Внеклассное занятие "Творчество А.Барто"
классный час по чтению (3 класс) на тему

Федотова Ирина Васильевна

Путешествие по страницам жизни и творчества А.Л.Барто

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl_zanyatie_a.barto_.docx39.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие по страницам жизни и творчества  Агнии Львовны Барто»

Цель: вызвать интерес к чтению произведений Агнии Барто.

Задачи

Образовательные: расширить знания детей о жизни и творчестве А. Л. Барто

Развивающие:

  • совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения;
  • формировать умение работать с поэтическим текстом;
  • отработка умения работать в группе.

Воспитательные:

  • воспитание нравственных качеств
  • побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге ,как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

Оборудование: портрет А.Л. Барто, выставка книг, детские рисунки к произведениям Барто, стихотворение «Снегирь», аудиозапись стихов поэтессы и  видеозапись разговора с ней, плакат с изображением неба, картинки голубя, сигнальные карточки, аудиозапись песни «Любитель- рыболов»

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный мо-мент

Возможно, есть классы и лучше и краше

Но пусть в нашем классе вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам вас сегодня встречать

Но начнём же урок

Не будем зря время терять!

2. Актуализация знаний

Выставка книг и работа по ней.

Работа в 3 группах

Физ

Культ

минутка

Инсценирование стихотворения

Мне известно , что многие из вас с друзьями, родителями, знакомыми ездили отдыхать в разные уголки России, а некоторые даже за границу. Расскажите, где вы побывали? Для чего вы туда ездили?

Действительно, любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что –то новое, интересное. И сегодня мы отправимся в необычное путешествие. На чём люди путешествуют?

А мы узнаем о своём виде транспорта, отгадав загадку.

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой

Ведет всех за собой.

- А вы знаете кто в поезде самый главный?

 Сегодня машинистом в вашем поезде буду я, а вы должны правильно себя вести, слушаться меня во всём, чтобы во время путешествия с вами не случилось ничего плохого.

Итак,  мы с вами отправляемся в путешествие на поезде. (На доске появляется поезд.)Дети имитируют средство передвижения.)

1 ребёнок в рупор читает стихи «Зайка», «Мишка». По радио в поезде вы услышали стихи. Они вам очень знакомы. А кто их автор?

-Мне известно, что вы провели опрос среди учащихся начальных классов на тему «Творчество А.Л.Барто» Расскажите, пожалуйста, о результатах.

В опросе участвовало 390 учащихся.

На вопрос «Где родилась Барто?» ответы были таковы:

Правильно ответили 43%, не правильно40%, затрудняюсь ответить-17%

«Барто- это псевдоним или настоящая фамилия автора?»

Правильно ответили 38%, не правильно45%, затрудняюсь ответить-17%

«Барто писала только стихи для детей?»

Правильно ответили 47%, не правильно31%, затрудняюсь ответить-22%

Какой мы можем сделать вывод?

А что мы с вами можем сделать, для того, чтобы дети расширили свои знания о Барто?

-Достаточно ли у вас сейчас знаний о поэтессе, чтобы рассказывать другим?

- Чему же будет посвящено наше путешествие?

И это неслучайно. В 2016 году отмечается 110 лет со дня рождения Барто.

1 станция «Библиотека»

Выставка книг. Здесь представлены разные книги Барто. Что вам известно о её творчестве?

Это известная поэтесса, чьи стихи знают и любят не только дети, но и взрослые.

(Рассматривание портрета поэтессы)

-Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом творчества которой стали слова:“ Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет!» Всю жизнь Барто посвятила детской поэзии. Оставила много замечательных произведений, среди которых много сатирических. Что означает слово «сатира»?

Так как мы с вами в библиотеке, то здесь обязательно имеется словарь. Давайте воспользуемся им.

Внимание! Внимание! Мы подъезжаем к столице нашей Родины, прекрасному историческому городу Москва.

2 станция «Москва»

- Почему именно в Москву вы приехали?

На уроках литературного чтения мы уже знакомились с некоторыми страничками биографии Анны Львовны. Кто готов рассказать о её детстве?

Она закончила хореографическое училище…(Слайд    )

Мы оказались в просторном зале. На стульях сидят мальчики и девочки. У стены стоит учительница. Перед детьми стоит маленькая худенькая девочка лет 16. Она читает стихи, обращаясь к человеку с бородкой. Когда она закончила читать, человек встал , поблагодарил и с улыбкой сказал:

-А еще у вас стихи есть? Только не такие грустные. Знаете, вам надо писать стихи – веселые и смешные.

-Хорошо, я подумаю, Анатолий Васильевич.

Это была А. Л. Барто и народный комиссар просвещения Луначарский.

Прошло три года и в 1928 году на большом концерте Барто читала свое стихотворение .

А как оно называлось вам нужно сейчас отгадать

Чернокрылый, 
Красногрудый 
И зимой найдет приют: 
Не боится он простуды 
- С первым снегом 
Тут как тут! 

Я предлагаю вам прочитать это стихотворение.

Оно лежит у вас на столе.

Сейчас мы с вами будем работать по группам .Каждая группа -пассажиры отдельного вагона, давайте вспомним правила работы в группе:

Стихотворение разбито на 3 части. Вам нужно договориться, кто в вашей группе будет читать отрывок  стихотворения. Также вам нужно составить по 2 вопроса по содержанию стихотворения другим группам.

Что бы вы посоветовали этому мальчику?

3 станция «Рыбалка» (инсценирование песни «Любитель – рыболов»)

Агния Львовна Барто писала не только стихи. У нее есть несколько сценариев для кинофильмов: "Подкидыш", "Слон и веревочка", "Черный котенок" и другие.

Стихи этой песни тоже сочинила А.Л.Барто

Где как не на рыбалке, на природе  мы можем поиграть.

4 станция «Театр»

Артисты там работают

А зрители им хлопают .

Мы с вами попадаем в  театр.

- А что происходит в театре?

Инсценировка стихотворения "Три очка за старичка".

(Выходят три девочки и два мальчика. Одна девочка начинает писать на доске, остальные дети садятся за столы).

Автор:

Стоит Лариса у доски,

Девчонка в пышной юбке,

И переводит на очки

Хорошие поступки.

(Классная доска вся в цифрах)

Девочка (1)

За помощь маме - два очка,

За помощь брату малышу

Очко Никитину пишу,

А Горчакову три очка -

Водил он в гости старичка

Мальчик:

За это мало трех очков!-

Автор:

Кричит Андрюша Горчаков

И вскакивает с лавки.

Мальчик:

Три очка за старичка!?

Я требую прибавки!

Я с ним провел почти полдня,

Он полюбить успел меня.

Автор:

Стоит Лариса у доски,

Любовь кладет на счеты

И переводит на очки

Вниманье и заботы.

А две подружки в стороне

Ворчат, надувши губки:

Девочка (2):

И трех очков не дали мне

За добрые поступки!

Девочка (3):

И я не этого ждала,

Когда купала братца,

Тогда за добрые дела

Совсем не стоит браться!

Автор:

Стоит Лариса у доски,

Девчонка в пышной юбке,

И переводит на очки

Хорошие поступки.

Ох, даже слушать тяжело,

Не верится, ребята,

Что за сердечное тепло

Нужна кому-то плата.

А если плата вам нужна.

Тогда поступку грош цена!          

Мы увидели с вами, ребята, что стихи А. Барто сценичны, она драматург. Название этого стихотворения стало веселой острой поговоркой "Три очка за старичка!".

5 станция «Школа»

- Стоит дом,

Кто в него войдет -

Тот ум приобретет    (Школа)

Ребята, в этой школе учатся герои стихов А. Л. Барто. Давайте с ними познакомимся. Мне кажется, что некоторые из них чем-то похожи на вас.

А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чем мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить. Читая ее стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого нельзя.

Название стихотворения ,которое мы услышим вы узнаете, расшифровав ребус.

Любочка.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придёте в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога,

Объявляет на ходу:

- У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае -

Она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперёд.

Говорит она, толкаясь:

- Фу! Какая теснота!

Говорит она старушке:

- Это детские места.

- Ну садись! - вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

- О ком говорится в стихотворении?

- Какими качествами обладает героиня стихотворения?

- Можно ли взять с Любочки пример?

Следующее стихотворение подготовили нам 2 группа.

Лялечка.

 

Как у нашей Лялечки

Платьев чуть не дюжина.

- Не надену белое -

Плохо отутюжено!

Не надену жёлтое -

Жёлтое измятое.

Я не просто девочка,

Я у нас вожатая!

Бабушка сконфужена -

Гладит после ужина.

Для вожатой платьице

Будет отутюжено.

Есть такие люди -

Им всё подай на блюде!

О Ком говорится в стихотворении?

Что вы можете сказать о главной героине?

Поднимите руку, кто хотел бы быть похож на героиню?

3 группа тоже подготовила нам инсценировку стихотворения давайте посмотрим.

Сонечка.

Тронь ее нечаянно —
Сразу: — Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!

Ой, я укололась!—
Слышен Сонин голос.
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы:
— Голова болит...
Я бы полежала бы —
Мама не велит.

Сговорились мальчики:
— Мы откроем счет,
Сосчитаем жалобы —
Сколько будет в год?

Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.

- Что вы можете сказать про героиню этого стихотворения?

Какими качествами она обладает?

Согласны ли вы, что стихи А. Л. Барто – это «незаметное воспитание»?

- Какие качества в человеке они воспитывают?

Мы с вами отправляемся дальше и следующая станция это :

Лечиться, отдыхать, узнать что –то новое.

На автобусе, машине, самолёте,поезде.

Поезд

Машинист

Дети имитируют средство передвижения.

Барто.

Учащиеся мало знают о творчестве А.Л.Барто.

Мы должны о ней им рассказать, но для этого мы сами должны о ней всё знать.

Нет.

Изучению страниц биографии и творчества

 А .Л.Барто

Она писала для детей.

Сатира – литературное произведение, обличающее  отрицательные  явления действительности.

Барто родилась и жила в Москве.

Она родилась в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать ещё в начальных классах гимназии. Самым строгим ценителем её творчества был отец Лев Николаевич Волохов. С помощью серьёзных книг, без букваря, отец обучил Агнию азбуке и она самостоятельно стала читать. Отец требовательно следил за ней, учил как правильно писать стихи.

Но Агнию Львовну в то время манило другое. Она мечтала стать балериной.

«Мишка», «Бычок», «Зайка» -стихи с такими названиями вошли в сборник стихов «Игрушки», которому в2016 году исполняется 80 лет. (Слайд  )

Снегирь

Работать сообща, договариваясь друг с другом, не мешая другим, каждый отвечает за результат.

(выполняют движения)

Иммитируют движение поезда.

Театр

Выступления, инсценировки литературных произведений

Иммитируют движение поезда.

О Любе.

Эгоизм, грубость.

Нет.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать  в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом.

5 станция «Класс»

Наш поезд подъезжает к конечной станции «Класс». Когда-то давным-давно, еще до войны, сочинила А. Барто шутливую песенку "Вежливый вальс"

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых людей

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли,

Он принял и вежливым стал.

Что и говорить, хорошо бы иметь лекарство от подобных "болезней", проглотил лежебока пилюлю, и его, как магнитом, потянуло к работе, заносчивый хвастун в один день превратился в скромнейшего человека. Но нет таких пилюль. Никто не изобрел. Жаль, конечно. Надо, видимо искать другое средство. А оно оказывается, уже найдено. Но хранится это средство не в аптеке, а дома на столе, в библиотеке на полке, в книжном магазине на прилавке. Это веселая книга, воюющая со злом и грубостью. Именно такие книги писала А. Барто - любимый поэт неугомонного ребячьего племени.

Сегодня прозвучало много стихов А. Л. Барто. Вы побывали и в роли слушателей, и в роли исполнителей. У вас имеются сигнальные карточки. Давайте поможем поезду остановиться. Я вам буду задавать вопросы, а вы если со мной согласны –покажете зелёный цвет, а если нет –красный.

Как звали резиновую куклу, которую герои стихотворения мыли бензином?Катя? Зина?

Барто писала для детей?

А.Л. родилась в Москве?

Круги вывешиваю на доске.9 штук с обратной стороны буквы.

Составьте высказывание, которое  актуально во все времена.

Миру – мир!

А.Л.Барто любила переводить детские стихи. Вот одно из стихотворений13 летней девочки  Тины Линдстрём , которое она перевела с финского .

ГОЛУБЬ
Люди на улице
Подняли головы:
Голуби, голуби,
Белые голуби,

Шумом их крыльев
Город наполнен,
Людям о мире
Голубь напомнил.

Чёрная птица -
Откуда такая?-
Вьётся, прохожих
К войне подстрекая.

Чёрная птица
Клювом железным
С голубем белым
Бьётся над бездной.

Пусть он везде
Победителем будет -
Голубь отважный,
Крылатый витязь!

Не убивайте друг друга,
О люди!
Остановитесь!

Я попрошу вас каждого  запустить в небо своего голубя. У вас есть конверты разных цветов. Вы должны определиться, с каким чувством вы завершаете занятие. Или что-то хотели бы кому –то пожелать. Некоторые варианты ответов уже написаны, а если вы хотите написать своё ,то вам предлагается фломастер.Свои конверты прикрепите к голубю.( Звучит мелодия. Песня на слова А.Барто)

Прошло уже более 100 лет со дня рождения А. Барто. И сколько бы лет не прошло, стихи А.Барто будут читать, и они будут жить рядом с детьми, будут всегда полезны. А стихи ее до сих пор помнят и знают все. Они сохраняют свою актуальность, направлены против зла, вражды, грубости,  что , к сожалению , присутствует  в современной  мире. Мы запустили своих голубей с пожеланиями мира, добра, любви и здоровья  всем людям, на всей планете. Какие выводы вы сделали для себя? Кому понравилось занятие и он извлёк для себя урок, я попрошу встать. Мы обязательно сходим к ребятам других классов и расскажем о замечательном человеке А.Л.Барто, которая своими стихами воспитала не одно поколение счастливых людей. Спасибо за урок.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Устный журнал - Агния Барто"

Мероприятие направлено на развитие кругозора, знакомство с творчеством поэтессы. Каждая страница знакомит сэтапом жизни А.Барто....

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

«Свет памяти, сиянье детства». (Творчество А. Л. Барто) Внеклассное занятие по чтению.1 класс

Цели: расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;формировать у детей устойчивый интерес к чтению;побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоят...

Внеклассное мероприятие. А.Л. Барто.

Внеклассное мероприятие. Викторина для проведения в библиотеке ко Дню рождения А.Л. Барто. Проводится с учащимися 1-3 классов...

Внеклассное мероприятие по чтению в 1 классе "Свет памяти, сиянье детства" (Творчество А.Барто)

Конспект внеклассного урока по чтению в 1 классе по творчеству А.Барто...

Внеклассное занятие по чтению для 1 класса "Свет памяти, творчество А.Л.Барто

Внеклассное занятие по чтению для 1 класса, посвященное творчеству и жизни А.Л. Барто, предназначенное расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;формировать у...

Урок внеклассного чтения в 3 классе "Творчество А.Л. Барто"

Разработка урока внеклассного чтения для 3 класса с презентацией...