урок обучения грамоте в 1 классе "Алфавит. Значение алфавита" (программа 2100)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Аширова Людмила Петровна

Данный  урок  представляет интерес для учащихся тем, что проведён в нестандартной форме - создание проекта - ПАСПОРТА для алфавита. Первоклашки с удовольствием работают в группе и постредстлвом игры создают проект алфавита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Таёжный

Урок обучения грамоте в 1 классе

по теме «Алфавит. Значение алфавита».

Учитель:  Аширова  Людмила  Петровна

Урок обучения грамоте по теме     «Алфавит. Значение алфавита» (1 класс)

Тип урока: комбинированный -  открытие нового знания и формирование УУД

Цель: Познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение.

Планируемые результаты – формируемые УУД

  1. Личностные:    * Понимать причины успеха в учебной деятельности;

* Осваивать социальную роль  обучающегося;

* Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

  1. Регулятивные:      * Формировать  умения в сотрудничестве с учителем планировать

свои действия  в соответствии с поставленной задачей;

                                 *Формирование умений поведенческого самоконтроля.                                          

  1. Познавательные:  * формирование  умения обобщать, строить рассуждения под

 руководством учителя.

  1. Коммуникативные: * Формирование умений строить понятные для  окружающих

Высказывания, в том числе с помощью наводящих вопросов;

   *Формирование умений формулировать собственное мнение.

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД  -       * Научиться правильно называть буквы в алфавитном порядке;                                                 *Применять знания алфавита  при выполнении практических заданий.

Межпредметные  связи:       Письмо, русский язык, история.

Ресурсы:  1.Электронная презентация (самостоятельно составленная);

                  2.Карточки – буквы;

                  3.Листы для составления паспорта;

4.Карточки с изображением подснежников;

5 Раздаточный материал- алфавит;

6 Орфографический словарь;

7 Письмо от алфавита.

8 Схемы формируемых УУД

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя и  обучающихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

СЛАЙД № 1

  1. Учитель: Девиз нашего урока «С малой удачи начинается большой успех»

                Как вы это понимаете?

Ученики: дают собственные комментарии.

Личностные УУД

(Понимать причины успеха в учебной деятельности;)

2

Актуализация знаний

2.Учитель: Ребята, сегодня у нас последний урок  с нашей учебной книгой – Букварём. Букварь нас многому научил. Чему же? (Ответы детей)

- А почему  наш умный друг Букварь загрустил?» (слайд № 2)

Давайте спросим у нашего умного дядюшки Филина.

Ой, да здесь письмо какое –то.

Коммуникативные УУД

(Формирование умений строить понятные для  окружающих высказывания,  в том числе с помощью наводящих вопросов)

3

Постановка учебной задачи

3.Дети читают письмо:

Ребята, меня хотят  разлучить с другом. Злой волшебник ТИВАФЛА преградил ему путь –дорогу ко мне, Букварю, унёс его  далеко в своё царство. И не выпустит моего друга до тех пор, пока он не покажет пропуск – ПАСПОРТ. Но дело в том, что мой друг потерял свой паспорт. Наверное, мы теперь никогда не увидимся с моим другом.

(Объясняем значение слова «ПАСПОРТ»)

Дети: А кто же твой друг, Букварь?

4.Учитель:  Имя его зашифровано, прочитайте. (СЛАЙД № 3)

Дети: АЛФАВИТ. (слайд № 4)

Слайд № 5 – Жил Алфавит в своём городе Алфавитске и горя не знал.

Кто же жители этого города?    (буквы)

Учитель: так что же, ребята,  выручим  друзей, поможем им встретиться?

А что для этого нам нужно будет сделать?

Дети :  ПАСПОРТ.

Коммуникативные УУД+ Регулятивные УУД

(Формирование умений поведенческого самоконтроля)                                          

4

Формирование УУД

Слайд № 7

5.Из каких сведений будет состоять ПАСПОРТ Алфавита?

(фамилия, имя, отчество, место рождения, год рождения, особые сведения,

важные сведения)

6Учитель: Откуда появилось имя алфавита. Оказывается – из букв древней Греции

(альфа +  вита= АЛФАВИТ)

А у нас на Руси  первые буквы назывались АЗ + БУКи = АЗБУКА. (СЛАЙД № 8)

Ребята, а что означает слово «Азбука»? «Алфавит»?  Эти слова имеют одинаковое значение – братья – близнецы. (Маша – Мария)

Слайд № 9

В 863 г. – священнослужители – монахи Кирилл и Мефодий  создали  славянскую  азбуку, которая состояла их 43 букв. С тех пор на Руси появилась письменность.

А этим людям по сей день в знак благодарности изготавливают памятники, скульптуры.

Слайд № 10 + 11

В 1711 г. появился церковнославянский алфавит – 42 буквы. Большую роль сыграл Петр первый.

В 1918 г. появился русский алфавит из 33 букв.

Ребята, что мы из представленной информации можем записать в паспорт АЛФАВИТА?

Дети: 2 человека – заполняют паспортные данные АЛФАВИТА, СЛАЙД № 12.

Остальные читают на экране: Самый длинный алфавит в мире – у абазинцев, народов, живущих на Кавказе – 71 буква.

Самый короткий алфавит – у финнов и итальянцев- 21 буква.

Регулятивные УУД

(Формировать  умения в сотрудничестве с учителем планировать свои действия

в соответствии с поставленной задачей)

Познавательные

(формирование  умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя).

5

ФИЗМИНУТКА

6.Песенка про АЛФАВИТ( с  видеопрезентацией)

6

Формирование УУД

Продолжаем заполнять ОСОБЫЕ СВЕДЕНИЯ АЛФАВИТА:

Слайд № 13

7.Что вы знаете про буквы и звуки Алфавита?

(Гласные, согласные, ударные и безударные, мягкие и твёрдые, звонкие и глухие)

8.Чтение рассказа из Букваря (стр 37) А. Шибаев «Всегда вместе»

- Почему гласные и согласные теперь никогда не разлучаются?

9. Все ли гласные перед нами? (СЛАЙД № 14)

    Особенности гласных (Е, Ё, Ю, Я)

10 Игра «Какие буквы лишние?» (непарные – Р, Л) (СЛАЙД № 15)

              Соединитесь в пары парные согласные (у детей  буквы, дети встают парами)

Дети ищут свою пару.

Регулятивные УУД

(Формировать  умения в сотрудничестве с учителем планировать свои действия

в соответствии с поставленной задачей)

Коммуникативные УУД

(Формирование умений формулировать собственное мнение.)

7

Открытие нового знания

11. Значение АЛФАВИТА

Практическая работа «Найдите слово «карандаш» в орфографическом словаре;

                                      Найди свою фамилию в журнале

                                      Найди фамилию «Аширов» в телефонном справочнике.

Слайд № 16 –Учитель: Для чего нужен АЛФАВИТ?

Ответы детей

(В алфавитном порядке располагаются фамилии в классном журнале,  слова в словарях  расположены в алфавитном порядке, книги в библиотеке, медицинские карточки, фамилии в телефонных справочниках и т. д. )

СЛАЙД № 17 – дети читают.

Дети заполняют страницу паспорта  «ВАЖНЫЕ СВЕДЕНИЯ»

Коммуникативные УУД

(Формирование умений строить понятные для  окружающих высказывания,  в том числе с помощью наводящих вопросов)

Познавательные

(формирование  умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя).

Предметные УУД

(Применять знания алфавита  при выполнении практических заданий.)

8

Первичное закрепление нового знания

Практическая работа

У каждого на парте – алфавит с нумерацией  букв.

Задание 1

 Найдите, под каким номером буквы начинается ваше имя? Запомните свой номер.

Задание № 2

Ребята, постройтесь  в алфавитном порядке перед нами.

Регулятивные УУД

(Формировать  умения в сотрудничестве с учителем планировать свои действия

в соответствии с поставленной задачей)

Предметные УУД

(Применять знания алфавита  при выполнении практических заданий.)

9

Итог урока

Рефлексия

Работа с карточками – символами

Р           П                  К                    Л

Р -  работать вместе, регулировать, планировать свои действия.

П – Узнали, зачем нужен АЛФАВИТ

       Учились рассуждать

К – учились правильно строить предложения

Л – учились быть учениками, соблюдать правила поведения на уроке.

Коммуникативные УУД

(формирование умения формулировать собственное мнение)

10

Самооценка

Учитель:

СЛАЙД № 18

А теперь, те ребята, которые считают, что поработали на уроке хорошо и помогли друзьям встретиться, они в благодарность для вас прислали корзину с первыми цветами- подснежниками. Возьмите их и подарите тому, кому пожелаете. Но не просто так, а  с пожеланиями на ту букву, которая  сидит в подснежнике.

Цветов с какими буквами не будет? (Ъ и Ь, Ы)

(СЛАЙД № 19)

Регулятивные + личностные УУД

Самоанализ урока  обучения грамоте по теме «Алфавит. Значение АЛФАВИТА»

Учитель: Аширова Людмила Петровна

Тип урока: комбинированный -  открытие нового знания и формирование УУД

Цель: Познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение.

Планируемые результаты – формируемые УУД

  1. Личностные:    * Понимать причины успеха в учебной деятельности;

* Осваивать социальную роль  обучающегося;

* Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

  1. Регулятивные:      * Формировать  умения в сотрудничестве с учителем планировать свои действия

                                   в соответствии с поставленной задачей;

                                 *Формирование умений поведенческого самоконтроля.                                          

  1. Познавательные:  * формирование  умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя.
  2. Коммуникативные: * Формирование умений строить понятные для  окружающих высказывания,

                                     в том числе с помощью наводящих вопросов;

   *Формирование умений формулировать собственное мнение.

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД  -       * Научиться правильно называть буквы в алфавитном порядке;

                                                 *Применять знания алфавита  при выполнении практических заданий.

Межпредметные  связи:       Письмо, русский язык, история.

Это последний урок  обучения грамоте  перед изучением предмета «Литературное чтение».

Урок разработан в соответствии с УМК Программы 2100.

Комбинированный урок формирования УУД и открытия новых знаний  проведён на основе  технологии деятельностного обучения, а также ИК технологии.  Структура урока  соответствует типу. Начало урока и актуализация опорных знаний способствовали  осознанному вхождению в учебный материал.

На этапе открытия новых знаний применила такой метод, как практическая работа, в ходе которой дети выяснили значение АЛФАВИТА. Из технологии деятельностного обучения также применила  приёмы самооценки.

             Учитывая возрастные особенности обучающихся, урок построен в форме  работы над  игровым проектом  – создание ПАСПОРТА АЛФАВИТА. Ребята в игровой форме  обобщили необходимый учебный материал.  Сказочные герои, ребусы, яркие картинки презентации также способствовали  активизации мыслительной деятельности обучающихся и  большей заинтересованности в учебной деятельности.

               В целях релаксации и предупреждения переутомления использовала  музыкальную паузу, которая найдёт своё продолжение на других уроках (русский язык, литературное чтение) и поможет детям также в  ненавязчивой  игровой форме заучить алфавит.

Учитывалась  рациональная организация урока. Частота чередований  видов учебной деятельности соответствует норме. В течение всего урока  большее внимание уделяла коммуникативным навыкам, что объясняется особенностями предмета.

            В 1 классе всегда большое внимание уделяю навыкам самоконтроля поведенческого характера.

  Начало и конец урока запланировала и провела  на высоком эмоциональном уровне.

  Считаю, что выбранные мной  предметные  и универсальные учебные действия  в ходе урока ребята учились формировать  успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

К уроку обучения грамоте " Повторение. Упражнение в чтении и письме" (урок 46) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями по теме: "Ярмарка" к уроку обучения грамоте в 1 классе....

К уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Многоточие". (Урок 47) 1 класс Школа 2100

Презентация к уроку обучения грамоте. Можно использовать для интерактивной доски и мультимедиапроектора....

Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"Тема: Согласные звуки (к), (к), буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.

Конспект урока обучения грамоте. УМК "Школа 2100". Тема: Согласные звуки (к), (к). буква К. Чтение слогов и слов с буквой К....

Учебно-методический комплект к уроку обучения грамоте на тему: "Звуковое значение буквы Ю [й’у] в начале слова и после гласных" (конспект+презентация) - 1 класс

Цели деятельности учителя: познакомить со звковым значение буквы ю [й’у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; формировать навык чтения слов с буквой ю в начале слова и...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Развитие умения выделять корень слова" (ОС "Школа 2100") с использованием технологии продуктивного обучения

Технологическая карта  урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Развитие умения выделять корень слова, наблюдение над написанием однокоренных слов" с использованием технологии продукт...