Инсценирование басен И. А. Крылова
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Овсиенко Татьяна Алексеевна

Продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Крылова, c басней «Кукушка и петух»; расширить читательский кругозор, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль); развивать навыки выборочного и выразительного чтения, творческий потенциал, умение слушать; воспитывать интерес к чтению басен, ответственность за принятые решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Инсценирование  басен И. А. Крылова                                                       

Цели:

- продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Крылова, c басней «Кукушка и петух»;

- расширить читательский кругозор, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль);

- развивать навыки выборочного и выразительного чтения, творческий потенциал, умение слушать;

- воспитывать интерес к чтению басен, ответственность за принятые решения.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Гимнастика для глаз.

2. Речевая разминка.

Скороговорка:

Кукушка кукушонку купила капюшон.

-Давайте прочитаем скороговорку медленно.

-А теперь прочитайте быстрее.

-О ком эта скороговорка?

-Прочитайте еще раз, выделяя голосом слово кукушка.

-Кому купила капюшон кукушка?

-Прочитайте, выделяя голосом слово кукушонок.

-А что купила кукушка кукушонку?

-Прочитайте, выделяя голосом слово капюшон.

3. Введение в тему.

-С баснями Крылова мы уже с вами знакомились. Давайте вспомним, какие басни вы читали?

( «Квартет», «Лебедь, щука и рак», «Стрекоза и муравей»,)  

-Кто являются героями этих басен?

(животные, птицы, рыбы)

-А на какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают, как люди?    (на сказку)

- Ребята, послушайте отрывки и постарайтесь вспомнить из каких они произведений и кто автор?

«Когда в товарищах согласья нет, 
На лад их дело не пойдет, 
И выйдет из него не дело, только мука
».    ( «Лебедь, Щука и Рак») 
«
Попрыгунья Стрекоза 
Лето красное пропела; 
Оглянуться не успела, 
Как зима катит в глаза
».   ( « Стрекоза и Муравей») 

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней –

Им отвечает Соловей, -

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.»      («Квартет»)

4.  Сообщение темы, цели.

- Сегодня мы познакомимся с новыми баснями. Будем учиться выразительно читать басни, находить главную мысль – мораль басни.

5. Изучение нового материала.

1. Беседа.

 - Ребята, вспомним, что такое басня?

          Басня – это короткий стихотворный рассказ, где герои чаще животные, растения и предметы, иногда люди, рассказывается об их жизни.

         Человек, который пишет басни, называется  баснописцем.

Целью каждой басни является нравоучение, поучение, совет – мораль.

           Иван Андреевич Крылов был добрым человеком и он считал, что недостатки человека следует искоренять смехом, поэтому в баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость, зло и приписываются эти недостатки животным – такой прием называется аллегорией (автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным).

           В баснях, как в сказках, используется еще один художественный прием – олицетворение, когда животные, растения, предметы, явления природы наделяются качествами человека: даром речи, чувствами, мыслями.

           Крылов широко использует в баснях пословицы и поговорки. Басни написаны живым, разговорным языком.

2.  Знакомство с басней «Кукушка и петух».

Сегодня, мы с вами будем работать над басней Ивана Крылова. А какие животные будут басне вы должны отгадать загадки.
1.Хвост с узорами, сапоги со шпорами, 
Ночью распевает, время считает.        (Петух).
2.Мать-отца не знаю, но часто называю, 
Детей знать не буду, чужим сбуду.      (Кукушка).
3.Мальчишка в сером армячишке, 
По дворам шныряет, крохи собирает,
По полям ночует, зёрнышка ворует.        (Воробей).
- О каких птицах мы будем читать в басне?
- Что вы знаете о кукушке? О петухе? 
- Какие орфограммы в словах воробей,  петух.

Чтение басни.

Словарная работа.

-Я бы хотела выяснить, как вы понимаете значение следующих слов:

протяжно – длительно

божусь – клянусь

невелички – маленькие

примолвил – сказал

Анализ басни.

3. Работа над выразительностью.

-Понравилось вам исполнение актера?

-Сейчас мы будем учиться выразительно читать басню. Для этого нам нужно проанализировать ее.

-Какими словами обращалась Кукушка к Петуху?

- Милый Петушок.

- Мой куманек, кум .

-Какими словами обращался Петух к Кукушке?

- Кукушечка, мой свет

- Красавица.

-Эти слова еще раз подтверждают, что они относились друг к другу доброжелательно.

-Ребята, как поет петух?

- Ку-ка-ре-ку!

-А как начала Кукушка хвалить его пение?

- «Поешь ты громко, важно».

 «Век слушать я готова».

 «Поешь ты лучше райской птички» («Райский сад», «райская жизнь» - значит очень хорошо.)

-А вы согласны, ребята, с тем, что Петух может петь лучше райской птички?

-Значит, ее слова обманны, лживы.

-А почему она хвалит его? (Да потому что он тоже хвалит ее).

-А как поет кукушка?  (Ку-ку, ку-ку!)

-Как Петух хвалит пение Кукушки?

 «Как тянешь плавно и протяжно».

 «Во всем лесу у нас такой певицы нет».

Божусь, лишь только замолчишь,

то жду я, не дождусь, чтоб начала бы снова...»

«Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок!»

«А песни, что твой соловей».

-Вы согласны с тем, что Кукушка поет как соловей?

-Итак, Петух поет лучше райской птички, а Кукушка поет, как Соловей.

И неизвестно до чего бы дошли в своей похвале Петух и Кукушка, если бы не пришел Воробей.

Прочитайте, что сказал он об их пении.

 «Друзья! Хоть вы охрипните,

хваля друг дружку, - все ваша музыка

Плоха!..

-Он прав? Вот в этих словах Воробья и автора содержится главная мысль басни - мораль.

-Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне? (лесть , лживость )

-Мы с вами могли бы прокукарекать, как петух, прокуковать, как кукушка. А вот если бы я попросила вас спеть по-соловьиному, навряд ли кто-нибудь бы смог. Соловей - непревзойденный певец леса (показ картинки с его изображением).

4. Выразительное чтение по ролям.

-Теперь я думаю, вам не составит труда прочитать эту басню выразительно.

-Вспомним, что значит читать выразительно?

                   -читать не торопясь

                   -выделять голосом отдельные слова

                 -останавливаться на знаках препинания

-С какой интонацией нужно читать слова автора? (спокойно)

-Петуха и кукушки? (льстиво)

- Воробья? (насмешливо)

(Выходят 4 ученика: автор, Кукушка, Петух, Воробей надевают ободки на голову с рисунками героев и читают по ролям).

5. Итог урока.

Обобщение:

 - Итак, И. А. Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше. Многие слова и выражения из его произведений стали крылатыми, то есть со страниц книг перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, ее мораль.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по басне И.А. Крылова "Волк и ягнёнок",2 класс

Урок, посвящён творчеству И. А. Крылова и способствует пониманию различий литературных жанров. Дети учатся работать по памятке сравнения, понимать мораль басни, а также сопоставлять творчество Эзопа ...

басни Крылова

проект "Басни Крылова", создан учеником 3 "а" класса ...

Урок-презентация басни И.А.Крылова

Урок-презентация     Басни И.А.Крылова  Цели:совершенствовать известные данные, расширить их;совершенствовать умение выразительно и осознанно читать;активизировать ...

В гостях у дедушки Крылова

Открытое занятие кружков «Грамотей» и «Затейники» по теме: «Вспомним басни И.А. Крылова»...

Проверочный тест по басням И.А.Крылова

Проверочный тест по басням И.А. Крылова...

Конспект занятия "Путешествие в страну басен Крылова"

Соревнование двух команд по басням И.А. Крылова....

Литературная гостинная к юбилею И.А. Крылова "В гостях у дедушки Крылова".

Обобщение знаний воспитанников о жизни и творчестве И.А. Крылова. Знакомство с интересными фактами его биографии и творчества. Занимательная викторина, которая может использоваться, как материал для и...