Конспект урока чтения в 3 в классе «Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока чтения, проведённого  в 3 классе «Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»». Основная цель урока: вспомнить и обобщить знания о жизни и о творчестве русских писателей М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина, И.А.Крылова и Л.Н.Толстого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikie_russkie_pisateli_3_klass.docx29.76 КБ
Файл velikie_russkie_pisateli_3_klass.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения в 3 классе

 «Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»»

Цели урока:

  • Вспомнить и обобщить знания о жизни и о творчестве русских писателей М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина, И.А.Крылова и Л.Н.Толстого.
  • Познакомить учащихся с музейными экспонатами: перьевыми ручками, чернильницами.
  • Развивать навыки выразительного чтения.
  • Прививать интерес к учебному предмету.
  • Воспитывать у учащихся интерес к творчеству писателей.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование мотивации к обучению;

- формирование умение высказывать своё мнение.

- формирование умения ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним.

Метапредметные:

Познавательные

- уметь сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное;

- осознавать значение и сущность сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Толстого, Крылова) как часть русской национальной культуры.

Регулятивные

- формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении урока.

- оценивать свои достижения и результаты своих сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Коммуникативные

- уметь строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений;

-проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

-осознавать цель своего высказывания;

- уметь строить диалог в паре или группе.

Предметные

- читать вслух бегло, без искажений,  осознанно, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, выделяя при чтении важные по смыслу слова;

- уметь задавать вопросы по прочитанному произведению, находить ответы на них в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на поставленный вопрос или подтверждения собственного мнения.

Оборудование:

  • Использование мультимедийной презентации.
  • Учебник литературного чтения.


Ход урока 

I. Организация класса.  

Чтоб урок прошёл не зря

Я желаю вам друзья

Чтоб вы с книжками дружили

И воспитанными были

II. Сообщение темы урока.

– Ребята, как называется раздел, который мы закончили изучать?(КАДР)

– Сегодня наш обобщающий урок будет посвящён творчеству великих русских писателей. А каких?

Разгадаем кроссворд

(КАДР)

Портреты этих писателей на доске, подпишите их

ВЫСТАВКА КНИГ

А в какие жанры литературы знаете? (КАДР)

У вас на столах задание , соедините название жанра с определением, (РАБОТА В ПАРАХ)

Стихи – это лирическое произведение, где присутствует рифма (созвучие строк)

Рассказ – прозаическое произведение повествовательного характера.

Басня – небольшое, чаще стихотворное, произведение с нравоучением.

Сказка – вымышленное произведение, повествовательного или стихотворного характера. Бывают волшебные, бытовые, о животных.

Прочитайте.

-Чем отличаются друг от друга эти литературные жанры? Что общего?

В каких жанрах работали эти писатели?

ДОСКА, ПОДПИСИ

III. Ход конкурсов. 

- А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в прошлое и побываем в гостях у каждого писателя, поможет нам в этом волшебный клубок.

К какому писателю он приведёт нас сначала?

Чьи строки?

1.Вот север тучи нагоняя, завыл дохнул

И рады мы проказам матушки зимы!

Творчество А.С. Пушкина

У этого поэта была любимая няня. (А.С.Пушкин)

Как звали любимую няню поэта? (Арина Родионовна)

Язык, на котором написано первое стихотворение А.С.Пушкина.

(Французский)

Город, в котором родился поэт. (Москва)

Слышали ли вы стихотворения о зиме?

- А в этом разделе были стихи о зиме?

УЧЕБНИК с. 87

Прочитайте понравившиеся.

Какой зиму изображает?

Любит её?

Какие чувства вызывают картины зимы?

Кроме стих. Что ещё читали? (СКАЗКУ)

Пушкин (КАДР, портрет, викторина)

2. Творчество И.А.Крылова.

Ох! Басни смерть моя!

Насмешки вечные над львами! Над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки цари!

- Кто писал басни?

- По каким признакам узнаём басни?

- Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и т. д. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.)

 -Какие басни мы изучили в этом году?

-Назови героев басен.

В каждой басне есть вывод или мораль.

Что такое мораль? 

– Мораль – это вывод, поучение, где объясняется смысл басни.

– Назовите басню, в которой была такая мораль:

•  Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.  (Зеркало и Обезьяна)

•  К несчастью, то ж бывает у людей:

как ни полезна вещь, – цены не зная ей,

невежда про нее свой толк все к худу клонит;

 а ежели невежда познатней, то он ее еще и гонит. («Мартышка и очки».)

•  Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
и в сердце льстец всегда отыщет уголок. 
(«Ворона и Лисица».)

ИНСЦЕНИРОВКА

3.Творчество М.Ю. Лермонтова

-Русский поэт. Учился в Московском университете.

Окончил Санкт – Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (8 слайд)

Вереницей идут года,

И не видно черты их конечной.

Лермонтов… Он с нами навсегда,

В строй живых записан он навечно!

-Чтение стихотворения по учебнику

1. О тучке и одиноком утёсе.

2.Репродукция Шишкина (с.145), к какому стихотворению?

Что общего?

- Какие чувства испытывали, читая эти стихотворения? Почему?

4. Творчество  Л.Н. Толстого.

- Я прочитаю текст, а вы догадайтесь, о каком писателе говорится.

Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. А где-то, в глубине парка, в большом доме, жил богатый и знатный граф.

И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошёл говор. Зачем зовёт их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.

Учитель был графом, его полагалось называть «Ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.

«Не называйте меня “Ваше сиятельство”, – сказал он, – меня зовут... (Лев Николаевич), так и зовите меня».

– Вы правильно догадались, о ком идёт речь. Перечислите рассказы Л. Н. Толстого, которые изучали.

– В каком рассказе Л. Н. Толстой говорит о дружбе двух зверей?

– В чем выражалась эта дружба?

– Что произошло с собачкой?

– Как смерть друга повлияла на льва?

– Лев Николаевич изобразил льва как человека, показал, как он переживает горе, утрату.

– Что будет с нами, если исчезнут добро, красота и любовь?

Вот как говорил об этом Тургенев:

– «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится жизнь». (И. С. Тургенев)

(КАДР)

Мы отправляемся на родину Л.Н. Толстого. Ясная Поляна – уникальный мемориальный и природный заповедник. Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками, садами, лесами. Здесь по-прежнему живут традиции семьи Толстых. Прогулка по Ясной Поляне переносит нас в мир русских дворянских усадеб 19 в.

А сейчас интересные факты из жизни Л.Н. Толстого (ребята вытягивают по желанию любой листочек и зачитывают)

  • Не любил молока и рыбы.
  • Любил вишни, поглощая их в необыкновенном количестве.
  • Был смел, но страшно боялся крыс: еще в Севастополе однажды выскочил под ураганный обстрел неприятеля, увидев крысу.
  • Страстный охотник, но лая собак не переносил
  • Легко плакал, редко смеялся (зато до слез).
  • Обладал выдающейся чуткостью к музыке. Играл с увлечением.
  • Артистичен и прекрасно читал. При этом был застенчив.
  • Великий писатель Л.Н.Толстой до самых преклонных лет сохранил любовь к занятиям гимнастикой. Он оборудовал гимнастическую комнату в своем московском доме, посещал спортивный зал

- Какие произведения Льва Николавича Толстого вы знаете? (Ответы детей)

- Какие произведения читали в этом году Л.Н.Толстого?

1) «Прыжок»

2) Акула

3) Лев и собачка

4)Какая бывает роса на траве

- В каком из произведений Л.Н. Толстого говорится о дружбе животных?

  1.  «Лев и собачка»

- Какое впечатление произвел на вас это произведение?

«Собачка умерла, а лев не выдержал разлуки с ней, и умирает тоже.» - Лев Толстой изобразил льва как человека и показал, как он переживает горе, утрату. Чтобы не было равнодушных и безжалостных людей.

- Представьте на минуту, что будет с людьми, если исчезнут добро, красота, любовь.

-Какие произведения читали о детях, оказавшихся на корабле?

-Чему они нас научили?

- Акула, стр. 152, отрывок о соревновании мальчиков в плавании

Прыжок, с.156, как обезьяна дразнила? как отец спасал сына?

5. СИНКВЕЙН (1 произведение, в тетради).

VI. Итог урока.

– Понравился ли вам урок?

– Творчество каких писателей вспомнили на уроке?

– Какие чувства вы испытывали во время урока?

– Чему научили вас произведения писателей, которым мы посвятили сегодняшний урок?

5. СИНКВЕЙН ( 1 произведение, в тетради или по всему разделу)

Домашнее задание

- Написать письмо в прошлое писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великие русские писатели

Слайд 2

Кроссворд 8 1 5 2 6 7 3 4 По горизонтали : 1. Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю.Лермонтова . 2. В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо,…. 3. Назовите язык, которым первым овладел А.С.Пушкин. 4. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей . п и н л й о к с а з а т е л ь н о к а с з у н ц а р ф ч е ь л е и б а с я м о н т о в й о т с н и к ш п о в л ы р о т По вертикали . 5. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. 6. У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. 7. Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. 8. Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука».

Слайд 3

Александр Сергеевич Пушкин Иван Андреевич Крылов Михаил Юрьевич Лермонтов Лев Николаевич Толстой Великие русские писатели

Слайд 5

а вот насколько вы их знаете и помните, мы узнаем в конце нашей викторины .

Слайд 6

Жили-были старик со старухой у самого синего моря… . Как называется сказка?

Слайд 7

Жили-были старик со старухой у самого синего моря… . Как называется сказка? ( Сказка о рыбаке и рыбке.)

Слайд 8

Посади ты эту птицу, Молвил он царю, - на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой Как называется сказка?

Слайд 9

Посади ты эту птицу, Молвил он царю, - на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой (Сказка о золотом петушке.) Как называется сказка?

Слайд 10

Шамаханская царица, Вся сияя, как заря, Тихо встретила царя… Как называется сказка?

Слайд 11

Шамаханская царица, Вся сияя, как заря, Тихо встретила царя… Как называется сказка? ( Сказка о золотом петушке.) ( Дадон .)

Слайд 12

« Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Как называется сказка? - Сколько богатырей выходило на берег из моря?

Слайд 13

« Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, ( Сказка о царе Салтане ...) Как называется сказка? - Сколько богатырей выходило на берег из моря? (Тридцать три.)

Слайд 14

Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого Кроме бога одного …» Как называется сказка? - Как зовут королевича из этой сказки?

Слайд 15

Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого Кроме бога одного (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.) Как называется сказка? - Как зовут королевича из этой сказки? (Елисей.)

Слайд 16

Что внутри орешков, которые грызёт белка? Как называется сказка? Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт. А орешки не простые, Всё скорлупки золотые …»

Слайд 17

(Сказка о царе Салтане ...) Что внутри орешков, которые грызёт белка? (Изумруды.) Как называется сказка? Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт. А орешки не простые, Всё скорлупки золотые …»

Слайд 18

Иван Андреевич Крылов

Слайд 19

И.А.Крылов «Ворона и Лисица»

Слайд 20

О ком говорится? «Что же мама не идёт ? Ведь Мишель всё ждёт и ждёт».

Слайд 21

О ком говорится? «Что же мама не идёт? Ведь Мишель всё ждёт и ждёт». М.Ю. Лермонтов

Слайд 22

Выбери подходящее «Евгений Онегин» Ясная Поляна Тарханы «Азбука» Арина Родионовна «Война и мир»

Слайд 24

Оцениваем свою работу! 5 Мне было интересно, у меня всё получилось! 4 Мне понравилось, у меня всё хорошо! 3 Моя работа может быть лучше!

Слайд 25

Дома: написать письмо в прошлое «За что я бы поблагодарил великих русских писателей ?» Благодарю за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Великие русские писатели".

Конспект урока соответствует УМК "Школа России". Урок проведен в форме КВН по теме «Великие русские писатели». Проведению урока предшествовала определённая подготовка детей: дети выполняли рисунки по ...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели". "Л.Н.Толстой "Акула"

Представлена  подробная  технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула". Карта урока разработана в соответствии с требов...

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула"

Представлена презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула"(программа "Школа России"...

Урок литературного чтения в 3 классе на тему: "Великие русские писатели. Обобщение."

Конспект открытого урока по литературному чтению для 3 класса на тему: "Великие русские писатели. Обобщение." Школа России....

Бинарный урок литературного чтения + музыка « Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели» + « Стихов и музыки союз»

laquo;Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» ( лит. чтение) +  « Стихов и музыки союз» ( музыка) - 3 класс...

Конспект урока-проекта по литературному чтению на тему "Великие русские писатели" (обобщение раздела) в 3 классе

Формой проведения является урок-проект. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. На уроке поставлена обучающая задача: с опорой на знания обучающихся, полученные в ходе изучения раздела &qu...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: «Великие русские писатели» УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о великих писателях, углубленное изучение биографии А. С. Пушкина.Планируемые результатыПредметные:знать средства художественной выразительности;узнать б...