урок литературного чтения " Два мороза"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гаева Ольга Николаевна

урок  литературного чтения для 2 класса по программе " Школа России", построен с учетом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie-8.12.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 «А» классе                                                               08.12.2016 г.

Программа « Школа России»

Учитель: Гаева О.Н.

Тема урока

Русская народная сказка « Два Мороза»

Цели деятельности учителя

Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность обучающихся, учить вдумчивому чтению на примере русской народной сказки  «Два Мороза»;

Задачи:

Обучающие:

– работать над навыком выразительного чтения произведения, учить видеть художественные приёмы;– обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие:

– развивать образное мышление, речь, творческое мышление;

– развивать интерес к русскому народному творчеству; 

- развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения  поступков главных героев, навыки правильного, осознанного, выразительного чтения

Воспитывающие:

– прививать желание трудиться, умение работать в группе;

– воспитывать самостоятельную творческую активность.

Тип урока

Урок открытия новых  знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знакомство с новым произведением, формирование навыка осознанного чтения с целью удовлетворения интереса и приобретения читательского опыта, осознавать авторское и собственное отношение к персонажам, находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Метапредметные: Познавательные: 
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
-  формирование основ смыслового чтения; 
Коммуникативные:
- осознанно и произвольно
 строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Регулятивные:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; 
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; групповая, фронтальная, парная,игровая, здоровьесберегающая, личностноорентированная.

Оборудование и

наглядно-демонстрационный  материал

 Мультимедийный проектор 

-карточки с название групп

- фишки разных цветов

-раздаточный материал для  парной и групповой  работы,  и творческого задания;

- учебник “Литературное чтение” (1-я часть), 2 класс;

- презентация Microsoft Power Point

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

I. Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

1. Эмоционально-психологический настрой.

 -Ребята, пожмите соседу руку,

Улыбнитесь друг другу

Пожелайте хорошего настроения себе и своим товарищам

И скажите «У меня все получится»

Эмоционально готовятся к началу учебной деят-ти

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

II. сообщение темы. Целеполагание.

« Стадия вызова»

-Посмотрите в окно. Какая погода? Какие чувства она у вас вызывает?

Но зима заглянула и к нам в класс, обронив несколько снежинок. Что же на них записано?

Метель

Снеговик

Варежки

Сосульки

Мороз

-Как вы понимаете значение этих слов? Какое из них многозначное?  Слайд 1

Что объединяет все слова?

Как это слово связано с нашим уроком?

Да, ребята, зима - удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.

Чтобы узнать с каким произведением мы познакомимся и как оно связано с зимой - разгадайте ребус.

Постановка темы и целей урока. Слайд 2

-Ребята а какие ассоциации возникают у вас от слова Дед Мороз?

Многие поэты и писатели  говорят о морозе как о живом существе. Пока не придет могучий мороз-зима не настанет. Мосты на реках наведет, человека заставит идти быстрее, да ногами притопывать, чтобы не замерзнуть. Предположите , а какие два  Мороза будут у нас в сказке?

Делятся впечатлениями.

Устанавливают соответствия, связь с другими предметами.

Формулируют тему и цели урока.

Высказывают ассоциации со словом

« Мороз»

Контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. 

понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

III. Изучение нового.

Стадия осмысления

  1. Чтение учителем и подготовленными детьми сказки .

Прием « Чтение с вопросом»

!-поразило

?-не знал

Словарная работа: бубенчик, дровосек, купец, крестьянин, ежиться, кряхтит.  Слайд 3

-Понравилось ли произведение? Много ли у вас возникло вопросов?

По ходу урока вместе мы найдем ответы. Слайд 4

-Кто главные герои?

К какому жанру  можно отнести? Какая это сказка? Волшебная? Почему?

-На какие смысловые части можно разделить сказку?

Выразите одним предложением

-О чем 1 часть? (Забавы Морозов)

- О чем 2 часть?(Сошлись опять два Мороза)

2. Повторное чтение. (выборочное)

-Знал ли старший брат-Мороз, что младшему трудно будет справиться с крестьянином? Что он ему сказал до и после встречи?

-Каким  литературным  приемом  это показано ? (сравнение молодости и мудрости)

-Зачитать к иллюстрациям учебника  отрывки  из сказки.

-Существует и другая версия обработки этой сказки. Там она заканчивается словами «Закаялся я мужиков морозить»

-О чем говорят такие различия в пересказе сказки? (она народная- ее много раз передавали из уст в уста, добавляя свое)

Работа по группам

-Чтобы разобраться что же главное  скрыто в этом произведении давайте поработаем по группам- разойдитесь согласно цвету фишек, а затем мы обменяемся мнениями.(правила работы в группе)

1 группа «Простые вопросы»

-Когда и где встретились два Мороза?

- Какой спор у них вышел?

2 группа «Уточняющие вопросы»

-Правильно ли я поняла, что старший брат смог заморозить купца? Почему это произошло?

-Правильно ли я поняла, что Морозу Синему носу затея не удалась? Почему?

3 группа «Объясняющие вопросы»

-Почему теплая одежда не помогла купцу?

- Почему даже в дырявой одежде дровосек не замерз?

4 группа «Оценочные вопросы»

-Как вы оцениваете поведение купца?

-понравился ли вам дровосек? Почему?

5 группа «Творческие вопросы»

-Что было бы, если старший брат побежал за крестьянином?

-изменится ли после этого случая поведение купца?

6 группа «Практические вопросы»

-Посоветуйте, что надо сделать купцу чтобы не замерзнуть?

7 группа « Вопросы другу»

-Составьте свои вопросы товарищам?

Обмен мнениями

-Какова же главная мысль сказки?

Чтение текста, высказывание предположений.

Работа с трудными словами из текста.

Работа по группам.

Слушать и понимать речь других. Высказывать собственные суждения. Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выделять существенную информацию из текста. Слушать собеседника.

понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; выявление сущности, особенности объектов.

 IV. Динамическая пауза.

Здоровьесберегающий прием

 Белый дедушка Мороз

Что ни день то рос, да рос.

И теперь старик жестокий

Щиплет уши, щиплет щеки.

И ворча, смеясь  в усы.

Красит школьникам носы.

Выполнение движений, самомассаж.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выделять существенную информацию из текста. Слушать собеседника.

V. Применение полученных знаний на практике.

Прием «Корзина идей»

 Работа в парах

(соединить части пословиц)

Глаза облюбовали                          трудолюбивый

Топор лучше шубы                         руки сделали

Самый счастливый человек          трудолюбивый

- Как вы считаете, какие черты характера проявил дровосек во время работы?

Кластер

                                дровосек    

       

трудолюбие

старание

упорство

выносливость

сила духа

терпение

- Найдите в сказке предложение выражающее главную мысль и зачитайте.

Работа в парах, формулирование гл. мысли произведения.

Контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; выявление сущности, особенности объектов.

VI. Рефлексия

 Прием «Сугроб мудрости»

- Посмотрите не остались ли у нас еще снежинки?

На каждой снежинке вопрос-составляем сугроб, да непростой, а сугроб-мудрости.

-Какое открытие вы сделали на сегодняшнем уроке?

-Чему учит произведение?

-Хотели бы вы оказаться на мессе героев? Почему?

- Актуальна ли сказка в наши дни? Почему?

- Каким советам надо следовать, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие?

Обобщение полученных знаний

VII.Самооценка

На листочках у себя подчеркнуть нужное.

  • Легко работал и все понятно
  • Немного затруднительно, но все понятно
  • Было трудно, ничего не понял

Самооценка деятельности.

VIII. Домашнее задание.

Разноуровневое

-пересказать сказку

-пересказать и рисунок

-найти и прочитать сказку в обработке М. Михайлова. Сравнить обе сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Два Мороза" 2 класс "УМК Школа России"

«Два Мороза» русская народная сказка 2 класс...

Урок литературного чтения "Два Мороза"

По типу данный урок – комбинированный. Соответственно были продуманы этапы урока: повторение изученного материала, работа по новой теме, обобщение полученных результатов. Каждый этап плавно переходил ...

Презентация к уроку литературного чтения "Два Мороза"

Презентация к уроку литературного чтения "Два Мороза"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" по ФГОС...

Презентация к уроку литературного чтения "Два Мороза"

Презентация является дополнением к уроку литературного чтения "Два Мороза"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Два Мороза"

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе по теме: "Два Мороза". УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока литературного чтения "Два Мороза" 2 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИУМК "ГАРМОНИЯ" РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА "ДВА МОРОЗА"...