Урок чтения во 2-м классе по теме "Русские писатели. Обобщение к разделу".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Бышук Вера Владимировна

Урок чтения во 2-м классе по теме "Русские писатели. Обобщение к разделу". (Программа "Школа России") составлен в виде игры-соревнования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_urok_po_teme_russkie_pisateli.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения во 2-м классе по теме "Русские писатели. Обобщение к разделу". (Программа "Школа России")

Бышук Вера  Владимировнаучитель начальных классов МОУ «Рыбачьевская школа» г.Алушта  РКрым

Цели урока:

  • повторить, обобщить и систематизировать пройденный материал, полученный в разделе;
  • развивать память, мышление, внимание, устную речь детей;
  • прививать любовь к чтению, художественной литературе.

Оборудование: презентация; портрет А. С. Пушкина, портрет И.А.Крылова, Л.Н.Толстого; иллюстрации с изображением  персонажей произведений.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Будем грамотно читать,

Чтобы много, много знать!

II. Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня на уроке чтения мы обобщим наши знания, прочитаем произведения, которые изучали в разделе «Русские писатели». (слайд№1).

Учитель. Мы называем писателей великими,  потому что все они написали много замечательных произведений, которые известны не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

Учитель. Мы называем писателей русскими,  потому что все они любили все русское: русский язык, русскую природу, русское искусство, а самое главное - они горячо любили свой русский народ.

Учитель. А сейчас послушайте и скажите, о каком великом русском писателе идёт речь.

Учитель. Родился этот поэт очень давно. С малых лет умел отлично читать и в совершенстве знал французский язык. Была у поэта няня. Звали её Арина Родионовна. Она первая познакомила внука с русской народной поэзией.

Её песни, стихи и сказки будущий поэт запомнил на всю свою жизнь, именно из них отбирал сюжеты для своих сказок. Написал пять замечательных сказок, которые знают и любят взрослые и дети. Кто этот писатель?

ДетиАлександр Сергеевич Пушкин.

Учитель. Молодцы, ребята! (слайд№ 2.1)

Учитель. Имя следующего поэта - баснописца хорошо знают и взрослые, и дети. С ранних лет мы знакомимся с его баснями. Басни этого поэта никогда не стареют, они переведены на 50 языков мира, поэтому их знают читатели разных стран.

Учитель. О каком поэте - баснописце идёт речь?

Дети. Этот русский баснописец Иван Андреевич Крылов.

Учитель. Молодцы, ребята! (слайд№ 2.2)

Учитель. Имя следующего великого русского писателя знает весь мир. Написал очень много произведений и для детей и для взрослых. Всего 90 томов.

Учитель.  Кто этот писатель?

Дети. Лев Николаевич Толстой.

 Учитель.  Верно, ребята! (слайд№ 2.3)

- А что интересное из биографии Л.Н.Толстого вы запомнили?

Дети: Впервые в России открыл школу для бедных, крестьянских детей, написал для них первую учебную книгу - азбуку.

- А теперь соотнесите портрет  писателя с его Ф.И.О. (слайд№ 2.4)

Игра «Назови автора» (слайд№ 3)

«Сказка о рыбаке и рыбке» - А.С.Пушкин

«Филипок» - Л.Н.Толстой

«Стрекоза и муравей» - И.А.Крылов.

***

Учитель.  Светилом русской поэзии называют А.С.Пушкина. Более двухсот лет прошло со дня его рождения. Его произведения читают у нас, в России, переводят на иностранные языки.

Его стихи и сказки учат любить русскую культуру, величать русского человека. Но детям наиболее знакомы его сказки. «Сказка ложь, да в ней намёк: Добру молодцу урок» - так говорил поэт.

- А какие сказки написал А.С.Пушкин ( ответы детей) (слайд№ 4)

- Какие из этих произведений мы прочитали на уроках литературного чтения? ( ответы детей) (слайд№ 5)

III. Игра «Доскажи словечко». (слайд№ 6)

Учитель. А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко».

Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждёт:
Пусть найдут меня ребята,
Ну – кто меня найдет!

Учитель. Готовы, ребята! Начинаем...

Учитель.Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою...

Дети. Пряжу.

Учитель.Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три...

Дети. Года.

Учитель.Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба...

Дети. Говорила…

Учитель.Не посмел я взять с неё выкуп;
Так и пустил в синее...

Дети. Море.

Учитель.Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою...

Дети. Дворянкой.

Учитель. Молодцы, ребята!

Игра «Найди лишнее» (слайд№ 7)

- О каких сказочных героях не шла речь в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный…»?

Русалка, Кощей, Богатыри, Леший, Белоснежка, Кот учёный, Баба Яга

(Дети читают наизусть отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

***

Учитель. Какие рассказы Л Н Толстого вы прочитали в разделе «Русские писатели».

Дети. «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Правда дороже всего».

Учитель. Как одним словом можно назвать все рассказы, написанные Толстым для детей?

Дети. Поучительные.

Учитель. Что значит поучительные?

Дети. Рассказы учат быть добрыми, трудолюбивыми, почитать стариков, защищать слабых, не бросать друзей в беде.

Учитель. Давайте вспомним рассказы Л.Н. Толстого, которые вам известны.

Дети пересказывают рассказ Льва Толстого ( по выбору). (слайд№ 8)

IV. Игра «Отгадай произведение».

Учитель. Следующая игра называется «Отгадай произведение».  (слайд№ 9)

- Были брат и сестра – Вася и Катя; у них была кошка. Весной она пропала Дети искали её везде, но не могли найти.

- Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было.

- Был мальчик. Звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти.

***

Учитель. В разделе «Русские писатели» мы познакомились с новым литературным жанром - басней.

Учитель. А что такое басня?

Дети. Басня- это сказка в стихах, где главные герои-звери и птицы. Они разговаривают человеческим голосом, в каждой басне И.А. Крылова есть мораль.

Учитель.Молодцы, ребята! Басни Крылова помогают человеку избавиться от плохих недостатков: лени, болтливости, хвастовства.

- Из данных слов составьте названия басен, с которыми мы познакомились на уроках. (слайд№ 10)

Учитель.Басня учит нас хорошим нравам, манерам. Басня - нравоучительное произведение.

Главный смысл басни - мораль.

- А какова мораль прочитанных басен? ( ответы детей) (слайд№ 11, 12)

У. А сейчас давайте ещё раз вспомним и послушаем басни И. А. Крылова, изученные в разделе.

 Дети читают наизусть басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», «Лебедь, Рак и Щука».

VII. Итог урока.

Учитель. Как называется раздел, который мы с вами закончили изучать?

Дети. Русские писатели.

Учитель. Какое произведение вам особенно запомнилось? Стало любимым?

Учитель. Чему научили нас произведения русских писателей?

- К каким произведениям подходят данные пословицы? (слайд№ 13)

 Много захочешь - последнее потеряешь.

Дружно - негрузно, а врозь - хоть брось.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Сделал дело, гуляй смело.

Кто родителей почитает, тот во век не погибает.

Учитель. Молодцы, ребята! Я благодарю вас за урок. (слайд№ 14)

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 5 коррекционном классе "Обобщение по теме: "Басни И.А.Крылова. Чтение басен по ролям"

Урок чтения в 5 коррекционном классе "Обобщение по теме: "Басни И.А.Крылова. Чтение басен по ролям"...

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу"

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу"...

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу"

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу" часть2 ...

Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя — обобщение по разделу" (УМК «Начальная школа XXI века»)

Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя - обобщение по разделу" (УМК "Начальная школа ХХI века")...

Презентация к уроку чтения во 2-м классе по теме "Русские писатели. Обобщение к разделу".

Презентация  к  уроку  чтения во 2-м классе по теме "Русские писатели. Обобщение к разделу". (УМК  "Школа России")...

Занятие по предмету «Чтение». 2 класс. Коррекционная школа Тема: Обобщение к разделу «Мир животных». Урок обобщения изученного материала.

Вашему вниманию представлено индивидуальное занятие по чтению на дому с обучающимся 2го класса коррекционной школы, имеющим такие сложные сочетанные дефекты развития, как детский церебральный паралич,...

Конспект урока чтения в 3 в классе «Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»»

Конспект урока чтения, проведённого  в 3 классе «Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»». Основная цель урока: вспомнить и обобщить знания о жизни и о тво...