Методическая мастерская "Смысловое чтение как метапредметный результат образования"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Реализация стратегии смыслового чтения на основе учебного текста. Моделирование на уроках литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация стратегии формирования смыслового чтения на основе учебного текста.

           Здравствуйте, уважаемые коллеги. Нашу встречу, мы начнём с просмотра одного из выпусков журнала «Ералаш». (Просмотр фильма)

- Выпуск «Ералаша» вышел в 1979г, но  и тогда и сейчас, проблема чтения была актуальной.

         ФГОС НОО и ООО включают в освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения.» Смысловое чтение - это вид чтения, которое нацелено на овладение комплексом умений, связанных с извлечением необходимой информации, определением главной и второстепенной информации, восприятием сущности текста и свободной ориентацией в нем, адекватной оценкой содержания информации.

          Эпиграфом нашей встречи будут слова К.Д.Ушинского «Читать – ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело» К.Д.Ушинский.

           Чтобы научить детей смысловому чтению как умению, надо чтобы дети взяли книгу в руки. Я провела анкетирование среди учащихся 2 классов. Так вот, 78%детей  любят читать, но в свободное время только35% детей берут книгу в руки.  Поэтому первое, что я делаю - это ведут детей в библиотеку, где они знакомятся с книгами, учатся их рассматривать. Вместе с работниками библиотеки мы проводим совместные мероприятия: знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов, конкурсы стихов на разные темы, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия.

         А далее, на своих уроках я применяю технологию продуктивного чтения    (цель технологии: формирование читательской компетенции школьника (учим самостоятельно понимать текст). Технология продуктивного чтения способствует формированию всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. Думаю, что особую значимость на уроках литературного чтения имеет применение технологии для формирования коммуникативных и личностных результатов: умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников.

    Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

          А так же на уроках я применяю и приёмы технологии развития критического мышления: инсерт, корзина знаний, кластер, синквейн, приёмы моделирования.

Методическая мастерская

«Смысловое чтение как метапредметный результат образования»

I. Выделение проблемы (слайд 1)

Учитель: Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.»

        В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе такой процесс обучения, при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно  учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.

        Хорошо поставленное чтение и умение работать с текстами произведений в начальных классах,  создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих мышление, воображение, речь. Не научившись работать с текстом, испытывая затруднения при чтении, у детей возникает нелюбовь к чтению и негативное отношение к учёбе вообще.

Поэтому уроках литературного чтения я формирую читательские умения младших через моделирование, которое в период начального образования становится основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий.

- Уважаемые коллеги, так что же такое моделирование?

(Моделирование - это метод познания интересующих нас объектов через модели. Моделирование - это исследование объекта, при котором изучается не сам объект, а вспомогательная искусственная или естественная  система, находящаяся в некотором объективном соответствии с этим объектом, способная замещать его в определенном отношении и дающая информацию о самом моделируемом объекте.) (слайд 2)

- Как вы думаете, какова функция моделирования?) (слайд 3) (Модель выполняет эвристическую функцию выделения всех общих характеристик изучаемых объектов. Если наглядность позволяет представить только внешние стороны объекта, то моделирование служит средством целостного отражения отдельного и общего, чувственного и логического, внешнего и внутреннего.)

- К чему по-вашему мнению, может привести обучение моделированию? (Обучение моделированию обучающихся приводит к повышению эффективности обучения и общеразвивающему эффекту.)

  1. Моделирование на уроках литературного чтения (создание ситуации мотивации).

Учитель: На уроках литературного чтения, для формирования навыка смыслового чтения и читательской компетенции, я использую следующие приёмы моделирования:

Приём «Модель «Цепочка событий» (слайд 4)

Цель: Формирование умения обучающихся представлять композицию произведения. Например, при работе  над сказкой  В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» в 1 классе вниманию детей предлагается схема:

Старик--------лиса--------еж-------медведь---------волк------------белка

                 

Прошу  дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению сказки? Имеются ли лишние элементы?

         В ходе рассматривания  блок-схемы ученики приходят к выводу, что последовательность частей сказки  нарушена. Предлагаю восстановить  композицию.

(слайд 5)

         Данный приём учит рассуждать над последовательностью частей,  находить верное решение и доказывать свой выбор.

Приём «Модель – описание»  (слайд 6)

Цель: Формирование умения обучающихся работать над образом героя.

Данная модель составлена к произведению В.Сутеева «Палочка- выручалочка» .

          Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.

Приём «Модель- сравнение» (слайд 7)

Цель: Формирование умения обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.

         В таких произведениях, как рассказ Л.Пантелеева «Две лягушки» для раскрытия авторского замысла  очень важно и описание  героев, и их взаимодействия, и композиционная последовательность. После того, как  дети прослушали произведение, обменялись впечатлениями, выстраиваем модель – сравнение.

Проблема: Одинаков ли характер у обеих лягушек? 

Приём «Модель –рассуждение» (слайд 8)

Цель: Формирование умения обучающихся анализировать, доказывать и отбирать необходимую  информацию.

Прямоугольники – качества героя.

Круг – заместитель героя (слово или рисунок заготовлены заранее)

Построение модели –рассуждения к русской народной сказке «Дети Деда Мороза».

          Дети рассуждают какая снежинка: выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.

III. Создание творческого продукта. Работа в группах (слайд 9)

Участникам раздаётся текст для прочтения.

1 группа: составляет модель «цепочка событий» представляют композицию произведения.

2 группа: модель «Сравнение»

3 группа: модель «Рассуждение»

4 группа: модель «Описание»

Прямоугольнички – качества героя.

Круг – заместитель героя (слово или рисунок заготовлены заранее)

IV. Представление результатов работы

V. Обсуждение и корректировка результатов работы

- Но не всегда дети могут правильно назвать то произведение, которое они прочитали. Чаще всего они помнят название книги, но кто её автор и каков жанр произведения, затрудняются ответить. Как же решить эту проблему? Как помочь ребёнку запомнить автора, название, жанр и тему произведения? ( участники делятся своим опытом)

- Я эту проблему решаю приёмом «моделирование обложек»

Приём «Моделирование обложки произведения» (слайд 10,11) происходит при помощи введения системы заместителей (условных обозначений) жанров и  тем произведения.

Заместители вводятся постепенно по мере знакомства с разными жанрами. Дополнительным заместителем служит цвет. Он раскрывает тему произведения.

происходит на каждом уроке при знакомстве с новым произведением.

Работа по моделированию обложки организуется следующим образом: у каждого ребёнка на столе находится четверть альбомного листа. Дети кладут его вертикально и слушают произведение, которое читает учитель, при этом не называя произведения. Затем учащиеся определяют жанр и тему произведения и при помощи «заместителей» составляют модель.

- Вот и мы  все вместе составим модель обложки произведения.

1 группа: автор произведения

2 группа: заголовок произведения

3 группа: жанр произведения

4 группа: тема произведения

Участники по-очереди выходят к доске и приклеивают карточки на плакат.

VI. Рефлексия. (слайд 12)

  1. Согласны ли Вы с утверждением, что одним из путей развития читательской грамотности является стратегический подход к обучению смысловому чтению? Какие приёмы смыслового чтения являются наиболее эффективными не только для формирования читательской компетенции, но и повышения качества обучения? (обсуждение)
  2. В своей работе я…
  3. Хотелось бы пожелать…

Закончить нашу встречу в «методической мастерской» я хочу словами К.Д.Ушинского: Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.