Урок по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Шепелина Салтанат Закаровна

Урок способствует развитию читательской компетентности младших школьников через подробный анализ произведения, ведущий к постижению его смысла и к его интерпретации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_l.n._tolstogo_pryzhok.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу Л. Н. Толстого «Прыжок»

Цель урока: развитие читательской компетентности обучающихся через анализ произведения.

Предметные результаты:  развитие способности эмоционально реагировать на художественное произведение; совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы; развитие умения   составлять план; ознакомление с составными частями композиции рассказа.

Метапредметные результаты: развивать речевые умения - умение слушать, высказывать свои впечатления, свое мнение, вычленять главное в тексте; интеллектуальные умения – обобщать, видеть причинно-следственные связи между  событиями.

Личностные результаты:  способствовать воспитанию характера, мотивировать на чтение книг.

Ход урока.

  1. Опрос домашнего задания: выборочный пересказ по научно-популярному рассказу «Зайцы».
  2. Подготовка к первичному восприятию.

Рассматривание иллюстрации, на которой изображено парусное судно.  Внимание детей обращается на конструкцию и размер мачты. Учитель  рассказывает школьникам, что в ХIХ веке корабли совершали кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев.

  3.Первичное восприятие произведения в ходе выразительного чтения учителем.

4.Проверка первичного восприятия.

Обмен читательскими впечатлениями:

 Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?

  1. Формулирование проблемы:

Из-за чего мальчик совершил прыжок? 

В ходе предварительного обсуждения дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст.

6. Аналитическое чтение текста по частям, ознакомление с составными частями композиции рассказа, составление плана.

Чтение 1 абзаца.

О чем мы узнали? (…) Как вы думаете, для чего автор говорит  о  хорошей погоде  и сообщает о том, что корабль возвращался из кругосветного путешествия?  (Чтобы стало понятно, что люди устали от многомесячного путешествия, им хочется развлечься, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не полез бы на мачту.

(Учитель сообщает, что эта смысловая часть рассказа называется вступление.) Как озаглавим этот абзац? (Все на палубе)

Чтение 2 и 3 абзацев

Что  мы узнаем о мальчике, главном герое? (Он сын капитана, ему 12 лет.)

 - Как вела себя обезьянка и как реагировали люди? (Дети зачитывают «ключевые» слова: обезьяна «сорвала», «надела шляпу», «взобралась» «стала рвать», «дразнила», «делала рожи», люди забавляются, смеются).

- Озаглавливаем: Люди смеются над мальчиком.

-  Что происходит с обезьяной, мальчиком и матросами? (ключевые слова: обезьяна « «взобралась еще выше»; мальчик «погрозил ей», «крикнул», «покраснел», «скинул куртку», «бросился за обезьяной», «взобрался по веревке»; матросы «громче стали смеяться»).

Читая эту часть, мы уже чувствуем, что должно что-то произойти. Эта смысловая часть рассказа называется завязка.)

Чтение  4 и 5 абзацев

 - Почему же мальчик полез за обезьянкой? (Возможные варианты ответов: ему было жалко потерянной шляпы; он хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости; ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов.) Связано ли поведение мальчика с поведением матросов? (Да, так как мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца.) Какая информация самая важная в этой части? (Мальчик лезет за обезьянкой) Так и озаглавим.        В этой части пока ничего страшного не случилось, но действие развивается, напряжение  нарастает. Эта смысловая часть рассказа называется развитие действий.

Чтение  6,7 и 8 абзацев.

 -  Что происходит дальше с персонажами рассказа? (мальчик  «раззадорился», «ступил на перекладину, покачивая руками»; матросы «замерли от страха», «смотрели и ждали», мальчик «опомнился, глянул вниз и зашатался»).

В этих частях текста мы очень сильно переживаем за героя, напряжение в действии достигает наивысшей точки. Эта часть рассказа называется кульминацией. Как озаглавим? (Мальчик в опасности)

Чтение  9 абзаца.

- Что сделал капитан, увидев сына на мачте? Что происходит с мальчиком? (Капитан  «увидел сына», «прицелился», «закричал: «Прыгай …в воду! Застрелю!»; мальчик «шатался, но не понимал».

Чтение 10,11и 12  абзацев.

- Что заставило мальчика прыгнуть вниз? (Крик отца: «Прыгай, или застрелю! Раз, два, три!»; мальчик «размахнулся головой вниз и прыгнул»)

Озаглавливаем: Решение отца

- Что случилось дальше с мальчиком? Как ведут себя матросы? (Мальчик – «точно пушечное ядро, шлёпнулось тело мальчика в море»)  Дети объясняют, что это сравнение помогает представить быстроту прыжка мальчика; «секунд через сорок … вынырнуло тело мальчика» (Дети думают и объясняют, почему эти сорок секунд показались всем долгими – все очень переживали за жизнь мальчика); «у него изо рта и из носа полилась вода», «стал дышать»; матросы - «двадцать молодцов матросов прыгнули в море», «схватили (мальчика) и вытащили на корабль»)

Все страхи позади. Мальчик спасен. Так и озаглавим. Эта смысловая часть текста называется развязкой.

Чтение последнего абзаца.

- Что произошло с капитаном, когда он все это увидел? Почему капитан плакал? («вдруг закричал, как будто его что-то душило») Что же могло «душить» капитана? ( Дети рассуждают, что отец мог убить сына. Он плакал от потрясения и от счастья, что сын остался жив.) Озаглавливаем: Отец потрясен случившимся.

7. Характеристика героев, осмысление идеи.

- Понятно ли вам, почему капитан грозил застрелить сына? (Времени на раздумья совсем не было – надо было быстро принимать решение.)

- Можно ли винить обезьяну, в том, что с мальчиком чуть ли не произошло несчастье? (Нет, ведь она не человек, и для неё все это было лишь «игрой» с мальчиком.)

- Каков же смысл рассказа? Ради чего автор рассказывает эту историю нам? (Этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья–та жизнь. В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он бы упал на палубу и разбился.)

- Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)

 - Если автор решил рассказать об этом нам, значит, он хочет, чтобы и мы учились совершать поступки, принимать правильные решения в той или иной ситуации, не трусили, когда нужно проявлять храбрость.

8. Домашнее задание.

Приготовить выразительное чтение самого интересного на ваш взгляд отрывка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу Л.Толстого "Прыжок".

Урок литературного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Прыжок" для 2 класса, УМК "Перспективная начальная школа". Может быть использован учителями, которые работают по другим комплектам....

Литературно - методический анализ и конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» УМК «Школа России»

Работа включает в себя литературно-методический анализ и конспект урока для 3 класса. Работа будет полезна учителям начальных классов....

Презентация к тематическому уроку "9 мая-День Победы!", также может быть использована и при проведении урока, посвященного рассказу о блокаде Ленинграда

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация, которая может быть использована при проведении уроков, посвященных рассказам о Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. Презентация ...

Урок чтения. Рассказ «Сова» В.В.Бианки.

открытый урок чтения, цели которого:1.Развивать личную позицию учеников опираясь на их знания  темы.      2. Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к ней....

Конспект урока чтения "Рассказы К.Д. Ушинского для детей" 1 класс.

Конспект и самоанализ урока чтения в 1 классе. Тема:"Рассказы К.Д. Ушинского для детей"...

Открытый урок по рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Урок внекласнного чтения в 4 классе по рассказу К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...

Урок литературного чтения в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»

Урок литературного чтения в 1 классе  по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»...