Лирические стихотворения В.Брюсова, И.Токмаковой, И.Бунина
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок № 25. Тема: Лирические стихотворения В.Брюсова, И.Токмаковой, И.Бунина

Тип: изучение нового материала

Задачи: учить элементам анализа стихотворения; учить выразительно читать стихи, отражая настроение автора

Планируемые результаты

Предметные: знать стихи об осени; выразительно читать стихи, отражая настроение автора; представлять и описывать в связных текстах картины осенней природы

Метапредметные: анализировать текст лирического стихотворения, находить слова, с помощью которых можно представить изображаемую картину, сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему

Личностные: проявлять интерес к поэзии; стремиться к творческой деятельности.

        

Межпредметные связи: Окружающий мир, тема «В гости к осени»

Ресурсы урока:

Для учителя: Учебник, ч. 1, с. 74. 75, 79; мультимедийная презентация

Для учащихся: Учебник, ч. 1, с. 74. 75, 79

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Актуализация необходимых знаний

- Проверяет готовность учащихся к уроку.

- Предлагает прочитать стихотворение (на доске) для речевой разминки :

Под ногами в листопад Листья желтые летят,

А под листьями шуршат Шурш,  Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребенок.

Просит ответить на вопросы: Какие слова выдумал поэт? Как надо произносить эти слова? Что мы должны себе представить? Какой звук выделим?

- Настраиваются на работу.

- Отрабатывают дикцию (чтение жужжащим способом, чтение с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения, весело)

Мотивация познавательной деятельности

- Предлагает познакомиться с лирическими произведениями русских поэтов, темой которых является описание осенних листьев, листопада. Узнать, как поэты изображают в стихах осенние листья. Составить словарь поэтических образов и настроений.

- Находят стихотворение в учебнике (с.74)

Организация познавательной деятельности

1. - Читает стихотворение В. Брюсова “Сухие листья”.

- Предлагает ответить на вопросы:

С помощью каких слов описана осень в стихотворении?

Как изображает поэт картины осени?

С помощью чего ему удалось оживить эти картины в нашем воображении?

Какие звуки передают шуршание осенних листьев?

- Предлагает составить музыкальную партитуру осенних звуков. (В каких словах мы слышим звуки [c], [ш]?)

- Какими словами можно дополнить словарь настроений?

- Какими красками дополним осеннюю палитру? Вспомните, какого цвета сухие листья.

2. - Предлагает прочитать стихотворение И. Токмаковой “Опустел скворечник…”

- Проводит работу над содержанием стихотворения по вопросам на доске:

  1. Какое явление осени описывает поэт? Какое образное выражение используется для обозначения листопада? Как вы его понимаете?
  2. С кем сравнивает поэт листья?
  3. Чем похожи листья и птицы?
  4. Какое настроение создает это стихотворение?
  5. Дополните словарь настроений и образов.

- Предлагает прочитать стихотворение Ирины Токмаковой так, чтобы все услышали шуршание листьев и почувствовали состояние покоя и тишины.

3. - Предлагает прочитать стихотворение И. Бунина (с. 79).

- Проводит беседу после чтения.

  1. Какое время года описывает автор? (Осень.)
  2. Какие строчки это доказывают? (Услышать листика шуршанье.)
  3. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
  4. Какие слова вы хотели бы особо выделить голосом при
    чтении?
  5. Где надо сделать длинные, а где короткие паузы?

- Предлагает повторно выразительно прочитать стихотворение.

- Слушают стихотворение

- Отвечают на вопросы

- Называют слова и цвета.

- Самостоятельно читают стихотворение (с. 75), делятся своими впечатлениями о прочитанном.

- Отвечают на вопросы.

- Выразительно читают стихотворение.

- Читают стихотворение.

- Отвечают на вопросы.

- Выразительно читают стихотворение.

Подведение итогов

- Предлагает коллективно составить словарь образов и настроений, палитры и партитуры осени.

- Проводит беседу по вопросам.

  1. С какими произведениями познакомились?
  2. Кто их автор?
  3. О чём они?
  4. Чему учились?
  5. Что нового узнали?

- Называют слова, цвета и звуки.

- Отвечают на вопросы.

Дополнительный материал:  Карточки с текстом. На каждой карточке дан деформированный текст-описание природных изменений и явлений. Дети внимательно читают текст, определяют, какие явления природы подходят к описанию осени (Приложение)

Дополнительные творческие задания:

Сочинение детьми рассказа-миниатюры на тему “Осень”.

- Задание: придумайте свой рассказ или сочините маленькое стихотворение на тему “Осень”, иллюстрируйте его.

Опорные вопросы для составления рассказа-миниатюры                                                                                                                                                                                          

1.        Где происходит событие? (В парке, в лесу, в саду, на пруду)

2.        Какое настроение будет передано в рассказе? (Грусть, покой, восторг, печаль, радость)

3.        Передайте в рассказе цвет листьев, состояние деревьев. (Деревья красуются, вянущие рябины, листья как солнышки – багряные и золотые, пожелтелые листья, золотая листва)

4.        Как ведут себя осенние листья? (По ветру летят, кружат, на деревьях не сидят, прыгают, скачут, плывут, полетели, запрыгали, понеслись; листья словно бабочек легкая стая)

5.        Какие звуки можно услышать в осеннем парке? (Листья шуршат, скребутся, лопочут, шепчут, говорят)

Домашнее задание: Выучить наизусть любое из прочитанных стихотворений.

Приложение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лирические стихотворения В.Брюсова , И.Токмаковой , И.Бунина Шуксто Марина Викторовна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 180 г.Санкт -Петербург Литературное чтение. 2 класс УМК «Школа России»

Слайд 2

Речевая разминка Под ногами в листопад Листья желтые летят, А под листьями шуршат Шурш , Шуршиха и Шуршонок – Папа, мама и ребенок.

Слайд 3

Изображение осенних листьев в стихотворениях русских поэтов Составим поэтический словарь Определим, какие звуки можно услышать в осеннем парке Составим словарь настроений Определим, какого цвета осенние листья

Слайд 4

Вопросы к стихотворению В. Брюсова «Сухие листья»: С помощью каких слов описана осень в стихотворении? Как изображает поэт картины осени? С помощью чего ему удалось оживить эти картины в нашем воображении? Какие звуки передают шуршание осенних листьев?

Слайд 5

Звуки осени: [c] : с ухие, ли с тья. ту с клым; [ ш ] : ш ур ш ат, ш епчут. Словарь настроений: тишина; покой.

Слайд 6

Вопросы к стихотворению И. Токмаковой «Опустел скворечник»: 1. Какое явление осени описывает поэт? Какое образное выражение используется для обозначения листопада? Как вы его понимаете? 2. С кем сравнивает поэт листья? 3. Чем похожи листья и птицы? 4. Какое настроение создает это стихотворение? 5. Дополните словарь настроений и образов.

Слайд 7

Словарь образов: листья на деревьях не сидят; летят, летят Словарь настроений : грусть; печаль; тоска

Слайд 8

Вопросы к стихотворению И. Бунина «Сегодня так светло кругом»: 1. Какое время года описывает автор? 2. Какие строчки это доказывают? 3. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? 4. Какие слова вы хотели бы особо выделить голосом при чтении ? 5. Где надо сделать длинные, а где короткие паузы?

Слайд 9

Словарь образов: м ёртвое молчанье Звуки осени: [ш]:вы ш ина , ти ш ина, услы ш ать листика ш ур ш анье Словарь настроений : тишина; покой

Слайд 10

Как изображается осень в стихотворениях В . Брюсова, И.Токмаковой , И.Бунина ? Словарь образов: кружат , шуршат листья на деревьях не сидят; летят, летят; Мёртвое молчанье Словарь настроений: грусть; печаль: тоска; тишина; покой; любование . Музыкальная партитура: [c] : с ухие, ли с тья. ту с клым; [ ш ] : ш ур ш ат, ш епчут, вышина, тишина, шуршанье

Слайд 11

Опорные вопросы для составление рассказа-миниатюры: 1. Где происходит событие? (в парке, в лесу, в саду, на пруду) 2. Какое настроение будет передано в рассказе? (грусть, покой, восторг, печаль, радость) 3. Передайте в рассказе цвет листьев, состояние деревьев. (деревья красуются; вянущие рябины; листья как солнышки – багряные и золотые; пожелтелые листья; золотая листва) 4. Как ведут себя осенние листья? (по ветру летят, кружат, на деревьях не сидят, прыгают, скачут, плывут, полетели, запрыгали, понеслись; листья словно бабочек легкая стая) 5. Какие звуки можно услышать в осеннем парке? (листья шуршат, скребутся, лопочут, шепчут, говорят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв о лирическом стихотворении

Работа над лирическим стихотворением...

Разработка урока в 3 класса "Александр Сергеевич Пушкин Лирические стихотворения."

Данный урок нацелен на приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, формирование читательской компетентности, учитываются требования к современному уроку, а именно отработка универсал...

Прием контраста в лирических стихотворениях

Учить анализировать произведения , воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление , внимание; воспитывать любовь к природе и русской словест...

Образ лирического героя в стихотворении В. Брюсова "Опять сон"

Представленные материалы позволяют расширить словарный запас детей, формируют грамотную речь. На уроке дети учатся анализировать, обобщать, формируется собственная точка зрения....

Осенние листья (стихи А.Толстого, С.Есенина, В.Брюсова, И.Токмаковой)

Данная презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России». Презентация содержит портреты А.Толстого, С.Есенина, В.Брюсова, И.Токмаковой, речевую разминку, крос...

Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.

Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чт...

Урок литературного чтения. Тема: Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта «Светло-пушистая…». Настроение стихотворения. «Светло-пушистая…». На

В материале дана подробная разработка открытого урока литературного чтения во 2 классе по теме Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лири...