урок по литературному чтению в 4 классе по теме "М. Лермонтов "Парус""
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Познакомить обучающихся с творчеством М.Лермонтова М. обеспечить целостное восприятие поэтических отрабатывать навыки выразительного развивать память, речь, мышление, внимание обогащать словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_chteniyu.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  

Тип урока:   урок  изучения нового материала

Цели:  познакомить обучающихся с творчеством М.Лермонтова и

                      М.Волошина;

                      обеспечить целостное восприятие поэтических текстов;

                      отрабатывать навыки выразительного чтения;

                      развивать память, речь, мышление, внимание учащихся;

                      обогащать словарный запас детей.

Оборудование:  портреты поэтов, иллюстрация

                                        парусника, репродукция картины

                                        И.Айвазовского «Девятый вал».                    

Учитель:    

 

Волгоград, 2017

Ход урока

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

         

Приветствие.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

1. Беседа по вопросам:

- Чьи стихи вы прочитали дома? Какие особенно запомнились? Чем?

2. Работа по вопросам учебника к каждому стихотворению.

Выборочное и выразительное чтение  детьми стихотворений В.Маяковского, А.Фета и Ф.Тютчева.

ФИЗМИНУТКА

3.

Изучение нового учебного материала.

1. Постановка цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством русских поэтов - Михаила Юрьевича Лермонтова и Максимилиана Александровича Волошина.

2. Обсуждение с детьми названия стихотворения М.Лермонтова:

- Как вы думаете, о чем это стихотворение? А может ли парус быть красивым? А еще каким?

3. Чтение ключевых слов из стихотворения:

парус одинокой (одинокий), кинул он, ветер свищет, счастия (счастья) не ищет, просит бури.

- Что вы слышите в этих словах? Какие чувства вызывает у вас парус?

4. Рассматривание детьми иллюстрации парусника на доске.

 - Таким ли вы представляете себе парус из стихотворения М.Лермонтова? Почему?

5. Первичное чтение стихотворения учителем.

- Какое настроение, чувства  вызывает стихотворение у вас?

6. Перечитывание  детьми и анализ стихотворения по заданиям учебника.

Словарная работа:

свищет – воет,

лазурь – светло-синий цвет,

мятежный – тревожный, неспокойный, бурный.

7. Рассказ учителя о М.Ю.Лермонтове.

ФИЗМИНУТКА

8. Обсуждение с детьми названия стихотворения М.Волошина:

- Какие слова в названии второго стихотворения вам не понятны?

Вал – очень высокая волна,

отпрянуть – резким движением отодвинуться, отпрыгнуть.

9. Чтение ключевых слов из стихотворения:

вал умчался вдаль, разлилась заря, трепещет серый парус, волна толкает, зловещая луна.

- Какие картины рисуются в вашем воображении при этих словах?

10. Рассматривание детьми репродукции картины И.Айвазовского в учебнике.

 - Совпадают ли ваши предположения с изображением на картине?

11. Первичное чтение стихотворения учителем.

- Какое настроение  вызывает стихотворение?

12. Перечитывание  детьми и анализ стихотворения по заданиям учебника.

Словарная работа:

пурпур – темно- или ярко-красный цвет,

зыбь – легкое колебание,

 стеклярус - разноцветные короткие стеклянные трубочки,

лиловый – фиолетовый цвет,

карниз – выступ над окном или дверью вдоль верхней части стены,

снасти – приборы, инструменты (на судне – тросы, цепи, канаты),

чёлн – выдолбленная из дерева лодка.

13. Рассказ учителя о поэте М.Волошине и художнике И.Айвазовском.

4.

Закрепление учебного материала.

   

Выразительное чтение учащимися стихотворений.

- Сравните по настроению два стихотворения.

- Почему их отнесли в раздел «Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда»?

5.

Задание на дом.

 

- Одно из стихотворений выучите наизусть.

6.

Оценки. Рефлексия.

Дополнительный материал для учителя

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Был сыном военнного, мать принадлежала к богатому и знатному роду. Когда мальчику было всего три года, его мать умерла, на воспитание ребенка взяла к себе бабушка, запретив отцу встречаться с сыном. Лермонтов получает прекрасное  домашнее образование, успешно изучает иностранные языки. Детство будущего поэта проходит в Пензенской губернии.

В 1827 году Лермонтов едет вместе с бабушкой в Москву. Еще через год поступает в Московский университетский благородный пансион, где получает гуманитарное образование. После учебы поступил на службу в гвардию.

Лермонтов решает посвятить себя военной карьере.

М.Ю.Лермонтов горячо любил простой народ, Родину, Москву, где прошла его юность; ему нравились люди смелые, храбрые, отважные, готовые бороться за свободу. Он смело выступал в своих стихах против царя, за что царь сослал его на Кавказ, где тогда шла война. Лермонтов участвовал  в кровопролитных сражениях на Кавказе и проявил себя отважным воином.

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин родился в Киеве в семье юриста. Его детские и  гимназические годы прошли в Москве, там же он поступил на юридический факультет.      

В 1910-е годы Волошин примыкает к редакции журнала "Аполлон". Миролюбивый и открытый для общения, он, однако, остро ощущал свою обособленность в любой литературно-художественной среде.  Поэт всегда "оставался чужаком по своему складу мышления, по своему самосознанию".

Известна мужественная и гуманная позиция Волошина во время гражданской войны: он спасает людей от жестокости расправ, невзирая ни на их убеждения, ни на принадлежность к белым или красным.   За годы революции он удивительно изменился, много и серьезно пережил,  любил  Россию, о чем свидетельствуют его изумительные стихи.  

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского предпринимателя, позднее разорившегося.

Сначала учился в гимназии в Симферополе, затем в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился   в пейзажном классе.

Появившаяся на академической выставке в 1835 году первая картина Айвазовского "Этюд воздуха над морем" сразу же получила хвалебные отзывы критики. В 1837 году живописец за три своих работы с морскими видами награждается большой золотой медалью.

Вскоре Айвазовский отправляется в Крым, получив задание написать ряд пейзажей с крымскими городами.   Крымские работы художника также были успешно представлены на выставке в Академии художеств.

В 1840 году Айвазовский направляется по заданию Академии в Италию. Там он много и плодотворно работает, изучает классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ.

Парижский Совет Академий награждает его золотой медалью. По возвращении в Россию Айвазовский получает звание академика, его направляют в Главный морской штаб, где художнику поручают нарисовать ряд балтийских видов.

Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 году.

Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.

Умер Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"

Презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "Н.Н.Носов "Живая Шляпа"....

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Чтение текстов. В. Куприн. "Первоучители словенские", "Первый букварь".

В материале представлена технологическая карта по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....