Урок литературного чтения "Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Денисова Любовь Сергеевна

Цель урока:

  • продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;
  • развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;
  • формировать личностное отношение к окружающей действительности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx19.72 КБ
Office presentation icon priemysh_0.ppt2.27 МБ
Файл pamyatka_po_sostavleniyu_modeli.docx661.53 КБ

Предварительный просмотр:

29.03.13.

Открытый урок по литературному чтению.            

Тема:  Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш».

Цель урока:

  • продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;
  • развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;
  • формировать личностное отношение к окружающей действительности.

Задачи урока:

  • формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения;
  • повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
  • знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
  • развивать мышление, связную устную и письменную речь, память;
  • воспитывать умение слушать и уважать мнение своих товарищей.

Ход урока:

1. Организация начала урока.

         - Доброе утро, уважаемые гости, родители! Сейчас вы присутствуете на уроке литературного чтения в 3 классе.

        - В начале каждого урока я провожу с детьми 5 – минутку чтения вслух для развития скорости чтения. Ребята приносят свои книги и читают на уроках.

         - А сейчас я предлагаю вам побыть в роли учеников.

2. Мотивация и целеполагание. 

Игра "Вспомни и назови"

       -Прослушайте отрывки из произведений, назовите автора и название этого произведения.

                  Ей было скучно одной, и она все время думала про своих улетевших братьев и сестер. Где-то они сейчас? Вспоминают ли про нее? Благополучно ли долетели? Времени было достаточно, чтобы можно было подумать обо всем. Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу, где прыгали белки и зайцы,  посвистывали рябчики. Однажды со скуки Серая Шейка забралась в лес и очень перепугалась, когда из-под куста кубарем вылетел Заяц. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»

                   Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида , лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился , и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его. Л.Н.Толстой " Лебеди".

        - Как вы думаете, что объединяет эти два произведения?

(они о животных)

- Попробуйте предположить тему урока. (Д.М.Сибиряк «Приёмыш»; чаще всего дети легко формулируют тему, т.к. написана на доске)   

                  СЛАЙД 2

       - Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением русского писателя, который писал о природе, о животных.

      - Поставьте перед собой цель на этот урок: что бы вы хотели узнать, чему научиться?

      - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и учиться слушать и принимать чужое, учиться спорить.    

         - Далее мы с ребятами переходим к изучению нового материала: кратко знакомлю с биографией автора, когда и где родился, о чём писал свои произведения, интересные факты из жизни, в данном случае, почему такая фамилия.

3. Изучение нового материала.

Об авторе.

        - Написал это произведение (Портрет М.- Сибиряка с датой рождения)

           Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк - русский писатель , который родился в 1852 году, в одном из рабочих посёлков на Урале. В своих произведениях, а он их написал более 150 , он с любовью описывал простой народ и красоту уральской природы . Первые свои рассказы он подписывал именем Дмитрий Сибиряк - это его псевдоним - литературное имя, так делали и делают многие писатели , а затем к нему присоединилась и настоящая фамилия автора Мамин. Семья Маминых жила небогато, но в их доме было всегда много книг, поэтому и любовь к чтению и к литературе появилась уже в детстве.                                  СЛАЙД 3

4. Подготовка к восприятию нового материала.

     -Прочитайте, как называется это произведение. (Приёмыш) 

     - Как вы думаете, что обозначает это слово? (сирота, которого взяли на воспитание чужие люди)

     - Какие чувства вызывает у вас это слово? (жалости, сочувствия, доброты, милосердия, любви)

     - Ребята, можете вы по названию, определить, о ком или о чём пойдет речь в этом произведении? А в каком жанре написано произведение?

      - Давайте проверим, верны ли ваши предположения.

     

5. Словарная работа.

      -При чтении этого произведения вам встретятся трудные и новые слова и выражения.

       - Как вы думаете, а для чего нам нужно знать значение этих слов? (Для чего мы проводим словарную работу?) (чтобы понять текст; если потом где-то встретятся эти слова, тоже понимать, о чём говорят; писать стихи)

                    СЛАЙД 4, 5

        Бобылём, особняком, сгрудятся, грезилось, дескать, на перелёте, божья птица.

(прочитаем по цепочке: второй ряд, третий ряд)

6. Первичное чтение произведения.

           1) Чтение 1-й части (вслух учителем или хорошо читающим учеником)
- Вернёмся  к вашим предположениям.

- Можно уже по первой части определить, о ком или о чём это произведение? (о лебеде)

- Почему автор назвал его Приёмышем? (ещё не понятно)

- Можно по первой части определить, к  какому жанру мы отнесём это произведение? (рассказ) 

- Почему? (описаны события, которые могли происходить в реальной жизни)

- А какова его тема? (о животных)

- Составим  модель обложки этого рассказа. (заготовки-схемы лежат на ваших партах, дети уже знают, как обозначить жанр произведения и его тему, либо опираются на подсказку в конце рабочей тетради)

              Проверяем ( на доске помещаю модель)     СЛАЙД 6

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание?

- Почему прямоугольник? почему коричневого цвета?

  • Физкультминутка (упражнения для глаз).     СЛАЙД 7


                     2)  Работа с иллюстрацией.
- А сейчас я вам предлагаю поработать с иллюстрацией.     СЛАЙД 8

7.  Итог урока. Рефлексия.

       Прогнозирование.

       - Как вы думаете, каким будет конец истории? Совпадёт ли ваше предположение с мнением писателя, вы узнаете дома, дочитав произведение дома.   СЛАЙД 9

      - А теперь попробуйте показать своё настроение с помощью сигнальных карточек:

* жёлтая – вам всё понравилось, всё понятно

* оранжевая – остались вопросы

* красная – было трудно на уроке

* зелёная – что-то удивило

       - Дети очень любят поднимать зелёную карточку, бывает поднимают одновременно две. Нескольких ребят спрашиваю, почему именно такие карточки.

      - И, подводя итог нашего занятия, я предлагаю вам закончить следующее предложение:

      «Я хочу похвалить … за то, что…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 3 класс УМК «Школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой

Слайд 2

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»

Слайд 3

Дмитрий Наркисович Мамин- Сибиряк

Слайд 4

Словарная работа Бобыль Особняком Сгрудятся одинокий человек отдельно от других объединятся в группу

Слайд 5

Словарная работа Грезилось Дескать На перелёте Царская птица виделось то - есть во время перелёта важная птица

Слайд 6

Д. Н. Мамин - Сибиряк Приёмыш

Слайд 9

Лебеди .

Слайд 10

Прозвенел уже звонок. Значит, кончился урок. Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Люба\Desktop\2.jpg             C:\Users\Люба\Desktop\2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Д.Мамин-Сибиряк Приемыш

Урок по творчесту Д. Мамина - Сибиряка.Включает в себя работу со словарями, прослушивание произведения П. И. Чайковского. К уроку прилагается презентация....

презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...

Презентация к уроку литературного чтения Д.Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"

Презентация к уроку по сказке    Д.Мамина - Сибиряка "Серая Шейка"....

Конспект урока литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с присказкой Д. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки», а также с творчеством Д. Мамина-Сибиряка, совершенствование навыков выр...

Презентация к уроку чтения Д.Н.Мамин - Сибиряк "Приёмыш"

В презентации отражены этапы урока чтения в 4 классе по теме Д.Н.Мамин - Сибиряк "Приёмыш"....