Рабочая программа по литературному чтению 4 класс ОС "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Зуденкова Любовь Ивановна

Данная рабочая программа составлена в соответствии с локальным актом образовательногоо учреждения и предназначена для учителя, работающего по данной образовательной системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_2.docx71.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования, с примерной программой по учебному предмету литературное чтение,  авторской программой Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 4 класса, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя.

Формирование функционально грамотных людей – одна  из важнейших  задач  современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где  идет интенсивное  обучение различным  видам  речевой деятельности  – чтению и  письму,  говорению и  слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком –  один  из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их  самостоятельно выбирать. Достижение этой  цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение  грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского  языка*.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение  функциональной  грамотностью на  уровне  предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и  анализа текстов;

3)  овладение умениями,  навыками  различных  видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для  достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для   учителя и  «Тетради  по  литературному чтению» для  учащихся.

В программе за основу  взят традиционный тематический принцип  группировки материала, однако в реализации этого  принципа есть  свои  особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 4-м классе, составить представление о многообразии творчества писателей. Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы. Такова внутренняя логика системы чтения. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью.  Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников»,

то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение

прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы)..

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности

На  уроках литературного чтения ведущей является  технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа  текстом до чтения.

1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его  героев  по  названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации  с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей  (учебной, мотивационной, эмоциональной,  психологической) готовности учащихся  к работе.

II этап. Работа  с текстом  во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия  (с  помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.  Перечитывание  текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего  текста или  его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через  текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в  случае необходимости) к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа  с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного,         дискуссия.  Соотнесение читательских интерпретаций  (истолкований,  оценок) произведения  с  авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи   текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.  Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Описание  места учебного предмета в учебном плане

В соответствии  с учебным планом начального общего образования МОУ «Средняя школа № 27» на 2016-2017 уч. год предмет «Литературное чтение»  включен в обязательную часть учебного плана, предметную область «Русский язык и литературное чтение»,  на его изучение отводится  102 часа (3 часа в неделю).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты –диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

4-й класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

видеть языковые средства, использованные автором.

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;

– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;

– выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– пересказывать текст по плану.


ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.

Содержание предмета «Литературное чтение» для  каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1.Круг  детского чтения.

2.Техника чтения.

3.Формирование приёмов понимания прочитанного при  чтении и слушании, виды  читательской деятельности.

4.Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5.Литературоведческая пропедевтика.

6.Творческая деятельности учащихся (на  основе  литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Таблица требований к умениям учащихся по литературному чтению 4 класса (программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»:

– овладение функциональной грамотностью;

– овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;
– овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

• самостоятельно находить ключевые слова;

• самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов,

самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

• вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальной, подтекстовкой, концептуальной;

• формулировать основную мысль текста;

• составлять простой и сложный план текста;

• писать сочинение на материале прочитанного с предварительной

подготовкой

– определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

 аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

– приобщение к литературе как к искусству слова;

– приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою;

собственное отношение к герою);

• относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

• относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

• видеть языковые средства, использованные автором


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Раздел 1. «Любимые книги» - (7 ч)

 Произведения современной детской литературы разных жанров. Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

Раздел 2. «У истоков русской детской литературы» - (13ч)  

У истоков русской детской литературы. Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Раздел 3. «XIX век. Путешествие продолжается…» - (34ч)  

Детская литература XIX в. Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений. Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Раздел 4. «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» - (48ч)  

Детская литература XX в. Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова.

Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

п/п

 Наименование разделов и темы

Общее кол-во

Из них

Теоретические

Практические

Контрольные  работы

Экскурсии

1.

Любимые книги

7

6

1

1

1

1.1

Вводный урок. Знакомство с книгой «В океане света»«Пролог».

2

1.2

Кто же будет сопровождать нас в

путешествиях? Г. Сапгир «Сегодня, завтра и

вчера».

1

1

3

1.3

Начало удивительных событий. Велтистов Е.

«Приключения Электроника». Глава I (части 1

и 2).

1

1

4

1.4

Что может Электроник? Велтистов Е.

«Приключения Электроника». Глава I (часть3,4). Наука как искусство. Сходство и различие

сказочной и фантастической повести.

1

1

5

1.5

Смешные стихи о серьёзных вещах. Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада».

1

1

6

1.6

Обобщающий урок и проверочная работа по разделу «Любимые книги».

1

1

1

7

1.7

Вн./чт. Книги о ребятах сверстниках.

Р.р. Что такое детская литература?

Сочинение о любимом писателе.

1

1

2

У истоков русской литературы

13

12

1

1

2.1

Путешествие 1.17 век

7

7

8

2.1.1

Введение в раздел. Летопись и летописцы.

Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов». Н.

Кончаловская. «В монастырской келье

узкой…»

1

9

2.1.2

«Повесть временных лет». «Расселение славян».

1

1

10

2.1.3

Славяне и их просветители. «Изобретение славянской азбуки».

1

1

11

2.1.4

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

Почему не стареют наказы Владимира

Мономаха. «Поучение» Владимира Мономаха.

1

1

12

2.1.5

 XVII век. Чудов монастырь.

Справщик Савватий – первый детский поэт.

1

13

2.1.6

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона

Истомина.

1

1

14

2.1.7

Обобщение и проверочная работа №1 по разделу «У истоков русской детской литературы»

1

1

1

2.2

Путешествие 2.Конец 18 века

6

5

1

1

15

2.2.1

 Усадьба Аксаковых («Детские годы Багрова - внука», гл.1)

1

1

16

2.2.2

Традиция семейного чтения (С.Аксаков «Детские года Багрова – внука», гл.2-3)

1

1

17

2.2.3

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары.

1

1

18

2.2.4

«Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И.Новикова)

1

1

19

2.2.5

Образ «идеального ребенка» в детских стихах А.Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»

1

1

20

2.2.6

Проверочная работа №3 по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 2)

1

1

1

3

19 век. Путешествие продолжается

34

31

3

3

3.1

Путешествие 3. Москва начало 19 века

2

2

21

3.1.1

Интересны ли детям басни? (И.А.Крылов «Слон и Моська»)

1

1

22

3.1.2

Характерные особенности жанра басни (И.А.Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом»)

1

1

3.2

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка

4

4

23

3.2.1

Первая русская литературная сказка

А.Погорельский

1

1

24-26

3.2.2-3.2.4

А.Погорельский «Черная курица…»

1. Нелегкий путь в подземное царство (ч.2, 3)

2. Встреча с подземными жителями (ч.4, 5)

3. Главный герой сказки (ч.6)

3

3

3.3

Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей

12

10

2

2

27-30

3.3.1-3.3.4

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1. Знакомство с героями сказки (ч.1-3)

2. Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч.4-6)

3. Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч.7-9)

4. Царь Салтан и князь Гвидон

 В чем главный смысл сказки? (ч.10-15)

4

4

31

3.3.5

Вн.чт. А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

1

1

32

3.3.6

Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»

1

1

33

3.3.7

Обобщение. Литературные сказки.

1

1

34

3.3.8

Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В.Даля), «Кузовок» (игра)

1

1

35

3.3.9

Р/р  Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И.Далю)

1

1

1

36

3.3.10

Как надо писать для детей? (А.Ишимова «Славяне»)

1

1

37

3.3.11

Вн.чт. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или «Литературные сказки писателей XIX века»

1

1

38

3.3.12

Обобщение. Проверочная работа №4 по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 3-5)

1

1

1

3.4

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг

5

5

39

3.4.1

Картины природы в книге С.Аксакова «Детские годы Багрова - внука»

1

1

40

3.4.2

Поэты XIX века о природе. Стихи А.К.Толстого и А.Плещеева

1

1

41

3.4.3

Стихи А.Майкова и Ф.Тютчева о природе

1

1

42-43

3.4.4-3.4.5

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1. Картины русской природы в стихотворении

2. Дедушка Мазай – добрый охотник

2

2

3.5

Путешествие 7.Школа в Ясной Поляне

10

9

1

1

44

3.5.1

Л.Н.Толстой как учитель (сказка «Два брата»)

1

1

45

3.5.2

Непростые простые тексты (Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»)

1

1

46

3.5.3

Практикум «Учусь читать художественную прозу»

1

1

47

3.5.4

Первое знакомство с Родиной (К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»)

1

1

48

3.5.5

Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д.Ушинский «Наше Отечество»)

1

1

49

3.5.6

Р/р  Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д.Ушинский «Жалобы зайки»)

1

1

50-51

3.5.7-3.5.8

А.И.Куприн «Слон»

1. Непонятная болезнь (ч.1-3)

2. Можно ли выполнить желание Нади? (ч.4-6)

2

2

52

3.5.9

Проверочная работа №5 по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 6-7)

1

1

1

53

3.5.10

Вн.чт. Мир детсва в рассказе А.П.Чехова «Мальчики»

1

1

4

Век 20. Встреча со старыми друзьями

48

44

4

4

4.1

Путешествие 8.Загадка Лидии Чарской

5

5

54-57

4.1.1-4.1.4

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»

1. Первый день Лены в гимназии (гл.8)

2. Друзья и враги Лены Икониной (гл.10-11)

3. Образ Лены Икониной. Обобщение

4

4

58

4.1.5

Вн.чт. Мир детства

1

1

4.2

Путешествие 9.Петроград.1923 год

6

6

59

4.2.1

Редакция «Воробья». Житков и Маршак

1

1

60

4.2.2

Настоящий капитан (Б.Житков «Николай Исаич Пушкин»)

1

1

61

4.2.3

Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»)

1

1

62

4.2.4

Обэриуты. Стихи Д.Хармса

1

1

63

4.2.5

Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского

1

1

64

4.2.6

Вн.чт. Современные чудаки

1

1

4.3

Путешествие 10.Вокруг Маршака

10

9

1

1

65

4.3.1

Вн.чт. Современные детские журналы

1

1

66-68

4.3.2-4.3.4

Е.Шварц «Два брата»

1. Живой мир и мир вечного покоя (гл.1-4)

2. Спасение Младшего - победа живого мира (гл.5-8)

3. Мудрость сказки Е.Шварца (обобщение)

3

3

69

4.3.5

Превращение Пиноккио в Буратино (Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему»)

1

1

70

4.3.6

Удалось ли А.Н.Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н.Толстой «Кот сметанный рот»)

1

1

71

4.3.7

Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель»)

1

1

72

4.3.8

Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я.Маршака «Сила жизни»)

1

1

73

4.3.9

С.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор

1

1

74

4.3.10

Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 8-10)

1

1

1

4.4

Путешествие 11.1928 год. Литературный утренник в Сокольниках

3

3

75-77

4.4.1-4.4.3

Ю.Олеша «три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом»

1. Живая кукла наследника Тутти (ч.2)

2. Три Толстяка и другие герои сказки (ч.3,4)

3. «Простые высокие истины» (обобщение)

3

3

4.5

Путешествие 12.  «Дорогие мои мальчишки» » (Р.Фраерман «Гайдар и дети»)

3

3

78-80

4.5.1-4.5.3

А.Гайдар «Тимур и его команда»

1. «Этот чердак был обитаем» (ч.1,2)

2. Игра или серьезное дело? (ч. 3, 4)

3. Тимур и тимуровцы (ч.5, обобщение)

3

3

4.6

Путешествие 13.  Смешные книжки Проверка развития читательских умений (Н.Носов «Федина задача»)

4

4

81

4.6.1

Юмористический рассказ на серьезную тему (В.Драгунский «Что любит Мишка»)

1

1

82

4.6.2

Вн.чт. Юмористические рассказы В.Драгунского, Ю.Сотника и Н.Носова

1

1

83

4.6.3

Стихи А.Барто. Сатира или юмор?

1

1

84

4.6.4

Вн.чт. «Не про меня ли это?»

1

1

4.7

Путешествие 14.  Книжкины именины во дворце пионеров.

9

6

3

3

85

4.7.1

Стихи Е.Благининой, Б.Заходера, Ю.Коринца и др.

1

1

86

4.7.2

Стихи И.Токмаковой и Г.Сапгира

1

1

87

4.7.3

Стихи Э.Мошковской и Э.Успенского

1

88

4.7.4

Стихи Саши Черного и В.Долиной

1

1

89

4.7.5

Миниатюры Г.Цыферова

Р/р  Создание собственных миниатюр

1

1

1

90

4.7.6

Стихи Н.Матвеевой

1

1

91

4.7.7

Вн.чт. Любимые стихи

1

1

92

4.7.8

Практикум «Учусь читать литературный текст»

1

1

1

93

4.7.9

Обобщение. Проверочная работа №7  по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 11-14)

1

1

1

4.8

Путешествие 15.  Современные детские писатели

9

9

94

4.8.1

 Современные детские писатели. (К.Драгунская «Крайний случай»)

1

1

95

4.8.2

Творческая манера Ксении Драгунской (К.Драгунская «Ерунда на постном масле!»)

1

1

96

4.8.3

Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина)

1

1

97-99

4.8.4-4.8.6

Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок»

1. Знакомство с героями (картины 1,2)

2. Поиски снежного цветка (картины 3-5)

3. Мудрая сказка для малышей (картины 6-8)

3

3

100

4.8.7

Обобщение. Берём интервью у детских писателей.

1

1

101

4.8.8

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям

1

1

102

4.8.9

Вн.чт. «О чем можно, о чем хочется читать»

1

1

Итого

102

93

9

9


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Нормативные документы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (сизм. 2015-2016 гг.). – [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru(дата обращения:28.08.2016).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации.  – М.: Просвещение, 2016. –31с.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015. – 232с.

Учебная литература

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева О.В Литературное чтение 4 класс (В океане света): учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч..- М: Баласс Издательство Школьный дом, 2013. -  224с., - 224 с.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева В. Е., Чиндилова О. В.Тетрадь по литературному чтению 4 класс М: Баласс, Школьник 2016.-112 с.

Учебно-методическая литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст]. В 2 ч. Ч. 1./[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с.
  3. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120 с.
  4. Поурочные планы по учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой О.В. Литературное чтение 4 класс /авт.-сост.Л. И.Рудченко.- Волгоград: Учитель, 2010.-203с.

Рассмотрено  

на заседании методического      объединения учителей  начальных классов

Председатель МО

______________Терлецкая Н.В.

 «29» августа 2016 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

________________  Лёзина С.В  

«30» августа 2016 г.

Утверждаю

И.о. директора

МОУ «Средняя школа №27»

__________ Юрченкова О.Н.

«30» августа 2016 г.

Рабочая программа

 учебного предмета

«Литературное чтение»

в 4 классе

                    Составитель:

Зуденкова Любовь Ивановна,

учитель начальных классов

2016-2017 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на 2014/15 учебный год. Она включает в себя все основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содер...

Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по литературному чтению УМК Школа 2100 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению 3 классОбразовательная система "Школа 2100"по учебнику "В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевойв неделю 2 часа, за год 68 ч....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева (2 класс)...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  (3 класс)...