Г.Х.Андерсен "Девочка со спичками"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Сингизова Альфинур Вафиевна

Конспект урока чтения по произведению Г.Х.Андерсен  "Девочка со спичками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon devochka_so_spichkami.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Г.Х.Андерсен «Девочка со спичками»

Цель:

  • познакомить детей со сказкой Х.К. Андерсена “Девочка со спичками”; продолжить исследовательскую работу над сказкой; продолжить знакомство с творчеством Х. К.Андерсена;
  • развивать умение понимать чувства автора, образное мышление, речь; на основе прослушивания и исполнения музыкальных эпизодов развить образ литературного произведения в их динамике;
  • продолжить работу по воспитанию любви к сказкам; воспитывать у детей положительные человеческие качества.

 Оборудование: 

  • портрет Г.-Х. Андерсена;
  • музыка А.Вивальди “Зима”;
  • карточки с текстами на тему “Зима”;
  • карточки с набором картинок и текстов из сказок Андерсена;
  • сигнальные карточки.

 Структура урока:

1. Организация начала урока

2. Проверка домашнего задания

3. Работа по теме урока.

  • Сообщение темы и целей урока
  • Актуализация знаний (самостоятельная работа, работа в парах)
  • Чтение сказки
  • Работа по содержанию
  • Выборочное чтение, дискуссия

4. Подведение итогов урока

                                                         Ход урока        

1. Организационный момент.

Звучит музыка Антонио Вивальди “Зима”

 - Как вы думаете, какому времени года посвящена эта музыка? Как догадались?

– Какой раздел учебника мы начали изучать? (“Снег летает и сверкает…”)

2. Проверка домашнего задания.

 - Музыка продолжит звучать, а мы прочтем строки из произведений о зиме. Постарайтесь запомнить, какие ключевые слова и художественные приемы, которые используют авторы, чтобы передать характер зимы.

а) чтение отрывков

Подготовленные заранее дети читают тексты на карточках

1) Белым-бела уже земля,

Как будто вымазана мелом.

Леса, и степи, и поля.

Осталось все под снегом белым. (Назар Наджми)

2) Тонут в белых волнах заборы. За каждым забором – снеговорот. Завевает, кружит, заносит. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не дает. Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круговерть от земли до неба. (Николай Сладков)

                                                                                                       

3)  Я вижу, как пирожница-Зима

     муку и сахар на дороги сыплет,

     Развешивает леденцы на ёлках,

     и пачкает лицо своё мукой. (Э. Багрицкий)

4)  Метель всё усиливалась. Как будто прилетело полчище снежных великанов и начало размахивать широкими белыми рукавами и отплясывать на улице.

                                                                                                     (Н. Тихонов)

 - Назовите слова, ярко и образно рисующие зиму.

 - Какое настроение навевает музыка и прочитанные строки? (Грустное).

Б) чтение стихотворения А.Пушкина

 - Дома вы готовили для чтения стихотворение А.С.Пушкина “Зимний вечер”. Прочтите его так, чтобы передать его настроение.

 - С чем сравнивает бурю поэт?

3. Работа по теме урока. 

  • Сообщение темы и цели урока.

Звучит музыка А. Вивальди “Зима”.

Под музыку читаю первые строки произведения “Девочка со спичками”.

 “Как холодно было в этот вечер! Шёл снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году – канун Нового года…

Так начинается замечательная зимняя сказка. Как она называется?

                                                                                                   (“Девочка со спичками”)

 - Кто её автор?                   ( Ганс Христиан Андерсен)

 - Сегодня мы будем работать над содержанием этой сказки. Но прежде вспомните и расскажите, что вам известно о самом писателе, его жизни, творчестве?

Рассказ подготовленного ученика:

Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было уже 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.

 - Сказки датского писателя Ганса Христиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли.

– Назовите сказки Андерсена, которые вам известны.

  • Актуализация знаний (самостоятельная работа, работа в парах)

Подбор текстов к заданным иллюстрациям по сказкам Андерсена (каждый ученик получает свой вариант иллюстраций и текстов).

    1) жужжащее чтение

    2) самостоятельный подбор

    3)совместная проверка либо консультация с соседом

    4)самопроверка задания - на доске предлагаются варианты ответов, дети сравнивают со своими.

                          I вариант: 1 – А, 2 – Д, 3 –Г.

                        I I вариант: 1 – В, 2 – Б, 3 – Е.

  • Чтение сказки.

 - Геннадий Цыферов в книге “Мой Андерсен” пишет: “Знаешь ли ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит… Если в смешную сказку добавить каплю грусти, она тоже звенит.

    Всякий раз после сказки Андерсена вы словно слышите звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чем она, но робкий звон остается в сердце”.

 - Мы будем читать грустную сказку Андерсена “Девочка со спичками” и постараемся почувствовать, услышать “звон грусти”.

Звонит в колокольчик. Сказка прослушивается в исполнении артиста.

Словарная работа перед чтением; часть слов обсуждается после прочтения.

Канун – день перед праздником.          

Прок – польза      

Во весь опор – очень быстро, вскачь.

Люлька – подвесная колыбель.  

Передник – фартук.

Сера – химический элемент, желтое горючее вещество, применяемое в технике и медицине.

Локон – вьющаяся прядь волос              

Отблеск – сияние отраженного света

Фарфор – белый, плотный керамический материал, посуда из этого материала.

Непроницаемый – не пропускает сквозь себя свет, звук.  

Сочельник – канун Рождества.

  • Работа по содержанию.

 - Услышали ли вы “звон грусти”, уловили, поняли ли настроение автора?

Что остается от сказки потом – после того, как ее рассказали?..

Какое настроение создалось у вас после прослушивания сказки?

 - Почему вам стало грустно?

 - Менялось ли оно на протяжении прослушивания?

 - Кто передал вам эту грусть? (Автор)

 - Кто является главным героем сказки?

 - Родом из какой семьи была эта девочка?

 - Какие слова из текста доказывают это?

 - Кто вам не понравился? Почему?

Был ли момент, который сильно взволновал вас?

 Физкультминутка.

  • Выборочное чтение. Дискуссия.

Перед вами иллюстрация главной героини сказки  (Слайд)

 - Скажите, не напоминает ли она кого-нибудь из героинь сказок Андерсена?

 - Правильно ли художник изобразил девочку?

Давайте уточним, как выглядела девочка? Зачитайте слова из текста.

            Внешний вид и состояние девочки

Брела маленькая, нищая с непокрытой головой

Покраснели, посинели от холода

Голодная, продрогшая

Измучилась

Бедняжка

Съёжилась, поджала ножки

Ещё холоднее на чердаке

Ручонки закоченели

Малютка

Не смела, отец прибьёт

Дома, работая над текстом, они выпишут в таблицу слова, характеризующие состояние девочки.

 - Как относились к девочке её родные? Кто её любил больше всех?

 - Что в этой сказке необычно, а что может быть на самом деле?

 - Какое “волшебство” совершали спички?

 - С чем сравниваются спички? (Свечка)

 - Я тоже хочу зажечь свечу, небольшой огонёк-фонарик, а вы закроете глаза и откроете по моей просьбе.

Зажечь свечу, тихо звучит музыка. На доске вывешиваются иллюстрации

 к сюжетам, соответствующим волшебным превращениям спичек.

 - Зачитайте слова из текста в соответствии с иллюстрациями.

 - Андерсен часто использует в тексте слова с корнем свет, синонимы этого слова и слова-описания огня, как он горит, светит. Отыщите их в тексте.

     Свет        огонёк            загорелась        светятся           пламя         засветилась          отблеск       свечка          огоньки-звёздочки             ослепительно вспыхнули

 - Почему так часто автор использует эти слова?

 - Какие чувства вызывает у вас главная героиня сказки?

 - А как к ней относится сам автор?

 - Прочитайте отрывок сказки, который вас взволновал.

 - Как описан этот момент?

 - Как вы думаете, почему Г.-Х. Андерсен сочинил такую сказку?

4. Подведение итогов урока.

 - Какая это сказка? Грустная или веселая?

 - Можете ли вы назвать другие сказки Андерсена, при чтении которых улавливалась та же авторская светлая грусть? (“Гадкий утенок”, “Дикие лебеди”, “Русалочка”, “Стойкий оловянный солдатик”).

 - Эта светлая чистая грусть заставляет и нас, читателей, быть светлее душой, добрее сердцем и мудрее умом. И мы ему благодарны.

“Несмотря на частые невзгоды, Андерсену выпало на долю подлинное счастье быть обласканным своим народом. Он был поэтом бедняков, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его сухощавую руку” (К.Паустовский).

 И в наши дни сказки Андерсена остаются любимыми сказками.

 - У всех у вас разные чувства и настроение. Геннадий Цыферов считал, что “После чтения сказки Андерсена вы словно слышите звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чем она, но робкий звон остается в сердце”.

Позвонить в колокольчик.

 - Поднимите квадрат, соответствующий по цвету вашему настроению, вашему колокольчику в душе.

 

 - Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости.

В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, “КОРОЛЮ СКАЗОК”, в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.

5. Домашнее задание: читать сказку, выписывать в таблицу слова из текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спички-это не игрушки

Классный час о правилах пожарной безопасности...

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками».

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен  «Девочка со спичками».  К уроку есть презентация....

Внеклассное мероприятие " Спички не тронь, в спичках- огонь!"

Внеклассное мероприятие по противопожарной безопасности для учеников 3 класса  выравнивания...

Внеклассное мероприятие "Спички не тронь, в спичках - огонь"

Мероприятие проходит во втором классе в форме беседы на классном часу ....

Внеклассное мероприятие "Спички не тронь, в спичках – огонь!"

Внеклассное мероприятие "Спички не тронь, в спичках огонь" проводится в начальной школе. Задачи:1. Развивать умение детей грамотно вести себя в случае пожара.2. Развивать основы навыков безопасности ж...

«Спички не тронь, в спичках огонь»

Сценарий тематического мероприятия  с детьми и родителями  по противопожарной безопасностиво второй младшей  группе ...