Открытый урок по теме В. Драгунский "Главные реки"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Доржу Марина Адыг-ооловна

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 КЛАССА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_teme_dragunskiy_glavnye_reki.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Чербинская СОШ

МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Доржу М.А.

Открытый урок   по литературному чтению в 4 «б» классе

Тема: В.Ю. Драгунский  « Главные реки»

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением "Главные реки".

Задачи:

• раскрыть нравственный смысл произведения;

• совершенствовать навык выразительного чтения, пересказа текста, выборочного чтения;

• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;

• учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;

• совершенствовать библиографические навыки;

• закреплять умение самостоятельно работать с книгой;

• развивать читательский интерес.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Ребята, сегодня  у нас  открытый урок. «Открытый» он называется потому, что двери нашего кабинета открыты для всех желающих посмотреть нашу с вами совместную работу. Вот поэтому у нас сегодня так  много гостей.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

-Начинаем урок литературного чтения

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, на слайдах будут выводится иллюстрации к «Сказке о потерянном времени» Евгения Шварца. Вспомните, какому эпизоду сказки они соответствуют.

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

СЛАЙД  3

Как вы думаете, как  теперь будут жить ребята, вернувшие  потерянное время?

СЛАЙД4

На доске рисунки: часы, пожар, Некрасов, карта ( с изображением  реки)

-Предположите, почему именно эти изображения на доске.

- Ребята, вы догадались, о чем будем говорить на уроке?

- Тогда вам еще подсказка – стихотворение:

III. Основная часть урока

  1. СЛАЙД 5
  1. Речевая разминка ( текст напечатан на карточках).

Причина

«Причина»- какое удобное слово!

Оно выручает лентяя любого.

Оно объясняет,

Оно покрывает,

Оно от стыда и позора спасает.

Не сделал,

Забыл,

Тяжело,

Далеко…

Причину найдёшь –

И дыши глубоко!

С совестью мир,

Не запятнана честь…

Чего-то там нет,

Но причина-то есть!

Ребята, ребята,

Вы завтра – мужчины.

Не надо причин!

Не ищите причины!

( В.Викторов)

- Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.

- Прочитайте, начиная шепотом, увеличивая силу голоса.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте выразительно.

 - Во время речевой разминки вы читали стихотворение «Причина». Как вы поняли его смысл?

- А сейчас вы догадались, о чем будем говорить на уроке?

  1. СЛАЙД 6 
  1. - Расшифруйте фамилию автора произведения.

– Мы с вами познакомимся  с произведением В.Ю. Драгунского.

- Какие  произведения этого автора  вы знаете? Чем они вам понравились?

– Что у них общего? Какие они? (о детях, о Денисе Кораблеве)

  1. Биография В. Ю. Драгунского (Выступление Лаврова Владимира. Презентация «Жизнь и творчество В. Ю. Драгунского»)

– И сегодня мы познакомимся еще с одной историей, которая вам тоже чем-то поможет .

  1. СЛАЙД 7. Словарная работа .

- Прочитайте слова, которые вам встретятся в тексте. Подберите к ним синонимы:

Прыть – быстрота, подвижность

Позор- бесчестье, стыд и срамота ( и срам) –позорище

Ловко- проворно, юрко, вертко

Сноровисто- удобно

Примчаться- прибежать, приехать

Вежливый- учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный

Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно

Продекламировать - прочитать

Влепить- поставить, ударить

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

  1. Первичное чтение.

Чтение подготовленными детьми (..) до слов «…и я тебя отпущу», дальше дети читают самостоятельно.

-Совпали ли ваши предположения о содержании?

- Ваши впечатления от прочитанного?

- Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или придти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали, или подсказки были не понятны для вас? Что вы испытывали в тот момент?

  1. Стихи

Мужичок с ноготок ( из стихотворения «Крестьянские дети», 1861г.), (читает Ворсина Анна)

Однажды, в студёную зимнюю пору…

Я из лесу вышел,

Был – сильный мороз,

Гляжу, - поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз

И, шествуя важно, походкою чинной,

Лошадку ведёт под узцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном

В больших руковицах

А сам - с ноготок…

- К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение?

- Помогают ли герою подсказки друзей? Вот к каким нелепым ситуациям приводит медвежья услуга.

– Давайте подумаем, какой же Дениска в произведениях Драгунского и назовём качества, которые могут быть у человека!

(Ответы детей: Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать ( пол лета читал) ,хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый, доводил начатое интересующее его дело до конца, применил полученные теоретические знания на практике – про пожарных…)

– А теперь разберём, какие из них есть у Дениски! (По одному)

ФИЗМИНУТКА

  1. Работа с текстом
  • Стр 19– Давайте вернёмся к произведению и найдём  отрывок,  подходящий к иллюстрации. Найдите и прочитайте.
  • СЛАЙД 8 -У меня есть запись этого произведения, я включу вам отрывок, а вы находите его и продолжаете читать.
  1. Автор рассказа – Виктор Драгунский – взрослый мужчина, взрослый человек, а от чьего имени он написал этот рассказ? Что помогло нам сделать вывод?

Вывод: Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “Я”. Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой. Кто этот герой? И называется такой герой – герой-рассказчик.

- Рассказ Драгунского – это рассказ его героя Дениски. Почему именно такой приём выбрал автор?

- Обратимся к тексту произведения ещё раз.

- К какому жанру относится это литературное произведение? (РАССКАЗ)

- Почему рассказ? ( малое количество героев, одно событие, небольшой объем)

- А как вы думаете над чем заставляет задуматься нас автор?

- Вернемся к названию - вас не смущает, что про главные реки почти ничего не говорится, а произведение получило такое название. Почему?

 - В каком разделе находится это произведение? («Делу время – потехе час»)

- Чем схожи два произведения из этого раздела, которые мы прошли ( «Сказка о потерянном времени» и «Главные реки»)? ( не теряй времени, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня)

- Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего? (начало и конец произведения)

IV. Подведение итогов

Чему вы научились на уроке?

Что нового узнали?

- Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему?

- Что мы узнали о Викторе Драгунском?

- Кто он? (ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ)

- Для кого он пишет (ДЛЯ ДЕТЕЙ)

- О ком его рассказы? ( О ДЕТЯХ)

- Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Виктора Драгунского? Какой бы вопрос вы мне задали?

О чем бы вы хотели, чтобы я вам рассказала еще?

Слайд 10.

V. Домашнее задание:

Выразительное чтение текста по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Моря, озера и реки России» в 4 классе

Данный материал может быть полезен коллегам, работающим по программе "Школа России"....

Открытый урок на тему: "Тема и главная мысль текста. Характеристика героя. Леонид Пантелеев «Честное слово»."

Открытый урок по литературному чтению. Дата:  20.04.2018 г.Учитель начальных классов  МОУ «СОШ № 84» Чувилова Татьяна Анатольевна.УМК «Перспективная начальная школа»....

Открытый урок по теме Спорт. Введение в тему. Формирование навыков устной речи. 7 класс

Открытый урок  на тему Лексико-грамматический практикум. Имя существительноеЗадание для самостоятельной работы7 классНемецкий языкЛексико-грамматический практикум. Имя существительноеБардонова Ан...

урок по теме "Экологические проблемы реки Волга"

урок по теме "Экологические проблемы реки Волга" с презентацией и технологической картой для учахся 3 класса...