Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon norvezhskaya_skazka_lis_mikkel_i_medved_bamse.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

                                 ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ   М.ВАХИТОВА

Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»

(открытый урок по чтению во 2 – б классе)

                                                  Учитель: Мударисова Д.М.

БУИНСК  


Цели урока: расширять читательский опыт учащихся знакомством со

сказками ( с зарубежными);

совершенствовать умения правильного, выразительного, осознанного чтения;

совершенствовать умения выделять, читать названия произведений;

развивать устную речь, обогащать словарный запас учащихся;

воспитывать любовь к сказке, к народу, создавшего это произведение, к

чтению.

Оборудование: музыка к песне «Вместе весело шагать»; иллюстрация к сказке «Лис Миккель и медведь Бамсе»; слайды (компьютер); учебник; рабочая тетрадь, глобус.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Сегодня вы пришли на урок с хорошим настроением, мы с вами замечательно поработаем, покажем свои знания.

2. Проверка домашнего задания.

-С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?

-Какого народа эта сказка?

-Есть ли в этой сказке чудеса? Расскажите о них:

А) как Джек пошёл счастья искать и взял с собой кота, собаку, козу, быка,

петуха;

Б) как напугали разбойников и нашли их награбленные деньги;

В) разбойнику со страху все показалось наоборот.

3. Объяснение новой темы.

-Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Прочитайте заголовок.

-Как вы думаете, какому жанру относится это произведение?

-О ком эта сказка? (о животных: лисе и медведе).

-Какой народ создал эту сказку? Прочитайте.( норвежцы)

-В северной части земного шара расположена страна Норвегия. Там и живут норвежцы, которые рассказали нам эту сказку.

-Назовите произведение.

Чтение произведения учителем (стр. 36)

-Понравилась вам сказка?

-Какие непонятные слова вы встретили?

-Что означает (как вы понимаете): возделывать (отрабатывать)

                                        потешные истории (интересные,  забавные, смешные истории)

                                       целина (не обработанная, не паханная  земля)


                   пуще огня (сильнее огня)

                                                       жатва (уборка зерна)

                                                припасено (запастись)

                                                       медовые соты (у пчел, ячейки для хранения меда)

                                                      трепать да тузить (бить, колотить)

                                                      не совладать (не справиться)

Чтение учащимися 1 части. Ответы на вопросы.

-Что происходило между лисом и медведем? (враждовали)

-Почему лис Миккель всегда побеждал медведя Бамсе? (медведь сильнее, лис- смекалистей, хитрей, умней).

-Вспомните, на какую русскую народную сказку похожа эта история? («Вершки и корешки»).

-Кто из героев русской сказки побеждал медведя? (мужик)

Чтение учащимися 2 части. Ответы на вопросы.

-Почему лис победил в игре?

-Какие слова он говорил? Прочитайте...

-Что вы можете сказать о лисе? (умный, хитрый, смекалистый, сообразительн ый)

-Что можно сказать о медведе? (обидчивый, доверчивый)

-Кто из героев понравился вам больше? Почему?

-В каких других сказках встречаются такие же герои, с которыми происходят забавные истории...

(Украинская народная сказка «Колосок», русская народная сказка «Журавль и цапля», английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать», русская народная сказка «Белые перышки», ненецкая сказка «Белый Медведь и Бурый Медведь»).

Дополнительный материал: -Попробуйте придумать окончание к одной кз частей сказки..

4. Итог урока

-С каким произведением мы познакомились?

-Какие истории происходили с лисом и медведем? (веселые, забавные)

-Почему проходят года, меняются поколения, а сказка живет?

- Нравиться ли вам читать сказки?

5. Домашнее задание

Прочитать, подготовить подробный пересказ, выполнить задания в

тетради.


Русский язык

Пояснительная записка

Разработка новой учебной программы по «Русскому языку» для начальной школы обусловлена необходимостью улучшить результаты обучения родному языку, усовершенствовать технологию обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей начального образования.

Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения русскому языку являются: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; развитие устной и письменной речи учащихся, развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научный подход к языку как системе знаков. Основная задача организации учебной деятельности для реализации этой цели •— нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, морфема, слово, предложение). При этом основным требованием остается следование лингвистической науке, поэтому в рамках предлагаемой программы осуществлен переход от концентрического к линейному принципу изучения языка. Такой подход обеспечит не только сохранение ло-


гики науки, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:

— грамотное, безошибочное письмо возможно только при осознанном подходе со стороны учащихся к правилам русской орфографии и пунктуации;

— навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);

— разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному выбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.

Следует иметь в виду, что наше представление о «человеке пишущем» (взрослом) нельзя формально перенести на учащегося начальной школы, так как у него еще не сформировано умение комплексно анализировать учебную задачу по русскому языку (речь идет об одновременном анализе текста, орфограммы, пунктограммы, выделении и анализе языковой единицы того или иного уровня и т.п.), так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности, большинство из которых, хотя и имеют общий объект (язык), не имеют точек пересечения. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:

1) «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний); 2) «Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма); 3) «Развитие речи».

24


у При этом в рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Правописание», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов. Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются тематикой изучаемой языковой единицы: например, в блоке «Как устроен наш язык» изучается корень слова как единица языка, в блоке «Правописание» изучаются и отрабатываются орфографические правила правописания гласных и согласных в корне и т.п.

Программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями (см. Приложение, с. 18—20).

Первый класс*

Фонетика

Звуки речи как материал языка. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Интонационное выделение звуков в слове. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком («мак — рак»). Гласные и согласные звуки. Твердость и мягкость согласных звуков как словоразличительная функция.

Слог как минимальная произносительная единица. Ударение, способы его выделения.

Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой фор-


Учебный план четырехлетней начальной школы

При составлении учебного плана авторы проекта «Начальная школа XXI века» учитывали следующие требования:

— максимально допустимый в неделю объем учебной нагрузки младшего школьника;

— минимальное число часов, необходимых для изучения программы конкретного учебного предмета;

— отражение в номенклатуре учебных предметов принципа интеграции знаний в начальном обучении;

— соответствие номенклатуры образовательных областей и общего числа часов на их изучение базисному учебному плану;

— наличие резерва часов, составляющих школьный компонент учебного плана.

Учебный план ориентирован на образовательные области, которые выделены в базисном учебном плане: Язык и литературное чтение; Математика; Естествознание; Обществознание; Искусство; Труд; Физическая культура.

Образовательная область «Язык и литературное чтение» представлена пятью предметами — Грамота, Чтение и письмо, Русский язык, Литературное чтение, Литературное слушание.

Грамота — интегрированный курс, объединяющий обучение грамоте (чтению и письму) и математике, изучается в первом полугодии первого класса по 10 ч в неделю. В основе данного курса лежат научные идеи развивающего обучения Д.Б. Элько-

14


нина и Л.Е. Журовой. Особенностью программы предмета «Грамота» является ориентировка на введение школьника в языковую и математическую действительность, формирование умений учиться, а также навыков чтения, письма, счета и др.

Чтение и письмо — этот учебный предмет изучается во втором полугодии первого года обучения (9 ч в неделю) и направлен на решение задач лингвистического развития школьников, совершенствования умений и навыков чтения и письма.

Русский язык — как самостоятельный предмет изучается <5 во втором — четвертом классах (5 ч в неделю). Программа | реализует задачи ознакомления учащихся с основными поло-ужениями науки о языке, формирования умений и навыков ,| грамотного безошибочного письма, развития устной и пись-|?менной речи школьника, его интереса к языку и речевому

• творчеству. В программе осуществлен переход от концентри-I ческого к линейному принципу изучения языка, что обеспечи-| вает постепенное ознакомление с основными положениями | лингвистической науки. В программе выделены три блока, [|жаждый из которых соответствует целям обучения русскому |языку — «Как устроен наш язык» (здесь представлены основы ^лингвистических знаний); «Правописание» (включает форми-

•шювание навыков грамотного письма) и  «Развитие речи»

••обеспечивает формирование устной и письменной речи, рече-[Врого творчества и интереса к языку).

Ж*    Литературное слушание — специфический предмет для Лечащихся первого класса. Изучается в первом полугодии (2 ч неделю) в период, когда школьники еще не овладели навы-Цюм самостоятельного беглого чтения, а также во втором подии (1 ч в неделю). Основная его цель — поддержание йчивого эмоционального интереса к литературе, книге ению, формирование первоначальных умений работы с той и читательской деятельности, развитие восприятия рсературного текста.

Литературное чтение — этот учебный предмет изучается во >м — четвертом классах (4 ч в неделю). Его содержание лечивает развитие полноценного восприятия литературно-

15


го произведения, осознание школьниками специфики его содержания, формы и языка, введение учащихся в мир литературы как искусства слова, формирование отдельных литературоведческих понятий и терминов. Характерной чертой программы является сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения, работы с ним и книгой в целом.

Программа предусматривает построение содержания на основе тематического, жанрово-тематического и художественно-эстетического принципов.

Математика — как самостоятельный предмет изучается со второго полугодия первого класса (4 ч в неделю). Первоначальное математическое развитие младших школьников осуществляется в рамках предмета «Грамота» (первое полугодие первого класса). Программа реализует следующие цели обучения: полноценное интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок и др., а также математическую подготовку учащихся к дальнейшему обучению. В программе заложена основа для овладения школьниками определенным объемом математических знаний и умений в соответствии с пятью содержательными линиями: элементы арифметики; величины и их измерения; логико-математические понятия; элементы алгебры; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия (число, отношение, величина, геометрическая фигура), вокруг которых развертывается содержание обучения.

Образовательные области «Естествознание» и «Общест-вознание», а также «Труд» представлены интегрированным предметом «Окружающий мир» (изучается по 2 ч в неделю в первом — четвертом классах). Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формирУ"

16


] отся умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, ч фльскохозяйственного труда, развивается культура познания

3 грироды, общения и взаимоотношений.

4     Образовательные области «Искусство» и «Труд» представ-дены в учебном плане двумя предметами: «Музыкальное искус-^тво», «Изобразительное искусство и художественный труд». |     Музыкальное искусство — в основе содержания этого ;1 учебного предмета (изучается в первом — четвертом классах 1 ю 1 ч в неделю) лежит идея самоценности музыкального ис-|?сусства как результата творческого познания человеком окру-.^кающего мира. Основная цель изучения данного предмета состоит в воспитании у младших школьников музыкальной Культуры, введении детей в мир музыкальных образов, воспи-, Тании устойчивого интереса к музыкальному искусству и деятельности музыканта. Содержание программы позволяет представить в сознании школьника целостный образ музыки, Осуществить выход в широкое поле музыкальной культуры. I     Изобразительное искусство и художественный труд — Интегрированный учебный предмет, в основе которого лежит взаимосвязь восприятия произведений различных видов и жа-I 1^ов изобразительного искусства с практической деятельнос-;|:ью школьников (их художественным трудом). Изучается в тервом — четвертом классах по 2 ч в неделю. Основная цель — введение учащихся в своеобразный мир изобразительного ис-;ства, подведение к осознанию специфики разных видов и ров изобразительного искусства, приобщение школьников Духовным ценностям, отраженным в живописи, архитектуре, сьптуре, дизайне и пр., обучение учащихся разным видам •разительной деятельности.

Образовательная область «Физическая культура» предана учебным предметом такого же названия (изучается вом — четвертом классах по 2 ч в неделю). Учитель по сво-яселанию выбирает любой вариативный курс физической кгуры.

гИтак, учебный план четырехлетней начальной школы при евной учебной неделе выглядит следующим образом:


Литературное чтение

Пояснительная записка

Основная цель уроков литературного чтения в начальных] классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осозна-1 нию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такой дея
тельности, когда он способен
воспринимать текст (читать!
вслух и молча, выразительно, выборочно, подробно изучать!
текст или только знакомиться с ним);
понимать читаемое не!
только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения,
выражать эмоциональные отношения и т.д.);
воссоздавать в!
своем воображении прочитанное (представлять мысленно ге-|
роев, события) и, наконец,
воспроизводить текст, то есть уметь
рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно,
сжато, творчески с изменением ситуации или включением се-1
бя в круг героев. Эти четыре компонента необходимы для осу-1
ществления правильной читательской деятельности в дан-1
ной последовательности. Чтобы ребенок стал полноценным]
читателем, важно создать условия для формирования чита-|
тельской деятельности. Главное — организация читательско-1
го окружения, подбор материала для чтения, направляющего]
развитие читательской деятельности.        ;

Следующее условие — овладение элементарными литера- • турными представлениями и знаниями. Круг минимальных!


литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов» (С. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.

Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в разнообразной деятельности — чтении, говорении, письме.

Итак, основными образовательными линиями, составляющими курс «Литературного чтения», являются следующие:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявляется точка зрения писателя, формируется позиция читателя.

2. Система работы над навыком самостоятельного чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям детей.

Следует обратить внимание еще на один специфический для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой единицы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное восприятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти два аспекта деятельности не рекомендуется путать. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом», «Восприятие художественного произведения» разведены и каждый имеет свое содержание.


Курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

— его изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

— в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

— содержание курса литературного чтения строится на основе дифференцированного обучения и учета индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. Программа и учебные материалы решают комплексно вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.

2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.

3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

4. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объктом изучения.

5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.

6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

7. Освоение литературных произведений в сочетании с


творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

На начальном этапе (1—2 класс) используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

На основном этапе (3—4 класс) главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья.

Использование жанрового и авторского принципа предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, Л.Н. Толстой представлен художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показан в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: личностно ориентированный, системности, преемственности и другие.

Как осуществляется обучение литературному чтению в -1— 4 классах?

Подготовкой к литературному чтению служат уроки слушания в 1 классе. Они проходят в тот период обучения, когда Дети еще самостоятельно не читают, и поддерживают их инте-


рее к чтению и книге. Второклассники уже умеют читат вслух целыми словами, правильно воспринимают содержаш и форму читаемого произведения и книги, различают достух ные им жанры, знают имена детских писателей, авторов кни]| и отдельных произведений. В третьем классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступ! ных) текстах, углубляются литературные познания ученик» обогащается его читательский опыт. Читательское развитие, школьника приобретает большую глубину, а чтение становитэ ся более самостоятельным. Между учеником, книгой, авторе» складываются определенные отношения, вызывающие у тре« тьеклассников личные симпатии и предпочтения.

В четвертом классе расширяется круг детского чтения.^ Учащиеся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, прв'| дание, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтоь. Продолжается работа над структурой художественного произ-* ведения (компонентами сюжета) и сравнением произведен! разных жанров. Усложняются и сами произведения.

Программа включает следующие основные рубрики: круг] чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произве-* дений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык; чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого' класса, а также межпредметные связи.

Поясним кратко основные линии программы.

Развитие навыка чтения        ,

Развитие навыка чтения идет от формирования громко-1 речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя. Овладе-< ние чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных (синтетических) приемов чтения слов\ (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения про себя. В 3—4 классах — наращивание скорости чтения


про себя и использование приемов выразительного чтения (понимание задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто пришел в школу хорошо читающими, так и с теми, кто отстает в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности.

Развитие восприятия произведения

Литература не может выполнять только иллюстративную роль и использоваться как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность читатель-ребенок постепенно осознает, что положительно влияет на его духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведения зависят от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу.

В первом классе, пока у детей отсутствует навык чтения, произведение воспринимается только на слух. Поэтому авторы предусматривают уроки литературного слушания, содержание которых представлено в хрестоматии для учителя «Литература для первоклассника».

Во втором классе уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Такая структура определяется тем, что многие дети владеют навыком чтения более 30 слов в минуту, что позволяет им включиться в самостоятельную работу с текстом. Опыт работы показывает, что начинающий читатель с большим интересом самостоятельно читает прослушанное произведение. Уже во втором классе вводится аналитическое чтение (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопросы: «Как начинается произведение?», «Что было дальше?», «Какие события вас взволновали?», «Как произведение закончилось?» Рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые Для описания событий, героев.


В третьем-четвергом классах начинается собственно литературное чтение школьника в полном объеме. Учитель дает установку на восприятие жанра произведения, особенности его композиции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: сначала первичное, а затем углубленное восприятие. Заканчивается восприятие работой над выразительностью исполнения произведения.

Развитие литературоведческих представлений и понятий

В 1—2 классах учащиеся практически наблюдают за жанровым разнообразием произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения. Накапливаются представления школьников об авторах различных произведений.

В 3—4 классах вводятся определения жанров, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения, в соответствии с этим усложняются произведения и увеличивается доля литературоведческих терминов. Даются представления о структуре книги.

Развитие речевых умений

В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи меткие слова и выражения.

Развитие творческой деятельности

Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребе-

42


нок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предлагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т.п.

Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах и т.п.).

Первый класс

Литературное чтение и слушание* Круг чтения:

— произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые фольклорные формы. Сравнение тем произведений фольклора разных народов;

— стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов-классиков XIX — начала XX века, произведения детских поэтов и писателей второй половины XX века, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальный колорит литературы;

— научно-познавательная книга: о природе, открытиях, истории;

— юмористические произведения.


ким образом, что формирование соответствующих умений ] изводится в течение довольно длительных отрезков време*

С первой из величин (длина) дети начинают знакоми!_ 1 классе: они получают первые представления о длинах прея тов и о практических способах сравнения длин. Во 2 классе чинается обучение измерению длин с помощью условных ме (полосок, палочек и пр.). Далее вводятся единицы длины — тиметр и дециметр, и длина предмета измеряется с помох^ шкалы обычной ученической линейки. Одновременно дс учатся чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах, в де метрах, в дециметрах и сантиметрах). В 3 классе вводятся дрз единицы длины — километр и миллиметр, рассматриваются жнейшие соотношения между изученными единицами длиш

Понятие площади фигуры — более сложное. Однако ч. усвоение удается существенно облегчить и при этом добит ся прочных знаний и умений благодаря организации бол™ шой подготовительной работы, начатой во 2 классе. Иде, подхода заключается в том, чтобы научить учащихся, ш пользуя практические приемы, находить площадь фигур пересчитывая клетки, на которые она разбита. Эта рабе довольно естественно увязывается с изучением таблицы _ ножения. Получается двойной выигрыш: дети приобретг необходимый опыт нахождения площади фигуры (в том еле прямоугольника) и в то же время за счет дополните ной тренировки (пересчитывание клеток) быстрее запо! нают таблицу умножения.

Этот первый этап довольно продолжителен. После тс как дети приобретут достаточный практический опыт, на« нается второй этап, на котором вводятся единицы площа^ квадратный сантиметр, квадратный дециметр и квадратш метр. Теперь площадь фигуры, найденная практическим г тем (например, с помощью палетки), выражается в этих ед-ницах. Наконец, на третьем этапе во втором же классе, то ест раньше, чем это делается традиционно, вводится правило нг хождения площади прямоугольника. Такая методика позвс ляет добиться хороших результатов: с полным понимание!


сути вопроса учащиеся осваивают понятие «площадь», не смешивая его с понятием «периметр», введенным ранее.

Программой предполагается некоторое расширение представлений младших школьников об измерении величин: в программу введено понятие о точном и приближенном значениях величины. Суть вопроса состоит в том, чтобы учащиеся понимали, что при измерениях с помощью различных бытовых приборов и инструментов всегда получается приближенный результат; поэтому измерить данную величину можно только с определенной точностью.

В области алгебраического развития младших школьников одной из наиболее продуктивных идей является формирование понятия переменной, которая лежит в основе всей алгебраической части программы. Ее реализация позволяет познакомить учащихся на достаточно хорошем уровне с уравнением и его корнем, с выражением с переменной, с неравенством и его решением; • создает благоприятные условия для проведения многих важных обобщений (рассмотрение общих свойств сложения и умножения и их запись с помощью переменных и пр.).

Уравнение выступает как пример предложения, содержащего переменную. Довольно тщательно прорабатывается понятие о корне уравнения, о том, что значит решить уравнение. Основной способ решения уравнения на первоначальном этапе — способ подбора: перебираются и проверяются все числа, начиная с нуля. Приобретя некоторый опыт, учащиеся вскоре будут «видеть» корень, так как числа, входящие в уравнение, пока небольшие. В дальнейшем уравнения решаются с помощью использования графов.

Распространенные в начальной школе способы решения Уравнений, основанные на применении правил нахождения неизвестных компонентов действий, рассматриваются в нашем курсе лишь в плане ознакомления с ними учащихся. Тратить много времени на заучивание этих правил нет необходимости, тем более что в средней школе с введением общеизвестных алгебраических способов решения уравнений эти правила оказываются ненужными.


Обучение решению арифметических задач с помощью ставления уравнений ограничивается рассмотрением отделы! ных видов задач, на которых иллюстрируется суть метода.

В соответствии с программой учащиеся овладевают мно*| гими важными логико-математическими понятиями. Они! познакомятся, в частности, с математическими высказывай! ми, с логическими связками (м; или; если, то; неверно, что), < смыслом логических слов (каждый, любой, все, кроме, какой-А нибудь), составляющими основу логической формы предло-м жения, используемой в логических выводах.?'Ученик, оканчи*| вающий начальную школу, будет отчетливо представлять, чт значит доказать какое-либо утверждение, овладеет простей*] шими способами доказательства, приобретет умение подо-? брать конкретный пример, иллюстрирующий некоторое общее 1 положение, или привести опровергающий пример, научится применять определение для распознавания того или иного математического объекта, научится давать точный ответ на поставленный вопрос и пр.

Важной составляющей линии логического развития ребенка является обучение его (уже с 1 класса) действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности выполнения задания.

В программе четко просматривается линия развития гео-' метрических представлений учащихся. Дети знакомятся не только с плоскими, но и с пространственными фигурами, учатся их различать. При этом рассматривается взаимное расположение фигур на плоскости (например, пересечение, параллельность и перпендикулярность прямых). Большое внимание уделяется формированию графических умений — построению отрезков, ломаных, окружностей, углов, многоугольников и решению практических задач (деление отрезка пополам, окружности на 6 равных частей и пр.).. /

Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу (уже в 1 классе) понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на картинках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные


фигуры. В следующих классах с применением чертежных инструментов построение пар симметричных точек будет выполняться учащимися более точно.

При выборе методов изложения программного материала приоритет отдается дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.

Первый класс

Первое полугодие* (53 ч)

Тема 1. Первоначальные представления о множествах предметов, свойствах и форме предметов.

Сходства и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие данным свойством. Понятия: какой-нибудь, любой, каждый, все, не все, некоторые.

Форма предмета. Понятие о плоских и пространственных фигурах. Различия между шаром и кругом, кубом и квадратом. Треугольник и квадрат.

Тема 2. Отношения между предметами и между множествами предметов.

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Понятия: выше, ниже; левее, правее; над, под, на, за, перед, между, вне, внутри.

Соотношения размеров предметов. Понятия: больше, меньше, таких же размеров; выше, ниже, такой же высоты; длиннее, короче, такой же длины.

Равночисленные множества предметов. Понятия: столько же, меньше, больше (предметов).

ТемаЗ. Число и счет.

Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20.

Шкала линейки, микрокалькулятор.

Число предметов в множестве.


— выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение и деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в том числе умножение и деление на однозначное, на двузначное и на трехзначное число);

— решать арифметические текстовые задачи разных видов, требующих выполнения 3—4 действий;

— измерять величину угла в градусах и строить угол данной величины с помощью транспортира;

— выполнять построения с помощью циркуля и линейки (делить отрезок пополам, откладывать отрезок на луче, строить треугольники по данным их элементам); строить прямоугольник (квадрат) с помощью линейки и транспортира;

— отмечать точку с данными координатами в координатном углу, читать координаты точки;

— читать и строить простейшие графики, диаграммы;

— составлять таблицу, имея банк данных; выбирать из таблицы необходимые данные для решения учебных задач;

— составлять таблицы истинности высказываний («А», «А или В», «А и В», «Если А, то В»);

— вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.


Окружающий мир

ду    Объяснительная записка

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственного стандарта начального Иьбразования по образовательной области «Окружающий мир» ^предназначена для четырехлетней начальной школы любого

типа.

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек—природа—общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При

его изучении младший школьник:

— устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек—природа—общество»;


— осознает необходимость выполнения правил поведе сущность нравственно-этических установок; получает на» ные навыки экологической культуры;

— подходит к пониманию себя как индивидуально^ своих способностей и возможностей, осознает возможнй| изменять себя, понимает важность здорового образа жизь„

— подготавливается к изучению базовых предметов в' новной школе.

Образовательная функция предмета заключается в ^ мировании разнообразных представлений о природе, чело! и обществе, элементарной ориентировке в доступных ест веннонаучных, обществоведческих, исторических пош развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осоз!_ отдельных (доступных для понимания) связей в природное социальном мире, психическое и личностное развитие шко ка; формирование предпосылок научного мировоззрения. ^^ печивается формирование общеучебных умений — выделять < щественные и несущественные признаки объекта, сравни обобщать, классифицировать, понимать главную мысль на} -. го текста, осознавать, что любое событие происходит во време и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Разви__ ющая функция предмета предполагает и формирование элеме^| тарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение 31 ниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач . циализации ребенка, принятие им гуманистических но!-существования в среде обитания, воспитание эмоциональж положительного взгляда на мир, формирование нравстве* ных и эстетических чувств.

В основе построения курса лежит реализация следующ! принципов:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнс научными знаниями и знаниями, отражающими различные! виды человеческой деятельности и систему общественных отно* шений. Реализация этого принципа особенно важна по двум при*


чинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек—природа—общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (и соответственно в учебниках) уделяется общекультурным сведениям — о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, Деятелях искусства и т.п. В Программе 3—4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел: «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предви-


деть последствия своего поведения, сравнивать свои дейс с установленными нормами поведения в окружающей ср При этом действие принципа распространяется не только)! отношение человека к природным объектам, но и к другим. дям (социальная экология).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенщ последовательность и перспективность обучения, возможнс успешного изучения соответствующих естественноназ гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий4 принцип обязывает учителя при из} нии природы и общественных явлений широко использое местное окружение, проводить экскурсии на природу, в ме трудовой деятельности людей, в краеведческий, историчес! музеи и т.п. Все это обеспечивает накопление чувственно^ опыта и облегчает осознание учебного материала.

В Программе представлены следующие ведущие содерэ тельные линии.

Человек как биологическое существо: чем человек отл! чается от других живых существ, индивидуальность челове* здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать с« бя, как узнать себя. Это содержание представлено темам! «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты та-| кой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс); «Челе век — биологическое существо (организм)» (4 класс).

Человек и другие люди: может ли человек жить один, нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнят правила культурного поведения. Это содержание представлен но темами: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс),! «Кто живет рядом с тобой» (2 класс), «Каким был человек щ разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и| общество» (4 класс).

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс), «Земля —


наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое сущест-В0 (организм)» (4 класс).

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родная страна» (1 класс), «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение и др. в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы второго класса, а также специальными историческими темами: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)», «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс)

С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Число практических работ увеличивается к 4 классу.

«Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их: оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по сказке "Бурый медведь и белый медведь".

На занятии ребята совершили путешествие на север нашей страны, в места проживания белого медведя и в зону лесов в гости к бурому медведю, для знакомства с условиями их проживания. Затем ребята прослуш...

Урок по литературному чтению "Лис Миккель и медведь Бамсе"

Презентация содержит материал для подготовки к восприятию нового произведения  "Лис Миккель и медведь Бамсе". Создание проблемной игровой ситуации знакомит учеников с персонажами нового прои...

Урок литературного чтения Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»

урок литературного чтения по программе "21 век" .  Устное народное творчество в зарубежных сказках....

Открытый урок "Как Миккель и Бамсе вместе поле возделывали" 2 класс

Урок был подготовлен и проведен в рамках конкурса "Учитель года 2016"...

Лис Миккель и медведь Бамсе Норвежская народная сказка

Лис Миккель и медведь Бамсе Норвежская народная сказка...