Главные вкладки

    План-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему:
    Инсценирование басен И. А. Крылова

    Овсиенко Татьяна Алексеевна

    Продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Крылова, c басней «Кукушка и петух»; расширить читательский кругозор, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль); развивать навыки выборочного и выразительного чтения, творческий потенциал, умение слушать; воспитывать интерес к чтению басен, ответственность за принятые решения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема. Инсценирование  басен И. А. Крылова                                                       

    Цели:

    - продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Крылова, c басней «Кукушка и петух»;

    - расширить читательский кругозор, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль);

    - развивать навыки выборочного и выразительного чтения, творческий потенциал, умение слушать;

    - воспитывать интерес к чтению басен, ответственность за принятые решения.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Гимнастика для глаз.

    2. Речевая разминка.

    Скороговорка:

    Кукушка кукушонку купила капюшон.

    -Давайте прочитаем скороговорку медленно.

    -А теперь прочитайте быстрее.

    -О ком эта скороговорка?

    -Прочитайте еще раз, выделяя голосом слово кукушка.

    -Кому купила капюшон кукушка?

    -Прочитайте, выделяя голосом слово кукушонок.

    -А что купила кукушка кукушонку?

    -Прочитайте, выделяя голосом слово капюшон.

    3. Введение в тему.

    -С баснями Крылова мы уже с вами знакомились. Давайте вспомним, какие басни вы читали?

    ( «Квартет», «Лебедь, щука и рак», «Стрекоза и муравей»,)  

    -Кто являются героями этих басен?

    (животные, птицы, рыбы)

    -А на какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают, как люди?    (на сказку)

    - Ребята, послушайте отрывки и постарайтесь вспомнить из каких они произведений и кто автор?

    «Когда в товарищах согласья нет, 
    На лад их дело не пойдет, 
    И выйдет из него не дело, только мука
    ».    ( «Лебедь, Щука и Рак») 
    «
    Попрыгунья Стрекоза 
    Лето красное пропела; 
    Оглянуться не успела, 
    Как зима катит в глаза
    ».   ( « Стрекоза и Муравей») 

    «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

    И уши ваших понежней –

    Им отвечает Соловей, -

    А вы, друзья, как ни садитесь,

    Все в музыканты не годитесь.»      («Квартет»)

    4.  Сообщение темы, цели.

    - Сегодня мы познакомимся с новыми баснями. Будем учиться выразительно читать басни, находить главную мысль – мораль басни.

    5. Изучение нового материала.

    1. Беседа.

     - Ребята, вспомним, что такое басня?

              Басня – это короткий стихотворный рассказ, где герои чаще животные, растения и предметы, иногда люди, рассказывается об их жизни.

             Человек, который пишет басни, называется  баснописцем.

    Целью каждой басни является нравоучение, поучение, совет – мораль.

               Иван Андреевич Крылов был добрым человеком и он считал, что недостатки человека следует искоренять смехом, поэтому в баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость, зло и приписываются эти недостатки животным – такой прием называется аллегорией (автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным).

               В баснях, как в сказках, используется еще один художественный прием – олицетворение, когда животные, растения, предметы, явления природы наделяются качествами человека: даром речи, чувствами, мыслями.

               Крылов широко использует в баснях пословицы и поговорки. Басни написаны живым, разговорным языком.

    2.  Знакомство с басней «Кукушка и петух».

    Сегодня, мы с вами будем работать над басней Ивана Крылова. А какие животные будут басне вы должны отгадать загадки.
    1.Хвост с узорами, сапоги со шпорами, 
    Ночью распевает, время считает.        (Петух).
    2.Мать-отца не знаю, но часто называю, 
    Детей знать не буду, чужим сбуду.      (Кукушка).
    3.Мальчишка в сером армячишке, 
    По дворам шныряет, крохи собирает,
    По полям ночует, зёрнышка ворует.        (Воробей).
    - О каких птицах мы будем читать в басне?
    - Что вы знаете о кукушке? О петухе? 
    - Какие орфограммы в словах воробей,  петух.

    Чтение басни.

    Словарная работа.

    -Я бы хотела выяснить, как вы понимаете значение следующих слов:

    протяжно – длительно

    божусь – клянусь

    невелички – маленькие

    примолвил – сказал

    Анализ басни.

    3. Работа над выразительностью.

    -Понравилось вам исполнение актера?

    -Сейчас мы будем учиться выразительно читать басню. Для этого нам нужно проанализировать ее.

    -Какими словами обращалась Кукушка к Петуху?

    - Милый Петушок.

    - Мой куманек, кум .

    -Какими словами обращался Петух к Кукушке?

    - Кукушечка, мой свет

    - Красавица.

    -Эти слова еще раз подтверждают, что они относились друг к другу доброжелательно.

    -Ребята, как поет петух?

    - Ку-ка-ре-ку!

    -А как начала Кукушка хвалить его пение?

    - «Поешь ты громко, важно».

     «Век слушать я готова».

     «Поешь ты лучше райской птички» («Райский сад», «райская жизнь» - значит очень хорошо.)

    -А вы согласны, ребята, с тем, что Петух может петь лучше райской птички?

    -Значит, ее слова обманны, лживы.

    -А почему она хвалит его? (Да потому что он тоже хвалит ее).

    -А как поет кукушка?  (Ку-ку, ку-ку!)

    -Как Петух хвалит пение Кукушки?

     «Как тянешь плавно и протяжно».

     «Во всем лесу у нас такой певицы нет».

    Божусь, лишь только замолчишь,

    то жду я, не дождусь, чтоб начала бы снова...»

    «Отколь такой берется голосок?

    И чист, и нежен, и высок!»

    «А песни, что твой соловей».

    -Вы согласны с тем, что Кукушка поет как соловей?

    -Итак, Петух поет лучше райской птички, а Кукушка поет, как Соловей.

    И неизвестно до чего бы дошли в своей похвале Петух и Кукушка, если бы не пришел Воробей.

    Прочитайте, что сказал он об их пении.

     «Друзья! Хоть вы охрипните,

    хваля друг дружку, - все ваша музыка

    Плоха!..

    -Он прав? Вот в этих словах Воробья и автора содержится главная мысль басни - мораль.

    -Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне? (лесть , лживость )

    -Мы с вами могли бы прокукарекать, как петух, прокуковать, как кукушка. А вот если бы я попросила вас спеть по-соловьиному, навряд ли кто-нибудь бы смог. Соловей - непревзойденный певец леса (показ картинки с его изображением).

    4. Выразительное чтение по ролям.

    -Теперь я думаю, вам не составит труда прочитать эту басню выразительно.

    -Вспомним, что значит читать выразительно?

                       -читать не торопясь

                       -выделять голосом отдельные слова

                     -останавливаться на знаках препинания

    -С какой интонацией нужно читать слова автора? (спокойно)

    -Петуха и кукушки? (льстиво)

    - Воробья? (насмешливо)

    (Выходят 4 ученика: автор, Кукушка, Петух, Воробей надевают ободки на голову с рисунками героев и читают по ролям).

    5. Итог урока.

    Обобщение:

     - Итак, И. А. Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше. Многие слова и выражения из его произведений стали крылатыми, то есть со страниц книг перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, ее мораль.

                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного урока «Басня И.А.Крылова «Волк и Лисица». Неопределенная форма глагола» (программа ИОРЛ О.А.Поповой)

    Материал содержит конспект интегрированного урока «Басня И.А.Крылова «Волк и Лисица». Неопределенная форма глагола» (программа ИОРЛ О.А.Поповой)...

    Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».

    Урок  литературного чтения в 3 классе  по УМК "Школа России" построен в  соответствии с требованиями ФГОС, учебной программы, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Структур...

    Литературная гостинная к юбилею И.А. Крылова "В гостях у дедушки Крылова".

    Обобщение знаний воспитанников о жизни и творчестве И.А. Крылова. Знакомство с интересными фактами его биографии и творчества. Занимательная викторина, которая может использоваться, как материал для и...

    «Труд человека кормит, а лень портит» Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

    Урок с применением технологии «Дебаты» обеспечивает высокий интерес к теме, углубляет знания учащихся по теме, учит сопоставить имеющиеся знания с новой информацией, обеспечивает высокий у...