Урок литературного чтения в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме

Урок литературного чтения в 1 классе  по УМК «Начальная школа XXI века». Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_klass_n.n.novikova.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новикова Н.Н., учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 5 г. Белгорода»

Урок литературного чтения в 1классе
по УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Анализ рассказа В.Осеевой «Кто хозяин»

Цели урока:

Предметная: Организовать деятельность учащихся по изучению произведения В.Осеевой «Кто хозяин», уяснению его нравственного смысла, формированию навыков смыслового чтения и работе и текстовой информацией.

Метапредметная: Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, доказательства.  Создание в классе условий для благоприятного психологического микроклимата и сохранения здоровья детей.

Личностная: Подвести школьников к осознанию базовой нравственной ценности «дружба».

Оборудование урока: 

Демонстрационное: портрет писательницы В.А.Осеевой, выставка ее книг.

Индивидуальное: Учебник  по литературному чтению, рабочая тетрадь.

Тип урока – знакомство с новым материалом.

Этап урока

Деятельность учителя

Виды деятельности учащихся

Организационный момент

Добрый день! Садитесь.

Повернитесь друг к другу. Пожмите руку своему соседу по парте. Почувствуйте тепло другого человека, подарите ему свое тепло. Почувствуйте крепкое дружеское рукопожатие.

Личностные, коммуникативные

Актуализация опорных знаний

Ребята, вы совершили дружеское рукопожатие.

А скажите, у вас есть друзья?

Как вы думаете, каким должен быть настоящий друг?

Как друзья должны относиться друг к другу?

Как должен себя вести настоящий друг?

Как вы понимаете выражение -  «настоящая дружба»? (Выслушиваются ответы детей).

 Личностные,

коммуникативные

Определение темы  и цели урока

Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? Почему вы так решили, докажите. (Выслушиваются ответы детей).

Ребята, вы знаете много произведений о дружбе, давайте вспомним их. (Выслушиваются ответы детей).

Молодцы. Все эти произведения рассказывают о том, как должен вести себя настоящий друг. Сегодня мы с вами прочитаем еще одно произведение о дружбе уже известного вам автора Валентины Александровны Осеевой «Кто хозяин». Перед вами портрет этой удивительной женщины – педагога и писателя -   и  выставка её книг, которые для вас уже стали любимыми. Рассказ поможет нам лучше понять, каким должен быть настоящий друг и как он должен себя вести.

Регулятивные - целеполагание

Планирование урока по условным обозначениям

Чтобы лучше понять это произведение,  какие действия мы с вами будем выполнять? (Выслушиваются ответы детей). В этом нам помогут условные обозначения (читать, рассказывать, отвечать на вопросы, доказывать, объяснять, составлять план работы, работать по памятке).

Регулятивные - прогностические

Чтение произведения

Найдите в учебнике произведение В.Осеевой «Кто хозяин».

Что нам поможет быстрее найти это произведение в учебнике? (содержание которое находится в конце учебника). Найдите в содержании это произведение. На какой странице оно находится? Откройте произведение. Прочитайте название. Пока мы будем читать произведение, подумайте: кого автор называет настоящим хозяином?

Чтение произведения учителем и сильными учениками.

Предметные, познавательные - работа с информацией,

установка на смысловое чтение (аудирование)

Анализ прочитанного произведения

Как же вы думаете, кто настоящий хозяин Жука? Почему вы так думаете? (Выслушиваются ответы детей).

Найдите вопросы после текста, прочитайте второй вопрос (как автор знакомит читателей с героями). Что вы думаете о мальчиках? Какими они были? (дети рассказывают своими словами). Прочитайте третий вопрос. О чем спорили мальчики? Прочитайте их разговор. Как закончился спор мальчиков? Объясните, почему. (Выслушиваются ответы детей).

Предметные,

познавательные

Физкультминутка

Система гимнастических упражнений

Регулятивные, личностные

Работа в тетради на печатной основе

1. Откройте рабочую тетрадь на странице 40 и найдите задания, которые относятся к этому тексту. Прочитайте первое задание. Выполните задание самостоятельно и проверьте друг у друга.

2. Мы с вами уже отвечали, кто был настоящим хозяином собаки, а теперь найдите подтверждение своим словам в тексте. Запишите ответ в тетрадь.

3. Прочитайте ваши записи в паре.

4. Ребята, назовите жанр этого произведения.

Почему вы думаете, что это рассказ? Докажите. (Выслушиваются ответы детей). На сколько частей разделен рассказ?

5. Прочитайте задание 3 в тетради. Будем работать в группах. Образуйте группы из 4-х человек. Составьте коллективно план рассказа, обсудите его и запишите. Кто захочет, может нарисовать картинку к тексту.

6.Проверим работу групп по цепочке.

7. Русский народ сочинил много пословиц и поговорок, со многими из них мы с вами уже познакомились. В задании 4 есть пословицы. Выберите ту, которая больше всего подходит к этому рассказу, объясните, почему. (Выслушиваются ответы детей).

Предметные коммуникативные,

личностные,

познавательные

Подведение итогов

Ребята, молодцы. Мы с вами сегодня хорошо поработали на уроке. Чем мы с вами сегодня на уроке занимались? Что вам особенно удалось? Чтобы правильно построить ваш ответ, вы можете обратиться за помощью к условным обозначениям (читали, рассказывали, отвечали на вопросы, доказывали, объясняли, составляли план произведения, работали в группах и парах)

Как вы думаете, добились ли мы той цели, которую ставили в начале урока: каким должен быть настоящий друг? Помогло ли нам в этом изученное произведение? (Выслушиваются ответы детей).

Регулятивные,

личностные

Рефлексия через анализ плана урока

Продолжите предложения своими словами:

Мне понравилось…

Мне было интересно…

Мне было легко…

Мне было трудно…

Мне хотелось бы узнать…

Регулятивные,

личностные

Информация о домашнем задании

В вашей домашней библиотеке найдите книги В.А.Осеевой и прочитайте их вместе  с родителями. Можно взять книги для чтения и из нашей классной библиотеки. Если у вас есть собака, подумайте – друг вы ей или нет? Посоветуйтесь с родителями.

Урок окончен.  Спасибо всем.

Познавательные, личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по программе УМК "Начальная школа XXI века" Снегурочка.

Урок литературного чтения по программе "Начальная школа 21 века". Урок поможет сформировать умение различать и сравнивать литературные и народные сказки. Обратить внимание на особенности авторско...

Презентация к уроку литературного чтения 1 класс УМК "Начальная школа 21 века". Звуковой анализ слов "кот", "кит".

Данная презентация поможет первоклассникам выполнить звуковой анализ слов....

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Я работаю по УМК «Начальная школа XXI века» и убеждена в том, что комплект учебников и тетрадей по курсу «Литературное чтение» помогает добиться решения важнейших целей: научить читать и развить...

Урок литературного чтения в 3 классе "Начальная школа XXI века" И.С.Никитин "Утро"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО Тема: И.Никитин «Утро»Цель: Познакомить учащихся с творчеством И.Никитина.УУД:Регулятивные: Формирование умения высказывать своё мнение;Личн...

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...

Н. Сладков "Эхо" (Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Н. Сладков "Эхо"Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена  в  программе Notebook 10.К...