«Развитие навыка осознанного чтения в коррекционной школе»
статья по чтению на тему

Кулькова Татьяна Геннадиевнна
Одним из требований, предъявляемых программой школ VIII вида к чтению умственно отсталых школьников, является осознанное чтение.
 Осознанное чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсия, демонстрация картин, иллюстраций, видеоматериала.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ВОЗМОЖНОСТЬ»»

г. Дубны, Московской области» 

Доклад  на школьном методическом объединении:

«Развитие навыка осознанного чтения

в коррекционной школе»

Составила: учитель начальных

классов      Кулькова Т.Г.

Март 2013 год

Одним из требований, предъявляемых программой школ VIII вида к чтению умственно отсталых школьников, является осознанное чтение.

 Осознанное чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсия, демонстрация картин, иллюстраций, видеоматериала.

На уроках чтения в начальных классах я использую различные варианты заданий,  направленные на формирование навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задания, связаны с лексической работой над словом, т.к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, а это ведет к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Значение ряда слов и выражений разбирается перед началом чтения произведения.

Задание 1. Разбор значений слов-синонимов.

На доске пишутся слова, которые встречаются в тексте  читаемого произведения. Значение этих слов объясняется самими учениками. Если ученики затрудняются объяснить значение слова, то используется толковый словарь или словарь синонимов. Например, в 3 классе, такая работа велась со словами:

новичок (С.Михалков «Важный день»)

развилка  (В. Берестов «Где право, где лево»)

увлечения (В.Драгунский «Что любит Мишка»)

оказия, шалун, улов, приёмыш  (А. Барнов  «Шустрик»)

Иногда подбираются слова-синонимы, которые не встречаются в данном произведении, но работа с ними помогает более точно понять смысл читаемого, дать более точную характеристику героям. Например:

ключ – родник

 воин - солдат, боец

 зябнуть - стынуть, мерзнуть

 забор - изгородь, плетень

 стеречь - охранять, караулить, сторожить

 храбрый - смелый, отважный, мужественный, бесстрашный

Задание 2. Самостоятельное придумывание синонимов и сопоставление их с читаемым текстом.

Учащимся предлагается прочитать отрывок из произведения и найти слова, которые можно заменить словами близкими по значению.

Задание 3. Самостоятельное нахождение отрывков, в которых встречаются предлагаемые слова.

- Найдите отрывок с данным слом. Каким словом можно его заменить?

Например:

бедный -  убогий, нищий

закрыть – запереть, затворить, замкнуть,

вежливый – учтивый, любезный, деликатный,

красивый – прекрасный, живописный, привлекательный, пригожий, миловидный.

Задание 4. Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.

На уроке внеклассного чтения по теме «Что такое хорошо» прошу прочитать слова;

Смелый

Находчивый

Умный

Добрый

 Внимательный

-  Объясните, как вы понимаете значение каждого слова. Какое качество обозначает это слово? О каком человеке так говорят? Приведите примеры из прочитанных сегодня произведений. Подберите и прочитайте пары слов противоположных по значению.

При разборе произведения «Щенок» А. Бартоработаем со словами:

Грустный – радостный

Веселое – грустное

Скучал – радовался

Задание 5. Работа с выражениями с прямым и переносным значением.

Первоначально такие выражения разбираются под руководством учителя, а затем учащимся  предлагается   самостоятельно их  найти и объяснить.

«Мальчик в лесу» Р. Фраерман: Шёл дождь.

«Берёза» Г. Снегирёв: В поле стоит берёза

Берёзовая роща звенит от птичьих голосов.

Зимой берёзка заблестит, загорится на морозе серебром.

«Важные дела» С. Михалков:

Мы разбиваем огород.

«Смородинка» По Е. Пермяку:

Пришёл долгожданный день.

Проклюнулись из почек ростки.

Задание 6. Работа с фразеологизмами.

а) Работа над смыслом выражений.

Словосочетания написаны на карточках. Карточки можно прикрепить на доску, можно раздать учащимся. Также школьникам необходимо определить, подходит ли данное выражение к читаемому на уроке произведению (отрывку, персонажу). Полезно соотнесение фразеологизма с личными жизненными ситуациями учащихся.

Человек с головой, не сносить головы, как снег на голову, сломя голову, потерять голову, голова идет кругом, морочить голову.

Задирать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, вешать нос, зарубить на носу, встретиться нос к носу.

Говорить в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаза выколи, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз.

Держать ухо востро, покраснеть до ушей, развесить уши, слышать краем уха, ушки на макушке, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, навострить уши, прожужжать все уши.

Зуб на зуб не попадает, говорить сквозь зубы, зубы заговаривать, попасть на зуб (кому-либо).

Язык без костей, тянуть за язык, язык проглотить, язык не поворачивается, острый на язык, злые языки, найти общий язык, держать язык за зубами.

Валится из рук, из рук вон плохо, легкая рука, умывать руки, взять себя в руки, как без рук, мастер на все руки, прибрать к рукам, сидеть сложа руки.

Со всех ног, встать с левой ноги, идти в ногу, ног под собой не чуя, встать на ноги, падать с ног, сбиться с ног, путаться под ногами, одна нога здесь, другая там.

б) Соотнесение фразеологизма с иллюстрациями и объяснение значения выражения.

Как селедка в бочке - очень много людей в тесном помещении (иллюстрации - селедки в бочке и люди в полном автобусе).

Вертеться как белка в колесе - быть в постоянных хлопотах, суетиться (иллюстрации - белка, крутящаяся в колесе и хозяйка, хлопочущая на кухне).

Лететь стрелой - очень быстро бежать (иллюстрации - лучник, выпускающий из лука стрелу и бегущий на соревнованиях спортсмен).

в) Замена фразеологизмов синонимами.

Работа может проводиться как с одним фразеологизмом, так и с несколькими. Учащимся предлагается соединить слово с нужным выражением с помощью стрелочки.

В час по чайной ложке                         Грустить

Рукой подать                                          Мало

Повесить нос                                          Много

Раз, два и обчелся                                 Близко

Куры не клюют                                       Худой

Кожа да кости                                       Медленно

г) Развитие смысловой догадки школьников на материале фразеологизмов.

 Учитель демонстрирует детям карточки. Учащиеся должны дополнить фразеологизм и объяснить его смысл. Работа может проводиться несколькими способами: выбрать подходящее по смыслу слово из слов для справок и, дополнить фразеологизм самостоятельно, соотнести фразеологизм с читаемым произведением (отрывком). Работа может проходить в виде соревнования по командам «Кто быстрее и правильнее».

Голоден как...

Трусливый как...

Упрямый как...

Работает как...                     

Нем как...

Изворотлив как...

Хитрый как…

Надулся как…

Слова для справок: осел, заяц, уж, индюк, лиса, волк, вол, рыба.

Поди туда - не знаю куда, ...

Скоро сказка сказывается, ...

Это все присказка, ...

Слова для справок: да не скоро дело делается; а сказка будет впереди; принеси то, не знаю что.

Задание 7. Обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки.

а) Определение  темы произведения, сюжета, эмоционального характера,  исходя из названия произведения.

Как вы думаете, произведение с таким названием будет веселым или грустным? Почему вы так решили?

Как вы думаете, о чем будет сказка с таким названием?

Можно ли после названия этого произведения поставить вопросительный знак?  Почему вы думаете, что можно? Почитайте, как будет звучать название. Давайте, сравним два варианта. Почему не поставлен вопросительный знак в названии сказки, мы узнаем после ее прочтения и обсудим это.

Можно ли из названия узнать, кто будут главные герои этого произведения?

 Можно ли сказать положительные это герои или отрицательные? Почему?

Прочитав рассказ, и постараемся объяснить, почему автор выбрал именно такое название.

б)  Развитие смысловой догадки школьников на материале пословиц и поговорок.

Учащиеся самостоятельно дополняют пословицу или поговорку по смыслу, объясняют ее значение и по возможности соотносят с изучаемым произведением. Слабоуспевающим школьникам предлагается сложить пословицу или поговорку из двух данных частей. Работа может быть организована  в парах.

Без труда...

Сделал дело...

Век живи - ...

Тише едешь ...

За двумя зайцами ...

Не имей сто рублей, а ...

Слова для справок: погонишься, ни одного не поймаешь; век учись; имей сто друзей; не выловишь рыбку из пруда; дальше будешь; гуляй смело.

в) Развитие смысловой догадки на материале словосочетаний.

Перочинный ...

Лечащий ...

Грецкий ...

Карие ...

Кромешная ...                     

Ненастный ...

Кожаная ...

Подводный ...

Звездное ...

Слова для справок: сердце, нож, врач, день, тьма, небо, мир, глаза, орех, куртка.

г) Развитие смысловой догадки на материале предложений.

Он сам во всем ...

Бояться за свою...

Между ними завязалась крепкая...

Получить заслуженную...

Слова для справок: жизнь; похвалу; дружба; виноват.

Задание 8. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.

а) Найди ошибку.

У котенка белая лапки.

Дедушке Ване семь лет.

Я вчера буду купаться.

Мы завтра были на даче.

б) Собери рассыпанное предложение.

Речка, под, тихая, блестит, солнцем.

Грачи, из, теплых, возвращаются, в марте, стран.

Берегов, у, начинала, по, вода, замерзать, утрам.

в) Собери текст из предложений

Появилась молодая травка. Он отправился на охоту. Зимой еж спал под кучей хвороста. Ежик вылез из-под хвороста. Но вот пришла весна.

г) Составь диалог.

-Оля, можно взять твой карандаш?

-

-Мне нужен оранжевый.

-

-Я буду рисовать солнце.

д) Исправь текст.

Летом Маша жил в деревне. В письме своему другу Оле он однажды нарешал: «Около нашей деревни есть сад. Там очень много грибов и ягод».

Систематическое использование подобного рода заданий  приносит положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.

ЛИТЕРАТУРА

Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: Владос,1999.

Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. М.: АСТ, 2004.

Словарь синонимов и антонимов русского языка. Санкт-Петербург, 2005.

Шишкова М.И. Развитие навыков осознанного чтения в школе VIII вида. Журнал «Коррекционная педагогика» № 1, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков осознанного чтения в начальной школе VIII вида.

Помещены разнообразные виды заданий, используемые на уроках чтения в начальной школе с целью развития навыков осознанного чтения....

Обобщение опыта по теме: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Главной целью педагогической деятельности сегодня является формирование у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную ко...

Развитие навыков осознанного чтения глухими детьми в классе ЗПР на начальном этапе обучения

Практические упражнения для развития навыка осознанного чтения, которые можно использовать в работе с детьми с ОВЗ....

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

Открытый урок по математике 4 кл."Развитие навыка осознанного чтения при решении задач"

конспект открытого урока по математике 4 класс " Развитие навыка осознанного чтения при  решении задач"...

Развитие навыков осознанного чтения младших школьников

Статья "Рахвитие навыков осознанного чтения младших школьников"...

Развитие навыков осознанного чтения младших школьников

Статья "Развитие навыков осознанного чтения младших школьников"...