Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Аминова Гульсина Фазылгалиевна

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 2.

Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

- отвечать на вопросы по содержанию текста,

- находить в тексте материал для характеристики героя,

- относить произведение к одному из жанров,

- пересказывать отдельные эпизоды произведения,

- формулировать главную мысль.

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности; осуществлять рефлексивную оценку (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли с помощью учителя (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 2-й класс»

- музыкальный файл (Оркестр П.Мориа «Мир твоих фантазий»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аминова Гульсина Фазылгалиевна,

учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 7»

г. Менделеевск

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 2.

Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

- отвечать на вопросы по содержанию текста,

- находить в тексте материал для характеристики героя,

- относить произведение к одному из жанров,

- пересказывать отдельные эпизоды произведения,

- формулировать главную мысль.

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности; осуществлять рефлексивную оценку (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли с помощью учителя (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 2-й класс»

- музыкальный файл (Оркестр П.Мориа «Мир твоих фантазий»

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

- Прослушайте музыкальное произведение.

Включает музыкальный файл. Длительность 2,5 мин.

- Это произведение называется «Мир твоих фантазий» в исполнении оркестра известного музыканта Поля Мориа.

- А вы любите фантазировать?

- О чём вы фантазируете?

- А вот о чём ещё фантазируют дети, мы узнаем из произведения Николая Носова.

- Да.

Называют, о чём фантазируют.

Работа с текстом до чтения (5 мин)

1. Антиципация (прогнозирование содержания)

- Произведение так и называется «Фантазёры».

- Откройте учебники на стр. ___ и найдите данное произведение.

- Произведение какого жанра мы будем читать (сказку или рассказ)?

- Почему вы решили, что это будет сказка?

- Почему решили, что это будет рассказ?

- Итак, наши мнения разделились.

Записывает на доске:

РАССКАЗ     СКАЗКА  ?

- На какой первый вопрос мы хотим найти ответ?

Записывает вопрос на доске.

- Как вы считаете, фантазия и враньё – это одно и то же?

- Итак, наши мнения опять разделились.

- На какой вопрос мы ещё хотим найти ответ?

Записывает вопрос на доске.

ФАНТАЗИЯ=ВРАНЬЁ ?

- Предположите, о чём могут фантазировать мальчики.

- Вы хотите узнать, чьи предположения оправдаются?

- Итак, на какой третий вопрос мы хотим найти ответ?

Записывает вопрос на доске.

2. Постановка цели

- На какие вопросы мы хотим найти ответы в тексте?

Обращает внимание на доску.

Возможные ответы:

- Мы будем читать рассказ.

- Мы будем читать сказку.

-  В сказке есть герои, которых нет в жизни, это фантастические герои.

- Герои – обычные дети. События происходят в реальной жизни.

- Это рассказ или сказка?

Высказывают предположения.

Возможно, мнения могут разделиться.

- Фантазия и враньё – это одно и то же?

Высказывают предположения.

- О чём фантазируют мальчики?

- Это рассказ или сказка?

- Фантазия и враньё – это одно и то же?

- О чём фантазируют мальчики?

Определять жанр произведения.

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли с помощью учителя (Коммуникативные УУД).

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Формулировать познавательную цель с помощью учителя (Познавательные УУД).

Работа с текстом во время  чтения (15 мин)

1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом (Приложение).

Читает учитель.

2. Обобщающая беседа

- Вспомним, на какие вопросы искали ответ.

Обращает внимание на вопросы на доске.

- Произведение какого жанра мы прочитали?

- Объясните свой ответ.

- На какой второй вопрос мы искали ответ?

- Фанта́зия (греч. φαντασία — «воображение») — ситуация, не соответствующая реальности. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять (записать на доске синонимы).

- А что делали мальчики в рассказе? Как они сами говорили?

- Так фантазия и враньё – это одно и то же?

- А как они ответили Игорю про своё занятие? Зачитайте словами из текста.

- А что следует из этих слов?

- Для мальчиков враньё – это обман, а фантазия – это безобидная выдумка.

- О чём фантазировали мальчики?

- Чьи предположения оправдались?

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

- Рассказ.

- Нет сказочных героев, герои – обычные дети. Волшебства не происходит.

- Фантазия и враньё – это одно и то же?

- Врали. («Ври дальше»).

- Нет.

- «Мы же никого не обманываем, просто выдумываем».

- Что фантазия – это не враньё, а выдумка.

 

Отвечают на вопрос.

Поднимают руку, если есть такие дети.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Определять жанр произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли с помощью учителя (Коммуникативные УУД).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).

Работа с текстом после  чтения (10 мин)

1. Концептуальная беседа

- Как вы думаете, о чём просит нас задуматься автор?

- Выберите из пословиц ту, в которой заключена главная мысль рассказа.

Пословицы напечатаны на листах формата А 4 или написаны на доске.

Как вариант:

1. Ври, да знай меру!

2. Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.

3. Маленькая ложь за собой большую ведёт.

2. Составление характеристики героев

- Предлагаю вам поработать в паре и составить характеристику героев, используя план:

1. Имя героя.

2. Какие поступки совершает герой?

3. Как автор относится к герою?

4. Как ты относишься к герою?

Организует проверку.

Примечание: 

- первый ряд – характеристика Стасика,

- второй ряд – характеристика Мишутки,

- третий ряд – характеристика Игоря.

3. Творческое задание.

- Предлагаю дома нарисовать иллюстрацию к любой фантазии героев.  

- Используя данную иллюстрацию, попробуйте рассказать, о чём фантазирует герой.

Договориться о критериях оценивания данного задания:

«5» -?

«4» - ?

«3» - ?

Высказывают своё мнение.

Выполняют работу на листочках. Работают в паре 3 мин.

По одному представителю от каждой пары зачитывает (или дополняет) характеристику героев.

Договариваются о критериях оценивания данного задания.

Формулировать главную мысль.

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Пересказывать отдельные эпизоды произведения.

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД). 

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Рефлексия  (10 мин)

- Какое произведение сегодня читали?

- Кто автор этого произведения?

- На какие вопросы данное произведение нам помогло найти ответ?

Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Я понял, что  ….

Меня удивило ….

Мне захотелось ….

- «Фантазёры».

- Николай Носов.

- Это рассказ или сказка?

- Фантазия и враньё – это одно и то же?

- О чём фантазируют мальчики?

Желающие проговаривают предложения.

Осуществлять рефлексивную оценку (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Николай Носов

ФАНТАЗЁРЫ

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы (то, чего не было), будто пошли на спор, кто кого переврёт. (На какой второй вопрос мы ищем ответ? Фантазия и враньё – это одно и то же? Как мы теперь на него ответим? Да, одно и то же.)

- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

- Девяносто пять. А тебе?

- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.

- У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь - море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился.

- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

- Врёшь! (А вы как думаете, врёт ли Мишутка? Врёт.)

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

- Как же ты шёл без головы?

- Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.

- Почему же ты теперь с головой?

- Другая выросла.

"Ловко придумал!" - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки. (Вот опять доказательство того, что фантазия и враньё – одно и то же.)

- Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

- Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.

- Вовсе нет.

- Почему же ты теперь живой?

- Так он же меня потом выплюнул.

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

- Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...

- Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

- Ничего подобного. Я не про это.

- Ну ладно. Ври дальше.

- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - раз! - и раздавил в лепёшку.

- Ха-ха-ха! Вот это враки!

- А вот и не враки! (А вы как думаете, правду сказал Мишка? Нет.)

- Как же ты мог раздавить автобус?

- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил. (А теперь вы как ответите? Может такое быть? Да, может.)

- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.

- Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.

- Не веришь? Честное слово!

- На чём же ты летал?

- На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!

- Что же ты там на Луне видел?

- Ну, что... - замялся Стасик. - Что я там видел? Ничего и не видел.

- Ха-ха-ха! - рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!

- Конечно, летал.

- Почему же ничего не видел?

- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся... (Какой вопрос вы хотите задать автору? Можно во сне на Луну летать? Как сами на него ответите? Можно.)

- А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.

Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

- Вот врут-то! И вам не стыдно?

- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем. (Можно из этих слов предположить, что фантазии – это сказки, не обман, не враньё? Можно.)

- Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!

- А ты думаешь, легко выдумывать! (А вы как считаете? Отвечают на вопрос.)

- Чего проще!

- Ну, выдумай чего-нибудь.

- Сейчас... - сказал Игорь. - Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

- Сейчас, - повторил Игорь. - Э-э-э... гм... кхм... э-э-э...

- Ну, что ты все "э" да "э"!

- Сейчас! Дайте подумать.

- Ну, думай, думай!

- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо. - Сейчас, сейчас... э-э-э...

- Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил - чего проще!

- Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

- Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.

- Ничего. Как было, так и рассказал.

- А говорил - выдумывать мастер!

- Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза. (Какой вопрос вы хотите задать герою? Какая польза была от вранья? Посмотрим, что он сам рассказывает об этом.)

- Какая польза?

- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза. (Как вы думаете, это польза? Нет, не польза. Почему вы так считаете? Отвечают на вопрос. А вот что об этом думают Стасик и Мишка.)

- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.

- А тебе что?

- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун (тот, кто брешет, говорит неправду, врёт)! Вот!

- Сами вы брехуны! (Прав ли Игорь, назвав мальчиков брехунами? Да, они тоже неправду говорили.)

- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

- Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.

Продавщица дала им мороженое на палочке.

- Пойдём домой, - говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.

- Пойдем.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

- А ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.

- Меня мама гулять не пускала.

- За что?

- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою пол порцию мороженого дам, - сказал Мишутка.

- И я тебе свою пол порцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.

- А вы разве не хотите сами?

- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.

- Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.

- Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

- Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

- Ну, ты выдумываешь всё! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

- Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 3 классе «а» по эвристическому обучению. (УМК «система развивающего обучения Л.В. Занкова») Тема урока: Измерение площади с помощью палетки

Технологическая карта урока математики в 3 классе «а» по эвристическому обучению.(УМК «система развивающего обучения Л.В. Занкова»)Тема урока: Измерение площади с помощью палетки...

Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"

1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

Технологическая карта урока музыки с применением элементов технологии продуктивного чтения

Тема урока: Знакомство с песней Жанны Колмагоровой “Как люблю тебя я, мама”.Цель: Формирование интереса к основному источнику музыки - пению.Задачи:Воспитывающие: воспитание...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....