Литературное чтение
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Зязина Светлана Ивановна

Всё о книге

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bibliotechnyy_urok_v_1_klasse.doc41 КБ
Microsoft Office document icon kniga.doc101 КБ
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_knigoy.doc1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Библиотечный урок в 1 классе.

 

Тема: Первое посещение библиотеки.

 

Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса  к книге.

 

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

 

Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке  периодических изданий для начальной школы.

Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев».

За страницею страница

С нею можно в путь пуститься,
По морям и вглубь веков,

Среди джунглей и снегов.

С ней всегда легка дорога,

С ней узнаешь очень много

У меня в руках, взгляни-ка,

Эта красочная… (КНИГА)

         Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека. Что же такое библиотека?  Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Наша библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал.  На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения  (показать стеллажи с книгами).

         А вот эти книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь.  С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд. Справочный фонд – это энциклопедии  и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать).  А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.

         Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами  на выставке «По страницам любимых книг». Есть хорошие книги, которые почему  долго  не берут читать. Такие книги у нас помещены на выставке «Незаслуженно забытые книги».

Дети видят их, берут читать, и некоторые из них потом переходят на выставку любимых книг.

         Вам, наверное, дома взрослые говорили,  что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной.   Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

·        Не рисовать, не писать ничего в книгах;

·        Не вырывать листы, не вырезать картинки;

·        Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

·        Не читать книги во время еды;

·        Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

·        Пользоваться закладкой.     

         Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах,  которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?

         Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете. Вы должны отгадать загадки.

                   Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок.

                   Но заснята  для  кино

                   И известна всем давно

                   Эта милая мордашка, что зовется… (Чебурашка).

(Показать книгу  о Чебурашке). Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:

                   Городок их маленький, но в нем народ удаленький.

                   Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:

                   Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.

Ребята, в какой книге живут эти герои? (Показать  книгу о Незнайке).

         Ну, молодцы, ребята!  А теперь отгадайте новую загадку.

                   В этом доме именины, много было там гостей.

                   И на этих именинах появился вдруг злодей.

                   Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,

                   Но коварному злодею кто-то голову срубил.

         В какой сказке происходит это действие?

                                («Муха-цокотуха»)

         Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки. А теперь вам ещё одна загадка.

                   Бабусю знает целый свет,

                   Ей отроду лишь триста лет.

                   Там, на неведомых дорожках,

                   Изба её на курьих  ножках. (Кто это?)

                   Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги,

                   Есть замечательный аппарат летательный.

                   Что же это за аппарат?

И это вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку.

                   У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы

                   Высоко они летят. Далеко они глядят.

         Что это за сказка? («Гуси-лебеди»)

                   Она на балу никогда не бывала,

                   Чистила, мыла, варила и пряла,

                   Когда же случилось попасть ей на бал,

 То голову принц от любви потерял,

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет?

(В какой сказке жила эта героиня? – «Золушка»)

                   Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,

                   Кем же были эти маленькие дети?

(В какой сказке они живут? – «Волк и семеро козлят»)

И последняя загадка:

                   Убежали от грязнули

                   Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет

                   И в дороге слезы льет. («Федорино горе»)

Молодцы, дети, все мои загадки отгадали. А у меня есть для вас ещё потруднее загадки.  Смотрите, у меня есть вот такая корзинка, а в ней какие-то вещи. Вы сейчас  должны отгадать,  что это за вещи, и из какой они сказки.

1.     здесь лежит предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька. Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но золотой. (Яйцо. «Курочка-ряба»)

2.     Из-за этого предмета одна прекрасная принцесса проспал 100 лет, уколов им палец. Но её спас принц, Что это за предмет? (Веретено. «Спящая красавица»)

3.     А эту вещь проглотил крокодил, когда он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. Что же он проглотил? (Мочалка. «Мойдодыр»).

4.Этот предмет я вам покажу, но вы должны сказать, как звали девочку, которая спала в маленькой ореховой скорлупке, которая служила девочке кроватью? (Дюймовочка. Г-Х. Андерсен)

Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки.



Предварительный просмотр:

                  «Книга. Как её беречь»

       (советы Доктора Нервистраничкина)

Доктор Нервистраничкин:

Здравствуйте! Спасибо, что пришли ко мне в гости. Давайте знакомиться.
Я – доктор Нервистраничкин, книжкин друг. Лечу не детей, а книжки. Да-да. Не удивляйтесь. Книжки тоже, к сожалению, могут заболеть. Правда, они никогда не жалуются. Мои терпеливые пациенты не плачут, не стонут, но они страдают: как-то незаметно начинают бледнеть, желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки... И вот здесь на помощь прихожу я. Но все доктора знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. Вам пригодятся советы моего помощника.

Ассистент Лечикнижкин:

Привет! Хочу вас предостеречь от некоторых ошибок:

НЕЛЬЗЯ!!!

  • перегибать книги
  • класть в книги карандаши, тетради
  • писать и рисовать на страницах
  • читать книги во время еды
  • брать книги грязными руками
  • сгибать страницы
  • оставлять книги на солнце
  • вырезать картинки

Возьми на заметку

 Как сделать закладку

Закладки для книг могут быть разные, всё зависит от твоей фантазии. Но некоторых правил следует придерживаться.

  • Закладки не должны быть очень толстыми.
  • Раскрашивать закладки можно только цветными ручками или фломастерами (карандаши, акварельные краски и гуашь могут испачкать книгу).

Для изготовления закладки приготовь цветную или белую бумагу, клей, фломастеры, цветные нитки и др. Ширина закладки – 4-5 см, высота – немного больше высоты книги. Очень хорошо, если ты украсишь закладку орнаментом, который придумал сам. А раскрашивание можно заменить аппликацией из цветной бумаги. Юные мастерицы могут даже связать закладку спицами или крючком.

Доктор Нервистраничкин:

Чистота – залог здоровья. Это важно не только для людей, но и для книг тоже. Знайте:

  • Слишком жаркий или слишком холодный воздух плохо действует на книги: от жары они быстрее стареют, а от холода – портятся. Запомните: всем книгам нужен чистый комнатный воздух с температурой 18-20 градусов при влажности 50-60%.
  • Главный враг книг – пыль. Из-за неё бумага не может «дышать», начинает сыреть и покрывается плесенью. Чтобы этого не случилось, 2-3 раза в год удаляйте пыль из книг, чаще проветривайте комнату, но не устраивайте сквозняков – книги боятся их.
  • Для книг опасен и прямой солнечный свет. От него страницы становятся ломкими, а цвета обложки выгорают. Лучше всего держать книги за стеклянными дверцами.

 

Мысли умных людей

 Дом, в котором нет книжек, подобен человеку, у которого нет души.

Цицерон

Только наедине с книгой можно постичь глубину и мудрость всего живого на земле.

В. Каверин

Книги имеют преимущество над людьми в том, что молчат, когда их не спрашиваешь, и дают золотые советы, если умеешь с ними говорить.

Ю. Брандес

 

Ассистент Лечикнижкин:

Если же все-таки книжку не удалось уберечь и она пострадала, нужно скорей её отправить в Книжкину больницу.

Если книжке нужен врач,

Не грусти, не ной, не плачь.

Станут доктором для книжки

Все девчонки и мальчишки.

Прочти!

 Книжкина больничка

В нашем доме появилась книжкина больничка.

Все, кто правда любит книжки – приходи сюда.

Если книжка заболела, если плохо книжке –

Здесь всегда тебе помогут наши доктора.

Может, это Мэри Поппинс, ловко спрыгнув с полки,

Повредила вдруг обложку, больно ей и горько.

Или это котик Мурчик (не его хозяйка)

Вдруг разлил на книжку супчик – мокрым стал Незнайка.

Буратино превратился в Машу-растеряшу,

Потерял свои странички… Что же делать дальше?

Приходи же к нам в больницу, заходи скорее,

Главный врач раздаст лекарства и подарит клея.

Станут книжки здоровее, как из магазина,

Ведь для книги клей и нитки – те же витамины.

 

Доктор Нервистраничкин:

Книга попала в беду. Как помочь ей? Прислушайтесь к моим советам:

Что делать, если книжка намокла?

Нужно поставить её в сухом тёплом помещении, раскрыть веером, чтобы книга немного подсохла, потом положить под пресс. Если склеились некоторые страницы, следует осторожно несколько раз перегнуть их в разные стороны.

Следы от карандаша или от пальцев на страницах следует аккуратно удалить ластиком.

Если листок книги помялся, под ним и сверху на него кладут чистые листы белой бумаги и проглаживают теплым (не горячим!) утюгом.

Если книга требует серьезного лечения, то лёгким ремонтом не отделаешься. Нужно обращаться к специалисту – «книжному хирургу». В нашей больнице тоже есть такой врач. Его зовут Доктор Подклейобложкин. Он уже много лет спасает книжки и с удовольствием вас научит, как это делать.

Хирург Подклейобложкин:

Мы подклеиваем книжки, меняем обложки, делаем новые корешки. Хороший доктор должен знать «анатомию» книги.

  1. — обложка
  2. — корешок
  3. — книжный блок
  4. — страница

Если у страницы оторвался уголок

Подклей треугольник белой бумаги, а потом отрежь выступающий край.

Если обтрепались края странички

Намажь клеем полоску прозрачной бумаги и положи на стекло клейкой стороной кверху. «Больную» страничку размести так, чтобы её правый край попал на середину смазанной клеем бумаги. Затем сверху на обтрёпанный край положи небольшой кусочек бумаги (под цвет страницы) клеем вниз и загни оставшуюся половину прозрачной бумаги.

Если порвалась страничка

Вырежи аккуратно кусочек бумаги, чтобы ширина его была немного больше ширины надрыва, а длина – в два раза больше длины надрыва. Нанеси на него клей и соедини нижнюю половину сначала с одной стороны странички, а потом вторую половину загни и приклей с другой стороны.

Если страничка оторвана

Накрой оторванную страницу чистым листом бумаги, оставив только небольшой край в 3-4 мм. Промажь его клеем так, чтобы не задеть текст. Теперь убери листок бумаги, а страницу вклей в книгу. После подклеивания обязательно положи книгу на несколько часов под пресс.

Если у книжки оторвался переплёт или обложка

Вырежи полоску из ткани или марли шириной 5-6 см, намажь клеем и положи её так, чтобы внутренний край переплёта и первый листок сошлись. После этого книгу на несколько часов положи под пресс.

Если оторвался книжный блок

Проверь сначала, все ли странички на месте, не перепутаны ли они, подровняй их ножницами. Затем возьми нитку и иголку и подшей странички. Не забудь в конце закрепить нитку. Если ты этого не сделаешь, книга распадётся. Не забудь подклеить полоску бумаги в начале и в конце книги. Книга готова. Теперь её нужно просушить и положить под пресс.

Отгадай!

1. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Хоть не шляпа, а с полями,

 Не цветок, а с корешком.

2.Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

Сама мала, а ума придала.

3. Склеена, сшита,

Без дверей, а закрыта.

Кто её открывает –

Многое знает.     (агинк)

Доктор Нервистраничкин:

Вы сегодня узнали много интересного. Напоследок – еще один совет:

Как обернуть книгу

Приготовь листок не очень толстой бумаги, лучше цветной, карандаш, линейку, ножницы.

Положи раскрытую книгу на листок бумаги и осторожно поставь карандашом четыре точки возле её углов. После этого добавь с каждой стороны по 5-6 см и вырежи прямоугольник.

Снова приложи книгу и карандашом сделай пометки по ширине корешка книги, проведи линии и вырежи (см. рисунок). Остаётся только загнуть бумагу под обложку.

 

Советы читателю

  1. Носи книги в папке, оборачивай их.
  2. Дома отведи книгам определенное место на полке.
  3. Переворачивай страницы за правый верхний угол.
  4. Положи закладку, чтобы не потерять место в книжке, где закончил читать.
  5. Если книга порвалась, обязательно подклей её.
  6. Прочитанные книжки верни в библиотеку. Их ждут другие читатели.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...