Технологическая карта урока литературного чтения "Два Мороза"
план-конспект урока (2 класс)

Падрез Елена Михайловна

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе по теме: "Два Мороза". УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dva_moroza_liter.chtenie_2_klass.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Учитель: Падрез Е.М.

Учебный предмет: Литературное чтение

Класс: 2

УМК: «Школа России». Автор учебника Л.Ф. Климанова и др. «Литературное чтение 2 класс» 1 часть

Тема урока: Сказка «Два Мороза»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»

Задачи:

Образовательная: познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами.

Развивающая: содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать речь, память и внимание детей, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству, воспитывать трудолюбие.

Планируемые результаты:

Формируемые УУД

Личностные:
• проявлять интерес к изучению творчества авторов, «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Предметные: совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества.

Метапредметные:
- Регулятивные:
 принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
• формировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений). Оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников.
- Познавательные:  осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, закрепить знания об особенностях народных сказок.
• ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.

отвечать на вопросы по содержанию текста.

строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность высказываться, задавать вопросы. Слушать и понимать речь других. Аргументировать свою точку зрения в процессе в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя.
Личностные: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами, «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Образовательные ресурсы: учебник Климанова Л. Ф. «Литературное чтение» 2 класс, карточки с пословицами, карточки «Тест» для самостоятельной работы, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I.Организационный

этап.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели

Готовятся к уроку

Регулятивные

УУД: способность

регулировать

свои действия

Личностные

УУД: самоорганизация

II. Актуализация знаний

- Дома вы должны были выучить наизусть стихотворение С. Есенин «Берёза». Сейчас мы послушаем некоторых из вас.

Проверка д.з

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний

III. Самоопределение к деятельности

  1. Беседа.

- Ребята, в какое время года С. Есенин изобразил берёзу? (Зима)

-Какие стихи о зиме мы с вами прочитали? («Первый снег», «Поёт зима аукает» и др.)

Вот и мы с вами разгадаем загадки и поработаем в парах. У вас на столах лежат листочки с загадками. Отгадайте загадки и запишите слова в клеточки. Если все сделаете верно, то по вертикали у вас получится слово, которое поможет вам узнать, о ком мы будем сегодня читать.

1. Все кругом белым-бело,
Чисто поле замело.
Это Зимушке постель
Стелет бабушка.(Метель)

2.Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.(Снеговик)

3. Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером,
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежки)

4.Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

5.Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнула перинки,
Над миром пушинки. (Зима)

-Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз)

- Правильно, мороз. А где он рисует? А что ещё умеет мороз делать? (Ледяные мосты, околдовать лес, зверей в норы загонять, людей заставить теплее одеваться).

- Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет.

-Отгадайте главного героя в произведении, которое мы будем сегодня читать? (Мороз).

-Правильно, но он будет не один, а со своим братом.

Откройте учебники с.198. Прочитайте название.

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением «Два Мороза»

Отвечают на вопросы

Личностные:

умение проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;

формировать способность высказывать суждение и давать им обоснование.

Регулятивные:

умение определить цель и поставить задачи урока.

Коммуникативные:

умение формулировать свои умозаключения.

Познавательные:

логическое

решение

проблемы,

построение

логической

цепи

рассуждений.

.

IV. Работа по теме урока

1. Целеполагание

Откройте с.199 и с. 201 и рассмотрите иллюстрации.

- Кто изображен на 1 илл.?
-Посмотрите, как одет этот человек?
- Что делает мороз?
- Кто изображен на 2 илл.?
- А как этот одет человек?
- Что делает мороз ?
- А каких людей труднее заморозить? Мнения разделились) 
еще…

Я предлагаю проверить наше предположение, прочитав произведение.

2. Словарная работа.

-Перед тем, как я прочту вам сказку, давайте выясним значение некоторых слов.

Бубенчик металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;

Дровосек – человек, рубящий дрова;

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

2.Чтение учителем.

3.Первичная проверка понимания.

- Это сказка или рассказ? Почему вы так считаете?  

- Кому понравилась сказка?

- Назовите действующих лиц сказки.

- Можно ли эту сказку назвать волшебной? Что в ней волшебного?

- Какую забаву придумали Морозы?

- Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос?

- Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос?

- Кто выиграл спор?

- Так что же ещё умеет делать мороз? (Морозить людей).

 

 - А вот как два Мороза пытались заморозить купца и дровосека и как купец и дровосек спасались от холода, вы прочитаете нам после самостоятельного чтения.

4. Словарная работа.

- А перед чтением мы с вами потренируемся читать сложные слова.

                                       (на доске)

                  по-лу-шу-бок

ёжится – сжиматься всем телом при ощущении холода.

проезжая дорога

бу-бен-чик

крес-тья-нин

вы-ко-ла-чи-вать

по-за- ба-вить-ся

Отвечают на вопросы

Целеполагание: формировать и удерживать учебную задачу, ставить учебную задачу в соответствии с учителем.

Регулятивные:

Соотношение

результата

своей

деятельности с образцом

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний;

отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Познавательные

«добыча»

новых знаний

из различных

источников.

Коммуникативные:

Договариваться

с людьми,

согласуя с

ними свою

точку зрения,

понимать

другие

позиции.

Познавательные:

Перерабатывать информацию

для получения

необходимого

результата.

Коммуникативные:

Слушать и

понимать речь

других.

Выразительно

читать.

V. Физкультминутка

Видео

Повторяют движения

Формирование коммуникативных умений

VI. Закрепление изученного материала

5.Выборочное чтение.

- Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца.

- Удалось ли ему это сделать?

- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет купец?

- Так почему же Мороз его заморозил?

- Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина.

 - Удалось ли ему это сделать?

- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет крестьянин?

- Так почему же Мороз его не смог заморозить?

-Прочитайте, какой пословицей заканчивается сказка. Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии, если двигаться, то мороз тебя не заморозит)

6.Работа в группах.

Каждая группа должна собрать пословицу и объяснить её смысл.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Береги нос в большой мороз.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Спасибо мороз, что снегу нанёс.

Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

Заковал мороз реки, но не навеки.

Зима лето пугает да всё равно тает.

 Зима без мороза не бывает.

Чтение произведения

Личностные:

формирование способности высказывать суждение и давать им обоснование

Познавательные:

Перерабатывать

 информацию

для получения

необходимого

результата;

умение осуществлять поиск нужной информации;

умение планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

Регулятивные:

выделять необходимую (существенную) информацию из текста

Коммуникативные:

формировать коммуникативную компетентность учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками;

совместно договариваться при работе

VII. Рефлексия

Самостоятельная работа (тест)

«Русская народная сказка «Два Мороза»

1. Чем решили заняться братья Морозы?

а) окна узорами разрисовать

б) людей поморозить

в) деревья поморозить

2. Кого они встретили?

а) богатого купца и бедного крестьянина

б) злую мачеху и добрую падчерицу

в) серого волка

3. За кем побежал младший брат, Мороз – Красный нос?

а) за серым волком

б) за бедным крестьянином

в) за богатым купцом

4. Почему?

а) думал, что легче справиться

б) хотел, чтобы было потруднее справиться

в) он ему понравился

Самостоятельная работа

Личностные:

понимание причин успеха в учёбе.

Регулятивные:

самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

VIII. Подведение итогов урока

- Как называется сказка, с которой мы познакомились?

-Кто автор этой сказки? (Нет автора)

-А кто же её написал? (Народ)

-Правильно, значит это сказка какая? (Народная)

             - О ком рассказывается в русской народной сказке?

 -Какая главная мысль сказки? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна.)

Вспомните, какие цели мы перед собой ставили?Достигли мы их?

- А как вы теперь ответите на вопрос каких людей труднее заморозить?

Отвечают на вопросы

Личностные: формировать способность высказывать суждение и давать им обоснование.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других.

   Домашнее задание

  Стр.198-202 – выразительно прочитать, подготовить ответы на вопросы стр.202.

Запись д.з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака" Русские народные сказки о зиме "Два Мороза".

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Маршака, С Михалкова". Русские народные сказки о зиме .«Два мороза» во 2 «Б» классе . Учитель...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс русская народная сказка "Два Мороза"

Технологическая карта урока литературного чтения Класс: 2 Тема: Сказка «Два Мороза» Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза» Задачи: Образовательная: отрабатыват...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Русская народная сказка "Два Мороза"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Русская народная сказка "Два Мороза"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" по ФГОС...

Методическая разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:"Авторская сказка В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович""

Данная разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:" Авторская сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"" составлена в соответствии с современными требованиям...