеся, итоги групповой работы подвело жюри.

Благодаря сочетанию различных форм работы во время всего урока сохранялась высокая работоспособность детей. Урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения"Мороз Иванович"

конспект урока литературного чтения...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Урок литературного чтения " Мороз-Воевода" Н.А.Некрасов

Урок  чтения 3 класс Тема: Н.А. Некрасов «Мороз – воевода» Цели урока:1.Знакомство с отрывком из произведения Некрасова « Мороз, красный нос» 2. Способствовать формированию навыков рабо...

Урок литературного чтения " Мороз-Воевода" Н.А.Некрасов

-Как вы думаете, а как сам поэт относится к своему герою?(восхищается, любуется, подтвердите предложениями или словами из текста.)- Ребята, я хочу услышать,  как же вы читаете?- прочитайте столби...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...